ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДЕТСКИХ СТРАХОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Орлинекова О.А. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Одним из приоритетов развития современных воспитания и образования является проблема построения безопасной воспитательной и образовательной среды. Это одна из наиболее актуальных и широко изучаемых в психолого-педагогических науках проблем, так как успешность решения воспитательных, образовательных и развивающих задач зависима от наличия у детей страхов, которые могут препятствовать достижению образовательных целей. В последнее десятилетие отечественные психологи и психотерапевты (А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, М.А. Панфилова, А.Я. Варга, Г.П. Лаврентьева, И.Е. Кулинцова) отмечают рост числа детей с разнообразными страхами [8, 27, 29], что делает исследование психолого-педагогической природы страхов актуальным и практически значимым.

Страх – это одна из основных человеческих эмоций. Он изучался в различных психологических школах и направлениях (У. Джемс, Н. Ланге, К. Изард, Ст. Холл, З. Фрейд и др.). Различные направления и школы психологической науки дают разные определения, классифицируют виды и формы страха по различным критериям, выделяют функции и выявляют причины возникновения. Страхи в определенном возрастном периоде обладают специфическими характеристиками, они связаны с особенностями развития ребенка. Страхи отражают не только возрастные особенности познания, но и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Таким образом, проблема изучения детских страхов очень актуальна в современной психолого-педагогической науке. Знание их характеристик, причин, механизмов возникновения и пр. позволит лучше понять современного ребенка, корректно выстроить воспитательную и образовательную деятельность и спроектировать профилактическую работу, направленную на предупреждение нарушений развития личности.

Отметим также и то, что детские страхи представляют собой неоднородную группу – так, например, страхи дошкольников отличаются от страхов младших школьников. Возрастная и педагогическая психология проблеме страховдетей младшего школьного возраста уделяет особое внимание.В это время изменения претерпевают все сферы жизниребенка, ведущей деятельностью которого становитсяучебная, в связи с этим меняется его социальный статус и обязанности. Подобные перемены оказывают существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка. На современном этапе развития общества, типичными для младшихшкольников все чаще становятся отрицательные эмоциональные состояния тревоги и страха, препятствующиенормальному психическому состоянию и учебной деятельности детей[28].

Цель исследования: исследовать психолого-педагогическую природу детских страхов.

Объект исследования:психолого-педагогическая природа детских страхов.

Предмет исследования: страхи детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить содержание понятия «страх» в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить исследования в области детских страхов, определив их специфику, виды, причины.

3. Определить специфику страхов в младшем школьном возрасте.

4. Организовать и реализовать эмпирическое исследование страхов детей младшего школьного возраста, сделать вывод.

5. Составить психолого-педагогические рекомендации попрофилактике и коррекции учебных страхов детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что младшие школьники обладают повышенной выраженностью страхов, в структуре которых преобладают учебные страхи (страх перед проверкой знаний, страх самовыражения и пр.).

Методами исследования в курсовой работе выступили:

теоретический анализ и обобщение литературы (учебных пособий по =, научных публикаций и пр.), интернет-ресурсов по проблеме психолого-педагогическую природы детских страхов;

эмпирический метод - методика для диагностики школьной тревожности (Филлипса).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы, включающего 33 наименования; в курсовой работе представлены 2 рисунка и 2 таблицы. Объем курсовой работы – 32 страницы.

Глава 1. теоретические основания изучения психолого-педагогической природы страхов детей

1.1 Понятие «страх» в психолого-педагогической литературе

Страх в психолого-педагогической науке является разновидностью эмоций, а также одной из первых детских эмоций в онтогенезе. Представлений о том, как определяется понятие «страх» достаточно много– представим некоторых из них:

А.С. Спиваковская: страх – это специфическое острое эмоциональное состояние; реакцию, которая проявляется в опасной ситуации. Причиной возникновения страха, по мнению исследователя, является конкретная, близкая опасность, которая уже наступила [27];

А.И. Захаров: страх – это «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [8, с. 8];

Ю.Л. Неймер: страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой ситуации [24];

Ф. Риман определяет страх как эмоционально заостренное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх возникает на действие угрожающего стимула [25];

Г.И. Каплан и Б. Сэдок: страх – это защитная реакция на внешние, известные и непротиворечивые опасности;

В. Блейхер и И. Крук понимают под страхом чувство внутренней напряженности», которая связана с реальной опасностью для жизни [4].

К. Изард определяет страх как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для здоровья и/или благополучия [10]. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

Страх является также чувством внутренней напряженности, связанным с ожиданием угрожающих событий. Страх возникает в ситуации угрозы биологическому и социальному существованию человека. В биологической сфере страх включен во врожденные защитные и ориентировочные инстинкты, являясь их эмоциональным компонентом. В социально-психологической сфере страх может возникать по поводу значимых для человека параметров отношений, поведения и деятельности [18].

Эмоция страха отражается на физиологическом состоянии человека: в частности, возникают такие «симптомы»: учащенная и сильная работа сердца; ускоренное дыхание; побледнение кожных покровов; выделение «холодного» пота (поверхность кожи при этом бывает холодной); возникает дрожание всех мышц тела; пересыхание рта; голос начинает срываться, становится хриплым и др. [18]. Также страх воздействует и на течение психических процессов: резкое ухудшение или обострение чувствительности, непонимание сути объясняемого, плохая осознанность восприятия. Исследователями отмечаются различия влияния страха на мыслительные процессы: у одних людей под влиянием страха происходит повышение сообразительности, они концентрируются на поиске выхода из трудного положения, у других под влиянием страха наблюдается ухудшение продуктивности мышления, что проявляется в растерянности и в отсутствии какой-либо логики в словах и поступках. Также отмечаются различия влияния страха на процессы внимания: первый вариант – внимание рассеянное, человеку очень сложно сосредоточиться, или, наоборот, наблюдается сужение сознания и, соответственно, концентрация внимания на одном объекте.

За каждым определением страха стоит та или иная теоретическая концепция и результаты многочисленных исследований, на основе которых получали свое развитие научные направления и были разработаны методы и методики преодоления страхов.

Как мы видим, на сегодняшний момент отсутствует единое понимание страха как эмоционального состояния. Анализ работ психологов, занимавшихся проблематикой эмоций и страха, показал, что сложность четкого определения и понимания, в основном, связаны с положением, в котором пребывала до недавнего времени психология эмоций. Л.С. Выготский писал, что психология эмоций и чувств, пройдя по пути преодоления и классификаций, стала самым скучным разделом психологии [33].

Таким образом, понятие «страх» на сегодняшний момент не имеет единого, общепринятого толкования. Мы под страхом будем понимать реакцию на опасности, реальные или потенциальные, которые грозят физическому или моральному существованию личности. Страхи имеют возрастные особенности, и, ориентируясь на цель и задачи данного курсового исследования, мы рассмотрим проблему детских страхов.

1.2 Исследования в области детских страхов: специфика, виды, причины

В исследованиях страхов уделяют большое внимание изучению детских страхов, поскольку именно дети оказываются им подвержены в большей степени. Исследование детских страхов до сегодняшнего времени строилось, как правило, на анализе содержания объектов и явлений, которые являлись причиной возникновения тревожных неприятных переживаний у детей. Так, например, свои теоретические положения об эмоциональном образе сформулировал А.В. Запорожец. Развитие детей на протяжении дошкольного возраста характеризуется постепенным включением познавательных процессов в структуру эмоциональных реакций. Это детерминирует возникновение «синтетических эмоционально-гностических комплексов» - эмоциональных образов, «которые моделируют смысл определенных ситуаций для субъекта и начинающих регулировать динамическую сторону поведения». Таким образом, у дошкольников формируется страх – это некий эмоциональный образ, в котором отражается объективная действительность, однако это отражение пристрастное, осуществляется с позиций заинтересованной в нем ребенка [9].А.М. Прихожан говорит о том, что детям дошкольного возраста присущ страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ [23].А.И. Захаров пишет, что в возрасте от трех до пяти лет каждый второй из дошкольников имеет страхи сказочных персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий – воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие страхи встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны и в то же время принципиальны. В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка [8].

В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др. подчеркивают, что каждому возрастному периоду соответствует наличие «своих» страхов, которые в случае нормального развития со временем исчезают.Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляцииповедения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл [15].Возраст 5-6 лет считается наиболее наполненным страхами. Дальнейшее поступление ребенка в школу влечет за собой уменьшение количества страхов по причине изменения его статуса, появления новых отношений и новых увлечений [22]. В связи с этим проблеме страхов младших школьников уделяют значительно меньше внимания в сравнении с проблемой страхов дошкольников, и это видится нам большим упущением. Этой проблеме мы посвятим параграф 1.3 данного исследования и эмпирическую главу курсовой работы.

Исследователи предпринимают попытки классифицирования страхов. Так, например, А.И. Захаров выделяет два вида детских страхов (рис. 1) [8]:

Рис. 1. Виды детских страхов (А.И. Захаров)

Помимо выделенных выше страхов А.И. Захаров предлагает и такую типологию страхов: конкретные страхи, символические страхи, устойчивые страхи, внушенные детские страхи [8].Также существует выделение таких видов страха, как ситуативный (возникает в опасной для человека обстановке), и личностно обусловленный страх (предопределен характером человека); а также обычный, возрастной и патологический уровни страха [1]; реальный и невротический страхи; конструктивный и патологический страх; и пр.

Предметом исследования выступают и причины страхов. Так, А.С. Колпакова выделяет такие причины страхов в детском возрасте (таб. 1) [13]:

Таблица 1.

Причины страхов в дошкольном возрасте (А.С. Колпакова)

Причина страха

Характеристика

1

Конкретный случай, пугающий ребенка (укусила собака, поцарапала кошка)

Страхи, детерминированные такой причиной, достаточно легко подаются коррекции. Не всегда такой страх заметен для окружающих, так как существует зависимость его проявления от индивидуальных особенностей характера ребенка (например: медленная переключаемость внимания, мнительность, низкая самооценка, пессимизм и т. д.)

2

Внушенные страхи

Их источник, как правило, - взрослые (родители, родственники, учителя), их непроизвольно-настойчивое предостережение ребенка от опасности. Страх может вызывать даже не опасность или реакция на нее взрослого, а непонятность данной ситуации для ребенка и ощущение тревоги. Вследствие чего страх может возникнуть, а затем зафиксироваться и распространиться на дальнейшее поведение в подобных ситуациях

3

Детская фантазия

Данная причина связана с воображением себе ребенком предмета страха. Например, в детском возрасте многие испытывали страх от темноты, она ассоциировалась с ожившими монстрами и призраками. Реакция ребенка на такие вымыслы может быть разной: одни сразу их забывают, а у других они могут зафиксироваться

4

Внутрисемейные конфликты

Эта причина характеризуется следующим образом: ребенок может бояться оказаться причиной конфликтов между родителями или чувствовать себя виноватым в сложившихся ситуациях

5

Взаимоотношения со сверстниками

Причиной тому могут послужить конфликтные ситуации в детском коллективе

6

Неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку

Страхи дошкольников могут возникнуть при неверно выбранной семейной стратегии воспитания: например, при недостатке внимания родителей (гипоопека), при излишней внимательности (гиперопека), при жестоком отношении к ребенку

7.

Наличие невроза

Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, т.е. страх в данном случае - патологический

Итак, исследователи достаточно большое внимание уделяют изучению детских страхов, поскольку дети часто им подвержены. Их наличие в определенной степени закономерно, однако по окончания определенного возрастного периода они должны исчезнуть самостоятельно.

Активно исследуются виды страхов и их представленность в разных возрастах, а также причины возникновения детских страхов, которые практически всегда связаны с характеристиками и обстоятельствами ближайшего окружения.

1.3Специфика страхов в младшем школьном возрасте

Нередко при описании общей категории «детские страхи» имеют ввиду страхи детей дошкольного возраста. Мы полагаем, что важно изучать и страхи младших школьников, социальная ситуация развития которых изменяется, а потому появляются новые типы страхов, новые причины для тревожности.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу. Для этого возрастного периода характерно возрастание подвижности нервных процессов, преобладание процессов возбуждения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость [21]. Перестраивается эмоционально-мотивационная сфера – появляются новые мотивы, изменяется иерархическая мотивационная система ребенка. Эмоциональная сфера ребенка, поступившего в школу, претерпевает значительные изменения в сторону расширения содержательной стороны эмоций, возрастания глубины, длительности и устойчивости переживаний. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний. В младшем школьном возрасте осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы [2].

В младшем школьном возрасте происходит качественная смена социальных отношений – с одной стороны, ребенок младшего школьного возраста ходит в школу, где у него появляются новые знакомые дети, где к нему предъявляются требования, где ему необходимо освоить и придерживаться норм поведения, выработанных обществом, а с другой стороны – меняется и позиция ребенка в семье: он теперь ученик, он ответственный человек, с ним советуются и считаются.

Итак, в младшем школьном возрасте происходит существенная физиологическая перестройка организма ребенка, а также коренным образом меняется его социальная ситуация развития. Как отмечает Дж. Мид, ребенок как «общественный» субъект имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых он получает общественную оценку, следовательно, происходит и перестройка системы жизненных отношений ребенка.

Вместе с тем новая социальная ситуация развития является для ребенка жестко регламентированной, стрессовой. Именно это отклонение лежит в основе появления страхов младшего школьника. А.И. Захаров определяет младший школьный возраст как период перехода от инстинктивных к социально-опосредованным страхам[8]. Социальные страхи более сложны по своей структуре и гораздо труднее определяемы. В их число входят страх смерти родителей, страх «быть не тем» (страх несоответствия социальным требованиям ближайшего окружения – считается ведущим, главным в младшем школьном возрасте), страх разлуки (возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами), страх принятия решений, или страх ответственности, и пр.

Возрастание количества страхов не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения семьи и школы связана с переходом в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Младший школьник должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета, становится способен объективно оценивать результаты своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе[30].

Итак, ведущим страхом младших школьников является страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, предпосылкой чего является увеличение социальной активности, развитие чувства долга, обязанности, т.е. «совести» как центрального психологического новообразования данного возрастного периода [22]. У всех детей возрастает зависимость от оценок взрослых.

Наличие социально опосредованных страхов у младших школьников обнаруживается в поведении – дети начинают проявлять повышенное стремление к поощрениям, задавать вопросы: «А можно так?», «А как надо?», «А это правильно?», сильный страхошибок (например, в виде беспокойства на контрольных мероприятиях), повышенную аккуратность и чистоплотность, острую реакцию на неуспех, приводящую к снижению качества деятельности и пр. [30].

Помимо психологических предпосылок развития страхов у младших школьников следует уделить внимание и проблеме непосредственных и опосредованных детерминант страхов. Так, причины страхов младших школьников могут быть дифференцированы в зависимости от уровня социализации: так, в семье, которая выступает первым уровнем социализации, детерминантами страхов будут выступать неудовлетворенные потребности в понимании, привязанности, безусловной любви, физические наказания, запугивание, дефицит позитивного общения с родителями, тревожность родителей, гиперопека и пр. Также причинами могут выступать: наличие страхов у родителей, главным образом у матери; излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола; конфликтные отношения между родителями в семье и пр.[7, 11].

Второй уровень социализации младших школьников представляется школой, гдедетерминантами страхов у детей становятся: преобладание критики над похвалой, высмеивание недостатков и насмешки ровесников, запугивание, отсутствие общения, разлука с объектом привязанности.

На третьем уровне социализации – мезосреда – детерминантами детских страхов могут стать негативный опыт, стихии, военные действия, просмотр телепередач с пугающим содержанием [11, 12].

Как отмечает А.И. Захаров, в младшем школьном возрасте встречается страх перед посещением школы. Его причина впрочем может крыться не в самой школе, а быть связана с уходом из дома, с разлукой с родителями, к которым привязан ребенок, находящийся в условиях гиперопеки [8]. Такой страх может вызываться и тревожностью родителей в вопросах обучения. Страхи, связанные с школьным обучением, также могут выражаться в [21]:

страхе перед учителем;

страхе сделать ошибку в учебной работе;

страхе перед школьным коллективом и пр.

Итак, в младшем школьном возрасте появляются учебные страхи. Они связаны с таким понятием, как «школьная тревожность». Это широкое понятие, включающее «различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия, выражающиеся волнением в учебных ситуациях, ожиданием отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников» [19]. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. В целом школьная тревожность – это «специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы» [16]. Отметим, что необязательно школьная тревожность может проявляться внешне в поведении младшего школьника: ребенок может хорошо учиться, безупречно вести себя, его могут любить в школе, но при этом он может чувствовать себя там неуютно (причиной тому может быть внутренний конфликт школьника, связанный с повышенным чувством ответственности, постоянным страхом неудачи в школе и т.д.).

Итак, страхи в младшем школьном возрасте имеют свою специфику – прежде всего, они связаны с возрастными характеристиками (развитие эмоциональной сферы, смена социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности). Страхи становятся социально опосредованными. К числу основных страхов младших школьников относят страх смерти родителей, страх «быть не тем», страх разлуки, страх принятия решений, или страх ответственности, и пр. Ряд страхов детей связаны с ситуацией школьного обучения – мы их охарактеризовали как учебные страхи. Мы предположили, что младшие школьники обладают повышенной выраженностью страхов, в структуре которых преобладают учебные страхи (страх перед проверкой знаний, страх самовыражения и пр.). Данная гипотеза будет проверена в эмпирическом исследовании.

Выводы по первой главе

Страх в общем смысле – это негативное эмоциональное состояние, связанное с отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия, подразумевающее переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Страхи характеризуют многие этапы взросления человека – а особенно проявляются в детском возрасте, трансфомируясь и неодинаково влияя на психическое развитие детей.

Исходя из предмета нашего исследования мы сделали акцент на специфике страхов в младшем школьном возрасте. Страхи младших школьников отличаются от страхов дошкольников – они становятся социально опосредованными. К числу основных страхов младших школьников относят страх смерти родителей, страх «быть не тем», страх разлуки, страх принятия решений, или страх ответственности, и пр. Ряд страхов детей связаны с ситуацией школьного обучения – мы их охарактеризовали как учебные страхи, которые обусловлен новыми для детей социальной ситуацией развития и ведущим видом деятельности.

Мы предположили, что младшие школьники обладают повышенной выраженностью страхов, в структуре которых преобладают учебные страхи (страх перед проверкой знаний, страх самовыражения и пр.). Данная гипотеза будет проверена в эмпирическом исследовании.

Глава 2.Эмпирическое исследование страхов детей младшего школьного возраста

2.1 Методическая организация исследования, обсуждение результатов

В рамках эмпирической главы мы исследовали особенности страхов младших школьников. В основе нашего исследования лежит гипотеза: младшие школьники обладают повышенной выраженностью страхов, в структуре которых преобладают учебные страхи (страх перед проверкой знаний, страх самовыражения и пр.).

Итак, цель исследования – изучение страхов младших школьников. Для достижения поставленной цели мы использовали методику для диагностики школьной тревожности (Филлипса), которая по возрастным критериям соответствуют возможностям младших школьников.

Опишем особенности проведения и интерпретации результатов диагностики по данной методике.

Цель методики – оценка не только общего уровня школьной тревожности, но и качественного своеобразия переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, - в частности, выраженность различных видов страхов.Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы. Следовательно, данная методика применима для изучения тревожности учащихся третьих классов.

Диагностика будет проводиться в групповой форме. Вопросы будут предъявляются на слух (по желанию школьник может взять письменный вариант теста). Также мы обеспечили отсутствие учителей и классного руководителя в помещении, где проводилась диагностика.

Обработка результатов: по окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» — 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» - 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.

1. Общая школьная тревожность: 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (n = 22).

2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (n =11).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (n = 13).

4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n = 6).

5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n = 6).

6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(n = 5).

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n = 5).

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (n = 8).

Интерпретация результатов: значения показателей тревожности, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка.

Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

1. Общая тревожность в школе: общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса: эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих: ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Выборку исследования составили 12 младших школьников (учащиеся 3х классов).Диагностика по данной методике была проведена. Опишем результаты ниже.

В ходе обработки результатов диагностики страхов младших школьников по данной методике были получены такие результаты (таб. 2):

Таблица 2

Результаты диагностики страхов младших школьников по методике Филлипса

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

71 % Повыш.

55 %

Повыш

77 % Высок

100 % Высок.

100 % Высок.

60 %

Повыш.

40 %

62 %

Повыш

2

27 %

55 %

Повыш.

54 %

Повыш

33 %

67 %

Повыш.

60 %

Повыш.

40 %

50 %

Повыш.

3

45 %

0

23 %

67 %

Повыш.

67 %

Повыш.

40 %

40 %

50 %

Повыш.

4

77 % Высок.

82 %

Высок.

77 % Высок.

83 %

Повыш.

100 % Высок.

60 %

Повыш

60 %

Повыш

75 % Высок.

5

57 %

Повыш.

55 %

Повыш

54 %

Повыш

67 %

Повыш.

100 % Высок.

20 %

40 %

62 %

Повыш.

6

63 % Повыш.

36 %

77 % Высок.

83 %

Повыш.

50 %

Повыш.

40 %

80 %

Высок.

75 % Высок.

7

36 %

31 %

38 %

50 %

Повыш.

33 %

20 %

40 %

37 %

8

58 %

Повыш.

55 %

Повыш

61 %

Повыш.

50 %

Повыш.

83 % Высок.

40 %

40 %

75 % Высок

9

78 % Высок

82 %

Высок.

77 % Высок.

100 % Высок.

100 % Высок.

40 %

60 %

Повыш

87 % Высок.

10

54 % Повыш.

36 %

38 %

100 %

Высок.

83 % Высок.

20 %

40 %

62 %

Повыш

11

59 % Повыш.

55 %

Повыш.

61 %

Повыш.

50 %

Повыш.

83 % Высок.

60 %

Повыш.

40 %

62 %

Повыш.

12

51 % Повыш.

31 %

23 %

100 %

Высок.

67 %

Повыш.

60 %

Повыш.

40 %

37 %

1 - общая тревожность в школе, 2 – переживание социального стресса, 3 – фрустрация потребности в достижении успеха, 4 – страх самовыражения, 5 – страх ситуации проверки знаний, 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих, 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями

Методики «Диагностика уровня школьной тревожности» Филипса позволила определитьвыраженность ряда страхов и тревожности младших школьников. Мы сделали выводы по каждой из шкал отдельно:

1. Шкала «Общая тревожность в школе»: 58 % детей имеют повышенную тревожность, 17 % детей – высокую: эти младшие школьники склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знания, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

2. Шкала «Переживание социального стресса»: 42 % младших школьников обладают повышенной тревожностью, 16 % детей - высокой: эмоциональное состояние таких детей является напряженным, негативно окрашенным; у 42 % детей выявлена низкая тревожность по данной шкале – их отношения с социумом характеризуются как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.

3. Шкала «Фрустрация потребности в достижении успеха»: у 33,33 % школьников выявлена высокая тревожность (в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов), у 33,33 % - повышенная (в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы; однако их влияние при некоторых усилиях со стороны возможно избежать), у 33,33 % - низкая тревожностью или даже ее отсутствие (такие дети не переживают фрустрацию в достижении успеха и находят в себе силы преодолевать препятствия для получения желаемого результата).

4. Шкала «Страх самовыражения»: у 33 % детей выявлен высокий уровень страха самовыражения (эти дети переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия), у 58 % младших школьников – повышенный уровень данного страха (страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми), у 9 % детей такой страх отсутствует (такие дети не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии, они легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее).

5. Шкала «Страх ситуации проверки знаний»: у 58 % детей выявлен высокий уровень тревожности и у 33 % младших школьников – повышенный уровень: по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их; у 9 % детей – низкая тревожность или ее отсутствие по данной шкале.

6. Шкала «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих»: у 42 % детей выявлен повышенный уровень (желание социального одобрения присутствует у этих детей, но оно не является ведущим мотивом, т.е.. школьники в некоторой степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее), у 58 % школьников – низкая тревожность или ее отсутствие (для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы).

7. Шкала «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»:9 % детей имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера), 16 % школьников имеют повышенную тревожность по этой шкал, а большинство (75 % детей) имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о возможных предпосылках для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, т.е. страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

8. Шкала «Проблемы и страхи в отношениях с учителями: у 33 % младших школьников сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее у 50 % учащихся; 17 % детей не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями.

Отразим результаты диагностики в виде диаграммы (рис. 2.):

Рис. 2. Результаты диагностики тревожности младших школьников по методике Филипса

1 - общая тревожность в школе, 2 – переживание социального стресса, 3 – фрустрация потребности в достижении успеха, 4 – страх самовыражения, 5 – страх ситуации проверки знаний, 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих, 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Таким образом, диагностика страхов детей младшего школьного возраста показала, что 58 % детей имеют повышенную общешкольную тревожность, а 17 % - высокую, 25 % - низкую. Наиболее выраженным страхом младших школьников оказался «страх ситуации проверки знаний», чуть меньше – «переживание социального стресса», «страх самовыражения», «проблемы и страхи в отношениях с учителями». Наименее выраженные страхи – это «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «физиологическая сопротивляемость стрессу».

Гипотеза доказана.

Результаты эмпирического исследования обусловили необходимость разработки психолого-педагогических рекомендаций по профилактике и коррекции учебных страхов детей младшего школьного возраста.

2.2 Психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции учебных страхов детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогические рекомендации по коррекции учебных страхов детей младшего школьного возраста адресованы взрослым (родители, учителя), с которыми те взаимодействуют:

1. Отслеживайте проявление признаков страхов и тревожности у ребенка, интересуйтесь его делами и успехами, а также неудачами. Постарайтесь понять истинные причины тревоги ребенка.

2. Наличие учебных страхов у ребенка – нормально. Задача взрослого поддержать и минимизировать страхи, а не стыдить или высмеивать. Стыд заставляет скрывать свой страх, который впоследствии многократно усиливается.

3. Во взаимодействии с ребенком нужно быть последовательным в собственных действиях и требованиях.

4.При формировании определенных ожиданий о ребенка важно учитывать его возможности: нельзя требовать от него того, что он выполнить не в состоянии.

5. Хвалите ребенка даже за небольшие достижения – при этом сравнивайте не с другими детьми, а с ним самим. Повышайте самооценку ребенка, внушайте ему уверенность в собственных силах.

6. Обучайте ребенка умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

7. Избегайте соревновательных моментов в деятельности, в которую вовлечен потенциально тревожный или тревожный ребенок. Нежелательно ставить такому ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его.

8. Доверяйте ребенку, общайтесь с ним тактично и бережно.

9. Оказывайте необходимую ребенку эмоциональную поддержку, проявляйте сочувствие и понимание.

10. Наиболее эффективным средством профилактики и коррекции детских страхов является атмосфера любви, принятия, поддержки, доброжелательности в семье и благоприятный социально-психологический климат в классном коллективе.

Выводы по второй главе

В рамках эмпирической главы курсового исследования мы проверяли гипотезу о том, что младшие школьники обладают повышенной выраженностью страхов, в структуре которых преобладают учебные страхи (страх перед проверкой знаний, страх самовыражения и пр.).Была использована методика для диагностики школьной тревожности (Филлипса), которая по возрастным критериям соответствуют возможностям младших школьников.

Результаты диагностики показали, что58 % детей имеют повышенную общешкольную тревожность, а 17 % - высокую, 25 % - низкую. Наиболее выраженным страхом младших школьников оказался «страх ситуации проверки знаний», чуть меньше – «переживание социального стресса», «страх самовыражения», «проблемы и страхи в отношениях с учителями». Наименее выраженные страхи – это «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «физиологическая сопротивляемость стрессу».

Гипотеза доказана.

Результаты эмпирического исследования обусловили необходимость разработки психолого-педагогических рекомендаций по профилактике и коррекции учебных страхов детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над курсовым исследованием были решены все поставленные задачи:

1. Было определено содержание понятия «страх» в психолого-педагогической литературе: страх – это негативное эмоциональное состояние, связанное с отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия, подразумевающее переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

2. Рассмотрены исследования в области детских страхов, определена их специфика, виды, причины.

3. Определена специфика страхов в младшем школьном возрасте (переход к социальным страхам, обусловленность страхов младших школьников новыми для детей социальной ситуацией развития и ведущим видом деятельности).

4. Организовано и реализовано эмпирическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: диагностика страхов детей младшего школьного возраста показала, что 58 % детей имеют повышенную общешкольную тревожность, а 17 % - высокую, 25 % - низкую. Наиболее выраженным страхом младших школьников оказался «страх ситуации проверки знаний», чуть меньше – «переживание социального стресса», «страх самовыражения», «проблемы и страхи в отношениях с учителями». Наименее выраженные страхи – это «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «физиологическая сопротивляемость стрессу».

5. Составлены психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции учебных страхов детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 35-47.

Алецкая, И.А. Специфика проявления страха как негативного эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста / И.А. Алецкая//Инновационные образовательные технологии. – 2016. – №. 1. – С. 19-24.

Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т.В. Артемьева. – Казань : Отечество, 2013. – 157 с.

Астахова, И.В. Страхи и фобии в структуре явлений «тревожного ряда» личности / И.В. Астахова // Мир (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2012. – № 9. – С. 115-117.

Белов, В.Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов / В.Г. Белов, Р.Г. Коротенкова, М.А. Гурьева и др. // Ученые записки университета Лесгафта. – 2011. – № 10. – С. 36-41.

Беляева, Е.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии / Е.В. Беляева, И.В. Борзенкова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2015. – № 1 (4). – С. 85-88.

Долгова, В.И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В.И. Долгова, Г.М. Клочева, В.А. Бондарчук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 26-30.

Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб : Речь, 2010. – 310 с.

Ибахаджиева, Л.А. Образы-символы старших дошкольников / Л.А. Ибахаджиева // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – С. 47-51

Изард, К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард ; пер. с англ.: В. Мисник, А. Татлыбаева. – СПб. : Питер, 2012. – 460 с.

Карпенко, Н. Диференціація та діагностикаокремихвидів страху у дітей / Н. Карпенко // Початкова школа. – 2002. – № 3. – С. 4-7.

Ковалевская, А.А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции / А.А. Ковалевская // Приволжский научный вестник. – 2014. – №2 (30). – С. 176-179.

Колпакова, А.С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста / А. С. Колпакова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 789-792.

Костяк, Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст / Т.В. Костяк. –М. : Академия, 2008. – 95 с.

Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. – М., 1990. – 197 с.

Литвиненко, Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде / Н.В. Литвиненко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 41-45.

Мандель, Б.Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М. : НИЦ Инфра-М, 2012. – 352 с.

Мухина, В. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициаций страхом / В. Мухина, В. Басюк // Развитие личности. – 2011. – № 1. – С. 133-154.

Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14720 (дата обращения: 18.09.2019).

Нечаенко, И.Я. Тревожность у детей младшего школьного возраста / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 7-10. – С. 102-105.

Попкова, М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста / М.А. Попкова // Проблемы Науки. – 2014. – №4 (22). – С. 111-113.

Попова, Л.Г. Страхи первоклассников: диагностика и коррекция / Л.Г. Попова, А.А. Замятина // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 2. – Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2001. – С. 57-70.

Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2009. – 192 с.

Психологический словарь/под ред. Ю.Л. Неймера. – Р-н/Д: Феникс, 2003. – 604 с.

Риман, Ф. Основные формы страха : исследование в области глубинной психологии / Ф. Риман ; пер. с нем. Э. Л. Гушанского. – М. : Академия, 2005. – 192 с.

Серова, Е.В. Генезис страхов и их влияние на детскую психику / Е.В. Серова // Труды СГА. Вып. 5 (май). – М. : Издательство СГУ, 2012. – С. 60-68.

Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. –М. :Эксмо-Пресс, 1999 – 304 с.

Сундеева, Л.А.К вопросу о детской тревожности и страхе / Л.А. Сундеева, Е.А. Шейкина //Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. – №. 4 (21). – С. 410-412.

Сырвачева, Л.А. Особенности и коррекция страхов у детей с общим недоразвитием речи 6-7-летнего возраста / Л.А. Сырвачева, Т.Ю. Детцель // Сибирский вестник специального образования. – 2013. – № 1 (19). – С. 118-128.

Хухлаева, О.В. Коррекция социальных страхов у младших школьников / О.В. Хухлаева//Актуальные проблемы психологического знания. – 2016. – № 2. – С. 124-129.

Чебучева, Е.В. Коррекция страхов и тревожности в младшем школьном возрасте / Е.В. Чебучева, Ю.А. Тарычева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2 № 2. – С. 174-180.

Щербатых, Ю.В. Психология страха : популярная энциклопедия / Ю.В. Щербатых. –М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. – 413 с.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин ; под ред. B. В. Давыдова, В. П. Зинченко. –М. : Педагогика, 1989. – 555 с.

Просмотров работы: 445