Учебно-методическая работа в транспортных вузах в 1920-1930-е гг. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Учебно-методическая работа в транспортных вузах в 1920-1930-е гг.

Исаев С.-М.Х. 1
1Российский университет транспорта (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 1920-е годы в высшей школе начались реформы методов обучения с целью ускоренной подготовки из пролетарской молодёжи специалистов с высшим образованием. Это был длительный процесс поисков. В связи со слабыми знаниями значительной части абитуриентов в институтах и на крупных предприятиях создавались подготовительные курсы для поступления в транспортные вузы. В частности, в Брянске на таких курсах занятия проводились в течение двух лет. Изучались математика, русский язык, физика, химия, естествознание, черчение и рисование. Учащиеся пользовались льготным питанием, имели сокращённый рабочий день.

В вузах пересматривали учебные планы и программы с целью устранения многопредметности. На общетеоретические и общетехнические дисциплины стали выделять до 70 % от общего количества часов. Срок обучения сокращался до четырёх лет.

В 1928 г. вместо предметной ввели курсовую систему, устанавливавшую жёсткие сроки перехода с курса на курс. Тогда же стали применять так называемый бригадно-лабораторный метод обучения. Суть его состояла в том, что знания студентов оценивались в основном по ответам бригадира. Однако при этом нерадивым и слабо подготовленным студентам легко было спрятаться за спины добросовестных товарищей. На какое-то время этот метод вытеснил лекционно-практическую систему преподавания. Как показала жизнь, бригадно-лабораторный метод нанёс ущерб качеству подготовки специалистов и в начале 30-х годов был отменён. Экзамены стали проводиться не в любое время учебного года, а только в весеннюю и зимнюю экзаменационные сессии. Знания студентов оценивались сначала по 5-балльной (от 1 до 5), а затем по 4-балльной системе: «отлично», «хорошо», «посредственно», «неудовлетворительно».

В транспортных вузах стали уделять больше внимания совершенствованию всех видов учебных занятий. Прежде всего это коснулось методики курсового проектирования. Одним из новшеств явилось введение профессором Г. П. Передерием обязательного составления студентами вариантов проектного решения и сравнение их по технико-экономическим показателям с подробной разработкой наиболее рационального варианта. Студент защищал перед преподавателем принятый вариант. Для этого предстояло основательно изучить приёмы решения задач по учебным пособиям, альбомам и другим материалам. Такой опыт разработки и защиты курсовых проектов получил распространение во всех вузах железнодорожного транспорта. На выполнение курсовых проектов предусматривались 1—2 дня в неделю для самостоятельной работы студентов старших курсов.

Большое значение придавалось лекторскому мастерству преподавателей. Видный учёный и педагог профессор Н. М. Беляев писал: «…Новый характер знаний требует и новых методов их сообщения». Он считал, что знания, передаваемые студентам на лекциях, должны быть не строго академическими, а крепко связанными с практикой; «…ни одной лекции, ни одного занятия со студентами нельзя проводить без предварительной подготовки». Н. М. Беляев отмечал: «При этой подготовке я просматриваю свои старые конспекты, учебники и заметки по текущей литературе, обдумываю план изложения. Затем составляю заново краткий конспект, который имею всегда с собой на лекции. Если необходимо дать решение задачи или числового примера, то проделываю дома все вычисления до конца. Конечно, читая лекцию, я не придерживаюсь конспекта буквально, но работа по его составлению имеет большое значение для высококачественного изложения лекций».

Талантливый педагог профессор МИИТа Н. Т. Митюшин призывал студентов не увлекаться механической записью. Он говорил: «Без вашей вдумчивой самостоятельной работы, а она должна быть во время лекции, будет только плохой конспект и затем — весьма дрянной путеец».

Примером образности языка лектора, способствующей воспитанию у студентов любви к специальности, — служили лекции профессора А. В. Ливеровского. В одной из них — вводной, он говорил: «Трудно с чем-либо сравнить то удовлетворение, которое даёт строителю его созидательная работа. Что может быть радостнее, чем видеть, как где-то в глухой тайге, в пустынной, безлюдной, бездорожной местности, изо дня в день растут насыпи, углубляются выемки, расступаются горы, давая проход рельсовому пути, смиряются бурные потоки, осёдланные красивыми мостами, и многоводные величественные реки подчиняются всепокоряющему человеческому уму, заставляющему их послушно течь в предначертанные для них отверстия с указанной для них скоростью. А вокруг, на пустом месте, возникают копи, рудники, новые заводы, фабрики, селения, развивается новая жизнь. Тайга отступает, болота высыхают, земля раскрывает свои недра и покорно отдаёт скрытые сокровища, пустыни оживают… Воображаемое становится действительностью. Есть из-за чего работать. Есть ради чего учиться».

Состояние производственной практики студентов также требовало перестройки и, в частности, отказа от поверхностного, «экскурсионного» её характера. Профессор Н. П. Пузыревский считал, что студент на практике должен делать то, «что нужно для производства. Он должен быть не гостем на производстве, а органически с ним связан». Практику стали проводить непосредственно на железных дорогах. Студенты, последовательно переходя с курса на курс, трудились вначале рабочими, а затем на должностях среднего командного состава. Профессор Б. Н. Веденисов советовал студентам: не стесняясь обращаться за опытом к знающим и высококвалифицированным рабочим, чтобы избежать серьёзных ошибок. Он говорил, что окончил два института, но главную свою академию прошёл у рабочих.

При дипломном проектировании всё больше проявлялась тенденция к учёту запросов отрасли. Часть студентов стала разрабатывать реальные дипломные проекты. В ведущих транспортных вузах некоторые дипломники защищали проекты на одном из иностранных языков. Так, в 1936 г. в ЛИИЖТе 38 студентов показали на защите основательные знания не только специальности, но и иностранного языка.

Существенную роль в углублении знаний студентов играло привлечение их к научно-исследовательской работе кафедр. Развитие творческих навыков молодёжи стало одной из задач профессорско-преподавательского состава. Профессор Г. П. Передерий неоднократно подчёркивал, что творческая способность есть самая драгоценная способность человека, ей он обязан всей своей техникой, наукой и культурой. Этой способностью природа наделяет разных людей в разной степени, но никого не лишает её. Правильной постановкой преподавания школа может пробудить и развить эту способность, дать толчок к дальнейшему росту и продуктивному проявлению в жизни.

Заслуживает внимания и высказывание академика Е. О. Патона, обращённое к студентам: «Если вы полюбите труд и научитесь учиться, то вы всегда достигнете успехов на своем инженерном пути. Но пуще всего бойтесь лёгких дорог».

Сотни способных студентов занимались в научно-технических кружках, созданных в середине 20-х годов в ЛИИПСе, МИИТе, а позднее и в других транспортных вузах. В годы первой пятилетки получили развитие лабораторная база, мастерские, библиотеки. В ДИИТе, например, в 30-х годах имелись 24 хорошо оборудованные учебные лаборатории и динамометрический вагон для научных и учебных целей. В САзИИТе в 1933—1936 гг. построили новое здание института, два студенческих общежития, жилой дом для преподавателей и сотрудников. В ЛИИЖТе было создано 16 новых лабораторий, в том числе техники высоких напряжений, электросварки, автоматики и телемеханики.

Перестройка образования требовала обеспечения студентов учебниками, являющимися фундаментом основных знаний. Учебная литература стала издаваться большими тиражами «Трансжелдориздатом» и в самих вузах. Следует отметить классический учебник профессора Н. М. Беляева «Сопротивление материалов», трёхтомник «Изыскания, проектирование и постройка железных дорог» под редакцией профессора Д. Д. Бизюкина, книги профессора С. Д. Карейши по станциям и узлам. Заметно выросли фонды учебных библиотек вузов транспорта. Только в ХабИИЖТе с 1939 по 1944 г. количество экземпляров книг увеличилось с 8,7 тыс. до 83 тыс.

В рассматриваемый период жизнь студентов была нелёгкой. Многие испытывали материальную нужду, наряду с учёбой приходилось работать. Несмотря на это студенческая пора оставалась интересной и яркой. Вышедшая из рабоче-крестьянской среды молодёжь стремилась не только получить необходимые знания по специальности, но и повысить культурный уровень. Студенты даже брали на себя социалистические обязательства, в которые включали пункты: «…а) читать художественную литературу (1 книгу в месяц); б) посещать театр (1 раз в месяц); в) смотреть кинофильмы (3 раза в месяц)».

При вузах создавались кружки художественной самодеятельности, университеты культуры, спортивно-технические секции. Например, в ЛИИЖТе в 1934 г. открыли студенческий клуб «Ударник», пользовавшийся большой популярностью в городе. В клубе выступали известные деятели театра, кино, поэты и музыканты, среди которых были: 3. Н. Райх, А. А. Прокофьев, В. Э. Мейерхольд, М. И. Царёв, Н. А. Малько и другие. Широкое распространение получили кружки по овладению спортивным и военным мастерством. Студенты участвовали во всесоюзных спортивных соревнованиях, а в вузах — между факультетами, помогали строить стадионы и спортивные городки.

Многие студенты проявили себя на ниве печатного слова — готовили стенные газеты, участвовали в выпуске многотиражек. В молодёжных клубах проводились литературные вечера и диспуты, выступали самодеятельные поэты, вокалисты, оркестры и хоры.

Выпускники транспортных вузов не забывали добрых традиций Альма-матер. Учёба в институтах оставила глубокий след и в сердцах инженеров путей сообщения, оказавшихся за рубежом. Тоска по Родине и желание сохранить традиции отечественной инженерной школы побудили бывших питомцев Петербургского института инженеров путей сообщения, разбросанных по всему миру (США, Англия, Франция, Канада, Аргентина, Югославия, Марокко), объединиться в 1930 г. и создать в Нью-Йорке Общество «Собрание инженеров путей сообщения». При обществе основали «Фонд скорой помощи» для материальной поддержки находящихся на пенсии, в отставке и больных. Общество стало выпускать рукописный журнал «Перекличка». Многие ветераны — инженеры путей сообщения, не имея возможности связаться с Родиной, передавали воспоминания о своей деятельности Колумбийскому университету США в «Архив Русской и Восточно-Европейской истории и культуры».

Просмотров работы: 4