Английский писатель Ричард Олдингтон говорил: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, − всё, что может сделать учитель, это указать дорожки». Действительно, многие методисты в области педагогики считают, что обучение будет намного продуктивней, если учащиеся сами будут получать новую информацию. Педагог, в свою очередь, должен вести целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей, познавательных потребностей учеников, а также развивать критическое мышление и творческие способности. Такое обучение называется проблемным, в основе которого лежит развивающая функция.
Цель проблемного обучения заключается в том, чтобы научить учащихся системе умственных действий для решения нестандартных учебных задач, а не отдельным мыслительным операциям в стихийном порядке. Эта цель достигается благодаря включению в образовательный процесс проблемных ситуаций и вопросов.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
возникновение проблемной ситуации;
осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка правильности решения проблем.
Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности) [2].
В учебно - методическом комплексе «Гармония» учебник по литературному чтению для 3 класса включает в себя произведение Валентины Александровны Овсеевой «Волшебное слово». Для того, чтобы разработать урок литературного чтения с использованием методов проблемного обучения, необходимо произвести анализ произведения.
Рассказ «Волшебное слово» − это короткая новелла», предназначенная для детской читательской аудитории. Сюжет рассказа строится вокруг маленького мальчика Павлика, который отличается грубостью и невоспитанностью. Конфликт в произведении заключается между желанием мальчика, чтобы ему давали и разрешали всё, что он хочет и нежеланием других героев выполнять это.
Автор не даёт подробного описания внешности главного героя. Образ Павлика складывается благодаря его поступкам. Например, В.А. Овсеева использует такие слова, как «подвиньтесь», «ну и ладно», «стукнул кулаком», чтобы указать на то, какой Павлик невоспитанный ребёнок
На протяжении всего рассказа героям присуща изменчивость в поведении, которая выражается благодаря лексическим средствам. К примеру, контекстуальные антонимы: «сердито буркнул – робко сказал», «поругает – пожалеет», «крикнул - прошептал». Кроме этого в тексте встречаются эмоционально – оценочные и опорные слова: «красное морщинистое лицо», «волшебник», «сердито буркнул», «сжал кулаки», которые показывают читателю эмоциональное состояние героев. Художественные средства выразительности также встречаются в рассказе. Метафора: «волшебное слово засияло в каждой морщинке, в глазах, улыбке…». Эпитеты: «мягкая борода», «красное, сердитое лицо», «румяный пирожок». Также в самом названии произведения используется перефраз – «Волшебное слово» - «пожалуйста».
Стоит обратить внимание на то, что В.А. Овсеева ввела в рассказ элементы сказки: одно и то же действие повторяется троекратно – сестра, бабушка, старший брат в ответ на «пожалуйста» тотчас откликаются на просьбы мальчика.
В тексте происходит быстрая смена событий. На протяжении всего произведения меняется поведение главного героя, мы можем сравнить как он вёл себя в начале произведения и как в конце.
Идея произведения состоит в том, чтобы показать читателям, что вежливые слова играют важную роль в жизни любого человека. А также, к каким негативным последствиям может привести отсутствие их в речи.
Используя анализ произведения, мы можем предложить младшим школьникам следующие проблемные вопросы, которые могут в восприятии текста учащимися.
Основываясь на литературоведческих закономерностях построения произведения и на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками выделяют три этапа работы на художественным текстом: 1) первичный синтез; 2) анализ; 3) вторичный синтез.
Перед первичным синтезом необходимо подготовить младших школьников к восприятию произведения. Для этого можно познакомить учащихся с жизнью писателя с помощью рассказа учителя, а также обратить их внимание на заглавие произведения. Проблемные вопросы перед чтением иногда уже готовят детей к выделению главной мысли произведения. Например, можно спросить:
как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (Например: о волшебниках, магии);
какие слова называют волшебными? (Например: которые могут творить чудеса);
можно ли по названию определить, будет ли рассказ шуточный, серьёзный, поучительный?
Далее производится первичный синтез, то есть − первичное восприятие текста. Для проверки понимания общего смысла произведения самый эффективный приём – это беседа, которая может включает в себя следующие проблемные вопросы:
что вы можете сказать об этом произведении? (Данный рассказ очень поучительный, он учит вежливости и доброте);
из-за чего Павлик хотел убежать из дома? (Из-за того, что никто не давал ему то, что он хотел);
почему «волшебное» слово нужно было говорить тихо и глядя в глаза? (Чтобы люди поняли, что ты относишься к ним с вежливостью и добротой);
почему Лена удивилась, когда Павлик сказал «волшебное» слово? (Она привыкла видеть его грубым и злым).
На этапе анализа раскрывается композиция произведения, выясняются мотивы поведения героев, их характеристика, мысли. При работе с произведением важно убедиться в том, что учащиеся поняли идею произведения. На этапе анализа можно использовать следующие проблемные вопросы:
как Павлик вёл себя при общении с сестрой? Почему? (Раздраженно. Сестра не хотела давать ему краски);
почему Павлик обижался на бабушку? (Он обижался на неё из-за того, что она прогнала его с кухни, когда он без спроса взял морковку);
как Павлик вёл себя при общении с братом? Почему? (Был назойлив и злился из-за того, что брат его никогда не брал с собой кататься на лодке);
какие слова в тексте описывают плохое поведение Павлика? Как это его характеризует? (Автор использует такие слова, которые описывают поведение Павлика: «подвиньтесь», «ну и ладно», «стукнул кулаком», что говорит о его невоспитанности и неуважении к старшим).
Следующий этап – вторичный синтез, необходим для того, чтобы обобщить существенные черты действующих лиц, оценить героев, выявить идейную направленность художественного произведения, а также оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства. Приведём несколько проблемных вопросов, которые можно использовать на этапе вторичного синтеза:
каким Павлик был до встречи со стариком и каким стал после? (До встречи со стариком Павлик был грубым и невежливым мальчиком, а после, наоборот, вежливым и добрым);
почему старик решил помочь Павлику? (Потому что он увидел какой Павлик невоспитанный мальчик и ему захотелось помочь ему измениться);
как действовало на окружающих «волшебное» слово? Найдите их реакцию в тексте. (Они отвечали добротой на доброту. «Лена широко раскрыла глаза», «Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке», «Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы»);
почему так важно говорить «волшебные слова»? (Если ты будешь вежлив к окружающим, то и они будут вежливыми к тебе. «Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» – это не только слова. С помощью этих слов мы проявляем уважение к человеку);
чему вас научило произведение В.А. Овсеевой «Волшебное слово»? (Данный рассказ научил меня тому, что нельзя быть грубым с окружающими тебя людьми, а нужно, наоборот, быть вежливым. Как ты относишься к людям, так и они к тебе).
Таким образом, применение на уроке проблемных методов обучения является эффективным способом усвоения детьми учебного материала. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы будем иметь дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
Литература
1. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов – М.:Педагогика, 1975. – 368 с.
2. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе: Методическое пособие по спецкурсу. – Л.: Издательство Ленинградского госпедуниверситета, 1993. – 212 с.