Анализ бизнес-процессов выполняется с помощью различных методов, в том числе составления диаграмм, интервьюирования, имитации действий и других. Он часто включает в себя изучение бизнес-среды, организационного контекста процесса, факторов, влияющих на операционную среду, отраслевых особенностей, правительственных и отраслевых нормативов, требований рынка и конкуренции.
Количественный метод анализа заключается в измерении, сборе, обработке показателей процесса. Методы, используемые для оценки процесса в количественном и цифровом выражении включают в себя: стоимостной метод и экспресс-анализ [1].
Для оценки эффективности модели бизнес-процесса «Как есть» (рис. 1-5) воспользуемся методом экспресс-анализа, в основе которого лежит принцип перехода от неконкретных качественных методов оценки и сложно структурированных математических методов моделирования и анализа к эффективному, быстрому и общедоступному методу факторной оценки анализируемых процессов.
Рисунок 1 – ДиаграммаIDEF0 1-го уровня декомпозиции процесса «Консультирование
сельских товаропроизводителей»
Рисунок 2 - ДиаграммаIDEF0 декомпозиции процесса «Получение вопроса»
Рисунок 3 - ДиаграммаIDEF0 декомпозиции процесса «Проверка системы на наличие
необработанных вопросов»
Рисунок 5 - ДиаграммаIDEF0 декомпозиции процесса «Формирование ответа»
При проведении экспресс-анализа рассчитывают следующие коэффициенты:
- сложности (отношение количества уровней декомпозиции модели процессов к сумме экземпляров процессов) - определяет, насколько сложна иерархическая структура бизнес-процессов;
- процессности (отношение количества «разрывов» (отсутствие причинно-следственной связи между экземплярами бизнес-процесса) в бизнес-процессах к сумме классов процессов) - характеризует бизнес-процесс как процессный либо проблемный (в процессной модели все экземпляры связаны между собой причинно-следственной связью и горизонтально интегрированы);
- контролируемости (отношение количества классов бизнес-процесса к количеству собственников процесса (СП)) - характеризует эффективность управления СП принадлежащими и управляемыми ими бизнес-процессами;
- ресурсоемкости (отношение количества используемых ресурсов к количеству «выходов» (результатов экземпляров процессов) бизнес-процессов) – показывает насколько эффективно используются ресурсы в конкретном бизнес-процессе;
- регулируемости (отношение количества имеющихся регламентной документации к количеству классов бизнес-процессов) - характеризует бизнес-процесс как регулируемый или нерегулируемый нормативными регламентами [2].
Произведем визуальный анализ модели бизнес-процесса для того, чтобы выявить количественные значения необходимых параметров (таблица 1).
Таблица 1 – Количественные значение параметров бизнес-процесса «Консультирование сельских товаропроизводителей»
Параметр бизнес-процессов |
Количественное значение |
Количество уровней бизнес-процессов |
4 |
Количество экземпляров бизнес-процессов |
20 |
Количество разрывов процессов в экземплярах бизнес-процессов |
2 |
Количество классов бизнес-процессов |
3 |
Число собственников бизнес-процессов |
3 |
Количество использованных ресурсов в бизнес-процессе |
2 |
Количество «выходов» в экземплярах бизнес-процессов |
22 |
Количество регламентирующей нормативной документации |
2 |
Количественные значения параметров исследуемого процесса используем в расчете коэффициентов эффективности бизнес-процессов
(таблица 2).
Таблица 2 – Расчет коэффициентов эффективности бизнес-процесса «Как есть»
Показатели эффективности бизнес-процессов |
Формулы расчета коэффициентов |
Нормативное значение коэффициента |
Полученное значение коэффициента |
Сложность |
Ксл=ΣПур/ΣПэкз |
Ксл≤0,66 |
0,20 |
Процессность |
Кпр=ΣПраз/ΣПкп |
Кпр<1 |
0,67 |
Контролируемость |
Котв=СП/ΣПкп |
Котв=1 |
0,67 |
Ресурсоемкость |
Кр=Р/ΣПвых |
Кр<1 |
0,09 |
Регулируемость |
Крег=ΣПрег/ΣПкп |
Крег≥1 |
0,67 |
Из результатов расчета можно сделать следующие выводы:
- процесс является сложным (Ксл < 0,66);
- модель бизнес-процессов следует считать процессной (Кпр < 1);
- процесс контролируется недостаточно (Котв < 1);
- ресурсы в данном процессе используются эффективно (Кр < 1);
- Крег < 1, свидетельствует о недостаточности регламентации бизнес-процесса.
В результате проведения анализа исследуемого бизнес-процесса было выявлена его низкая эффективность.
Список литературы
Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин.— Москва: ИНФРА-М,
2017. — 319 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/751576
Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов
компании [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/controlling/fsa/express.shtml
Кубакова Ю.А. Методы анализа бизнес процессов – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/metody-analiza-biznes-protsessov
Котов Д. Как анализировать бизнес-процессы – Режим доступа: https://bpmn2.ru/blog/kak-analizirovat-biznes-protsessyi