СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКА ИКТ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКА ИКТ

Ткачев А.В. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет, экономический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - совокупность экономических, организационных и правовых отношений в сфере производства и торговли ИКТ-продуктами, возникающих между покупателями и продавцами (поставщиками).

Информационно-коммуникационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, хранения, обработки, отображения, распространения и использования информации в интересах ее пользователей[1].

Сектор ИКТ – это совокупность видов экономической деятельности, связанных с производством продукции, предназначенной для выполнения функции обработки информации и коммуникации с использованием электронных средств, включая передачу и отображение информации [2].

В отличие от рынка ИКТ, где основным являются торговые взаимоотношения между субъектами рынка, сектор ИКТ рассматривается как отрасль народного хозяйства. Для того, чтобы сектор ИКТ рассматривался как рынок, в него необходимо включить каналы сбыта (дистрибуции), состоящие из дистрибьюторов ИКТ-продуктов, вендоров, реселлеров, потребителей и других рыночных субъектов.

Товарный рынок формируется производителями, реализующими свою продукцию в пределах определенной территории, географические границы которой устанавливаются в соответствии с методикой, предложенной Антимонопольной службой РФ [3].

Коммерческие структуры, используя ИКТ, преследуют следующие основные цели: повышение производительности труда; распространение информации; совершенствование внутренних бизнес-процессов (операций); повышение эффективности принятия управленческих решений; улучшение качества обслуживания клиентов; интеграция бизнес-процессов предприятий-партнеров.

Рынок ИКТ характеризуется отраслевым многообразием и очень большим числом ИКТ-продуктов и услуг, а это затрудняет создание единой классификационной модели рынка, которая необходима для анализа его со­стояния. Разработчики структуры товарного ИКТ-рынка используют разные критерии: по сферам деятельности (EITO, ITU, IDC) и по товарам (АП КИТ, Минкомсвязи РФ). В табл. 1 приводятся подход Минкомсвязи России к описанию структуры товарных рынков ИКТ.

В России существуют следующие проблемы для более обширного применения ИКТ:

значительное различие в доступе населения к информационным технологиям в регионах страны («цифровое» неравенство);

недостаточный уровень развития ИКТ-сектора во многих субъектах РФ;

отставание российских компаний в сфере ПО и доминирование западных ИТ-компаний (Microsoft, SAP, Oracle, HP, IBM, Cisco и др.) на российском рынке ИКТ;

необходимость больших инвестиций в ИКТ-технологии;

отсталая ИТ-инфраструктура на многих предприятиях;

недоверие со стороны некоторых руководителей относительно эффективности ИКТ.

Таблица 1 - Подход к формированию структуры товарного рынка ИКТ

Агрегатная структура ИКТ-рынков

Детализация ИКТ-рынков (субрынки)

Классификатор программного обеспечения

Общесистемное ПО:

программы для ЭВМ;

программные средства для организации межсистемного взаимодействия, интеграционные платформы;

системы организации распределенных сетей и управления вычислительными ресурсами на основе технологий виртуализации;

встраиваемое ПО;

компоненты и части программ (библиотеки, драйверы, испол­няемые модули и пр.);

другие программы

Прикладное ПО:

прикладные программные платформы для разработки специализированных информационных систем (системы управления ресурсами предприятия (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), портальные решения (Docflow);

универсальные средства автоматизации офисной деятельности (текстовые и табличные редакторы, редакторы деловой графики, почтовые программы, организаторы и планировщики общего назначения);

другие программы

Заказное прикладное ПО: программы для ЭВМ, программные комплексы, разработанные по специальному заказу государственных органов

Классификатор технического обеспечения (ТО)

Серверное оборудование и оборудование ЦОД.

Оборудование рабочих станций. Периферийное и специализированное оборудование, используемое вне состава рабочих станций (в том числе сетевые принтеры, сканеры, презентационное оборудование, экранные комплексы, информационные киоски, навигационные устройства). Телекоммуникационное оборудование, включая кабельные сети, коммутаторы и маршрутизаторы, шлюзы, средства мониторинга трафика, балансировки нагрузки и управления телекоммуникационными сетями.

Технические средства для обеспечения спутниковой связи. Аппаратные и программно-аппаратные средства защиты информации, включая межсетевые экраны, средства криптографической защиты информации и усиленной электронной подписи, средства организации защищенных каналов связи, защищенные съемные носители данных и специализированные средства работы с ними (считыватели)

Автоматические компьютерные телефонные станции, средства IP-телефонии

Список используемых источников:

Национальнаяэнциклопедическаяслужба. URL: http://vocable.ru/ dictionary/1127/word/informaciono-komunikacionye-tehnologi-ikt-information- and-communication-technologies-ict

Приказ Минкомсвязи России от 07.12.2015 № 515 «Об утверждении собирательных классификационных группировок «Сектор информационно-комму­никационных технологий»». URL: http://www.minsvyaz.ru/ru/events/34655

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»

Наумов, В.Н. Рынки информационно-коммуникационных технологий и организация продаж [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Наумов. - М.: ИНФРА-М, 2017. — 404 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=550748

Просмотров работы: 434