РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Митюхина А.С. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Семья с раннего возраста направляет волю, чувства, сознание детей. От того, каковы здесь традиции, какова по отношению к ребёнку воспитательная линия членов семьи, какое место занимает ребёнок – будущий школьник в семье, зависит многое. Ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе под руководством родителей.

Актуальность темы исследования. Семья для ребёнка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Успешность обучения ребёнка во многом зависит от того, насколько качественно и своевременно он будет подготовлен к школе. Поэтому считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование психологической готовности ребёнка к школьному обучению, а также зависимость развития ребёнка от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.

Над этой проблемой работали: В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Л. И. Божович и другие.

Цель: изучить влияние семьи на формирование психологической готовности ребёнка к школе.

Объектом исследования стала психологическая готовность детей к обучению в школе.

Предметом исследования является влияние семьи на психологическую готовность детей к обучению в школе.

Задачи:

1. Изучить понятие психологической готовности детей к обучению в школе;

2. Выявить роль семьи в психологической подготовке ребёнка к школе;

3. Рассмотреть диагностические методики, направленные на изучение разных сторон психологической готовности ребёнка к школе;

4. Описать игры и упражнения, которые помогут родителям подготовить ребёнка к школе.

Метод исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

Глава I. Психолого-педагогические аспекты формирования психологической готовности ребёнка к школе.

1.1 Психологическая характеристика развития детей подготовительной группы.

В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от трёх до семи лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от рождения до года) и раннего детства (от года до трёх лет).

Рассмотрим основные параметры психического развития дошкольника.

Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований дошкольного возраста, здесь оно формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже появляется логическое построение рассуждения в том случае, когда речь идёт о знакомой ему ситуации. Но познание действительности, её существенных связей и зависимостей происходит главным образом на основе наглядно-образного мышления – основной формы мышления в этом возрасте [19].

Всё развитие ребёнка связано с общением с близкими взрослыми. В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребёнком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкий взрослый.

Общение ребёнка со взрослым оказывает воздействие на саму сферу общения, овладение ребёнком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

В процессе психического развития ребёнка его общение со взрослыми развивается и проходит ряд этапов. Психолог М.И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, содержание которой меняется на каждом возрастном этапе. В основе коммуникативной деятельности лежит потребность в общении [28].

Переход к дошкольному детству также знаменуется и переходом к новой форме общения – внеситуативно-познавательной. Она существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от трёх до пяти лет). В её основе лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания и речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простых манипуляций с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако его возможности ещё ограничены. К концу дошкольного возраста (от пяти до семи лет) у детей появляется высшая форма общения для этого периода детства– внеситуативно-личностная.Она возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. М.И. Лисина отмечает, что эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры. Ребёнок теперь уделяет больше внимания особенностям межличностных отношений, тем взаимоотношениям, которые существуют в его семье, на работе родителей и т.д. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе социальных отношений [28].

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребёнка, имеющая большое значение для его психического развития. Д.Б. Эльконин отмечал, что основным мотивом деятельности ребёнка является стремление войти в жизнь взрослых, использовать их предметы, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Но ребёнок ещё мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире, и поэтому единственная возможность реализовать своё стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, появляется осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребёнок начинает более точно понимать социальные роли и отношения, которые их связывают, и соотносить свою позицию и позицию взрослого. В результате этого у него появляется новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью [33].

В процессе развития дошкольника происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного возраста мотивы носят характер аффективно окрашенных, неосознанных желаний, связанных с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраста мотивы ребёнка существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Возникновение и развитие соподчинения мотивов в этот период можно рассматривать как критерий развития личности ребёнка. Если в раннем дошкольном возрасте только закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит её формирование [4].

Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических норм и моральных чувств ребёнка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценить свои поступки как хорошие, так и плохие. К концу дошкольного возраста ребёнок может совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять чувства симпатии, помощи и заботы. Существенную роль в формировании моральных чувств ребёнка играет взрослый, являющийся образцом для подражания. Он прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника [3].

Развитие произвольного поведения ребёнка происходит в процессе игр с правилами. Также Д. Б. Эльконин связывал формирование произвольного поведения с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребёнка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребёнка появляется способность управлять своим поведением, собой и поступками. Дальнейшее развитие произвольности происходит в младшем школьном возрасте при переходе ребёнка к систематическому обучению в школе [33].

В дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как лепка, рисование, конструирование; закладываются основы деятельности труда: самообслуживание, помощь дома и в детском саду. Дошкольное детство – это возраст, в котором появляются начальные формы учебной деятельности, и ребёнок с помощью взрослого уже может обучаться. При этом обучение должно быть организованно в соответствии с уровнем его психического развития и с учётом ведущей деятельности ребёнка. Главным результатом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, не обращая внимания на препятствия [35].

В целом можно сказать, что психическое, умственное развитие ребёнка, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребёнка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает формироваться личность ребёнка, складывается его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, об окружающем его мире, о природе.

Интересующий нас старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в психологии и педагогике как критический, переходный период детства. При переходе от дошкольного возраста к школьному происходят явные изменения в характере и поведении ребёнка, появляется нарочитость, ребёнок начинает капризничать, манерничать и так далее. Этот период называется кризис семи лет, который также называют кризисом непосредственности. Л.С. Выготский отмечал, что «самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка», то есть ребёнок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя. Перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребёнка. Благодаря этому у него появляются новые отношения к самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения переживаний. Подчёркивая позитивную сторону кризиса семи лет, Л.С. Выготский отмечает такие новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка, которые возникают уже в обобщённом виде именно в период перехода от дошкольного возраста к школьному [13].

Итак, в период дошкольного детства ребёнок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

1.2 Понятие психологической готовности ребёнка к школе.

Под психологической готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень развития психики ребёнка для прохождения материала учебной программы в условиях педагогического процесса обучения в коллективе детей одного возраста. Программа обучения должна соответствовать зоне ближайшего развития ребёнка. Зона ближайшего развития − это то, чего ребёнок может достичь сам без помощи и вмешательства взрослых. Сотрудничеством может быть как наводящий вопрос, так и прямой показ решения задач. Обучение будет плодотворно только тогда, когда оно попадет в зону ближайшего развития ребёнка. Если уровень психического развития ребёнка ниже зоны ближайшего развития и ребёнок не усваивает учебную программу, то такой ребёнок психологически не готов к школьному обучению. Данный ребёнок автоматически попадает в ряды отстающих учеников [3].

Психологическая готовность позволяет предвидеть, будет ли обучение будущего первоклассника успешным или нет. Психологическую готовность составляют такие параметры психического развития как:

1. Параметр учебной мотивации. Под мотивацией понимают побуждение к какой-нибудь деятельности. В данном случае речь идёт о побуждении к учебной деятельности. Это наличие у ребёнка познавательного интереса, тяга к познанию нового. Но учение − это не только интересные и занимательные занятия. Поэтому у первоклассника должен быть стимул выполнять и неинтересные, а порой даже трудные, скучные задания. Этого можно достичь только тогда, когда ребёнок осознает, что он ученик. На начальном этапе обучения ученику хочется быть примерным учеником, ему хочется, чтобы его хвалил учитель [30].

Для учебной мотивации также необходимо наличие у первоклассника чётко выраженной познавательной потребности и умения трудиться. Считается, что познавательная потребность существует с момента рождения. В процессе роста и развития ребёнка очень важно, чтобы родители и педагоги удовлетворяли познавательный интерес ребёнка. Чем больше удовлетворение, тем больше познавательный интерес, тем сильнее он становится. Увеличить познавательный интерес помогут: ответы родителей и учителей на многочисленные вопросы детей, чтение им художественных и развивающих книг, занятия с первоклассниками в развивающие игры [30].

В таких занятиях важно обращать внимание на то, как дошкольник реагирует на трудности, возникающие в процессе познавательной деятельности. Помощь, оказанная педагогом или родителем, поможет малышу справиться с делом и одновременно получить удовлетворение от выполненного трудного дела. Результаты выполненной трудной работы ребёнка, а также эмоциональная похвала взрослого позволяют ему поверить в свои возможности, повысить его самооценку и стимулируют его желание браться за трудное, скучное дело. Постепенно это войдет в привычку [4].

Дела будут доводиться до конца, а при трудностях ребёнок будет обращаться к взрослому за помощью. Педагог должен также внимательно оценивать ситуацию, взвесить, необходима ли его помощь или ребёнок просто ленится. Такие взаимоотношения формируют учебные мотивы детей перед поступлением в первый класс.

2. Уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Произвольное поведение, осуществляемое с определенной целью, при этом сознательно контролируемое. Непроизвольное поведение проявляется:

· в непослушании ребёнка, в невыполнении им заданий;

· в неумении работать по правилу;

· в неумении работать по образцу;

· в нарушении дисциплины.

Развитие произвольного поведения зависит от сформированности мотивационной сферы ребёнка. Нарушают дисциплину, не слушаются, не выполняют задания по образцу в основном те дети, которые ничем не интересуются в школе, им все равно, похвалит их учитель или нет. А ведь именно на деятельности по образцу, на дисциплинированности основывается обучение в первом классе. Причины такого поведения те же что и в мотивационной сфере: нежелание выполнять трудные задачи, равнодушие к оценкам за свой труд [24].

Есть и другие причины. Возможно, в дошкольном возрасте эти дети не занимались таким видом деятельности, как работа по образцу: складывание кубиков с рисунком, собирание мозаики, конструктора, срисовывание с образца. Тоже обстоит с работой по правилу. Игра учит ребёнка соблюдать жёсткие правила. Он выполняет свою роль согласно образцу, подобному жизни взрослых. После таких сюжетно-ролевых игр ребёнок с легкостью может также исполнять роль ученика, в школе ему становится комфортно и интересно [16].

3. Уровень интеллектуального развития (умение обобщать). Обобщать значит сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, учитывая различия. Следствием обобщения является классификация. Классификация −выделение объектов с общими свойствами, с общими правилами деятельности с ними. От данного уровня интеллектуального развития зависит степень обучаемости ребёнка. Процесс обучаемости состоит из двух этапов интеллектуальных операций:

1. усвоение новых правил работы;

2. соотношение этих правил с аналогичными заданиями.

В дошкольном периоде ребёнок владеет эмпирическим обобщением. Сравнивая предметы, дошкольник находит, выделяет и обозначает их внешние одинаковые свойства. Например, велосипед, машина, электричка, мопед и т.д. − это транспортное средство, или средство передвижения. В процессе изучения ребёнком свойств разных предметов развивается обобщение. Важно позволить ему исследовать, познавать окружающий мир. Хорошо развивают обобщение развивающие игры, рассказы по сюжетным картинкам, пересказы прочитанных детям художественных произведений. В таких видах деятельности ребёнок усвоит различные понятия и научится классифицировать предметы, расширит кругозор и представление о мире [26].

4. Развитие фонематического слуха. Фонематический слух− способность человека слышать отдельные звуки в слове, так называемые фонемы. Первокласснику необходимо слышать отдельные звуки в слове. Для чего нужен ребёнку хороший фонематический слух? Прежде всего, это связано с обучением чтению, основанном на звуковом анализе слова. Что помогает развивать фонематический слух? Конечно же, игра. Такие игры можно найти в книгах «Чтение без принуждения» и «Учимся читать и писать» авторов Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукерман. Одной из таких игр является игра «Расколдуй слово». Детям предлагается произносить слова, четко проговаривая в них звуки. Начинать «расколдовывать» нужно сначала с простых слов типа: кол, дом, соль, вода и т. д., а затем переходить к более сложным. При произношении гласные звуки произносятся протяжно, а все слова проговариваются четко и громко [8].

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности [26].

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В. С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребёнка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребёнка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [35].

Л.А.Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребёнка оказываются, сформированы сами школьные качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему усвоению[11].

Новое отношение ребёнка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала внутренней позицией школьника, считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе. Таким образом, высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребёнка. Поэтому проблема готовности детей к обучению в школе получают особое значение, так как от её решения зависит успешность обучения детей в школе [5].

Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребёнка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Таким образом, перечисленные компоненты представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка, формируют основу для того, чтобы дошкольник смог без особых сложностей начать обучения в школе по программам разной сложности. Когда ребёнок стремится чему-то научиться, ответственно выполнить требования учителя, работать по образцу и по правилу, то в школе у него не будет особых проблем.

1.3. Понятие роли семьи в формировании психологической готовности ребёнка к школе.

Обучение в школе может быть успешным, если семья с самых первых лет жизни ребёнка не только заботится о его физическом развитии, но и умеет воспитать в нем организованность, трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, ответственное отношение к порученному делу.

Часто родители, уделяя большое внимание приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотёк формирование психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития. В школе нередко в первом классе встречаются дети, которые обладают необходимым запасом знаний об окружающем его мире, свободно владеют речью, умеют читать, считать, но, в тоже время они не подготовлены к школьной жизни. Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник, то можно обнаружить за ними просчёты в воспитании, которые допустили родители. У одного не выработана познавательная потребность, в результате этого интерес к обучению быстро улетучивается. Второй не владеет способами приобретения знаний и не умеет преодолевать трудности. У третьего не сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свой труд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять внимание при выполнении различных заданий. Четвертый не знает, зачем он обучается. Все эти дети нуждаются в постоянной опеке, т.к. привыкли получать от взрослых всё в готовом виде [27].

Рассмотрим причины, по которым ребёнок может быть не подготовлен к школе.

Во многих семьях родители не уделяют должного внимания подготовке ребёнка к школе, это показывает изучение практики воспитания. В основном это связано с недостаточностью педагогического уровня родителей. Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят их к систематическим учебным занятиям, к школе. В таких семьях не интересуются чтением книг, такие родители не развивают речь ребёнка, не работают над произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребёнок из такой семьи начинает демонстрировать более слабые результаты своей деятельности, чем его одноклассники. В результате этого он начинает отрицательно относиться к обучению [27].

Единственный ребёнок в семье – это дополнительные трудности и заботы. Единственные дети растут среди взрослых, и часто это приводит к ошибкам в воспитании. В одних случаях детей балуют, заласкивают, ограничивают самостоятельность. В других на ребёнка возлагают амбициозные надежды и, переоценивая неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями (иностранными языками, музыкой, чтением). У таких детей тенденция к “взрослению”. У них нет той детской непосредственности, забав, игр, свойственных другим. Так, наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой более приспособлены к жизни: они быстро налаживают контакт. Родителям, у которых растёт один ребёнок, должны помнить, что ни стоит воспитывать в нём сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с товарищами. Дети долго не могут определить своё место в коллективе, если они не приученные к справедливой оценке своих поступков. Поэтому внимание к детям, забота о них должны проявляться в такой степени и формах, чтобы у них не было переоценки собственных сил и возможностей.

У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с неумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям взрослых и интересам своих товарищей.

Исходя из того, какой ребёнок среди других, можно многое узнать о его характере, привычках. Родители и другие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет потребность ребёнка в общении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботиться о должном эмоциональном уровне общения, учить ребёнка сочувствию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности, щедрости. Общаясь с близкими, ребёнок впервые видит себя глазами других и, исходя из этого, составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы оно соответствовало действительности, иначе, если это представление будет переоценено новыми знакомыми, то это очень тяжело отразится на формировании личности ребёнка и осложнит его вхождение в детский коллектив. В старшем дошкольном возрасте познавательная активность ребёнка от мира вещей распространяется и на мир людей, появляется интерес к их поступкам, характерам, взаимоотношениям. Именно здесь родителям важно помочь своим детям найти важные ориентиры в жизни [32].

Будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняться отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам. Также ребёнок должен обладать элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Выполнение постоянных обязанностей по дому и строгий режим дня помогают научиться всему этому. В посильных домашних делах дети обучаются умению вовремя переключаться с игры на необходимое занятие. Конечно, всему этому дети не научатся сами, без участия взрослых. Поэтому родители старшего дошкольника должны позаботиться об этом заранее [26].

При подготовке к школе взрослые вносят определенные коррективы в организацию детской деятельности и общения, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения. Особенно необходимо всестороннее развитие познания, деятельности и личности в целом. Только на этом фундаменте могут развиваться специальные способности.

Конечно, не каждый ребёнок, когда поступает в школу, должен знать буквы и читать, но в каждой семье должна быть создана обстановка развития познавательных интересов, внимание к его умственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный труд. Учебная работа требует от ребёнка поиска новых решений познавательных задач, волевых усилий, умственного напряжения и умения самостоятельно мыслить [12].

Для дошкольника, посещающего детский сад, регулярные “домашние уроки” сами по себе не будут новостью, но их характер будет совсем другой. Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает группу детей, в то время как дома с ребёнком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его характер, возможности, способности. Кроме того, общение между ребёнком и взрослым, даже если занятия проводятся 1-2 раза в неделю, сближают его с матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному взаимопониманию и позволяют достичь больших успехов в развитии[27].

Такие занятия особенно необходимы для детей, которые не посещают детский сад. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видам деятельности, постепенно и планомерно улучшают восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, выполнять требования взрослых и поддерживать порядок рабочего места. Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность. Итак, мы видим, что занятия с ребёнком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но также имеют важное воспитательное значение [27].

Какие же условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовки к учебному труду?

Первым и самым важным условием является постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не ограничивается словесным общением. Появление желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания, которые он передает, является необходимым условием полноценной подготовке к школе.

Ещё одним условием успешного воспитания и развития является развития у ребёнка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребёнка не может нормально осуществляться, если у него не сложилось правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. У детей не всегда всё получается сразу. В школе ребёнку нередко приходится переделывать одно и то же упражнение несколько раз. Если ученик готов, то он преодолеет трудности. Поэтому важно приучить детей доводить до конца любое начатое дело [7].

Родители знают, что дошкольники очень эмоциональны. Многие понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Всё это вызывает желание учиться, создаёт положительное отношение к школе.

Когда у ребёнка появится стойкое желание учиться, нужно его подготовить к неизбежным трудностям в обучении. Осознание того, что эти трудности преодолимы, помогает ребёнку правильно отнестись к своим неудачам, которые возможны в начале занятий в школе [7].

Переживание успеха –это ещё одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка: физического, умственного, нравственного.

У дошкольника будет желание заниматься каким-либо видом деятельности, будь то спорт, рисование, конструирование, игра или учёба, если она будет приносить ему удовлетворение. То же самое касается и сферы поведения, выполнения нравственных норм [11].

Взрослым должны быть созданы такие условия деятельности для ребёнка, в которых он обязательно встретится с успехом, но успех должен быть реальным, а похвала – заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии дошкольника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своём поведении по отношению к другим.

Ребёнок к шести годам не только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с этими нормами, при условии правильного воспитания. Мнение ребёнка о самом себе, о своём “я”существенно изменяется, он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие и чем это отношение вызвано. Рост самосознания наиболее отчетливо проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как другие оценивают его поведение. Это один из показателей психологической готовности к школе. Адекватная реакция на порицание и одобрение вырабатывается на основе правильной самооценки [5].

К шести годам у ребёнка возникают нравственные чувства (стыд, гордость), именно в этом возрасте у него появляется потребность в общении. Значительно меняется не только содержание деятельности, но и мотивы, побуждающие к ней ребёнка, они становятся более осмысленными и более постоянными. Ребёнок уже не только действует, но и знает, почему и для чего он выполняет это действия. Нравственное воспитание становится основой для подготовки ребёнка к жизни в коллективе сверстников [26].

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы это предпосылки успешного овладения определенными знаниями, умениями и навыками дошкольниками. В свою очередь развитие мышления, восприятия и памяти зависит от того, как ребёнок владеет способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, то есть волевых усилий [12].

При подготовке ребёнка к школе родители учат его сопоставлять, сравнивать, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого; последовательно и правильно выражать свои мысли; грамотно строить предложения.

Родителям важно знать, что пока у ребёнка есть потребность в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился читать самостоятельно, эта потребность должна быть удовлетворена. Дети, ещё не освоившие технику чтения, хуже понимают содержание книги, если они сами читают. Выразительное чтение взрослыми или прослушивание теле- и радиопрограмм даёт детям гораздо больше, чем чтение по слогам. Если дети самостоятельно научились читать, то им следует упражняться только в чтении коротких стихов. Лучше читать ребёнку понемногу каждый день, несколько раз возвращаясь к тому, что читали. Дети любят слушать знакомые произведения, каждый раз они переживают поступки героев, и это оставляет глубокий след в их сознании [8].

После чтения важно поговорить с ребёнком, чтобы выяснить, что и как он понял. Можно провести разговор не сразу, а через некоторое время. Ребёнок при этом учится анализировать суть прочитанного. Такие разговоры воспитывают его нравственно и учат связной, последовательной речи, и у ребёнка закрепляются в словаре новые слова [8].

Родители должны помнить, что чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. В формировании детской речевой культуры, пример родителей имеет большое значение. К 6-7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка, это происходит в результате общения с родителями. Расширение детского словаря осуществляется не только путём механического запоминания слов, необходимо помочь ребёнку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с другими людьми [10].

С помощью родителей, в результате их усилий ребёнок учится правильно говорить. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребёнок может выполнять звукобуквенный анализ слова и, следовательно, готов осваивать чтением и письмо в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, эстетический вкус должен быть развит на должном уровне. Путь в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль принадлежит семье.

Красота во всём, что окружает ребёнка дома, поддерживает у него радость, чувство уверенности, укрепляет уважение и привязанность к родителям, заставляет ими гордиться, помогает создать равные отношения в семье.

Так же эстетический вкус развивается в процессе привлечения внимания ребёнка к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружения быта. Советы и пояснения взрослых имеют большое значение в развитии эстетического вкуса и восприимчивости. Они помогают ребёнку понять, что заслуживает положительной оценки, а что порицания. Оценивая что-либо, родители должны быть очень осторожны, так как даже мимолетное замечание становится решающим в формировании вкусов и наклонностей [22].

Воспитание у ребёнка готовности к труду – одна из основных задач подготовки его к школе. Успешность обучения будет во многом зависеть от того, насколько ребёнок приучен к труду, обладает ли он личностными качествами, которые позволяют ему эффективно справляться с учебными задачами.

Трудовое воспитание начинается в семье. Ребёнок раньше всего воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание обязательно должно сочетаться с обучением. Когда ребёнок трудится, он ещё и общается со взрослыми. Поэтому также важен и сам процесс словесного описания производимых действий, отчёт о работе, которая проделана. При этом обогащается речь ребёнка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовые действия становятся доступными осмыслению и анализу [31].

Жизнь в школе значительно отличается от жизни дошкольника. Ребёнок должен быть всесторонне готов к школе, это требуют условия школьной жизни. Школьный режим, общие правила для всех, подготовка уроков, оценки – это совсем не похоже на прежнее “обучение” ребёнка. Все эти особенности жизни и деятельности школьника и определяют то, что специалисты называют психологической готовностью к обучению [24].

Родители не должны забывать о том, что при формировании психологической готовности к обучению в школе центр тяжести падает не на овладение определёнными знаниями, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего, будут обеспечивать правильное отношение ребёнка к трудностям и их успешное преодоление.

Выводы по I главе:

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребёнка, которая имеет большое значение для его психического развития.

В период дошкольного детства ребёнок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных с конкретной действительностью.

Психологическая готовность к обучению в школе – это необходимый и достаточный уровень развития психики ребёнка для прохождения материала учебной программы в условиях педагогического процесса обучения в коллективе детей одного возраста.

Осуществляя подготовку к школе, взрослые вносят определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения.

Воспитание у ребёнка готовности к труду – одна из основных задач подготовки его к школе.

Глава II. Экспериментально-практическая часть, направленная на формирование психологической готовности ребенка к школе в семье.

2.1 Диагностические методики, направленные на изучение разных сторон психологической готовности ребёнка к школе.

Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечёт за собой отставание развития других. Что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Зарубежными и отечественными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы, рассмотрим некоторые из них.

Методика А.Р.Лурии поможет выявить степень владения обобщающими понятиями, общий уровень умственного развития, умением планировать свои действия. Ребёнку даётся задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. Т.е. рисунок становится средством, которое помогает запомнить слова. Для запоминания даётся 10-12 слов и словосочетаний. Например, грузовик, умная кошка, тёмный лес, ночь, интересная игра, мороз, капризный ребёнок, хорошая погода, сильный человек, наказание. Через 1-1,5 часа после того, как ребёнок прослушал ряд слов и нарисовал соответствующие изображения, он получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них [29].

Уровень развития пространственного мышления можно выявить разными способами. Удобна и эффективна методика А.Л. Венгера «Лабиринт».

Ребёнку нужно найти путь к определённому домику среди других неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов (цветов, грибов, деревьев, кустов) он пройдет. Ребёнок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи[17].

Наиболее распространёнными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:

а) «Объяснение сложных картин»: ребёнку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот приём даёт представление о том, насколько развита его речь; насколько верно ребёнок понимает смысл изображенного; может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях.

б) «Последовательность событий» – более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от трёх до шести), на которых изображены этапы какого-то действия, знакомого ребёнку. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» даёт психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребёнком причинно-следственных связей.

Тест Керна-Йирасека.

Данный тест направлен на определение школьной зрелости.

Данный тест состоит из трёх заданий. Первое – рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший, 5 – низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трём заданиям. Развитие детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15- ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть дети с ЗПР.

Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребёнка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребёнок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.

Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

Методика « Домик».

( для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания [18].

Методика «Да и нет».

Направлена на выявление уровня развития произвольного внимания.

Эта методика – модификация известной детской игры « «Да» и «Нет» не говорите, чёрного и белого не берите». По ходу игры ведущий задаёт детям такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «Да» и «Нет», а также употребив названия белого и чёрного цветов. Но именно этого по правилам игры делать нельзя [17].

Методика «Вежливость».

Методика представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1) «руки вперёд»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста». До начала игры надо проверить, понимает ли ребёнок, как следует выполнять использующиеся в ней упражнения. Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу» [14].

Методика «Эхо».

Методика представляет собой игру, в которой ребёнок исполняет роль эха. Перед игрой экспериментатор объясняет ему, что такое «эхо»: «Ты слышал когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живёт в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если ты попадешь в горное ущелье и скажешь: «Здравствуй, Эхо!», - то оно ответит тебе так же: «Здравствуй, Эхо!, – потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в точности повторять любой звук, который услышит. В качестве материала воспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных звука (напр., «а», «о», «у»), три глухих согласных звука (напр., «т», «с», «п»), три звонких согласных звука (напр., «з», «б», «д»), три слова, состоящие из двух звуков (напр., «ба», «ру», «зы»), три звукосочетания, состоящие из двух согласных звуков (напр., «ст», «кт», «вр») [17].

Тест: «Переплетенные линии».

Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребёнку рисунок, на котором изображены десять переплетённых линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребёнка внимательно проследить за каждой линией от её начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребёнок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок [18].

Тест: «Корректурная проба».

Выявление скорости распределения и переключения внимания, его объёма и устойчивости. Ребёнку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребёнок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачёркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например: квадрат — поперечной чертой, круг — вертикальной, а звёздочку - крестиком.

Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты.

Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребёнка [17].

Тест: «Лишний предмет».

Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.

На рисунке изображены различные предметы: по четыре на каждой карточке. Всего шесть карточек,

Покажите ребёнку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого предложите ребёнку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребёнок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум на четырёх карточках — это хороший уровень развития образно-логического мышления [14].

Тест: «Запомни фразы».

Оценка смысловой памяти.

Прочитайте ребенку фразы, например:

1) Дети любят играть.

2) Осенью идут дожди.

3) В небе летит самолет.

4) В саду растут яблони и груши.

5) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребёнка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно[1].

Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребёнок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после второй или третий попытки.

2.2Система упражнений, направленных на формирование психологической готовности ребёнка к школе в семье.

Можно привести примеры игр и упражнений, которые родители могут проводить с ребёнком дома самостоятельно.

1. Игры и упражнения, направленные на развитие личностного компонента психологической готовности детей к школе.

Игры и упражнения на формирование положительного отношения к школе:

1) Упражнение «Составь фигуру»

Цель: формирование положительного отношения к школе, внутренней позиции школьника.

Ребёнку предлагается создать из геометрических фигур (могут быть вырезаны из цветной бумаги) аппликацию на тему «Школа».

2) Упражнение «Портфель для Белочки»

Цель: формирование положительного отношения к обязанностям школьника, научить детей правильно собирать портфель.

Ребёнку предлагается выбрать предметы (можно распечатать или нарисовать и вырезать из бумаги), которые Белочка должна взять в школу и наклеить (или просто положить) их на бумагу, на которой изображён контур портфеля[16].

2. Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуального компонента психологической готовности ребёнка к школе.

Игры на развитие внимания:

1) Игра «Что изменилось?»

Поставьте перед ребёнком 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы он закрыл глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, ребёнок должен угадать, какая игрушка спрятана.

2) Игра «Найди игрушку»

Выберите любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам. Примеры подсказок, по которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым, на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет игрушку, а Вы ищете её по подсказкам ребёнка. Если в игре участвует несколько детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку [21].

3) Игра «Наблюдай за телом»

Сами выйдите в центр комнаты, а ребёнка попросите сесть напротив и очень внимательно смотреть за вами. Стойте неподвижно. А затем слегка пошевелите какой-нибудь частью своего тела(пальцем, рукой, ногой и т.д.) и опять продолжайте стоять совершенно неподвижно. Ребёнок должен правильно назвать часть тела, которой вы пошевелили. Если он ошибается, то снова внимательно наблюдает за вами, а если называет правильно, то вы меняетесь местами [18].

Игры на развитие памяти:

1) Игра «Прогулка в картинках»

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребёнка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребёнка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребёнком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении домой попросите его нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребёнок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребёнка с деревьями, цветами и др. [21].

2) Игра «Разрезанные картинки»

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать две картинки. Одна целая, другая –разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребёнку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребёнка попросить собрать картинку по памяти [1].

3) Игра «Что пропало?»

Покажите малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно соответствовать возрасту ребёнка, для самых маленьких достаточно трёх игрушек, для детей 3-4 лет их может быть до семи. После чего спросите ребёнка, чего не хватает [16].

4) Игра «Опиши игрушку»

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребёнку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Игры и упражнения на развитие мышления:

1) Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

На столе перед каждым ребёнком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает ему:

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру [21].

2)Игра «Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска; двенадцать пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд), корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка), ваза – тюльпан (гвоздика).

На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Ребёнку предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда, при этом объясняя свой выбор [1].

3) Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольникам раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду [16].

4) Упражнение «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.

Упражнение на развитие воображения:

Упражнение «Нарисуй настроение».

А эту игру можно использовать, если у ребёнка грустное настроение или, наоборот, очень весёлое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребёнка просят нарисовать своё настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками[18].

3. Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевого компонента психологической готовности к школе.

Упражнения направленные на развитие произвольной регуляции деятельности

1) Упражнение «Шалуны »

Цель: развитие произвольной регуляции.

Описание задания: Родитель по сигналу (колокольчик или хлопок в ладоши и т. д.) предлагает ребёнку пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу родителя все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

2) Упражнение « Раскрась фигуры»

Ребёнку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребёнка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребёнок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы[1].

Игра, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Игра «Угадай эмоцию»

Цель: развитие умения дифференцировать эмоции.

Процедура игры. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребёнок берёт себе карточку, не показывая её остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция[21].

Игры, направленные на развитие самоконтроля у дошкольников

1) Игра «Я кубик несу и не уроню»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ребёнок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки.

Если ребёнок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребёнок не марширует, а двигается плавно [16].

2) Игра «Говори по сигналу»

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

Ребёнку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребёнок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребёнка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своейдочери (сыну), помогаете ей обратить внимание на свое "я" [1].

Выводы по II главе:

Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечёт за собой отставание развития других;

Данные, полученные при помощи методик, говорят об уровне развития личности ребёнка только в данный момент;

В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять, такие компоненты как: личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-психологическая готовность.

Заключение

Итак, родители должны понимать, что собственные действия ребёнка имеют первостепенное значение при подготовке его к школе. Основа развития личности ребёнка –это игры, рисование, конструирование и собственный опыт. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводиться только к устным указаниям по тому или иному поводу. Взрослые должны организовывать игры, занятия, посильный труд ребёнка, руководить ими, не забывая о поощрении.

Готовить ребёнка к школе в семье нужно с самых первых лет. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна, её значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции родителей, воспитателей, учителей.

При формировании психологической готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего, будут обеспечивать правильное отношение ребёнка к трудностям и успешное их преодоление.

Список литературы

Барташникова, И. А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет /И. А.Барташникова, А. А. Барташников – Харьков : Фолио, 1997.– 412с.

Безруких, М. М. Ребенок идет в школу / М. М. Безруких, С. П. Ефимова – Москва : Академия, 2000.–248с.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва : МГУ, 2009. – 148 с.

Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков – Москва : МГУ, 1992. – 98 с.

Божович, Л. И. Этапы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж : 2005. – 164 с.

Бородина, Г. В. Еще раз о готовности к школе / Г. В. Бородина // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. – №10. – С. 19-25

Борозинец, Н. М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении/ Н. М. Борозинец // Вопросы психологии. – 1998. – №2. – С. 56-61.

Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. – Москва : Знание, 1987. – 96 с.

Венгер, А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте / А. Л. Венгер // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей : – Москва, МГУ, 2001. – 96 с.

Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание, – 2009. – №8. – С. 66-74.

Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л. А. Венгер. – Москва : Просвещение, 2012. – 289 с.

Волкова, Е.Т. Готов ли ребенок к школе / Е. Т. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12. – С. 17-20.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л. С. Выготский. – Москва : – 1991. – 480 с.

Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. – Москва : МГУ, 1996. – 154 с.

Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – Москва : МГУ, – 1996. – 64 с.

Гуцалюк, Л. Б. Занятия по подготовке детей к школе/ Л. Б. Гуцалюк // Начальная школа, – 2001, – №4. – С. 11-13.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – Москва : «Наука», 1991. –87 с.

Дмитриевская, Л. А. Проверка общей готовности ребенка к школе / Л. А. Дмитриевская // Начальная школа. – 2010. – №12. – С. 17-20.

Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – Москва, 2006. – 248 с.

Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба / И. В. Дубровина. – Москва : МГУ, 2001. – 68 с.

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер [и др.] ; под ред. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – Москва : Просвещение, 1989. – 127с.

Залесский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждения личности / Г. Е. Залесский. – Москва, МПГУ, 1994. – 82 с.

Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Москва : Наука, 2002. – 96 с.

Копылева, И. Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? / И. Н. Копылева // Начальная школа. – 2002. – №1. – С. 96-100.

Костикова, М. Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению / М. Н. Костикова // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – Москва : МГУ, 2001. – 86 с.

Кравцов, Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – Москва : МГУ, 2005. – 84 с.

Крыгина, Н. Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений : Учебное пособие / Н. Н. Крыгина, С. Н. Крыгина. – Магнитогорск : МГПИ, 1999. – 88 с.

Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – Москва : МГУ, 2001. – 94 с.

Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – Москва : Книга по Требованию, 2012. – 432 с.

Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – Москва : Наука, 2009. – 82 с.

Рыбина, Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? / Э. Рыбина // Дошкольное воспитание. – 2001, – №8. – С. 25-28.

Смирнова, Б. О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению / Б. О. Смирнова // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – Москва : МГУ, 2010. – 97 с.

Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Москва : МГУ, 2006. – 128 с.

Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : МГУ, 2000. – 286 с.

Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – Москва : МГУ, 2000. – 126 с.

Просмотров работы: 155