Мастер-класс является одной из распространенных в настоящее время форм приобретения людьми разного возраста новых знаний и умений. Изначально являясь одной из форм обучения, мастер-классы сегодня выполняют не только свою основную образовательную функцию, онистановятся и формой досуга, развлечения, общения, получения новых впечатлений. Образовательные и спортивные организации сегодня используют мастер-классы для продвижения на рынок своих услуг, проводимых мероприятий и социально-культурных проектов.
Проблема привлечения абитуриентов является важным направлением деятельности любого вуза. Использование необычных, интересных способов привлечения школьников позволяет повысить эффективность этой работы.Одним из таких способов привлечения целевой аудитории может являться спортивный мастер-класс, как зрелищное, эмоционально-окрашенное, интерактивное мероприятие.
В нашем исследовании мы рассмотрели виды спортивных мастер-классов на примере студенческого баскетбола, их основные их особенности, а также предложили новый подход к спортивному мастер-классу по его цели и содержанию.
Н.А. Зайцева, изучающая использование мастер-классов в вузах, выделяет следующие основные характеристики мастер-класса:
участниками его являются ведущий специалист в какой-либо области (Мастер) и его ученики (студенты, преподаватели, слушатели программ дополнительного образования и др.);
при проведении мастер-класса происходит передача знаний и опыта от Мастера к ученикам, в том числе за счет выполнения самими учениками отдельных видов работ;
все или большинство учеников активно участвуют в заданиях, которые дает Мастер;
в процессе демонстрации Мастером тех или иных приемов работ он обязательно их комментирует и отвечает на вопросы учеников1.
В студенческом спорте используются различные виды мастер-классов, которые можно классифицироватьпо целевой аудитории, в основном это: тренеры-преподаватели, студенты-спортсмены, болельщики. Можно разделить спортивные мастер-классы по областям получаемых участниками знаний, например, методики спортивной тренировки, обучение технике и тактике, управление психологическим состоянием спортсмена и т.д. Как правило, мастер-классы с использованием спортивных элементов проводятся для людей, так или иначе, связанных с этим видом спорта, и реже для новой незнакомой аудитории.
Рассматривая возможности спортивных мастер-классов как вузовских социально-культурных мероприятий, следует отметить, что они, на наш взгляд, могут быть использованы как средство привлечения абитуриентов в университет.Концепция нашего предложения заключается в том, чтобы использовать уникальное мероприятие по привлечению абитуриентов в Уральский федеральный университет (далее-УрФУ)с использованием элементов баскетбольных мастер-классов.
Анализ мероприятий по привлечению абитуриентов в УрФУ и проводимых мероприятий спортивной направленности показал, что подобных мастер-классов в настоящее время не проводится 2,3.
Для привлечения целевой аудитории с учетом ее возраста необходимо предложить сценарий мастер-класса, отвечающий следующим требованиям:
доступность,
зрелищность,
интерактивность,
познавательность с учетом интересов широкого круга школьников,
комфорт участников.
Обеспечению комфорта будет способствовать использование спортивного зала для участия максимального количества участников, а также привлечение к проведению мероприятия волонтеров и игроков баскетбольного клуба университета.
Ключевой идеей мастер-класса является использование элементов баскетбола для обучения участников основам парного и группового взаимодействия, которое является важным универсальным умением человека, достигающего профессионального роста в любой сфере деятельности. Реализация этой идеи предполагается с использованием технически несложных манипуляций с баскетбольными мячами в парах и командах по 4-6 человек, но требующих согласованных действий участников.
Требования к навыкам владения баскетбольным мячом для участников не выходят за рамки школьного предмета «Физическая культура».
Для повышения зрелищности мероприятия игроки баскетбольного клуба УрФУ должны быть одеты в форму своей команды. Зрелищности также добавит участие талисмана команды - маскота волка. Важно продумать звуковое сопровождение мастер-класса.
Предлагаемый сценарий проведения мастер-класса включает следующие мероприятия:
Ведущий, игроки, маскот приветствуют всех присутствующих;
Ведущий объясняет задачи мероприятия, кратко знакомит с программой; представляет соведущих игроков баскетбольного клуба УрФУ, проводящих мастер-класс;
Ведущий и соведущие проводят короткую разминку в развлекательной форме под музыку, включающую общеразвивающие упражнения, для подготовки основных групп мышц к выполнению упражнений с баскетбольными мячами;
Участники разбиваются на группы и под руководством игроков баскетбольного клуба УрФУ выполняют разминочные упражнения с мячами:
Упражнение 1.Несколько участников объединяются в пары и выполняют конкурсные упражнения с двумя баскетбольными мячами на согласованность действий в паре. Остальные участники наблюдают и анализирую действия. Соведущие мастер-класса фиксируют выполнение задачи упражнения и по сигналу упражнение завершается.
Под руководством ведущего проводится интерактивное обсуждение результатов выполнения упражнения на согласованность действий в парах. Любые желающие высказывают свои мнения об успешных действиях и причинах неудачных действий. Мнения в обобщенном виде фиксируются нафлипчарте.
Упражнение 2. Участники разбиваются на группы. Каждая группа поочередно выполняет последовательность перемещений с мячами по баскетбольной площадке по заданной схеме. В случае ошибки одного из участников схема «ломается». Задачей участников является согласованное выполнение последовательности действий по памяти. Соведущие мастер-класса фиксируют выполнение или невыполнение задачи упражнения и по сигналу упражнение завершается.
Под руководством ведущего проводится интерактивное обсуждение результатов выполнения упражнения на согласованность действий в группах. Любые желающие высказывают свои мнения об успешных действиях и причинах неудачных действий. Мнения в обобщенном виде фиксируются на флипчарте;
Ведущий и соведущие подводят итоги проделанной работы с участниками, отмечают положительные моменты мастер-класса, высказывают рекомендации поступать в УрФУ;
Выступает представитель УрФУ коротко и максимально увлекательно рассказывает об учебной и внеучебной деятельности;
Производится совместное фото, селфи сессия. Участники на память фотографируют результаты мастер-класса на флипчарте. Участникам вручается памятная атрибутика.
Считаем, что предложенная концепция мероприятия при должном уровне реализации основной идеи, заключающейся в выходе возможностей спортивного мастер-класса за рамки приобретения только спортивных умений, позволит использовать баскетбольный мастер-класс для привлечения абитуриентов в УрФУ. Это может быть достигнуто за счет обеспечения зрелищной, доступной, интерактивной формы проведения, которая будет интересна школьникам старших классов, планирующих обучаться в университете не только по спортивным направлениям подготовки, но и другим специальностям.
Литература
Зайцева Н.А. Использование технологии мастер-классов в вузах сервиса и туризма // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-master-klassov-v-vuzah-servisa-i-turizma (дата обращения: 05.01.2020).
Тест-Драйв в Уральском федеральном.[Электронный ресурс].URL:.https://testdrive.urfu.ru/ (дата обращения: 25.11.2019)
ФГАОУ ВО «УрФУ имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина» Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: https://urfu.ru/ru/ (дата обращения: 25.11.2019)