Психологическая коррекция страхов у детей младшего школьного возраста средствами игротерапии - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психологическая коррекция страхов у детей младшего школьного возраста средствами игротерапии

Наврос А.С. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблемой детских страхов занимались зарубежные ученые, такие  как: С. Холл, З. Фрейд, Г. С. Салливен и отечественные : В. И. Гарбузов, А. И. Захаров.

Проблема страхов у детей младшего школьного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане и требует серьезных поисков продуктивного её решения.

На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Подавляющее количество страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка ,неправильном поведении родителей ,незнании ими психических и возрастных особенностей ребёнка ,наличие у них самих страхов ,конфликтных отношений в семье.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Всё вышесказанное определяет актуальность данной работы

Цель исследования: является изучение страхов у детей младшего школьного возраста и их психологическая коррекция средствами игротерапии.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие о детских страхах в психологии

2.Изучить особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста

3.Рассмотреть методы и приемы психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста. Изучить роль игротерапии в психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

4.Провести психологическую коррекцию страхов у детей младшего школьного возраста

5.Провести анализ сформированности программы или системы упражнений

Объект исследования: страхи у детей младшего школьного возраста

Предмет исследования: психологическая коррекция страхов у детей младшего школьного возраста средствами игротерапии

Методы исследования:

теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

эмпирические методы: педагогический эксперимент;

интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента.

Гипотеза: исследования заключается в том, чтобы 1)провести диагностику наличия страхов у детей младшего школьного возраста; 2) построить и реализовать коррекционную программу на основе заданий ,направленных на создание доброй и безопасной обстановки и упражнения, на коррекцию эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе);3) профилактическую и коррекционную работу осуществлять на основе учёта возрастных особенностей младших школьников

Экспериментальная база исследования: ОУ № 51, г. Томска, младшие школьники

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в свой состав две главы, заключения, списка литературы, использованной при выполнении данной работы, приложения

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме возникновения и психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста средствами игротерапии

1.1Проблема детских страхов в психологии

Проблема страхов в настоящее время приобретает большую актуальность в связи с напряженным ритмом жизни и с информационными перезагрузками.

Младший школьный возраст занимает особое место в возрастной и педагогической психологии. В данном возрасте формируется произвольность психических функций, осваивается учебная деятельность, возникает рефлексия, самоконтроль, умение учиться.

Все эти изменения происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка. В исследованиях отечественных психологов было доказано, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Существенное место среди типичных для младших школьников эмоций занимают отрицательные эмоциональные состояния страха и тревоги, которые негативно влияют на общий психологический настрой.[1]

Большое количество исследований, посвященные страху, создают отличные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

Проблемой страхов занимались многочисленные ученые. Известный физиолог И. П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте самосохранения, сопровождается определёнными изменениями нервной высшей деятельности, имеет защитный характер и отражается на частоте дыхания и пульса, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. [20]

В психолого - педагогическом словаре страх трактуется как, эмоция возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и различных видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении.[19]

Страх является объектом изучения в различных отраслях науки – психологии, философии, психиатрии, физиологии, педагогики и т.д. С целью дифференциации феномена страха от схожих психологических состояний ( фобии, посттравматического стрессового нарушения, тревоги) мы определяем страх как в целом негативное эмоциональное состояние ,которое связанно с отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия, подразумевающее переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Термин «Страх» схож по значению с термином «тревога», так как в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Однако тревога заключается в отрицательном эмоциональном состоянии, которая возникает в ожидании плохого развития событий и в ситуации неотчетливой опасности. Страх отличается от состояния тревоги тем, что страх, предполагает существование определённого объекта, события или человека, который пугает, а у тревожности нет конкретного предмета. [17]

В словаре под редакцией Ю. Л. Неймера , страх трактуется как, эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы социальному или биологическому существованию индивида и направленное на источник воображаемой и действительной опасности.[18]

По мнению А.И. Захарова, страх- это одна из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула[8].

Согласно А.И.Захарову, младший возраст- это перехода от инстинктивных к социально-опосредованным страхам, которые в подростковом возрасте трансформируются в социальные страхи и становятся угрозой собственному благополучию в контексте отношений с окружением . Возрастает количество страхов не соответствующих социальным требованиям ближайшего окружения школы и семьи.

В педагогике и психологии и существуют различные классификации страхов.

Выделяют следующие виды страхов:

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их личностного и психического развития. Данные страхи возникают под действием следующих факторов: тревожность в отношениях с ребёнком, наличие страхов у родителей, изоляция от общения со сверстниками и избыточное предохранение его от опасностей.. Огромное количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Психические травмы типа испуга, конфликтные отношения между родителями ,психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются длительным течением или постоянством, большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, избеганием объекта страха, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями. Данные страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Такие дети не могут полагаться на взрослых, как на источник авторитета, безопасности и любви. Дети, которые в общении со взрослыми и сверстниками не приобрели необходимого опыта до школы, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем. [24]

Наиболее полной можно считать классификацию страхов А. Захарова:

1. По характеру:

- природные страхи - основываются на инстинкте самосохранения;

- ситуативные страхи;

- социальные страхи;

- личностные страхи

2. По степени реальности - реальные и воображаемые.

3. По степени интенсивности - острые и хронические.

А. И. Захаров выделяет семь основных подгрупп страхов: 1)медицинские страхи, связанные с боязнью крови, уколов, боли, врачей,болезней; 2)причинение физического ущерба- страхи неожиданных звуков ,транспортов, нападения, пожара, огня , войны, стихии; 3)страх смерти- своей и родителей; 4) страхи сказочных персонажей и животных ; 5)страхи перед сном, страхи кошмарных снов, темноты; 6) социально опосредованные страхи: страх людей , родителей, наказания с их стороны, одиночества, опоздания; 7) пространственные связи : страх высоты ,воды, глубины, открытого и замкнутого пространства.[8]

В психологическом словаре под общей редакцией Ю. Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный:

Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический - разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх.[18]

Младший школьный возраст относится к возрасту наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не только эмоциональным, сколько когнитивным развитием ребенка , а именно, возросшей глубиной понимания опасности .

Все детские страхи свойственны определённому возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях , например, неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у мнительных, эмоционально чувствительных детей,чрезмерно опекаемых родителями от любых, часто воображаемых опасностей.

Страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте по мнению А.И. Захарова наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию.

Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности и предполагает использование естественных движущих сил личностного и психологического развития. Следует учитывать , что психологическая коррекция, осуществляемая психологом, не предполагает исправление недостатков, имеющих органическую основу, и дифференцируем психокоррекцию нормального и аномального развития. Различные способы коррекции детских страхов различного происхождения описаны в психолого-педагогической литературе,такие как психотерапия, психоанализ, арт-терапия, гештальт-терапия ,игротерапиия.[10]

1.2 Возрастные особенности и причины возникновения детских страхов и у детей младшего школьного возраста

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они становятся осознанными и произвольными и начинают приобретать опосредствованный характер. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, памятью, вниманием.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, трудовые умения и навыки, ролевое поведение.[25]

В этот период происходит дальнейшее психофизиологическое и физическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.[5]

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.[7]

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. [6]

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует волю, характер, в расширяет круг интересов, развивает способности. [25]

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается упрямство, капризность. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.[2]

Переход от дошкольного периода к школьной жизни -- один из главных переломных моментов в психическом развитии детей, так как ребенок должен перейти от игры к деятельности обучения, которая ставит перед ним новые правила. Ребенок в школе не только получает новые знания, умения и навыки, но также и определенный социальный статус. При этом у него меняются ценности и интересы. А также кроме его родителей, авторитетом для младшего школьника становится его учитель.

Процесс перестройки эмоционально-мотивационной сферы заключается не только в появлении новых мотивов, изменением в иерархической мотивационной системе ребенка. Но, также в кризисный период происходит важная глубокая перестройка в плане переживаний. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний. В младшем школьном возрасте осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. [19]

Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности. Социальная позиция школьника налагает на него чувство долга, ответственности, обязанности, тем самым это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляются и в заметном преобладании страха смерти родителей по отношению к «эгоцентрическому» страху смерти себя. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны продолжают быть выраженными, как и в старшем дошкольном возрасте. Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.[2]

Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи.

Например, такие как:

- страх смерти родителей

- страх «быть не тем». Это ведущий страх в младшем школьном возрасте - боязнь быть не тем, о ком хорошо отзываются, кого уважают, ценят и понимают.

- страх разлуки

- страх принятия решений, или страх ответственности [15]

Существует термин «школьная фобия» или дидактофобия, который подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Обычно не испытывают страха перед посещением школы, уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Школьные страхи являются нормальным сопровождением учебной деятельности. Однако ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов или его страхи, будут настолько сильными, что скажутся на успешности его обучения. Страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии - природных катаклизмов: урагана, бури, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда одни дети просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. А боязнь покойников и призраков была всегда. Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста [8].

Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

Основные причины детских страхов:

1. Конкретный случай, пугающий ребенка (например: укус собаки).

2. Внушенные страхи.

3. Детская фантазия.

4. Внутрисемейные конфликты.

5. Взаимоотношения со сверстниками.

6. Неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку.

7. Наличие невроза. Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские работники. Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка. А также очень сильное проявление и переживание страхов. На патологический страх указывают его крайние способы выражения (например: ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное течение, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны [16]

Таким образом, страх отражается практически на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.

1.3 Методы и приемы психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

Ребенка испытывающего страх отчетливо видно в ходе наблюдения. В его поведении заметна беспокойство и напряженность, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Перед тем как проводить коррекционную работу по преодолению страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам подвержены дети. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии доверительных отношений, эмоционального контакта с ребенком и отсутствия конфликта. Но и тогда некоторые дети неохотно делятся лежащими в основе страхов переживаниями, например, смерти и наказания, опасаясь признаться в них родителям. Будет лучше, если о страхах расспрашивает кто-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем будет легче и самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок. [12]

Немаловажной составляющей частью работы психолога с детскими страхами заключается в определении страхов и установлении причин. Для выявления детских страхов у каждого психолога существует своя методика. Но в основном все методики очень похожи и основываются на основных типичных особенностях детской психики.

Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только разновидности психологической болезни, но и причину ее возникновения. Одни специалисты используют для этого лепку, другие - рисование, а третьи предпочитают беседы с ребенком. Все вышеперечисленные способы дают эффективные результаты, а при выборе метода необходимо учитывать ряд возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка.

Для диагностики психических состояний детей, а именно страхов и тревожности используются различные методики. Это могут быть проективные методики:

- методика А. Прихожан, когда дети придумывают рассказы по картинкам. Эта методика используется в выявлении тревожности у детей возраста 6-11 лет и позволяет выявить общий уровень тревожности.

- проективный тест «Рисунок семьи» представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

- проективная методика «Несуществующее животное». Данная методика определяет наличие страхов, тревожности, неуверенность в себе.

- проективные методики, предложенные Захаровым «Что мне сниться страшное», «Чего я боюсь днем», «Во дворе, на улице» и т.д.

- проективная методика «Выбери нужное лицо» - тест тревожности [11]

- опросник Филипса. В нем 58 вопросов, на которые нужно ответить односложно «Да» или «Нет». Данная методика позволяет выявить, что конкретно тревожит того или иного ученика в школе . [12]

Так же может быть использован опросник Спилбергера - Ханина на исследование тревожности. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. [22]

Еще используются опросник страхов А.И. Захарова, направленный на выявление имеющихся страхов у детей.

Методика «Страхи в домиках», предложенная Захаровым (модификация Панфиловой). Уточняет и выявляет преобладающие виды страхов.

Методика «Неоконченные предложения» Г.Я. Кудрина помогает получить дополнительные сведения о причинах страхов, выявляет скрытые переживания ребенка. И другие методики

В психотерапии существует множество методик психологической коррекции страхов. Наиболее простые и эффективные с детьми - это: игра ,рисование, фантазирование, сочинение историй, сказок и др.

Рисование - творческий акт, который позволяет детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, надежды и мечты.

Рисование, как и игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и выражение отношения к ней,ее моделирование. Поэтому через рисунки лучше понимаются интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учитывается это при устранении страхов [11].

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Коррекция посредством игротерапии. В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.

В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр. Регрессивная игра предполагает, возврат к менее зрелым формам поведения. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра — это игра в насилие, войну и т. д. Для организации таких игр используют неструктурированный и структурированный игровой материал.

Использование неструктурированного игрового материала (вода, песок, глина, пластилин) предоставляет ребенку возможность косвенно выразить свои эмоции, желания, так как сам материал способствует сублимации.

Структурированный игровой материал включает: кукол, мебель, постельные принадлежности (они провоцируют желание заботиться о ком-то); оружие (способствует выражению агрессии); телефон, поезд, машины (способствуют использованию коммуникативных действий). По своей сути структурированный игровой материал способствует овладению социальными навыками, усвоению способов поведения.

Игры бывают ролевые и предметные , спонтанные и направленные (организованные). Предметная игра строится вокруг предмета, ролевая - на каком-либо образе. Смешанные игры - предметно-ролевые, когда мальчик, катая машинку, воображает себя шофером, а девочка, играющая с куклой, видит себя мамой. В спонтанной игре содержание предопределено самими детьми, в организованной существует определенный набор правил, ограничений, игра направляется взрослыми или сверстниками. [23]

Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, темперамент, характер. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.

Терапевтическая функция игры заключается в том, что в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование - катарсис Рисование, фантазирование, сочинение всяких историй можно считать аналогом игры - тоже часто используется в борьбе с детскими страхами. [3]

Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка. [23]

В работе со страхами также используют сказкотерапию. Знание психологии сказочных персонажей помогает содержательно построить драматизацию известных сказок с целью объединения детей, преодоления страхов перед сказочными персонажами: Змеем Горынычем, Бабой Ягой, Кощеем, волком. Работа со сказками часто даётся как домашнее задание родителям, для занятий с детьми дома .

Наряду с вышеперечисленными методиками для преодоления страхов, предлагается использовать в рамках игровой терапии куклотерапию. Цель куклотерапии - помочь детям ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье . [11]

Таким образом, из множетсва разнообразных приемов и методов психологической коррекции детских страхов самыми распространенными и простыми являются - использование изобразительного творчества и игры.

Выводы по первой главе

Проблема страхов в настоящее время приобретает большую актуальность в связи с напряженным ритмом жизни и с информационными перезагрузками. Младший школьный возраст занимает особое место в возрастной и педагогической психологии. В данном возрасте формируется произвольность психических функций, осваивается учебная деятельность, возникает рефлексия, самоконтроль, умение учиться.

Все эти изменения происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка. В исследованиях отечественных психологов было доказано, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Существенное место среди типичных для младших школьников эмоций занимают отрицательные эмоциональные состояния страха и тревоги, которые негативно влияют на общий психологический настрой.

Страх является объектом изучения в различных отраслях науки – психологии, философии, психиатрии, физиологии, педагогики и т.д.

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению А.И. Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу  по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное   образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов  особенность темперамента  , либо как и то и другое одновременно

В современной и отечественной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста средствами игротерапии

2.1 Задачи, методы и процедура исследования

Задачи экспериментального исследования:

1.Рассмотреть понятие о детских страхах в психологии

2.Изучить особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста

3.Рассмотреть методы и приемы психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста. Изучить роль игротерапии в психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

4.Провести психологическую коррекцию страхов у детей младшего школьного возраста

5.Провести анализ сформированности программы или системы упражнений

Целью экспериментального исследования является изучение страхов у детей младшего школьного возраста и их психологическая коррекция средствами игротерапии.

Исследование проходило в 5 этапов:

1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме психологической коррекции страхов у детей;

2 этап - констатирующий эксперимент - диагностика и интерпретация состояния детей.

3 этап - формирующий эксперимент - разработка программы коррекционных занятий с использованием элементов игротерапии

4 этап - контрольный эксперимент - выявление изменений в психическом состоянии детей;

5 этап - анализ результатов, оценка эффективности психологической коррекции страхов.

В результате анализа научной литературы, посвященной проблеме страхов у детей младшего школьного возраста, были определены основные методологические подходы к их изучению. Это дало возможность разработать план экспериментального исследования поставленной проблемы. Исследование страхов у младших школьников проводилось на базе МАОУ лицей № 51 г. Томска . В исследовании приняли участие ученики 4 «В» и 4 «Б» классов, количество испытуемых 48 человек, из них 27 девочек и 21 мальчик. Возраст испытуемых 9-11 лет. Психологическое исследование проходило в период с 25.02.2019 по 9.03.2019 по согласованию с педагогом и родителями детей - участников эксперимента.

Для исследования страхов у детей были использованы следующие методики: "Страхи в домиках" А.И. Захарова и М.А. Панфиловой и «Выбери нужное лицо» - тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Описываемые далее методики позволяют оценить уровень страхов у детей младшего школьного возраста. Рассмотрим методики, используемые нами для выявления детских страхов.

 «Страхи в домиках» методика, предложенная А.И. Захаровым, модификация М.А. Панфиловой.

Цель данной методики выявить и уточнить преобладающие виды страхов у детей. С помощью этой методики можно выяснить, каким конкретно страхам подвержены дети.

В диагностике принимали участие 40 человек: 20 девочек и 20 мальчиков.

Возраст 9-11 лет. Время проведения - 1 час.

Детям раздали по два листочка, на котором они нарисовали домики, на одном листе - черный домик, на другом - красный. Дальше ребятам была дана инструкция: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помогите мне расселить страхи из списка по домикам».

Далее взрослый перечислял страхи, всего 31, а дети их распределяли по домикам (писали номер страха на нужном листе бумаги). (Приложение 1)

После выполнения, детям было предложено «закрыть» черный домик на ключ, а ключ выбросить. Все дети четко выполнили инструкцию и «расселили страхи по домикам». Далее мы подсчитали количество страхов в черном домике и сравнили с возрастными нормами, данными А.И. Захаровым. Далее совокупные ответы ребенка объединялись в несколько групп по видам страхов:

- медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;

- страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

- страх смерти (своей);

- боязнь животных;

- страх сказочных персонажей;

- страх темноты и кошмарных снов;

- социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

- пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель предневротического состояния.

Также с детьми провели диагностику тревожности, используя для этого проективную методику «Выбери нужное лицо» - тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

В диагностике принимали участие 40 человек: 20 девочек и 20 мальчиков. Возраст 9-11 лет. Методика проводилась в индивидуальном порядке. Время проведения - 5-8 минут с каждым ребенком.

Цель методики - исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него ситуациях, а соответственно предрасположенность ребенка к страхам. Тревожность рассматривается как черта личности. Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском коллективе.

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Взрослый расшифровывает рисунки, а ребенок должен соотнести ситуацию, изображенную на рисунке и эмоцию.(Приложение 2)

2.2 Результаты эмпирического исследования страхов у младших школьников

Анализ результатов диагностики страхов по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова).

Обобщенный анализ результатов диагностики страхов у младших школьников по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова) на констатирующем этапе эксперимента дан в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики страхов у младших школьников по методике «Страхи в домиках» на констатирующем этапе эксперимента

Уровень

4 «Б» класс

4«В» класс

Количество детей

%

Количес тво детей

%

Выше нормы

11

55

12

60

Норма

4

20

4

20

Ниже нормы

5

25

4

20

Из таблицы 1 видно, что результаты в 4 «Б» и в 4 «В» классе ненамного отличаются друг от друга. В 4 «Б» у 55% детей количество страхов выше нормы, в 4 «В» - у 60%. Это говорит о том, что у детей больше страхов, чем их должно быть в данном возрасте (по А.И. Захарову). В 4 «Б» у 25% детей выявлено количество страхов ниже нормы, в 4 «В» - у 20% детей. Это может означать, не только то, что дети не испытывают страхов, но и то, что не каждый ребенок готов честно говорить о своих страхах, особенно мальчики. В 4 «Б» и в 4 «В» классе у 20% детей страхи в норме. Это говорит о том, что количество страхов у детей соответствует их возрасту.

Таблица 2

Преобладающие страхи в исследуемой группе

Группа страхов

Страхи

%

Количество человек (девочки, мальчики)

Страх смерти

Смерть

92

37 (20-д, 17-м)

Страх, связан с причинением физического ущерба

Неожиданные звуки, пожар, война

72

29 (18-д, 11-м)

Социально-опосредованные страхи

Страх наказаний, людей, детей, опозданий, одиночества.

37

15 (9-д, 6-м)

Страх животных

Страх животных.

30

12 (10-д,2м)

Страх темноты

Страх темноты.

25

10 (5-д, 5-м)

Медицинские страхи

Боль, уколы, врачи, болезни и др.

20

8 (5-д, 3-м)

Страх сказочных персонажей

Страх сказочных персонажей

5

2 (1-д, 1-м)

Пространственные страхи

Страх глубины, высоты, замкнутых пространств.

7

3 (2-д, 1-м)

Таблица 2 Преобладающие страхи в исследуемой группе

Анализ таблицы 2 показывает, что:

1. Страх смерти присущ - 92% испытуемых.

2. Страх физического ущерба - 72% детей.

3. Социально-опосредованные страхи - 37%.

4. Страх животных - 30% детей.

5.Страх темноты - 25% детей.

6. Медицинские страхи присущи 20% испытуемых.

7. Страх сказочных персонажей - 5%.

8.Пространственные страхи – 7%

Таким образом, мы видим, что в младшем школьном возрасте страхи, связанные со страхом смерти, страхи нападения, пожара и войны остаются выраженными, как и в старшем дошкольном возрасте. У испытуемых эти страхи преобладают. На втором месте находятся социально-опосредованные страхи.

Анализ результатов диагностики тревожности по методике «Выбери нужное лицо» - тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Обобщенный анализ результатов диагностики уровня тревожности у младших школьников по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) на констатирующем этапе эксперимента дан в таблице 3.

Таблица3

Результаты диагностики уровня тревожности у младших школьников по методике «Выбери нужное лицо» на констатирующем этапе эксперимента

 

4 «Б» класс

4 «В» класс

Уровень

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

10

40

8

39

Средний

8

44

7

43

Низкий

2

16

3

18

Из таблицы 3 видно, что результаты в обоих классах примерно одинаковы. Высокий уровень тревожности в 4 «Б» классе имеют 40% детей, в 4«В» - 39%. Средним уровнем обладают в 4 «Б» 44% детей, в 4 «В» - 43%. Низкий уровень тревожности в 4 «Б» классе присущ 16% детей, в 4 «В» - 18%.

Далее мы подсчитали среднее значение показателя тревожности в группах испытуемых с разным уровнем страхов. Данные можно увидеть в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики уровня тревожности по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) на констатирующем этапе эксперимента в группах с разным уровнем страхов

4 «Б» класс

4 «В» класс

Показатели страхов

Показатели тревожности

Показатели страхов

Показатели тревожности

Уровень

Кол- во

%

Среднее значение по группе

Уровень

Кол- во

%

Среднее значение по группе

Уровень

Выше нормы

11

55

60

высокий

12

60

83

высокий

Норма

4

20

30

средний

4

20

36

средний

Ниже нормы

5

25

30

средний

4

20

37

средний

Из таблицы 4 мы видим, что у детей с повышенным уровнем страхов как правило, высокий уровень тревожности. У детей с нормальным количеством страхов, и ниже нормы - уровень тревожности средний.

Результаты исследования показали, что в каждом классе распределение детей по группам с разным уровнем страхов примерно одинаковое. В обоих классах есть дети с высоким уровнем страхов и тревожности. Для проведения дальнейшей работы мы образовали экспериментальную группу, в которую вошли ученики 4 «Б» класса в количестве 10 человек и контрольную - 4 «В», в количестве 10 человек. Далее, с детьми, входящими в экспериментальную группу, проводилась психокоррекционная работа по преодолению страхов.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

Основная система коррекционных воздействий в ходе экспериментального исследования была направлена на снижение уровня тревожности и на преодоление страхов.

За основу психокоррекционной программы, была разработана программа.

Программа рассчитана на 6 занятий. Занятия проводились 3 раза в неделю, в течение 2 недель. Длительность одного занятия - 1час. Количество испытуемых - 10 человек, в возрасте 9-11 лет.

Коррекционные занятия условно делились на пять этапов:

Первый этап (занятие №1 и №2): занятие на знакомство, формирование чувства близости с другими людьми. Используются игры на знакомство и сплочение, рисование, подвижные игры.

Второй этап (занятие №3 и №4): занятия на снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности повышение психического тонуса ребёнка. Используется подвижные игры, придумывание сказок, историй, подвижные игры.

Третий этап (занятие №5 и №6): проводятся упражнения на преодоление переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения, развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, повышение уверенности в себе, снижение психоэмоционального напряжения. Используется подвижные игры, придумывание и продолжение сказок, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций.

Четвертый этап (занятие №7 и №8): направлен на формирование положительной уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности, снижение психомышечного напряжения, развитие социального доверия. Используются активные игры, рисование, релаксирующие упражнения, придумывание историй, этюд на выражение страха, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций.

Пятый этап (занятие №9 и №10): заключительный. Работа на снижение эмоционального напряжения, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих. Используется рисование, игры, обсуждения. детский страх тревожность школьник

Анализ эффективности реализованной коррекционной программы выполнялся на основе критериев эффективности психологической коррекции страхов и тревожности. Для объективной оценки результативности, в экспериментальной и контрольной группах, мы провели повторную диагностику страхов и тревожности по тем же методикам, что и до реализации коррекционной программы

Анализ результатов диагностики страхов, проведенной с помощью методики «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова) в экспериментальной группе, показал, что количество страхов у детей в процессе формирующего эксперимента снизилось, по сравнению с собственными результатами. Уменьшение количества страхов не сильно выражено, но динамика процесса снижения заметна. Мы считаем, если занятия продолжать, то уменьшение количества страхов будет значительным. Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента в сравнении с констатирующим этапом даны в таблице 5.

Таблица 5

Сравнительный анализ результатов диагностики экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова)

Испытуемый

Количество страхов на констатиру ющем этапе эксперимен та

Количество страхов на контрольном этапе эксперимента

Расхождение с нормой (контрольный этап)

Группы страхов

1.

Артем И. 9 лет

14

10

Выше нормы (10>14)

Страх смерти, Мед. Страхи соц.-опоср. страхи.

2.

Света С. 10 лет

10

9

Норма (9=9)

Страх смерти; животные; простран. страхи.

3.

Алина М. 9 лет

12

9

Норма (9=9)

Физ. ущерб; животные; смерти.

4.

Марина В. 11 лет

12

9

Норма (9=9)

Мед. страхи; физ. ущерб; смерти.

5.

Ангелина П. 9 лет

15

12

Выше нормы (12>9)

Физ.ущерб; животные; темноты; смерти;

6.

Женя С. 10 лет

12

10

Выше нормы (10>9)

Физ.ущерб; темноты, смерти.

7.

Катя К. 11 лет

13

13

Выше нормы

( 13>9)

Физ. ущерб;смерти,темноты

8.

Мария Ж. 10 лет

10

8

Выше нормы (8<9)

Физ. ущерб; соц- опосредованный; снов; смерти.

8.

Саша М. 10 лет

11

9

Норма (9=9)

Физ.ущерб; животные; мед.; сказки; сны; смерти.

8.

Алиса Л. 11 лет

8

7

Выше нормы (7>6)

Физ. ущерб; темноты; смерти.

10.

Егор С. 10 лет

9

7

Выше нормы (7>6)

Физ. ущерб; смерти.

 

Среднее значение

11

9

   

Анализ результатов диагностики страхов, проведенной с помощью методики «Страхи в домиках» в контрольной группе, показал, что количество страхов у детей, по сравнению с собственными результатами осталось неизменным, а в некоторых случаях немного увеличилось. Результаты исследования контрольной группы на контрольном этапе эксперимента в сравнении с констатирующим этапом даны в таблице 6.

Таблица 6

Сравнительный анализ результатов диагностики контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Методика «Страхи в домиках»

Испытуемый

Количество страхов на констатирую щем этапе эксперимент а

Количество страхов на контрольном этапе эксперимента

Расхождение с нормой (контрольны й этап)

Группы страхов

1.

Саша К. 10 лет

12

12

Выше нормы (12>9)

Физ. ущерб; страх смерти, соц.- опосред. страхи.

2.

Женя С. 9 лет

13

13

Выше нормы (13>9)

Физ. ущерб; смерти; животные; соц.- опоср. страхи.

3.

Алина Р. 10 лет

12

12

Выше нормы (12>9)

Физ.ущерб; животные; темноты; смерти.

4.

Маша В. 11 лет

12

11

Выше нормы (11>9)

Мед. страхи; животные; смерти.

5.

Анжела Ф. 9 лет

13

13

Выше нормы (13>9)

Физ. ущерб; животные; темноты; смерти;

6.

Виктор Р. 10 лет

9

10

Выше нормы (10>9)

Физ. ущерб; мед страхи; темноты;смерти

7.

Катя К. 10 лет

12

13

Выше нормы (13>9)

Физ.ущерб; животные; Смерти; медицинские;

8.

Ваня Д. 11 лет

3

4

Ниже нормы (4<6)

Физ. ущерб; смерти.

9.

Витя С. 9 лет

8

9

Выше нормы (9>6)

Физ. ущерб; темноты; смерти.

10.

Вова П. 10 лет

8

8

Выше нормы (8>6)

Физ. ущерб; смерти; животные

 

Среднее значение

10

11

   

Сравнительный анализ средних значений результатов диагностики экспериментальной и контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова) можно увидеть в таблице 7

Таблица 7

Сравнительный анализ средних значений результатов диагностики экспериментальной и контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Методика «Страхи в домиках»

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Среднее значение

Расхождение с нормой (уровень)

Среднее значение

Расхождение с нормой (уровень)

Констатирующий эксперимент

11

выше нормы

10

выше нормы

Контрольный эксперимент

9

норма

11

выше нормы

Результаты диагностики тревожности, проведенной в экспериментальной группе с помощью проективной методики «Выбери нужное лицо» - тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) показал, что уровень тревожности у детей значительно снизился по сравнению с собственными результатами. Большая часть детей имеет средний уровень тревожности, более того ряд детей демонстрируют низкий уровень тревожности. Полученные результаты представлены в таблице 8.

Таблица 8

Сравнительный анализ индивидуальных индексов тревожности в экспериментальной группе констатирующего и контрольного этапов эксперимента по тесту тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

 

Испытуемый

% / уровень (Констатирующий этапэксперимента)

% / уровень (Контрольный этап эксперимента)

1.

Артем И. 9 лет

64,2 высокий

37,5 средний

2.

Света С. 10 лет

42,8 средний

15,4 низкий

3.

Алина М. 9 лет

53,1 высокий

28,6 средний

4.

Марина В. 11 лет

59,7 высокий

21,4 средний

5.

Ангелина П. 9 лет

85,7 высокий

53,1 высокий

6.

Женя С. 10 лет

28,6 средний

21,4 низкий

7.

Катя К. 11 лет

78,6высокий

50средний

8.

Саша М. 10 лет

68,6 высокий

38,9 средний

9.

Алиса Л. 10 лет

71,4 высокий

50 средний

10.

Егор С. 10 лет

57,1 высокий

35,7 средний

 

Среднее значение

60 высокий

35 средний

Анализ результатов диагностики тревожности, проведенной в контрольной группе с помощью проективной методики «Выбери нужное лицо» - тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) показал, что уровень тревожности у детей практически не изменился, по сравнению с собственными результатами. Полученные результаты представлены в таблице 9.

Таблица 9

Сравнительный анализ индивидуальных индексов тревожности контрольной группы констатирующего и контрольного этапов эксперимента по тесту тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Испытуемый

%, уровень (На констатирующем этапе эксперимента)

%, уровень (На контрольном этапе эксперимента)

1.

Саша К. 10 лет

42,8 средний

37,5 средний

2.

Женя С. 9 лет

59,7 высокий

64,2 высокий

3.

Алина Р. 10 лет

42,8 средний

42,8 средний

4.

Маша В. 11 лет

64,2 высокий

59,7 высокий

5.

Анжела Ф. 9 лет

57,1 высокий

57,1 средний

6.

Виктор Р. 10 лет

85,7 высокий

85,7 высокий

7.

Катя К. 10 лет

85,7 высокий

78,6 высокий

8.

Ваня Д. 11 лет

78,6 высокий

71,4 высокий

9.

Витя С. 9 лет

64,3 высокий

64,3 высокий

10.

Вова П. 10 лет

71,4 высокий

64,3 высокий

 

Среднее значение

62 высокий

61 высокий

Сравнительный анализ средних значений результатов диагностики экспериментальной и контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по тесту тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) можно увидеть в таблице 10.

Таблица 10

Сравнительный анализ средних значений результатов диагностики экспериментальной и контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по тесту тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Среднее значение

Уровень

Среднее значение

Уровень

Констатирующий эксперимент

60

высокий

68

высокий

Контрольный эксперимент

35

средний

61

высокий

 

Эффективность, организованной психокоррекционной работы по преодолению страхов с детьми младшего школьного возраста, доказывает положительная динамика изменений в эмоциональной сфере детей, которые входили в экспериментальную группу. Мы считаем, если занятия продолжать, то изменения в эмоциональной сфере детей будут значительными. В связи с этим нами были разработаны памятки и рекомендации для родителей и педагогов.

Этапы экспериментальной работы демонстрируют, что дети младшего школьного возраста, в частности четвероклассники, обладают повышенным уровнем тревожности и имеют достаточно большое количество страхов. Результаты психологических диагностик свидетельствуют о том, что у младших школьников преобладают страхи смерти, наводнений, войн, катастроф - перешедшие из старшего дошкольного возраста, а также вновь появившиеся социально-опосредованные страхи.

В связи с этим, была проведена психокоррекционная работа по преодолению страхов и снижению уровня тревожности у младших школьников. Коррекционный комплекс по своей форме представлен групповыми занятиями, включающих в себя: вербально-музыкальную психокоррекцию, проведение релаксирующих упражнений, игротерапию, рисование, сочинение историй, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций, подвижные игры.

Итогом психокоррекционной работы стало значительное снижение уровня тревожности у младших школьников, входящих в экспериментальную группу, а также видимая динамика уменьшения количества детских страхов. В контрольной группе, где коррекционная работа по преодолению страхов не велась, положительных изменений в эмоциональной сфере детей не выявлено.

Выводы по второй главе

Исходя из анализа литературы по данной проблеме, при проведении констатирующего эксперимента мы использовали две методики: одну методику для определения уровня тревожности младших школьников, а другую, для выявления страхов у детей

Для учащихся мы предложим две диагностики. Первая – это тест  «Страхи в домиках» методика, предложенная А.И. Захаровым и М.Панфиловой. Цель данного теста выявление и уточнение преобладающих видов страха у детей старше трёх лет.

Таким образом: наиболее часто встречающимися страхами у детей младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, являются смерти своей и родителей, группа страхов, связанных с причинением физического ущерба, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, боязнь животных.

В качестве следующей диагностики учащихся мы предложили тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)- «Выбери нужное лицо». Цель данной диагностики – исследовать тревожность характерную для ребёнка в типичных для него ситуациях, а соответственно предрасположенность ребенка к страхам. В данном тесте тревожность рассматривается как черта личности. Психодиагностика тревожности раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском коллективе, а также выявляет внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям. Результаты исследования в обоих классах примерно одинаковы. Высокий уровень тревожности в 4 «Б» классе имеют 40% детей, в 4 «В» - 39%. Средним уровнем обладают в 4 «Б» 44% детей, в 4 «В» - 43%. Низкий уровень тревожности в 4 «Б» классе присущ 16% детей, в 4 «В» - 18%.

С целью реализации задач исследования была составлена и проведена программа психологической коррекции страхов средствами игротерапии. Основная система коррекционных воздействий в ходе экспериментального исследования была направлена на снижение уровня тревожности и на преодоление страхов.

Этапы экспериментальной работы демонстрируют, что дети младшего школьного возраста, в частности первоклассники, обладают повышенным уровнем тревожности и имеют достаточно большое количество страхов. Результаты психологических диагностик свидетельствуют о том, что у младших школьников преобладают страхи смерти, страх физического ущерба, страх животных- перешедшие из старшего дошкольного возраста, а также вновь появившиеся социально-опосредованные страхи.

В связи с этим, была проведена психокоррекционная работа по преодолению страхов и снижению уровня тревожности у младших школьников.

Итогом психокоррекционной работы стало значительное снижение уровня тревожности у младших школьников, входящих в экспериментальную группу, а также видимая динамика уменьшения количества детских страхов.

Таким образом, мы постарались доказать эффективность средств игротерапии с целью преодоления страхов младших школьников, а также преимущества их применения при условии комплексного характера психологической коррекции с привлечением родителей и учителей учеников , тем самым мы подтвердили основные теоретические выводы экспериментальным путём.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

В настоящее время проблема страхов становится все более актуальной. Именно страх является наиболее опасным из всех эмоций. Изучением страхов занимались много специалистов, множество исследований посвящено данной проблеме. Страх играет важную роль в жизни людей и ребенка, в частности. С одной стороны, он уберегает человека от необдуманных и рискованных поступков, а с другой - страхи препятствуют полноценному развитию личности ребёнка, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности .Развитие ребёнка и появление различных эмоциональных нарушений, психологические проблемы связанные с неблагоприятными событиями неизбежно сопровождаются страхами. Профилактика страхов состоит прежде всего, в воспитании таких качеств, как уверенность в себе, оптимизм, самостоятельность. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, куклотерапии, индивидуально- групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений..

2. В ходе проведенного эмпирического исследования страхов у младших школьников было выявлено, что дети младшего школьного возраста, в частностичетвероклассники, обладают повышенным уровнем тревожности и имеют большое количество страхов. Результаты психологических диагностик свидетельствуют о том, что у младших школьников преобладают страхи смерти, катастроф, войн, наводнений, а также социально-опосредованные страхи.

3. Психологическая коррекция страхов у младших школьников была представлена комплексом занятий по преодолению страхов и снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Коррекционная программа включала в себя пять этапов по 2 занятия в каждом. В программе использовали игротерапию, рисование, сочинение историй, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций, подвижные игры, сочинение сказок.

4. Анализ результатов работы по психологической коррекции страхов показал, что в экспериментальной группе уровень тревожности у детей, значительно снизился по сравнению с собственными результатами. Большая часть детей имеет средний уровень тревожности, более того ряд детей демонстрируют низкий уровень. Количество страхов у младших школьников в процессе формирующего эксперимента также снизилось.

Уменьшение количества страхов не сильно выражено, но динамика процесса снижения заметна. Мы считаем, если занятия продолжать, то уменьшение количества страхов будет значительным. Так же мы выявили, что девочки лучше поддаются психологической коррекции, чем мальчики, так как динамика снижения страхов у девочек более заметна. В контрольной группе, где коррекционная работа по преодолению страхов не велась, положительных изменений в эмоциональной сфере детей не выявлено. Количество страхов и уровень тревожности остались без видимых изменений. В отдельных случаях количество страхов незначительно увеличилось.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что имеющиеся страхи у детей младшего школьного возраста могут быть частично или полностью преодолены при условии, если с данными детьми будет проведена целенаправленная психокоррекционная работа по преодолению страхов.

Список литературы

Акопян, Л. С. Диагностика детских страхов и тревожности/ Л. С. Акопян// Методическое пособие. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. С.172.

Белоусова, А. К Возрастная психология: учебник / А. К. Белоусова. - Ростов на Дону : Феникс, 2012. - 591 с.

Битянова, М. Р Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.Р. Битянова. – Санкт - Петербург, 2011. - 304 с.

Бурменская , Г. В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби / Г.В. Бурменская // Институт практической психологиии и психоанализа. - Москва. - 2003. - №1. – С.19-20

Вардянян, А.У. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / А. У. Вардянян // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. - Уфа, 1985. – С. 51-54.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва, 1996. – 544 с. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1974. – 64 с.

Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. - Москва, 1988. – 30 с.

Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – Санкт-Петербург: Речь, 2010, - 320 с.

Зинченко, Е. В. Изобразительное творчество личности как основа диагностико-коррекционной работы психолога / Е. В. Зинченко // Северо-Кавказский психологический вестник. – Ростов – на - Дону: ЮФУ, 2008. - №6/4. – С. 49 - 53.

Инфоурок. – [Электронный ресурс] Игротерапия как метод психологической коррекции. – режим доступа (https://infourok.ru/igroterapiya-kak-metod-psihologicheskoy-korrekcii-2984300.html) (дата обращения

Истратова, О. Н. Психологическое тестирование детей / О.Н. Истратова. - Ростов на Дону: Феникс, 2013. - 317 с.

Каменская, В. Г. Психодиагностика ребенка/ В. Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова // учебник. – Москва : Форум, 2011. - 400 с.

Карвасарский, Б. Д. Психотерапия: учебник для вузов / Б.Д. Карвасарский. – Санкт – Петербург, 2012. - 672 с.

Кулинцова, И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И. Е. Кулинцова. – Санкт – Петербург : Речь, 2011. - 169 с.

Лайтман, М. Развитие человека от 0 до 20 / М. Лайтман. - Москва: Изд. Институт перспективных исследований, 2011. - 328 с.

Монина, Г. Б Психологическое консультирование детей и подростков / Г.Б. Монина // учебник. - Санкт- Петербург, 2011. - 210 с.

Научно – издательский центр Аспект. – [Электронный ресурс] Причины детских страхов и способы их коррекции в младшем школьном возрасте. – режим доступа http://na-journal.ru/1-2014-gumanitarnye-nauki/421-prichiny-detskih-strahov-i-sposoby-ih-korrekcii-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения )

Неймер, Ю. Л. Психологический словарь / Ю.Л. Неймера. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 640 с.

Новейший психолого-педагогический словарь. – Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов // 2-е изд.- Москва: АН СССР, 1951. - 439 с.

Панфилова, М. А. Страхи в домиках: Диагностика страхов у детей и подростков / М. А Панфилова // Школьный психолог. - Москва-, 2002.- С.10- 12.

Пашнев, Б. К. Психодиагностика / Б. К. Пашнев // Практикум школьного психолога. - Ростов на Дону : Феникс, 2010. - 316 с.

Петрусинский, В. В. Психотехнические игры и упражнения / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова // Техники игровой психокоррекции. - Москва: Владос, 2010. - 128 с.

Студвуд. – [Электронный ресурс] Теоретические аспекты изучения детских страхов. – режим доступа https://studwood.ru/1920642/psihologiya/teoreticheskie_aspekty_izucheniya_detskih_strahov.html (дата обращения )

Эльконин, Д. Б. Психология развития / Д. Б. Эльконин // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - Москва, 2001.- 143с.

Приложение 1

Методика

«В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

Ты боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, чудовища;

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу).
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

Приложение 2

Методика

Просмотров работы: 1398