Сфера образования для детей, подростков и молодежи в возрасте до 18 лет в Российской Федерации на сегодня включает в себя две области – общее и дополнительное образование. Обладая отличительными особенностями своего функционирования, сфера дополнительного образования предполагает использование специальных педагогических технологий. Данная статья посвящена рассмотрению технологии социального проектирования, позволяющей реализовать задачи социализации воспитанников учреждений дополнительного образования.
Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, не просто место обучения детей, а пространство разнообразных форм развития личности ребенка: его интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического совершенства, характера и стремления к творческой самореализации.
Учреждения дополнительного образования относятся к категории воспитательных организаций, то есть «специально создаваемых обществом и государством организаций, основной функцией которых является целенаправленное и планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и/или определенного социально-профессионального слоя» [1].
Педагогические технологии, которые применяются в дополнительном образовании детей, ориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно приобретать знания и работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных и результативных технологий в педагогической практике дополнительного образования является социальное проектирование.
Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование как разновидность социальных технологий [2, с.8-10].
Социальное проектирование не только является одним из лучших методических приемов для активизации деятельности обучающегося, но и выступает средством социализации.
Рассматривая проектную технологию как средство социализации, обратимся к сущности понятия «социализация», которое трактуют как «сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида» (субъект-объектная трактовка Э.Дюркгейма и Т. Парсонса). Включение каждого обучаемого в единую социальную целостность и саму структуру общества происходит через процесс, позволяющий каждому человеку стать полноценным членом общества, коим является социализация личности.
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена общества, к которому он принадлежит. Процесс этот двусторонний: с одной стороны, это усвоение обучающимися социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему входящих в нее социальных связей; с другой стороны, это процесс активного воспроизводства системы социальных связей обучающимися за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду.
Во все времена перед педагогами стояла острая проблема: как «разрушительную энергию» подростков направить в иное русло, сделать ее созидательной. Технология, мощный рычаг, который помогает решить эту важнейшую проблему, – социализация через проектирование.
Проектирование – это деятельностный процесс социализации. Социализация в этом смысле является стратегической линией развития личности, стержнем ее становления, способом ее реализации.
Социальное проектирование является формой, объединяющей обучение и воспитание, оно развивает навыки критического мышления, анализа работы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения. Данная форма вовлекает ребенка в практическую деятельность, он становится непосредственным участником правовых отношений. В проекте важно не только выделять острые социальные проблемы, но и предлагать реальные пути их решения.
Проектная деятельность служит механизмом профессионального самоопределения детей, помогает их полноценной адаптации к условиям профессионального функционирования в дальнейшей деятельности.
Подходы, характерные для социального проектирования, применяются также в подготовке к общественным мероприятиям. Это прежде всего относится к массовым праздникам (Олимпийские игры, городские праздники, выставки и т.д.). В последние годы все чаще специализированные массовые праздники стали приобретать комплексный характер, что значительно расширяет зону их воздействия на человека [3, с.27].
Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем [4]. Через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит его, творит с учетом объективных закономерностей и в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.
Таким образом, мы приходим к выводу, что социальное проектирование является одним из основных процессов социализации детей в условиях дополнительного образования.
Список использованных источников
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980 - 335 с.
2. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 416 с.
3. Луков, В.А. Социальное проектирование: учебное пособие / В.А. Луков. - М.: Флинта, 2010. - 240 с.
4. Социальное проектирование. [Электронный ресурс] //URL: https://studme.org/48066/sotsiologiya/sotsialnoe_proektirovanie (дата обращения: 05.02.2020)