СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Кайкова Л.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях экономической нестабильности, снижения уровня жизни, наложения на Россию многочисленных санкций, девальвации духовно-нравственных ценностей, искажения содержания традиционных христианских представлений о нравственности, семье или их подмены либеральными нетрадиционными ценностями резко возросло количество неблагополучных семей.

Семейное неблагополучие оказывает глубокое влияние на социализацию ребенка, его приобщение к культурным ценностям и освоение социальных ролей, норм и правил поведения, становление его личности и формирование ценностно-смысловой, эмоциональной-волевой, когнитивных сфер личности. Под термином «неблагополучная семья» мы понимаем семью с низким социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями какой-либо из сфер жизнедеятельности.

Сущность семейного неблагополучия часто определяют его через такие категории, как «асоциальное поведение», «нарушение детско-родительских отношений в семье», «педагогическая несостоятельность», в него включают различные формы и признаки. Кроме того, в качестве синонимов «неблагополучной семьи» используются такие, как «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семья группы риска», «негармоничная семья», «аномальная семья», «семья, находящаяся особо опасном положении».

В.М. Целуйко при характеристике семейного неблагополучия подчеркивает ее затруднения или невозможность выполнения семьей основных функций и удовлетворения ведущих потребностей членов семьи в условиях неэффективной деятельности семейных механизмов адаптации и интеграции. Семейное неблагополучие, по мнению автора, приводит к формированию искаженной картины мира у ребенка, моделей поведения, в целом — изменяет развитие ребенка [3].

К основным критериям и показателям семейного неблагополучия в современной образовательной практике относят: структурные нарушения семьи (неполная семья, нарушение взаимоотношений в семье), нарушение в воспитательных позициях (нарушение социализации, усвоения социальных норм и др.), нарушения экономического и материально-бытового характера (безнадзорность, неуважение личности ребенка, непонимание, неудовлетворение нужд и др.), нарушение значимых личностных качеств родителей (затруднение общения с детьми), нарушения значимых качеств личности детей (снижение успеваемости, свободное времяпровождения), нарушение супружеских отношений (отсутствие представлений и роли отца и матери, отсутствие знаний о браке и т. д.) [3].

Профилактика семейного неблагополучия, являясь одной из технологий социально-педагогической работы, также относится к одному из наиболее важных и значимых направлений государственной социальной политики в Российской Федерации. В последнее десятилетие построен базис системы профилактики детского и семейного неблагополучия, представляющий собой комплекс учреждений системы государственных, общественных, иных некоммерческих организаций, которые стали центрами разработки и реализации новых форм и методов профилактической работы с молодежью и детьми.

Сущность социально-педагогической профилактики семейного неблагополучия предполагает соблюдение определенных внутренних закономерностей - основополагающих исходных теоретических положений, которые определяют набор средств и способов их реализации, позволяющих избежать больших затрат сил и времени с целью достижения максимально возможных в данных условиях положительных результатов.

Социально-педагогическая профилактика направлена на выявление причин и условий, способствующих отклонениям в поведении социальных объектов, с тем, чтобы с помощью и посредством специально разработанных мер социально-педагогического и организационно-воспитательного характера предупредить, не допустить новых отклонений от заданных или общепринятых норм и правил, уменьшить вероятность их проявления [4].

По способу организации социально-педагогической работы выделяются следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа.

На индивидуальном уровне воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально-приемлемого поведения несовершеннолетнего.

Семейный уровень предполагает организацию влияния на семью несовершеннолетнего и его ближайшее окружение для предотвращения зарождения и развития неблагополучия.

Социальный уровень профилактики способствует изменению общественных норм в отношении неблагополучия, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на личностном и семейном уровнях [1].

Рассмотрим формы и методы социально-педагогической профилактики семейного неблагополучия:

Организация правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с детьми, родителями, педагогами.

Проведение научно-методических и просветительских семинаров.

Организация совместной деятельности родителей с детьми.

Социально-педагогический патронаж семей, находящихся в зоне риска.

Диагностика социального неблагополучия семей.

Организация работы родительского всеобуча.

Работа с родителями с использованием приемов семейного консультирования и семейной психотерапии [2].

Таким образом, социально-педагогическая профилактика в предупреждении и преодолении семейного неблагополучия играет очень важную роль. Создается и реализуется все больше и больше программ, инновационных технологий направленных на устранение данной проблемы.

Литература

Бероусов, А.М. Ранняя профилактика семейного неблагополучия / А.М. Бероусов, Ю.Б. Котов, О.В. Крамская, О.Э. Стребейко. - М.: Городской Центр «Дети улиц», 2011. - 126 с.

Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова.-М.: Академия, 2012. - 286 с.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014.- 235 с.

Шульга, Т.И. Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в работе с неблагополучной семьей / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко.-М.: ООО «Симс», 2009.-120 с.

Просмотров работы: 46