Бизнес-план представляет собой подробный перспективный план развития конкретного бизнеса, который используется для организации и координации работ по проекту, проведения переговоров с кредиторами и инвесторами, а также для привлечения участников проекта.
Процесс составления бизнес-плана начинается тогда, когда собрана вся аналитическая информация по проекту и проведены необходимые количественные расчеты. Несмотря на многообразие ситуаций, требующих бизнес-планирования, согласно классификации по масштабу планирования, все бизнес-планы подразделяются на две группы: бизнес-план фирмы и бизнес-план проекта [1].
Разработка и написание бизнес-плана включает следующие этапы:
1. Подготовительная работа, необходимая для создания и реализации бизнес-проекта (цель - создание условий для разработки бизнес-плана).
2. Воплощение идеи в бизнес-план, документальное оформление. Результатом этого этапа является создание предварительного проекта.
3. Контакт с внешними пользователями бизнес-плана и участниками проекта. Бизнес-план согласовывается и адаптируется к их требованиям, по завершению оформляется окончательный вариант бизнес-плана, оформляется нормативно-правовая документация.
4. Реализация – осуществляются все мероприятия, предусмотренные в бизнес-плане. Итогом должен стать успешно реализованный (осуществленный) бизнес-проект [2].
Для расчета экономической эффективности проекта был составлен следующий бизнес-план.
Цель проекта - снижение трудовых и финансовых затрат, связанных с неэффективностью системы дистанционного консультирования.
Работа системы консультирования рассчитана на неопределенно долгий срок, однако для анализа инвестиционного проекта был установлен горизонт расчета длительностью в 6 месяцев. Условная дата начала проекта – 01.01.2020 г. Ставка дисконтирования в рублях установлена в размере 6,5%. Срок разработки модулей СППР - 2 месяца.
Календарный план реализации проекта представлен в таблице 1. План внедрения СППР модулей не требует приобретения программного или аппаратного обеспечения. Инвестиционный план включает в себя оплату проектной деятельности сотрудников университета.
Таблица 1 - Календарный план реализации проекта
Наименование этапа |
Длительность, дней |
Дата начала |
Дата окончания |
Стоимость, руб. |
Ответственный |
Проектирование СППР модулей |
7 |
01.01.2020 |
07.01.2020 |
10000 |
Сотрудник УИКТ |
Подготовка технического задания |
10 |
08.01.2020 |
17.01.2020 |
8000 |
Сотрудник УИКТ |
Разработка программного кода модулей |
31 |
18.01.2020 |
17.02.2020 |
40000 |
Сотрудник УИКТ |
Внедрение модулей на веб-ресурс |
3 |
18.02.2020 |
20.02.2020 |
5000 |
Сотрудник УИКТ |
Тестирование системы |
9 |
21.02.2020 |
29.02.2020 |
7000 |
Сотрудник группы технической и программной поддержки |
Продвижение системы консультирования в поисковых ресурсах |
21 |
01.03.2020 |
21.03.2020 |
10000 |
Сотрудник службы по управлению уровнем ИТ-услуг и маркетинга |
Итого |
80000 руб. |
На проектирования СППР, подготовки технического задания, разработки программного кода, внедрения модулей в СДК и тестирование системы необходим объем финансирования в размере 70 тыс. руб., который планируется компенсировать за счет собственных средств. На продвижение СДК в поисковых ресурсах планируется затратить 10 тыс. руб.
На текущий момент СДК обрабатывается в среднем 20 заявок в месяц. Предполагается, что внедрение СППР модулей и хорошо организованные маркетинговые мероприятия приведут к увеличению этого количества в два раза. В таблице 2 представлен планируемый объем продаж компании.
Таблица 2 – Планируемый объем оказания услуг
Продукция |
Период |
|||||
01.2020 |
02.2020 |
03.2020 |
04.2020 |
05.2020 |
06.2020 |
|
Консультационные услуги |
20 |
25 |
30 |
40 |
40 |
40 |
Стоимость подготовки решения по интересующим сельских товаропроизводителей вопросам составляет 5800 руб. В процессе реализации проекта предполагается постепенно снизить стоимость до 4800 руб.
Для того, чтобы учесть все издержки, необходимо подсчитать расходы на содержание помещений, оборудования, инвентаря, оплату работы сотрудников и руководителей. Подразделение УИКТ располагается в здании университета, которое не находится в их собственности или аренде, поэтому эти расходы напрямую не относятся к отделу. К издержкам в данном случае относится только заработная плата сотрудников (таблица 3). Расходы на содержание оборудования включены в заработную плату участвующего в реорганизуемом процессе персонала.
Таблица 3 - Расходы на заработную плату сотрудников
Должность |
Оплата в месяц, руб. |
Специалист предметной области |
48000 |
Уполномоченный сотрудник УИКТ |
40000 |
Наиболее распространенным в России программным средством для разработки бизнес-планов является Project Expert [3], который использовался для подготовки данного бизнес-плана.
Project Expert – аналитическая программная система компьютерного моделирования финансовой деятельности предприятия, – как нового, еще не созданного, так действующего, существующего независимо от его отраслевой принадлежности, структуры и масштабов функционирования.
Финансовая модель представляет собой имитацию денежных потоков, которые описывают планируемый объект на основе входных данных внешней и внутренней среды компании. В ее основе - прогнозные объемные и стоимостные данные бизнес-плана, характеризующие различные стороны деятельности предприятия: инвестиционную, операционную, финансовую.
Основными показателями, при оценке экономической эффективности инвестиционных проектов являются: период окупаемости, дисконтированный период окупаемости (DPB), средняя норма рентабельности (ARR), чистая текущая стоимость проекта (NPV), индекс прибыльности (рентабельности) инвестиций (PI), внутренняя норма рентабельности (IRR) [4].
В таблице 4 представлены показатели эффективности проекта. Период расчета интегральных показателей – 6 месяцев. Шаг дисконтирования денежных потоков – 1 месяц.
Таблица 4 – Показатели эффективности проекта
Наименование показателя |
Значение |
Ставка дисконтирования, % |
6,5 |
Период окупаемости – PB, мес. |
5 |
Дисконтированный период окупаемости – DPB, мес. |
5 |
Средняя норма рентабельности - ARR, % |
296,3 |
Чистый приведенный доход – NPV, руб. |
34631 |
Индекс прибыльности - PI |
1,45 |
Модифицированная внутренняя норма рентабельности – MIRR, % |
122,3 |
Период окупаемости проекта составляет 5 месяцев, что говорит о нормальной окупаемости проекта. Дисконтированный период окупаемости также равен 5 месяцам, что свидетельствует о минимальном влиянии временного фактора на фактическую стоимость бизнес-проекта.
Значение индекса прибыльности позволяет сделать вывод, что на каждый вложенный рубль проект приносит прибыль в размере 1,45 руб.
За время реализации проектной деятельности чистый приведенный доход составил 34631 руб., что свидетельствует о превышении дисконтированного чистого денежного потока бизнес-проекта над инвестициями и говорит о целесообразности принятия решения о финансировании и реализации проекта.
Внутренняя норма рентабельности составляет 122,3%. Данная величина значительно выше используемой ставки дисконтирования, что отображает привлекательность проекта в плане обеспечения возврата инвестиций.
Библиографический список:
Лапыгин, Д. Ю. Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/567394;
Антонов, Г. Д. Управление проектами организации : учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 244 с.;
Гобарева, Я. Л. Моделирование финансово-хозяйственной деятельности компании в Project Expert: Учебное пособие / Гобарева Я.Л., Городецкая О.Ю. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 230 с.: [Электронный ресурс] - Режим доступа https://new.znanium.com/catalog/product/997101;
Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии / Дубровин И.А., - 2-е изд. - Москва :Дашков и К, 2017. - 432 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа https://new.znanium.com/catalog/product/411352;