Рынок розничной торговли сегодня насыщен коммерческими предприятиями разных форм и уровней обслуживания. Естественно, что розничный торговец, осуществляющий свою деятельность на конкурентном рынке, вынужден вести борьбу сразу по нескольким направлениям. От того, как и с каким поставщиком будет работать продавец, зависит успешный сбыт товара, и, следовательно, как результат - получение прибыли от реализации.
Поэтому тема данного исследования является актуальной.
Объектом исследования является торговая компания ООО «Русский хит & К», предметом – процесс закупки товара.
ООО «Русский хит & К» зарегистрировано в городе Калач-на-Дону, Волгоградской области. Основной вид деятельности – торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах. Целевая аудитория – жители частного сектора г. Калач-на-Дону. Магазин относится к категории магазин «у дома».
На рисунке 1 представлена организационная структура предприятия, где указаны подразделения, состав и взаимодействие между сотрудниками. Предприятие обладает функциональной организационной структурой, когда в подчинении высшего руководителя – директора магазина находятся линейные руководители, отвечающие за снабжение, организацию торговли и ведение бухгалтерии.
Рисунок 1 – Организационная структура предприятия
В магазине установлено 4 компьютера, на одном из них работает товаровед, на втором - экономист и 2 ПК находятся в торговом зале магазина на кассах. К ним подключены сканер штрих-кода; терминал сбора данных; фискальный регистратор; считыватель магнитных карт; электронные весы; дисплей покупателя.
На предприятии установлена система учёта товарооборота С Маркет, в которую входит одно операторское рабочее место - прием товара и 2 кассовых места - продажа товара. В бухгалтерии стоит 1 С: Предприятие и программа работы с отчетами – СПБ контур. Данное ПО работает с единой базой данных и обеспечивает процессы Принятия и учета товара на складе, реализации товара и инвентаризации.
Для выявления проблемных областей была сформирована укрупненная схема рассматриваемого процесса, в виде VAD диаграммы, на которой выделены проблемные области рассматриваемого бизнес-процесса (рисунок 2). Такой областью является процесс закупки товара. В настоящее время товар практически полностью закупается в Волгограде на оптовой базе, хотя можно приобретать многие овощи, фрукты, мясо, рыбу у местных товаропроизводителей.
Рисунок 2 - Проблемные области магазина
На рисунке 3 изображен процесс закупки и реализации товара в магазине.
Рисунок 3 – eEPC-диаграмма «Закупка товара»
в магазине «Русский хит & К» «Как есть»
Была рассчитана стоимость выполнения проектных работ «Как есть». По результатам расчетов получаем, что стоимость бизнес-процесса составила 3650,4 руб., в результате чего, годовая стоимость процесса – 186170,4 руб.
Для анализа бизнес-процессов использовались качественные иколичественные методы. В таблице 1 представлен SWOT-анализ рассматриваемого процесса, где среди слабых сторон отмечаются большие затраты на доставку товара, который можно закупать ближе. Вследствие этого происходит рост розничных цен, и, следовательно – потеря клиентов.
Таблица 1 – SWOT-анализ процесса «Закупка товара»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
– опыт и квалификация персонала; – высокое качество выполняемых работ. |
– большие затраты на доставку товара, который можно закупать ближе; – конкуренция со стороны других торговых предприятий. |
Возможность улучшения |
Угрозы ухудшения |
– внедрение БД потенциальных поставщиков продовольственных товаров. |
– потеря клиентов; – рост розничных цен. |
В таблице 2 приведены показатели оценки бизнес-процесса «Закупка товара» «КАК ЕСТЬ», на основании которых были рассчитаны коэффициенты показателей эффективности бизнес-процессов «Как есть» (таблица 3).
Таблица 2 – Количественные показатели оценки бизнес-процесса
«Закупка товара» «КАК ЕСТЬ»
Параметр бизнес-процессов |
Количественное значение |
1 |
2 |
Количество уровней бизнес-процессов |
6 |
Количество экземпляров бизнес-процессов |
6 |
Количество разрывов процессов в экземплярах бизнес-процессов |
5 |
1 |
2 |
Количество классов бизнес-процессов |
1 |
Число собственников бизнес-процессов |
5 |
Количество использованных ресурсов в бизнес-процессе |
5 |
Количество «выходов» в экземплярах бизнес-процессов |
6 |
Количество регламентирующей нормативной документации |
3 |
Таблица 3 – Расчет коэффициентов показателей эффективности бизнес-процесса «КАК ЕСТЬ»
Показатели эффективности бизнес-процессов |
Вид коэф-та |
Формулы расчета коэффициентов |
Нормативное значение коэффициента |
Полученное значение коэффициента |
Сложность |
kсл |
kсл=ΣПур/ΣПэкз |
kсл≤0,66 |
1 |
Процессность |
kпр |
kпр=ΣПраз/ΣПкп |
kпр<1 |
5 |
Контролируемость |
kотв |
kотв=СП/ΣПкп |
kотв=1 |
5 |
Ресурсоемкость |
kр |
kр=Р/ΣПвых |
kр<1 |
0,83 |
Регулируемость |
kрег |
kрег=ΣПрег/ΣПкп |
kрег≥1 |
3 |
Итого |
14,83 |
В результате проведенных расчетов получаем сумму коэффициентов равную 14,83, что не соответствует нормативному значению. Исходя из этого, делаем вывод о неэффективности модели бизнес-процесса, т.к. он является проблемным.
Так как процесс нуждается в реорганизации, рассмотрим, что для этого можно выполнить.
Предлагается докупить конфигурацию 1С: Розница и отладить ее под нужды пользователя. Пользователю предоставляется возможность определения потребностей в товарах и формирование документов «Заказ поставщику» и «Заказ на перемещение между магазинами». Конфигурация поддерживает закупку товара непосредственно у поставщиков. Кроме того есть возможность помещать в БД программы прайсы поставщиков.
Рисунок 4 – eEPC-диаграмма бизнес-процесса «Закупка товара» «Как будет»
На рисунке 4 представленаEPC-диаграмма процесса закупки товара «Как будет», где предлагается помимо старого способа закупки, обращаться непосредственно к поставщикам, договариваясь с ними о доставке продукции силами поставщика.
Из расчета коэффициентов показателей эффективности бизнес-процесса «Заказ товара» видно, что процесс является ресурсоемким и имеет низкий показатель регулируемости (таблица 4). В итоге получаем, что анализируемый процесс является сложным и отвечает требованиям процессной модели.
Таблица 4 – Расчет коэффициентов показателей эффективности бизнес-процесса «Закупка товара» «Как будет»
Показатели эффективности бизнес-процессов |
Вид коэффициента |
Формулы расчета коэффициентов |
Нормативное значение |
Полученное значение коэффициента |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сложность |
kсл |
kсл=ΣПур/ΣПэкз |
kсл≤0,66 |
1 |
Процессность |
kпр |
kпр=ΣПраз/ΣПкп |
kпр<1 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Контролируемость |
kотв |
kотв=СП/ΣПкп |
kотв=1 |
4 |
Ресурсоемкость |
kр |
kр=Р/ΣПвых |
kр<1 |
0,43 |
Регулируемость |
kрег |
kрег=ΣПрег/ΣПкп |
kрег≥1 |
3 |
Итого |
17,43 |
Сравнивая стоимость бизнес-процесса старую и проученную вследствие реорганизации делаем вывод, что стоимость процесса снизилась на 26874,1 руб. в год или на 2239,5 руб. в месяц.
Планирование намеченных работ нагляднее всего проиллюстрировать с помощью диаграммы Ганта (рисунок 5).
Рисунок 5 – Диаграмма Ганта в Microsoft Project 2010
На разработку проекта отводится 21 календарный день. Весь процесс разбит на семь этапов. Этапы включают в себя постановку целей и задач, изучение предметной области, обоснование необходимости закупки ПО, закупку ПО, ее установку и настройку, наполнение новой базы данными о поставщиках и обучение работе с программой персонала магазина. Таким образом общая стоимость всех выполненных работ составит 31080 руб.
Наиболее популярным программным средством для разработки бизнес-планов является Project Expert, который и был использован для подготовки бизнес-плана. Цель проекта:
Создать базу данных потенциальных поставщиков для обеспечения магазина «Русский хит & К» более дешевыми и качественными продуктами местных товаропроизводителей.
В результате:
магазин будет иметь возможность иметь на прилавке всегда свежую и качественную продукцию по более низким ценам;
появится возможность избежать перебоев с обеспечением магазина товарами;
б олее низкие цены и высокое качество привлекут покупателей, и следовательно повысят эффективность продаж.
Так как в процессе закупки товара и обслуживания клиентов на данном предприятии в товарообороте находятся достаточно большие активы, то эффект от внедрения нового программного продукта был рассчитан на средства, полученные за счет прибавки в объемах реализации продукции (таблица 5).
5 – Прибыли-убытки, руб.
Строка |
12.2019 |
01.2020 |
1 |
2 |
3 |
Валовый объем продаж |
675633,78 |
|
Чистый объем продаж |
675633,78 |
|
Валовая прибыль |
307741,23 |
|
Суммарные постоянные издержки |
367892,55 |
|
Прибыль до выплаты налога |
307741,23 |
|
Налогооблагаемая прибыль |
307505,77 |
|
Налог на прибыль |
61501,15 |
|
Чистая прибыль |
246240,07 |
На основании проведенных расчетов получено, что срок окупаемости проекта составляет 2 месяца, индекс прибыльности больше 1 в 6 раз, что говорит о целесообразности создания рассматриваемого проекта.
Чистый дисконтированный доход за все время реализации проекта составил 18938 руб., что свидетельствует о превышении дисконтированного чистого денежного потока проекта над инвестициями и говорит о целесообразности принятия решения о финансировании и реализации проекта.
Значение индекса доходности составляет 3,46, т.е. на каждый инвестированный рубль проект приносит прибыль в размере 3,46 рублей.
По итогам проведенного и на основании полученных была доказана эффективность, а, следовательно, и создания .