СТРЕСС И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СТРЕСС И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чернядева К.И. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность. Преодоление стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников в настоящее является значимой ход проблемой. Стрессовые ситуации возникают как на уход работе, так и дома или в школе. Именно стресс является ход причиной многих заболеваний и наносит вред здоровью человека, а ведь здоровье – ход одно из важнейших условий достижения успеха в любой деятельности. Сегодня стресс с большей силой уход распространяется и на детей. Учителю важно знать ход причины возникновения стресса у младших школьников в учебно – воспитательном ход процессе, а также и ход пути его ход преодоления.

Сейчас ход понятие «стресс» становится весьма ход популярным, ход оно стало ход объектом внимания не только ход психиатров и клинических ход психологов, но и ход организационных ход психологов и менеджеров ход по управлению человеческими уход ресурсами, что стимулируется ход последними изменениями в экономике и ход обществе в целом. Первостепенную важность ход приобретает изучение ход основ стресса и степени его влияния на деятельность человека, выяснение механизмов его возникновения и уход развития. Поэтому ход правильное ход понимание значения стресса играет ход огромную уход роль в сохранении здоровья ход подрастающего ход поколения. Психическое состояние человека ход отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, ход появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с ход процессом старения. Адаптивный синдром как истощение ход организма в уход результате накапливания ход переживаний и ход плохих эмоций, становится ход причиной возникновения ход патологических изменений в уход работе внутренних ход органов. Те люди, которые уход регулярно ход подвергаются стрессовым ситуациям, чаще ход подвергаются заболеваниям.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в защите со стороны взрослых и, ход прежде всего, учителя. Так как в этом возрасте учитель, является ход примером и авторитетом для детей. В любой стрессовой ситуации уход ребенок смотрит в сторону учителя и ждет ход от него ход помощи и ход поддержки. И если вместо ход помощи ход от учителя, уход ребенок ход получит уход равнодушие или ход порицание, это может ход оставить большой негативный ход отпечаток на его ход психике.
У младших школьников в
ход повседневной учебной деятельности стрессовые ситуации возникают ход по уход разным ход причинам, это могут быть: ход обидные высказывания со стороны ход одноклассников, негативная ход оценка со стороны учителя, ход переход в другой класс или другую школу, выход к доске, контрольная уход работа, сообщение дома ход о ход плохой ход отметке, боязнь быть ход отстающим. Последствия стресса младших школьников могут быть самыми уход различными. Стрессовые ситуации могут вызывать депрессии, нервные уход расстройства и заболевания. Ситуативные ход проявления стресса часто ход проявляются во время ход открытых уроков, когда у уход ребенка начинает дрожать голос, уход речь становится невнятной, кружится голова.

Эффективность ход обучения младшего школьника зачастую напрямую связана с умением ход педагога ход препятствовать усилению стрессовых ситуаций и способствовать ее снижению. Необходимо уделять ход особое внимание ход процессу ход организации урока, к методам ход оценивания деятельности ход обучающегося и дисциплинарным воздействиям, избираемому стилю ход педагогической деятельности, к ход особенностям воспитательной уход работы. Таким ход образом, важно ход организовать коррекционную уход работу, создать условия, способствующие ход преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников.

С точки зрения современной ход психологической науки стрессовое состояние необходимо ход подвергать анализу через категорию «психическое состояние». Исследования в данном направлении в уход различное время ход проводились целым уход рядом выдающихся ученных (Л.М. Аболиным, В.А. Бодровым, Б.Х. Варданян, Ф.Е. Василюк, В.А. Ганзен, Б.А. Додоновым, Е.П. Ильиным, Л.А. Китаевым-Смыком, Н.Д. Левитовым, А.Б. Леоновой, В.Н. Мясищевым, Н.И. Наенко, Т.А. Немчиным, А.О. Прохоровым, Ю.E. Сосновиковой и др.).

Объект исследования: стрессовые ситуации в учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: ход преодоление стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников.

Цель исследования: изучить ход преодоление стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

уход раскрыть ход понятие стресс, стрессовые ситуации;

уход рассмотреть характеристику стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников;

ход провести ход опытно-экспериментальную уход работу ход по ход преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников;

уход разработать уход рекомендации ход педагогам ход по ход преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников.

Методы исследования:

теоретические: анализ теоретических источников; сравнение; ход обобщение и систематизация;

эмпирические: тестирование; наблюдение; количественный и качественный анализ уход результатов.

Практическая значимость. Разработанные уход рекомендации ход педагогам ход по ход преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников могут быть использованы учителями начальных классов в ход практической деятельности.

Структура уход работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические ход основы ход преодоления стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников

Понятие, ход причины возникновения стресса

В современных условиях техногенных и социогенных воздействий человек ход подвержен влиянию уход различных неблагоприятных факторов внешней среды, которые ход отражаются на его внутреннем субъективном состоянии, вызывая стрессовые уход реакции (стресс), сопровождающиеся ход повышенной эмоциональной тревожностью, напряжением физических и ход психических функций человека. Очевидно, что это существенным ход образом затрудняет деятельность человека, вызывая деструктивные уход реакции.

Термин «стресс» (англ. – давление, нажим, напряжение) довольно широко ход представлен в ход предметных ход областях уход различных наук (биологии, медицины, физиологии, ход психологии, ход педагогики, юриспруденции), каждая из которых уход рассматривает ход причины и ход последствия стресса, исходя из своих функциональных задач ход определяет механизмы, ход позволяющие минимизировать его негативное влияние и ход обеспечить стрессоустойчивость личности [18].

В ход общем смысле стресс ход представляет собой естественную уход реакцию живого ход организма на воздействие того или иного события, ход происходящего в ход окружающем ход пространстве. При этом ход отметим, что могут иметь место как благоприятные события, вызывающие ход позитивные состояния и ход переживания (эустресс), так и неблагоприятные, которые могут довести до состояния нервно-психологической напряженности, снижению уход работоспособности и истощению физиологических и ход психологических уход ресурсов, что может ход привести к необратимым ход последствиям (дистрессу – горе, несчастье)

Понятие «стресс» наиболее ход популярно среди множества уход разных ход понятий, используемых исследователями для ход обозначения ход психических состояний человека в трудных условиях. В современной науке ход понятие «стресс» ход применяют для ход обозначения не только ход психических, но и физиологических состояний, например, физического напряжения, утомления и т.д. Более того, вследствие широкой ход популярности термина «стресс» им стали ход обозначать уход разнообразные явления, ход относящиеся и к другим ход областям знания (медицине, биологии, социологии, ход педагогике и др.) [18].

Впервые стресс как совокупность неспецифических стереотипных уход реакций ход организма на неблагоприятные воздействия ход окружающей среды ход описал канадский ученый Г. Селье, который считается уход родоначальником и ход основателем концепции стресса. Он ход определил сущность ход понятия «общий адаптационный синдром», ход представив его как некую совокупность уход реакций ход организма, ход прежде всего, адаптационных, на сильные, ход продолжительные неблагоприятные, а ход порой и ход пагубные воздействия на человека, которые ход обозначил как стрессоры [18].

Теоретические воззрения Г. Селье направлены на уход рассмотрение стресса с ход позиции биологической уход реакции ход организма на воздействие физических, химических и ход органических факторов и ход обобщенно укладываются в следующие ход положения [18]:

основной задачей живых ход организмов является ход поддержание гомеостазиса, который ход обеспечивает сохранение и сбалансированность функциональных систем ход организма;

сильные внешние уход раздражители, воздействуя на ход организм, ход приводят к нарушению его внутреннего баланса, вызывают ход ответную уход реакцию ход организма, которая носит защитный (приспособительный) характер;

организм ход обладает ход ограниченными уход резервами адаптационных возможностей уход реагирования на стрессовые факторы. Минимизация данных возможностей, достижение ход порогового ход отрицательного значения могут ход привести к необратимым негативным ход последствиям для функциональных систем ход организма.

Кроме того, в уход рамках ход общего адаптационного синдрома Г. Селье уход рассматривал возможность включения ход особых систем ход организма человека, ход обеспечивающих его защиту и выработанных им в ход процессе эволюции, за счет чего ход происходит ход приспособление ход организма к изменившимся условиям среды.

Он ход определил тройственную структуру ход общего адаптационного синдрома, куда включил три его стадии [18]:

1) стадия уход реакция тревоги;

2) стадия сопротивления;

3) стадия истощения.

Стадия тревоги начинается ход при ход первичном возникновении стрессора. Здесь за небольшой ход по ход продолжительности ход период времени ход происходит снижение уровня уход резистентности ход организма, что ход приводит к снижению ход показателей некоторых соматических и вегетативных функций. Далее ход происходит мобилизация уход резервов ход организма, что ведет к запуску саморегуляционных механизмов и защитных ход процессов. При эффективности защитных уход реакций фиксируется спад уровня тревоги, что влечет за собой возвращение ход организма к нормальной деятельности. Большинство возникающих в жизни и деятельности человека стрессов уход разрешается на данной стадии.

Стадия уход резистентности (сопротивления) возникает в тех случаях, когда воздействие стрессора носит ход продолжительный характер, и возникает необходимость ход поддержания защитных уход реакций ход организма. На данной стадии ход отмечается уход расходование адаптационных уход резервов ход организма человека, носящее сбалансированный характер, ход при адекватном имеющимся внешним условиям напряжении всех функциональных систем [19].

В случае не уход разрешения стрессовой ситуации, в условиях чрезмерного, длительного и интенсивного воздействия стресс-факторов ход организм ход переходит на третью стадию – истощения, сопровождающуюся нарушением функционирования уход регуляционных систем и защитно-приспособительных механизмов, влекущем за собой существенное снижение адаптационного ход потенциала личности. Возникающие в ход организме физиологические изменения, сопровождающие стрессовую уход реакцию, влекут за собой уход развитие ход психосоматических заболеваний, формирование личностных деформаций, уход разрушение сознательной активности и коллапс целенаправленной деятельности (потеря смысла, утрата жизненных ход ориентаций, глубокая депрессия, фрустрация и т. ход п.).

Физиологическая ход основа возникновения и ход протекания стресса и стрессовых уход реакций, сформулированная Г. Селье, не могла в ход полном ход объёме уход раскрыть сущностные характеристики данного феномена [18].

Впервые ход психологическую ход природу стресса ход описал в своих уход работах Р. Лазарус, который назвал «эмоциональным стрессом» ход психические ход проявления ход общего адаптационного синдрома. Л.А. Китаев-Смык в своих исследованиях конструктивно связал между собой ход объективистский и субъективистский ход подходы, что ход позволило ему ход определить «стресс как неспецифические физиологические и ход психологические ход проявления адаптационной активности ход при сильных, экстремальных для ход организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические ход проявления адаптационной активности ход при воздействии любых значимых для ход организма факторов – стресс в широком смысле» [11].

В.В. Суворова в ходе ход проведения уход ряда ход психофизиологических исследований выявила базовые методы экспериментального воспроизведения ход психического стресса и ход обосновала главенствующую уход роль симпатической нервной системы в запуске эндокринного механизма стресса, что ход позволило, исходя из специфики стрессогенного фактора и уровня его ход проявления, ход подразделить стресс на физиологический (системный) и ход психологический, который, в свою ход очередь, делится на стресс информационный и стресс эмоциональный [19].

Суть физиологического (системного) стресса сводится к стрессовым уход реакциям ход основных биологических систем, возникающих ход под воздействием уход различных стресс-факторов (физико-химических, инфекционных и т.п.).

Информационный стресс возникает ход при наличии существенных информационных ход перегрузок, когда человек не способен своевременно с надлежащим качеством выполнить стоящую ход перед ним задачу, а ход принимаемые им уход решения не выверены и не соответствуют складывающейся ход обстановке. Эмоциональный стресс ход появляется в ситуациях уход реальной ход опасности либо угрозы для жизни и здоровья, ход обиды, характеризуется возникновением ход продолжительных негативных эмоциональных ход переживаний [19].

В свою ход очередь, ход по ход основанию длительности воздействия факторов, ход оказывающих негативное влияние на ход психику человека, стресс делится на кратковременный, ход при котором ход происходит интенсивное уход расходование «неглубоких» адаптационных уход резервов и ход отмобилизовываются «глубинные», и длительный, характеризующийся ход постепенной активацией и ход потреблением всех имеющихся адаптационных уход ресурсов [18].

В уход рамках модели соответствия человека и среды Ч. Спилбергер и его коллеги ход определили, что ход профессиональные стресс-факторы чаще всего связаны с ход обязанностями и ход ответственностью, условиями и требованиями труда, ход поддержкой уход руководителя и коллег. Среди ход производственных стресс- факторов, ход потенциально вызывающих негативную субъективную ход оценку, ход принято выделять:

1) уход рабочие (содержание и средства труда);

2) физические (шум, вибрация, загрязнение);

3) физиологические (график, уход режимы труда, ход отдыха и ход питания);

4) социально-психологические (ролевая неопределенность, ход перегрузка или недостаточная нагрузка, неотлаженность информационных ход потоков, конфликты, высокая ход ответственность и дефицит времени);

5) структурно-организационные факторы (структура, ход процессы, управление, взаимодействие ход подразделений ход организации) [17].

Чаще стрессоры действуют комплексно и ход образуют ход особый структурный ход паттерн.

Некоторые ученые ход отмечают, что в ход определении того, как ход профессионалы воспринимают и уход реагируют на свою уход работу, социальный контекст может быть более важным, чем ход объективные условия напряженности труда. Другие исследователи ход определяют ход переменные, которые ход обуславливают ход особенности ход проявления индивидуальной уход реакции на стресс; к ним ход относят: ход пол, возраст, стиль жизни, локус контроля, эмоциональный интеллект, уровень возбудимости, выносливости и смелости, самооценку и самоэффективность.

Интерпретация ход профессиональных и ход организационных факторов как факторов ход повышенной напряженности может способствовать снижению ход продуктивности и качества деятельности, ход особенно в тех случаях, когда субъективный ход образ уход рабочих ход обстоятельств складывается ход под влиянием ход особой целевой ход ориентации в уход работе.

В частности, в исследовании А.М. Быковникова ход показано, что ход ориентированные на деятельность сотрудники в условиях негативной ход обратной связи лучше справляются с заданием, чем ход ориентированные на ситуацию; ход при этом длительное ход отсутствие успеха мобилизует ход ориентированных на деятельность и ход отрицательно сказывается на уход результатах тех, кто больше ход ориентирован на ситуацию.

Негативная ход оценка стрессогенности уход рабочей среды зачастую сопровождается невозможностью актуализировать необходимые для ход обеспечения успешной ход профессиональной деятельности уход ресурсы саморегуляции. Как уход результат, деструктивный стресс ход приводит к негативным ход последствиям в уход работе сотрудников и в функционировании ход организации.

Стрессогенные факторы в ход профессиональной деятельности можно ход подразделить на кратковременные (ситуативные) факторы и факторы длительного действия (пролонгированные факторы). В качестве кратковременно действующих ситуативных стрессоров выступают критические и аварийные ситуации, а также ситуации экспертизы/аттестации, где ход одним из ход основных факторов ход повышенной напряженности является значимая для человека ход проверка его ход профессиональной компетентности и адаптационных возможностей.

C точки зрения активизации адаптационных уход ресурсов ход при воздействии кратковременных факторов ход повышенной напряженности ход от ход профессионала требуется достаточно быстрый адекватный ход ответ в форме мобилизации внутренних адаптационных уход ресурсов саморегуляции функционального состояния с учетом специфики требований конкретной ситуации, в то время как в уход результате влияния стресс-факторов ход пролонгированного типа возможны варианты уход развернутой во времени ход продолжительной адаптации сотрудников. И в том, и в другом случае эффективная система саморегуляции функционального может уход рассматриваться как ход основа адаптационного ход потенциала ход профессионала[18].

Таким ход образом, ход психологической науке существует множество ход подходов к изучению стресса. Каждый из них уход рассматривает в ход основном какую-либо ход одну сторону многогранной ход проблемы. В многочисленных исследованиях стресс уход рассматривается с уход разных точек зрения: как биологическая уход реакция ход организма на воздействие физических, химических и ход органических факторов; как состояние, характеризующееся активизацией адаптационных механизмов, ход проявляющихся в ход психической и физиологической сферах; как состояние напряжения ход процессов, ход протекающих в коре головного мозга; как состояние ход повышенной ход психической напряженности в сложных условиях и ход при возникновении ход особых ход обстоятельств.

1.2. Характеристика стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников

Проблема формирования ход потребности сохранения здоровья школьников в ход процессе ход обучения в ход общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического уход развития ход общества третьего тысячелетия. Период младшего школьного возраста – ход один из главных этапов становления здоровья, а также физического и ход психического статуса, на базе которого закладываются ход основы здорового ход образа жизни. Ведущая деятельность младших школьников – учеба. Так как нагрузки на детский ход организм в этом возрасте ход огромны, необходимо максимально ход оптимизировать учебный ход процесс. Основными условиями успешной учебы является высокая уход работоспособность и здоровье школьников. От учителя, ведущего уроки в начальной школе, требуется выбор форм и методов ход обучения в соответствии с достижениями современной ход педагогической науки.

По мнению В.А. Гурьева физиологические ход проявления стресса у младших школьников начинаются с уход ряда ход причин: [5]

большая учебная нагрузка, с которой ученик не справляется (обилие домашних заданий и дополнительных занятий);

высокие требования учителя, которые не соответствуют возможностям школьника;

негибкое ход поведение ход педагога и неумение найти индивидуальный ход подход к уход ребенку, неумение учитывать ход психофизиологические ход особенности ученика (медлительность или ход подвижность, активность, утомляемость к концу урока и др.);

неприятие ход педагогом кого-то из детей из-за каких-то физических ход особенностей (полнота, неуклюжесть);

межличностные ход отношения со сверстниками;

отношения с уход родителями (завышенные требования уход родителей, конфликты) [5].

При наличии факторов (семейная ситуация, завышенные требования ход педагогов, ход особенности ход организации учебного ход процесса, ход поведение ход педагога, конфликтные ход отношения в коллективе сверстников, ход особая чувствительность уход ребенка и слабость его нервной системы и др.) срабатывает ход пусковой механизм.

Порицание со стороны учителя ход перед уход ровесниками, ирония и ход подтрунивание ход относительно медленного темпа, дефекта уход речи могут ход привести к замкнутости, угрюмости, недоверию к взрослым, тревожности, неуверенности в себе. Неделикатные высказывания ход относительно внешности могут стать ход причиной серьезного ход психического заболевания – нервной анорексии. Тревога за близких, неуспехи в школе могут выливаться в ход обилие навязчивых движений и уход ритуалов. Ритуал – это движение, которое уход ребенок не может не совершить. В ход отличие ход от навязчивости, ход он в состоянии сдержать этот ход порыв, но тогда будет ход ощущать беспокойство, нарастание тревоги вплоть до ход потери сознания. У многих людей, страдающих ход паническими атаками, возникает масса уход ритуалов. Например, включить и выключить свет три уход раза ход после ход открывания двери. Или три уход раза ход потопать и два уход раза вытереть ноги ход перед вхождением в новое ход помещение. Навязчивые движения (тики) уход ребенок сдержать не может, ход он ход порой даже не замечает их. Высмеивание непроизвольных движений и уход ритуалов ведет к усилению невроза. Все вышеперечисленные ход причины не могут ход оставаться незаметными и могут сказаться на возникновении невротических ход проявлений [11].

Физиологические ход проявления (симптомы) стресса младших школьников: истощение; ход повышенная ход отвлекаемость; нарушения сна (ночные кошмары, трудности засыпания, тревожный сон и т.д.); ход обилие страхов; ход обгрызание ногтей; кручение волос; тики; навязчивые движения и уход ритуалы; ход плаксивость; упрямство; энурез; головные боли и др.

Нами было выделено несколько стрессовых ситуаций у младших школьников в учебной деятельности:

1) уход разлука с уход родителями;

2) внезапная ход перемена ход привычной ход обстановки;

3) неприятие со стороны сверстников;

4) ситуации ход проверки и ход оценивания знаний, ход особенно в ход присутствии ход публики [11].

Рассмотрим ход подробнее.

Одной из ход особых форм ход проявления стрессовой ситуации является школьная фобия, которая у детей с ход повышенным уровнем тревожности может быть вызвана в ход определенные кризисные моменты, например, в начале школьного ход обучения. Если уход ребенок часто ход пытается избежать ход посещения школы, жалуется на ход плохое самочувствие ход по утрам, испытывает слишком сильную ход привязанность к кому-то из уход родителей или близких уход родственников, то все эти симптомы говорят ход о наличии у него школьной фобии. Чаще всего, ход пытаясь избежать уроков, уход ребенок ссылается на неудовлетворительное состояние здоровья. И лишь немногим детям хватает смелости, чтобы ход открыто и честно уход рассказать ход о своей боязни и нежелании идти в школу, в то время как большинство ход предпочитают сказаться больными, чтобы ход остаться дома [13].

Губительными для уход ребенка со школьной фобией становятся стрессовая ситуации, в которых уход родители заставляют их идти в школу ход после того, как ход понимают, что уход ребенок здоров. Вследствие этого у детей часто возникает ход панический страх и нередкими становятся серьезные конфликты с уход родителями. Основной ход причиной этого всё так же является боязнь совершить ход ошибку, глупость, ход потерпеть неудачу, ход проиграть и быть ход осмеянным.

Наибольшую стрессовую ситуацию вызывает у младших школьников вызов с ход ответом к доске. Именно в этой ситуации становится ход очевидна беззащитность некоторых детей, их страх и смущение, когда вместо того, чтобы ход ответить на заданный им вопрос ход они запинаются, допускают глупые ход ошибки, теряют способность ясно и логически мыслить.

Часто бывает так, что страх ход перед школой вызывают многочисленные конфликты с ход одноклассниками, физическая агрессия или угрозы с их стороны. Подобная уход реакция типична для эмоциональных, уход ранимых, болезненных и ход ослабленных детей, и ход особенно для тех из них, кто ход перешел в новую школу или класс, и не смог влиться в уже сплоченный коллектив [8].

Все эти страхи, ход опасения, и ход предчувствия свидетельствуют ход о ход повышенном уровне стресса у уход ребенка. На сегодняшний день уход роль негативного ход опыта ход общения, ход особенно в семье, в возникновении ситуативной тревожности и становлении её как устойчивой характеристикой личности ход признается ход практически всеми ход психологами и ход психотерапевтами, занимающимися изучением данного вопроса. Изучение ход процесса ход перехода тревожности ход от ход первоначально возникающей уход реакции на ход подобное неблагополучие к закреплению в качестве устойчивого ход образования, требует ход обращения к внутриличностным факторам [14].

Таким ход образом, со стрессовыми ситуациями младшие школьники сталкиваются буквально с ход первых дней ход пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них уход роли школьника. Дополнительными источниками стрессовых ситуаций младших школьников являются: ход постоянный уход рост ход потока информации; трудности в ход отношениях с ход одноклассниками, учителями, ход особенно это касается детей, которые до школы не ход посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых ход они могли бы ход приобрести необходимый ход опыт ход общения. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной ход перегрузке, так и к снижению успеваемости и ход появлению стрессовой ситуации.

Глава 2. Опытно-экспериментальная уход работа ход по ход преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников

2.1. Организация, методы и уход результаты исследования

В исследовании ход приняли участие 20 школьников 1 класса «А» муниципального бюджетного ход общеобразовательного учреждения «Средняя ход общеобразовательная школа № 33».

Целью эмпирического исследования являлось выявление стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников. Диагностика ход проводилась ход планово ход под наблюдением ход психолога школы.

Были использованы следующие методики:

– социометрическая методика,

– анкета для ход определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой,

– методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

– тест «Эмоциональная напряженность» Е.С.Романова,

– тест на самооценку.

Описание методик ход приведено ниже.

1. Социометрическая методика.

Методика ход позволяет ход определить ход положение испытуемого в системе межличностных ход отношений той группы, к которой ход он ход принадлежит. Перед исследованием группы, собравшиеся в классе, ход получают следующую инструкцию: «Хотя ваш класс существует недавно. За время совместной жизни и ход общения друг с другом вы уже смогли узнать друг друга, между вами сложились ход определенные ход отношения. Не все, ход очевидно, складывалось гладко и ход образовавшиеся между вами ход отношения далеки, ход по-видимому, ход от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в ход одном классе, кто-то вас не ход очень устраивает и с ним вы хотели уход расстаться. Теперь ход представьте себе, что ваш класс начинает складываться сначала и каждому из вас ход представляется возможность ход по своему желанию ход определить состав. Ответьте в этой связи на следующие вопросы: Кого из членов вашего класса вы ход по своему желанию включили бы в состав нового класса?

Совокупность ход плюсов и минусов, ход полученных данным человеком, ход показывает его ход персональный социометрический ход профиль. Например, ход профиль вида + + + + свидетельствует ход о том, что ход положение данного индивида в группе является благополучным во всех ход отношениях, а ход профиль вида - - - - ход о ход полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты ход профилей, содержащие в себе ход плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику ход положения человека в уход различных ход подсистемах системы групповых исследований.

2. Анкета для ход определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Методика ход позволяет выявить уровни мотивации учащихся. Учащимся ход предлагалось ход ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, наилучшим ход образом ход отражающих ход отношение детей к школе, к учебному ход процессу, их эмоциональные уход реакции на школьную ситуацию.

Для дифференциации детей ход по уровню школьной мотивации уход разработана система балльных ход оценок:

– ответ уход ребенка, свидетельствующий ход о его ход положительном ход отношении к школе и ход предпочтении им учебных ситуаций, ход оценивается в три балла;

– нейтральный ход ответ («не знаю», «бывает ход по-разному» и т.п.) ход оценивается в ход один балл;

– ответ, ход позволяющий судить ход об ход отрицательном ход отношении уход ребенка к той или иной школьной ситуации ход оценивается в ноль баллов. Оценки в два балла ход отсутствует, так как математический анализ ход показал, что ход при ход оценках в ноль, ход один, три балла возможно более надежное уход разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Первые четыре вопроса ход показывают эмоциональное ход отношение уход ребенка к школе. Выбор третьего варианта ход ответа на них может свидетельствовать ход о высокой тревожности, выбор второго варианта – ход о ход психологической защите.

О ход перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ход ответа на вопрос 5 («Как ты ход относишься к домашнему заданию?»).

Конфликтные ход отношения учащихся с классным уход руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты ход относишься к своему классному уход руководителю?»). О возможных ход проблемах свидетельствует выбор второго и ход особенно третьего вариантов ход ответа.

Для выделения детей группы уход риска ход по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ход ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты ход относишься к своим ход одноклассникам?»). О ход полной изоляции или ход отвержении уход ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ход ответов на ход оба эти вопроса. При уход различных комбинациях второго и третьего вариантов ход ответов можно ход предполагать либо частичную изоляцию уход ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ход ответа на 9-й вопрос – ход первый вариант ход ответа на 10-й» можно ход предположить, что сам уход ребенок стремится к ход общению, ход однако ход по какой-то ход причине ему не удается установить контакт с ход одноклассниками, т.е. фактически ход он является ход отвергаемым. Обратная комбинация ход ответов на эти вопросы может свидетельствовать ход о том, что уход ребенок, хотя и имеет ход обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.

Негативные ход ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не ход обязательно ход приходить всем ученикам, как бы ты ход поступил?») в совокупности с ход промежуточным или негативным ход ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты ход о школе своим уход родителям или друзьям?») ход при ход прочих ход положительных ход ответах (первые варианты) и ход при достаточно высоком ход общем уровне уход развития уход ребенка могут свидетельствовать ход о скрытом неблагополучии в ход отношении к школе.

Если уход ребенок дает третий вариант ход ответа на вопрос 7 и ход при этом у него выявлены высокие ход показатели ход по факторам социального стресса, фрустрации ход потребности в достижении успеха и страха несоответствия ход ожиданиям ход окружающих анкеты Филлипса, следует ход предложить его уход родителям ход принять участие в уход работе тренинга уход родительской эффективности, а также ход оказать ход психологическую ход поддержку самому уход ребенку.

Школьная мотивация зависит не только ход от уровня умственного уход развития учащихся класса. Хотя часто, чем выше интеллектуальное уход развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи ход обратной зависимости: чем выше уровень умственного уход развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных ход отношений с ход отдельным ход педагогом или ход педагогическим коллективом в целом ход при ход полном ход отсутствии ход познавательного интереса. Низкая школьная мотивация наблюдается также ход при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних ход потребностей ученика, например, лидерских ход притязаний в классном коллективе. Также достаточно часто встречается ситуация, ход особенно в начальной школе, когда даже не слишком успешные в учебе дети, имеющие невысокий уровень умственного уход развития, ход показывают высокую школьную мотивацию. Большое значение имеет личность классного уход руководителя и его ход отношения с классом.

3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Диагностируемые шкалы: уровень тревожности; ход общая тревожность в школе, ход переживание социального стресса, фрустрация ход потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации ход проверки знаний, страх несоответствовать ход ожиданиям ход окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, ход проблемы и страхи в ход отношениях с учителями.

Наличие тревожности свидетельствует ход о сложностях адаптации, а ход очень высокий её уровень является ход показателем дезадаптации уход ребенка. Тревожность – форма ход психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует ход о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как ход от этого зависит адаптация человека к социальной среде.

Эта методика ход помогает ход определить уровень и характер тревожности у детей младшего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое ход понятие, включающее уход различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, ход повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ход ожидании ход плохого ход отношения к себе, ход отрицательной ход оценки со стороны ход педагогов, сверстников. Ребенок ход постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в ход правильности своего ход поведения.

4. Тест «Эмоциональная напряженность» Е.С.Романова

Методика ход позволяет выявить индивидуальные ход особенности эмоциональной напряженности уход ребенка и ее степень.

5. Тест на самооценку

Самооценка, т.е. ход оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, ход относится к базисным качествам личности. Именно ход она во многом ход определяет взаимоотношения с ход окружающими, критичность, требовательность к себе, ход отношение к успехам и неудачам.

Все 20 учащихся ход прошли тестирования на уход равных условиях. Результаты диагностики ход представлены далее. Результаты социометрической методики ход представлены в таблице 1 и на уход рисунке 1.

Таблица 1

Результаты социометрической методики

Статус

Количество детей

Количество детей в %

1

лидеры

3

15

2

предпочитаемые

9

45

3

принятые

6

30

4

изолированные

2

10

Рис. 1. Результаты исследования ход первоклассников ход по социометрической методике

Социометрическая методика ход показала, что в данном классе взаимоотношения находятся на хорошем уровне. Большинство, это 60%, выбрали ход одних и тех же ход одноклассников. 30% выбрали других ход одноклассников. И 10% учащихся в классе ход оказались не выбраны (причины ход пока не ясны, требуется более детальный ход подход).

Так же, тестирование выявило учащихся, которые ход пользуются высоким авторитетом (популярностью) среди класса.

Результаты ход при ход помощи методики Н.Г. Лускановой ход представлены в таблице 2 и на уход рисунке 2.

Таблица 2

Распределение ход первоклассников ход по уровню мотивации

Уровень мотивации

Количество детей

Количество детей в %

1

высокий

10

50

2

средний

9

45

3

низкий

1

5

Рис. 2. Результаты исследования мотивации ход первоклассников

По уход результатам теста, в классе у 50% учащихся мотивация находится на высоком уровне. У таких детей есть ход познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все ход предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ход ответственны, сильно ход переживают, если ход получают неудовлетворительные ход оценки.

У 45% сформирована средне. Подобные ход показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В уход рисунках на школьную тему ход они также изображают учебные ситуации, а ход при ход ответах на вопросы ход проявляют меньшую зависимость ход от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Только у 5% слабо выражена. Эти дети ход посещают школу неохотно, ход предпочитают ход пропускать занятия. На уроках часто занимаются ход посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Результаты исследования ход общей тревожности ход по методике Филипса ход приведены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение ход первоклассников ход по уровню тревожности, %

Факторы

Высокий уровень

Повышенный уровень

Нормальный уровень

Общая тревожность в школе

0

20

80

Переживание социального стресса

0

25

75

Фрустрация ход потребности в достижение успеха

0

20

80

Страх самовыражения

10

15

65

Страх ситуации ход проверки знаний

5

30

65

Страх не соответствовать ход ожиданиям ход окружающих

20

20

60

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

15

15

70

Проблемы и страхи в ход отношениях с учителями

5

20

75

На уход рисунке 3 ход представлены графические данные ход по тесту Филипса.

Рис. 3. Результаты исследования тревожности ход первоклассников ход по методике Филипса

Тест Филипса ход показал следующее:

Общий уровень стресса: У ход опрошенных учеников не выявился высокий уровень тревожности. У 20% имеется ход повышенный уровень и у 80% норма. Общий уровень тревожности в классе ниже 50%, что является нормой.

Переживание социального стресса эмоциональное состояние уход ребенка, на фоне которого уход развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками): у 25% учеников наблюдается ход повышенный уровень тревожности, 75% – норма.

Фрустрация ход потребности в достижении успеха (неблагоприятный ход психологический фон, не ход позволяющий уход ребенку уход реализовать свои ход потребности в успехе, достижении высокого уход результата и т.д.): 20% имеют ход повышенную тревожность, 80% – в уход рамках нормы.

Страх самовыражения (негативное эмоциональное ход переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, ход предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей): тестирование выявило высокий уровень у 10% ход опрошенных, у 15% ход повышенный уровень, у 65% учащихся – норма.

Страх ситуации ход проверки знаний (негативное ход отношение и ход переживание тревоги в ситуациях ход проверки (особенно ход публичной) знаний, достижений, возможностей): высокий уровень наблюдается у 5%, 30% учеников имеют ход повышенный уровень и 65% находятся в уход районе нормы.

Страх не соответствовать ход ожиданиям ход окружающих (ориентация на значимость других в ход оценке своих уход результатов, ход поступков и мыслей, тревога ход по ход поводу ход оценок, даваемых ход окружающими, ход ожидание негативных ход оценок): здесь наблюдается ход пик тревожности. У 20% учащихся высокий уровень, 20% имеют ход повышенные ход показатели, ход остальные 60% на уровне нормы.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности ход психофизиологической ход организации, снижаемые ход приспособляемость уход ребенка к ситуациям стрессогенного характера, ход повышающие вероятность неадекватного, деструктивного уход реагирования на тревожный фактор среды): Здесь так же наблюдается ход повышение тревожности. У 15% ход опрошенных наблюдается высокий уровень тревожности, ещё 15% учащихся класса имеют ход повышенный уровень и 70% находятся на уровне нормы.

Проблемы и страхи в ход отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон ход отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность ход обучения уход ребенка): 5% из класса имеют высокий уровень, у 20% выявлен ход повышенный уровень и у 75% – норма.

Результаты исследования эмоциональной напряженности ход представлены в таблице 4 и на уход рисунке 4.

Таблица 4

Результаты исследования эмоциональной напряженности ход первоклассников

Уровень эмоциональной напряженности

Количество детей

Количество детей в %

1

высокий

0

0

2

средний

15

75

3

низкий

5

25

Рис. 4. Результаты исследования эмоциональной напряженности ход первоклассников

По уход результатам тестирования у учащихся не наблюдается ход повышенного фона эмоциональной напряженности. У 75% учеников средний уровень эмоциональной напряженности, 25% имеют низкий уровень. Тем не менее, ход повышенный ход процент среднего (в соотношении с ход процентом низкого уровня) уровня говорит ход о нарастании напряжения среди учащихся.

Результаты исследования самооценки ход представлены в таблице 5 и на уход рисунке 5.

Таблица 5

Результаты исследования самооценки ход первоклассников

Уровень самооценки

Количество детей

Количество детей в %

1

адекватная

10

50

2

завышенная

8

40

3

заниженная

2

10

Рис. 5. Результаты исследования самооценки ход первоклассников

Результаты тестирования ход показали, что 40% учащихся имеют высокую самооценку, 50% имеют адекватную самооценку и 10% имеют заниженную самооценку.

На ход основании ход проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

1. В данном классе взаимоотношения находятся на хорошем уровне. Большинство, это 60%, выбрали ход одних и тех же ход одноклассников. 30% выбрали других ход одноклассников. И 10% учащихся в классе ход оказались не выбраны.

2. По уход результатам теста Н.Г. Лускановой, в классе у 50% учащихся мотивация находится на высоком уровне. У 45% сформирована средне. Только у 5% слабо выражена.

3. Тест Филипса ход показал, что у ход опрошенных учеников не выявился высокий уровень тревожности. У 20% имеется ход повышенный уровень и у 80% норма. Общий уровень тревожности в классе ниже 50%, что является нормой. У 25% учащихся наблюдается ход повышенный уровень ход переживаний социального стресса, у 75% – норма. 20% имеют ход повышенную тревожность фрустрации ход потребности в достижении успеха, 80% – в уход рамках нормы. Высокий уровень страха самовыражения ход отмечен у 10% ход опрошенных учащихся, у 15% – ход повышенный уровень, у 65% – норма. Высокий уровень страха ситуации ход проверки знаний наблюдается у 5% учащихся, 30% учеников имеют ход повышенный уровень и 65% находятся в норме. У 20% учащихся высокий уровень страха не соответствовать ход ожиданиям ход окружающих, 20% имеют ход повышенные ход показатели, ход остальные 60% на уровне нормы. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу ход отмечена у 15% учеников, у 15 – средняя и у 70% – в норме. Высокий уровень ход проблем и страхов в ход отношениях с учителями ход отмечен у 5%, у 20% выявлен ход повышенный уровень и у 75% норма.

4. У учащихся не наблюдается ход повышенного фона эмоциональной напряженности. У 75% учеников средний уровень эмоциональной напряженности, 25% имеют низкий уровень. Тем не менее, ход повышенный ход процент среднего (в соотношении с ход процентом низкого уровня) уровня говорит ход о нарастании напряжения среди учащихся.

5. 40% учащихся имеют высокую самооценку, 50% имеют адекватную самооценку и 10% имеют заниженную самооценку

Таким ход образом, ход проведенное исследование ход показало, что некоторые ход первоклассники нуждаются в коррекционной уход работе, направленной на формирование учебной мотивации и ход преодолению стрессовых ситуации.

2.2. Разработка уход рекомендаций ход педагогам ход по ход преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников

Педагог является ход основной фигурой ход педагогического ход процесса, ход поэтому ход от его ход поведения и манеры ход преподавания в большей степени зависит ход процесс ход обучения. Как ход пребывание учеников в школе скажется на их здоровье, какими являются ход образовательные технологии и вся ход организация учебного ход процесса. Учитель во время уроков и внеурочной деятельности должен уход решать три группы задач, которые влияют на здоровье учеников: формирующие, коррекционные и диагностические.

При этом ход он должен фиксировать свое внимание еще и на условиях ход проведения занятий. Перед началом урока нужно ход обратить внимание на гигиенические условия в классе и ход продолжать удерживать внимание на этом факторе на ход протяжении всего занятия. Это ход проблемы ход освещенности ход помещения, шума на улице, который доносится через ход окна, ход проветривается ли класс, температуры и влажности воздуха. Эти требования не требуют использования специальных ход приборов. Их можно ход оценить и визуально. Это ход очень важные ход показатели, которые могут влиять на степень утомляемости учеников, что, несомненно, ход отразится в будущем на их здоровье.

Сердцевину ход образовательных технологий здоровьесбережения составляют технология уход работы ход преподавателя и ход организационно-педагогические условия ход проведения самого ход образовательного ход процесса. Рациональная ход организация урока составляет важную часть в здоровьесберегающей уход работе школы.

Рассмотрим ход показатели уход рациональной ход организации учебного ход процесса:

объем учебной нагрузки. Это количество занятий и их ход продолжительность, включая временные затраты на выполнение домашних уход работ.

нагрузка в школе в виде дополнительных занятий.

Занятие активно-двигательной деятельностью, то есть уроки физической культурой, спортивные мероприятия и динамические ход паузы. От того, насколько качественно будут соблюдаться гигиенические и ход психолого-педагогические условия ход проведения урока, зависит в ход основном функциональное состояние учеников в ход процессе учебной деятельности.

Для улучшения умственной уход работоспособности школьников, снятия у них мышечного статического напряжения, а также ход предупреждения ход преждевременного наступления утомления, нужно ход проводить уход ряд мер. Например, ход проведение физкультминутки через 10–15 минут ход после начала урока или с уход развитием ход первой фазы умственного утомления у большей части учащихся в классе. Несмотря на это, нужно также ход определять и фиксировать уровень ход психологического климата на занятии, строго следить за соблюдением ход правильно ход осанки, ход позы ученика, ход проводить эмоциональную уход разрядку. Также можно сопровождать физкультминутки музыкой с элементами самомассажа и другими способами, которые ход помогают ход оперативно восстановить уход работоспособность. При ход проведении эффективной физкультминутки следует ход помнить – важным условием считается наличие ход положительного эмоционального фона. При его ход отсутствии ученик будет делать упражнения со скучающим видом, как бы делая тем самым ход одолжение учителю. При таком условии, желаемого уход результата будет добиться ход очень сложно.

Также необходимо ход принимать меры ход по ход организации индивидуального ход подхода к учебно-воспитательной уход работе с учетом всех физиологических и ход психических ход особенностей здоровья учеников.

Ребенок в стрессовом состоянии нуждается в ход поддержке и ход понимании, т.к. ход переживает свои неудачи гораздо сильнее, чем его сверстники. Поэтому ход принцип «Его хвалить – только ход портить» во взаимодействии со стресса-неустойчивыми учащимися недопустим. Видеть и ход отмечать успехи и достижения необходимо у каждого школьника, а у тревожного тем более. В создании благоприятной учебной ситуации необходимо ход привлекать и уход родителей, убеждая их уделять внимание своим детям. Совместно ход организованная деятельность будет формировать чувство защищенности и безопасности у уход ребенка.

Условием успешной уход работы со стрессовыми ситуациями является ход принцип доверия взрослому – следовательно, нельзя учить уход ребенка с ход позиции собственного авторитета, высказывая аргументы «потому что я старше». Взрослый только лишь комментирует чувства и действия уход ребенка, но никак не дает этим чувствам ход оценки. Напряжение, которое может ход проявляться в эмоциональных всплесках, истерическом ход плаче, навязчивых движениях, можно снять, ход предложив ход подвижные игры. Методами коррекции могут быть как творческие занятия так и игры. К таким методам ход относятся: сказкатерапия; арт-терапия; музыкальная терапия; куклотерапия.

Таким ход образом, мероприятия ход по ход преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников должны быть направлены на: уход развитие уверенности в собственных силах; формирование навыков и умений уход решать ход проблемные ситуации; ход поддержание успешных видов деятельности в той форме, в которой уход ребёнку наиболее комфортно уход реализовать свой ход образовательный ход потенциал.

Заключение

Таким ход образом, ход одной из наиболее ход острых ход проблем современной начальной школы является ход проблема сохранения здоровья учащихся. Результаты изучения состояния здоровья учащихся начальной школы, ход проводимые уход различными ход организациями (Всемирная ход организация здравоохранения, НИИ гигиены и ход охраны здоровья детей и ход подростков, Российский центр ход оздоровления детей, Российская академия медицинских наук), говорят ход о том, что в ход период ход обучения в школе ход основные ход показатели здоровья снижаются.

Проблема формирования ход потребности сохранения здоровья школьников в ход процессе ход обучения в ход общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического уход развития ход общества третьего тысячелетия. Период младшего школьного возраста – ход один из главных этапов становления здоровья, а также физического и ход психического статуса, на базе которого закладываются ход основы здорового ход образа жизни. Ведущая деятельность младших школьников – учеба. Так как нагрузки на детский ход организм в этом возрасте ход огромны, необходимо максимально ход оптимизировать учебный ход процесс. Основными условиями успешной учебы является высокая уход работоспособность и здоровье школьников. От учителя, ведущего уроки в начальной школе, требуется выбор форм и методов ход обучения в соответствии с достижениями современной ход педагогической науки. Сейчас ход понятие «стресс» становится весьма ход популярным, ход оно стало ход объектом внимания не только ход психиатров и клинических ход психологов, но и ход организационных ход психологов и менеджеров ход по управлению человеческими уход ресурсами, что стимулируется ход последними изменениями в экономике и ход обществе в целом. Первостепенную важность ход приобретает изучение ход основ стресса и степени его влияния на деятельность человека, выяснение механизмов его возникновения и уход развития. Поэтому ход правильное ход понимание значения стресса играет ход огромную уход роль в сохранении здоровья ход подрастающего ход поколения.

В ход общем смысле стресс ход представляет собой естественную уход реакцию живого ход организма на воздействие того или иного события, ход происходящего в ход окружающем ход пространстве. В уход работах Г. Селье изначально уделялось внимание исследованию биологических ход особенностей стресса с точки зрения уход реакции гомеостатических механизмов ход организма на внешние уход раздражители ход путем их ход перестройки и «запуска» внутренней адаптационной энергии. В этом смысле автором выделены уход различные стадии уход развития стресса: стадия тревоги, характеризующаяся мобилизацией адаптационных возможностей ход организма к условиям воздействия уход различных стессогенных факторов; стадия стабилизации (сопротивления, уход резистентности), ход проявляющаяся в ход приспособлении ход организма к новым условиям и сбалансированном включении адаптационных уход ресурсов в соответствии с силой воздействия внешних уход раздражителей; стадия истощения, в уход рамках которой ход происходит уход рассогласование или уход расбалансировка стрессогенных требований и уход реакции на них защитных механизмов ход организма, что может ход привести к нарушению жизненных функций. Результаты теоретического анализа ход показывают, что существующее в настоящее время в науке уход разнообразие ход подходов к ход проблеме стрессоустойчивости ход обусловлено выделением какой-либо ход одной стороны этой ход проблемы и ход обозначение ее как доминирующей.

Возможные ход причины стрессовых ситуаций младших школьников: семейная ситуация (неадекватно завышенные требования уход родителей); завышенные требования ход педагога к успеваемости; - ход особенности ход организации учебного ход процесса; ход поведение ход педагога; конфликтные ход отношения в коллективе сверстников; ход особая чувствительность уход ребёнка и слабость его нервной системы и др. Проявления стрессовых ситуаций могут быть как ход психологического, так и физиологического характера. К ход психологическим ход относятся: ход перепады настроения, высокая уход раздражительность; уязвимость, уход ранимость, чувствительность, которые ярко ход проявляются в дошкольный ход период у детей; фобии, страхи; депрессивное или угнетенное состояние; истеричное ход поведение, ход падение на ход пол с уход рыданиями и криками. К физиологическим симптомам ход относятся: головные боли, спазмы сосудов мозга, говокружение; нарушение аппетита; нарушение двигательных функций ход организма, нервные тики, судороги; нарушение сна; спазматические боли в ход области желудка или сердца; мышечная слабость, вялость, быстрая утомляемость ход при ход отсутствии высокой физической активности; энурез, нервный кашель. Высокие уровни стресса ход оказывают вредное воздействие на физиологическую, ход психологическую и ход поведенческую стороны жизнедеятельности школьника. Психологические ход проблемы, вызванные стрессом, ход приводят к неудовлетворительному выполнению домашних заданий, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям учителя, неспособности сосредоточиться и ход принять уход решение.

Нами были уход разработаны уход рекомендации ход педагогам ход по ход преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников. Часто ход педагоги не ход осознают, какое влияние могут ход оказать на учащегося нетактичные слова, ход окрики и назидательная интонация. Даже ход психологи сошлись на том мнении, что спокойные интонации и низкая тональность ход оказываются в ход педагогике более действенными, нежели уход резкий и напряженный голос, который наталкивает учеников на эмоциональное ход отчуждение. Учитель может неосознанно стать ход причиной дезадаптации невроза у учеников, если не будет учитывать индивидуальные ход особенности личности учащихся, их наиболее уязвленные черты характера. Для снижения интенсивности физиологических ход проявлений учителю необходимо соблюдать гигиенические требования к учебному ход процессу. Психокоррекционные и ход психотерапевтические мероприятия ход при уход работе детьми, имеющими физиологические ход проявления, должны быть направлены на: уход развитие уверенности в собственных силах; формирование навыков и умений уход решать ход проблемные ситуации; ход поддержание успешных видов деятельности в той форме, в которой уход ребёнка наиболее комфортно уход реализовать свой ход образовательный ход потенциал.

Таким ход образом, мы выяснили, что у младших школьников стресс может ход проявляться в виде физического дискомфорта, ход повышенной утомляемости, возникновения уход реальных и воображаемых страхов; ход она может уход раскрыть все ход потаенные и мрачные уголки сознания. Он часто влияет на уход результативность деятельности уход ребенка, мешает ход получать удовольствие ход от самого ход процесса деятельности и не ход позволяет насладиться заслуженным успехом, и в уход ряде случаев можем быть ход причиной многочисленных внутренних запретов. Правильная, ход позитивная ход педагогическая ход политика может ход повышать способность учащихся ход противостоять стрессам и уменьшать их ход последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать ход причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую ход позицию ученика. И самое главное, современный ход педагог сам не должен выступать в уход роли ход очередного стрессора для уход ребенка. Чувствуя ход проблемы детей и ход проявляя гибкость и ход понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.

Список литературы

Айманова М.К. Учет возрастных ход особенностей младших школьников ход при уход реализации ФГОС НОО // Инновации в современной науке: Материалы VII Международного зимнего симпозиума. М.: Центр научной мысли, 2015. С. 45–48.

Алимгазиева Д.Р. О ход психологических ход особенностях младших школьников // Ступень в ход педагогическую науку: материалы V Международного форума уход работников ход образования. М.: Центр научной мысли, 2014. С. 58–61.

Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология уход развития уход ребенка): учеб. ход пособие для студентов вузов / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2013.– 416 с.

Богус М. Б. Психолого-педагогические ход основы уход развития умственных способностей младших школьников: монография. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 184 с.

Гурьев В. А. Психогенные уход расстройства у детей и ход подростков. Москва. Крон-пресс, 2015. –210 с.

Зайнуллина Л.М. Некоторые аспект исследования эмоции // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1 (1). С. 486–491.

Зозуля Т.В. Адаптация ход первоклассника к школе // Наука в современном информационном ход обществе Материалы VI международной научно-практической конференции. 2015. С. 70–72.

Игнатьева С.Г. Роль адаптации в здоровьесбережении ход первоклассников // Вестник Чувашского государственного ход педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010. Т. 1. № 3. С. 63–67.

Кармолина Е.Б. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников // Актуальные ход проблемы современного ход образования: ход опыт и инновации: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием / ход под уход ред. А.Ю. Нагорнова, Л. В. Гурылева. – Ульяновск, 2011. – С.338-341.

Королева А.П. Оказание ход психологической ход помощи младшим школьникам с низким социометрическим статусом // Наука и школа. 2015. № 4. С. 31–33.

Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 2013. – 386 с.

Костина Л.А., Миляева Л.М. Социально-психологическая адаптация студентов к ход обучению в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2014. №11. С. 433–437.

Локалова Н. П. Слабоуспевающий школьник: ход психологическое изучение и коррекционная уход работа // Начальная школа, 2012. – № 11-12. – С. 59–61.

Магомедова К.А. Диагностика уровня адаптации ход первоклассников // Актуальные ход проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 2. С. 235–240.

Маркова Ю.А., Тургель В.А. Социально-психологическая адаптация ход первоклассников уход разного ход пола: ход опыт диагностики // Герценовские чтения. Начальное ход образование. 2015. Т. 6. № 2. С. 76–82.

Мясищев В.Н Личность и неврозы. М.: Просвещение, 2010. – 224 с.

Семичев С.Б. Задачи индивидуального ход подхода ход при ход перевоспитании // Вопросы ход психологии, 2015. – № 3. – С. 156–161.

Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2013. – 124 с.

Суворова Н.В. Психофизиология стресса. – М.: Педагогика, 2015. – 208 с.

Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. – М.: Просвещение, 2012. – 140 с.

Просмотров работы: 609