Сибирский тракт: история и политика - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Сибирский тракт: история и политика

Грибанова Д.О. 1
1Российский университет транспорта (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сибирский тракт- это старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Общая протяженность пути составляла по разным подсчетам примерно 9500 км(от 8332 до 8839 вёрст). Тракт был не только важной артерией в реализации государственной политики и основной коммуникацией Сибири, он оказывал влияние на жизнь и нрав притрактового населения. Процессы, происходившие в трактовых селениях, влияли на общую картину социальных изменений в Сибири, на хозяйственную деятельность населения и на экономику региона. В некоторых районах цены на корма, сено полностью зависели от количества перевозок по тракту. Тракт послужил оживлению жизни в деревнях, находящихся вблизи от него. Более того, к концу 80-х гг. XIX в. общий уровень жизни и достатка притрактовых крестьян и жителей поселков, значительно превосходил экономическое благосостояние крестьян средней полосы России. Существовало несколько крупных сельских ярмарок — Ирбитская, Макарьевская. В Сибирь везли муку, крупу, толокно, ткани, оружие, боеприпасы .из Сибири – пушнину, серебро,редкую рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо. Тракт способствовал культурному развитию и обмену, по нему везли книги. По сибирскому тракту проходили торговые пути из Европы в Китай и обратно

Необходимость создания На протяжении довольно долгого периода дорога между европейской частью России и Сибирью осуществлялось только по раздельным речным путям. Связано это было с отсутствием дорог. В 1689 году между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор, благодаря которому между странами стали впервые возможны официальные отношения. Кроме того, соглашение открыло путь разнообразным торговым отношениям, что вызвало потребность в создании транспортного коридора между государствами. Точную дату начала строительства Московско-Сибирского тракта назвать невозможно, поскольку отдельные его участки возводились и осваивались в разное время. Есть несколько мнений о том, с чего началось строительство тракта. Часть исследователей связывает начало строительства дороги с подписанием 27 августа1689 года первого русско-китайского (Нерчинского) договора, положившего начало официальным отношениям между Россией и Китаем. 12 (22) ноября 1689 был оглашен царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, но в течение 40 лет работа так и не начиналась. Только в апреле 1733 года по указу царствующей императрицы Анны Иоанновны приступили к строительству Московского тракта
Почтовое сообщение. Помимо налаживания связей с Китаем, Сибирский тракт был необходим России еще для одной цели. Без этого сухопутного маршрута невозможно было организовать государственную почтовую службу. Строительство дороги уже в скором времени оправдало все ожидания правительства. Так, если в 1724 г. почтовые отправления из Москвы в Тобольск перевозились всего один раз в течение месяца, то уже в 1734 г. – еженедельно, а спустя два десятка лет – через каждые три-четыре дня.По распоряжению Витуса Беринга, Плаутина и Баскакова были заложены и поставлены верстовые столбы. От Тобольска тракт направлялся к Таре. В 1744 г. на этом участке было учреждено 20 почтовых станций. Доставка отправлений при этом осуществлялась ямщиками или крестьянами.

Освоение территории. Сибирский тракт стал основной причиной заселения ранее малообжитых мест. Правительство возводило дорогу способом принудительной колонизации. Сибирский тракт – это местность, куда из европейских регионов России переселяли ямщиков. Кроме того, сюда сгоняли ссыльных крестьян, которых помещики сдавали в зачет рекрутов. Обживали эти территории и вольные переселенцы. Они приезжали из разных районов Сибири и России. По мере развития сухопутного маршрута рос и приток в эти места переселенцев. Постепенно данные территории стали в Сибири наиболее обжитыми. Люди, переселившиеся сюда, имели правительственные льготы. На два года они были освобождены от всех существующих в те времена повинностей, кроме подушной. Когда Сибирский тракт был окончательно построен, на крестьян из притрактовых деревень и сел правительством были возложены дополнительные обязанности по содержанию переправ и мостов, провозки военных и т. д.

Кандальный путь (в народе "великий кандальный путь" или "дорога слез и горя" . Сибирский тракт – сухопутный маршрут, где помимо множества почтовых станций через каждые 25-40 верст находились этапы. Первые из них были построены в двадцатых годах 19 в. Согласно административной реформе, арестантские партии следовали по своему пути, разбитому на 61 этап. Распорядок движения заключенных по Сибирскому тракту регламентировался специальным документом. Это был «Устав об этапах». В нем были расписаны основные правила обустройства тюрем, порядок перемещения ссыльных партий и т. д. Сибирский тракт – это где заключенные после двух дней пути по маршруту могли отдохнуть в пересыльной тюрьме. Иногда в пути следования арестант мог заболеть или умереть. Тогда его труп клали на подводу и продолжали везти следом до очередного этапа. Именно отсюда и родилась поговорка: «Доставить живого или мертвого». За период с 1783 по 1883 гг. по маршруту Сибирского тракта прошло приблизительно 1,5 млн. заключенных. Были среди них и политические бунтари. Например, в 90-х годах 18 в. по этой дороге дважды доставляли А.Н. Радищева, являвшего основоположником отечественного самиздата.

Торговый путь. Построенный из Москвы до Китая тракт оживил не только международные, но и внутренние экономические отношения. На протяжении этого сухопутного маршрута действовали крупные ярмарки - Макарьевская и Ирбитская. Также благодаря тракту осуществлялись постоянные обмены товарами между разными регионами. Например, в Казанской губернии появились богатые баи, которые открывали неподалеку от дороги свои фабрики. Благодаря Сибирскому тракту расширились экономические связи между Россией и Китаем. По этой дороге за границу доставлялась кожа и пушнина, серебро и масло, кедровые орехи и редкая рыба, гусиное мясо и многое другое. Также пользовались Сибирским трактом Голландия, Англия и Франция. По этому маршруту они транспортировали в Китай свои товары. Стоит сказать и о том, что обозы тянулись по Сибирскому тракту непрерывной цепью в течение всего года. Появление транспортного коридора способствовало созданию в стране трех больших оружейных заводов. В их списке Пермский пушечный, Ижевский оружейный и Казанский пороховой. Свою продукцию они переправляли по тракту в центр Российского государства. Восточную часть сухопутного маршрута, находящуюся в Сибири, называют «Великим чайным путем». По нему шли караваны, доставлявшие из Китая чай. В России в конце 18 в. даже появилась новая компания «Перлов с сыновьями». Она торговала чаем, доставляя его во все регионы империи.

Состояние дороги. Путешествовать по Сибирскому тракту было крайне тяжело. Дело в том, что состояние всей дороги находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Описание местности Сибирского тракта встречается в воспоминаниях некоторых путешественников. По их рассказам этот путь местами выглядел как пашня, нарезанная продольными бороздами. Это значительно замедляло передвижение, в связи с чем расстояние в тридцать верст можно было преодолеть лишь за 7-8 часов. Восточнее Томска тракт проходил по холмистой местности, но также был в крайне неудовлетворительном состоянии. Оно также вызывало нарекания со стороны путешественников, число которых постоянно возрастало. Тем не менее, несмотря на такое положение дел, дорога на протяжении тысячи километров была средством для надежного и дешевого сообщения. Поначалу ее выделяли лишь верстовые столбы, переправы, проходящие через горы и реки, гати и перелески. Затем Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы. Деревья располагались друг от друга на расстоянии 2 м 84 см (четыре аршина), защищая дорогу от снежных заносов и не позволяя путникам сбиться с пути в непогоду.

Путешественники о Сибирском тракте.

Американский исследователь Дж. Кеннан, путешествующий по Сибири в 60-80-х гг. XIX в., писал: «Пожалуй в целом мире не найдется другого так хорошо и широко организованного способа доставки пассажиров на лошадях, как казённая почта в России. Вся империя покрыта сетью почтовых дорог. Вы можете уложить свои чемоданы в Нижнем Новгороде, взять из почтовой конторы пoдорожную и можете ехать в Петропавловскую Камчатку с полной уверенностью, что на всём пути вас будут ждать лошади, олени, собаки, готовые везти вас день и ночь к месту вашего назначения» Организация дорожных и почтовых перевозок в России отличалась от западноевропейской, где почтовая карета- дилижанс выходила постоянно из определенного места в определенный час. В России же перевозка почты не совпадала с перевозкой пассажиров. «Пошлите свою подорожную на ближайшую почтовую станцию и через час вы будете, ехать со скоростью 10 верст в час, находя на каждой станции свежую смену лошадей»

Чехов отозвался как о «самой большой и, кажется, самой безобразной дороге в мире» через Ишим на Томск. «К вечеру лужи и дорога начинают мёрзнуть, а ночью совсем мороз, хоть доху надевай... Бррр! Тряско, потому что грязь обращается в кочки. Выворачивает душу... К рассвету страшно утомляешься от холода, тряски и колокольчиков; страстно хочется тепла и постели...»

Так о путешествии по тракту упоминается во второй части романа «Робинзон Крузо», Даниэля Дэфо. «Что за убийственная дорога! Еле-еле дополз до Красноярска и два раза починял свою повозку; лопнул сначала курок – железная, вертикально стоящая штука, соединяющая передок повозки с осью; потом сломался под передком так называемый круг. Никогда в жизни не видывал такой дороги, такого колоссального распутья и такой ужасной, запущенной дороги. Буду писать о её безобразиях в «Новом времени»...» Воспоминаний современников, русских и иностранцев, путешествовавших по сибирскому тракту, было немало. Обычно повторялось, что «дороги здесь ужасные», но при этом за протяженность тракта (почти вся Россия!) и скорость доставки эту же дорогу прозвали «восьмым чудом света». Образ этого «чуда» проникал и в сочинения писателей, никогда в Сибири не бывавших.

Тракт в наши дни. Московско-Сибирский сухопутный маршрут имел огромное государственное значение на протяжении практически полутора веков. Однако после открытия в 1840 годы пароходного речного движения, а также прокладки в 1890 г. в этих краях железной дороги, его использование стало осуществляться в меньших масштабах. Экономический рост России увеличил транспортные потребности страны. Это привело к решению о начале строительства Транссибирской магистрали. После его завершения в 1903 г. медленная караванная торговля перешла на новые рельсы. бывший Сибирский тракт практически полностью реконструирован и на сегодняшний день является магистралью высшей категории.

Заключение.

Московско-Сибирский тракт был самой длинной в мире сухопутной дорогой, но при всей своей длине это был наиболее короткий путь, связавший восточные окраины Российского государства с центром. Благодаря тракту ускорилось заселение Сибири и Дальнего Востока переселенцами из центральных губерний России, что способствовало развитию экономики региона. Большую роль в развитии образования и культуры сыграли ссыльные дворяне и разночинцы. Транспортные потребности страны росли, и следствием этого стало строительство Транссибирской магистрали, завершившееся в 1903 году. Это положило конец медленной караванной торговле. С этого момента дорога, имевшая транзитное значение, становится путём, обслуживающим, главным образом, потребности местного населения. Начинают формироваться подъездные пути к железной дороге, и извозный промысел продолжает развиваться на этих путях. Кроме того крестьянские хозяйства начинают ориентироваться на выпуск продукции, имеющей спрос в Европейской части России и Европе. Московско-Сибирский (Большой Сибирский) тракт имел огромное значение в истории Российского государства, являясь мощным рычагом экономического освоения просторов Сибири и Дальнего Востока. Как «восьмое чудо света» остался он и в воспоминаниях путешественников и в народном фольклоре.

Выводы

1.Развитие почтовых и грузовых перевозок являлось мощным стимулом развития торговли, сельского хозяйства и промышленности Сибири и Дальнего Востока, одновременно совершенствуя систему централизованного управления регионом.

2.Поток ссыльных по Московско-Сибирскому тракту ускорил заселение региона, оказав воздействие также на его экономическое развитие. Практика перевода на поселения после каторги и ссылки дворян и разночинцев способствовала развитию культуры, образования, введения новых методов ведения хозяйства.

3.Большая известность Московско-Сибирского тракта в России и других странах отразилась в воспоминаниях ссыльных, ученых, и писателей, по своей или чужой воле путешествующих в Сибирь. Образ главной транспортной артерии России складывался из представлений как о «восьмом чуде света», так и об «убийственных дорогах»

Просмотров работы: 133