РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Колупаева А.Ю. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ. На протяжении многих лет ученые исследовали проблему семейного воспитания как проблему общего характера, рассматривая ее сущность, структуру, особенности и закономерности формирования применительно к разным возрастным периодам развития личности и с точки зрения различных методологических подходов. В последние десятилетия в связи с утверждением гуманистической парадигмы образования в общественном сознании произошли изменения, повлекшие за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с воспитанием, его роли в социуме и формировании личности, что вызвало волну интереса к проблеме семейного воспитания. Семья становится объектом постоянного педагогического внимания, так как именно в ней начинается социализация личности, осуществляется передача опыта, накопленного человечеством, закладываются основы трудовых навыков, нравственных принципов, норм поведения. Неустойчивость семьи, падение престижа семейных традиций и ценностей неблагоприятно сказываются на воспитании подрастающего поколения.

В связи с вышеизложенным, перед учреждениями образования стоит задача оказать семье необходимую педагогическую помощь и поддержку в осуществлении семейного воспитания, активизировать ее воспитательную деятельность, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер.

Решение данной задачи предполагает подходить к организации взаимодействия учреждения образования и семьи как к важнейшей составляющей современного процесса воспитания.

К настоящему времени в педагогической науке накоплен определенный объем знаний в вопросах семейного воспитания: формирование педагогической культуры родителей (О. Л. Зверева, И. А. Комарова, В. В. Чечет и др.); развитие семейной педагогики (А. И. Кочетов, Е. И. Сермяжко, В. В. Чечет и др.); роль семьи в воспитании интеллектуальной, творческой личности ребенка (В. П. Пархоменко и др.); влияния на семью социальной среды (Ж. И. Мицкевич и др.).

Констатируя активную разработку различных аспектов такого сложного и масштабного явления, как семейное воспитание, следует отметить, что проблема подготовки родителей к семейному воспитанию, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей являются актуальными в образовательном пространстве, на современном этапе. Именно поэтому изучение роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой.

Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему исследования «Роль семьи в воспитании младших школьников».

Цель исследования - выявить роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования: роль семьи в воспитании младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности современной российской семьи и проблемы семейного воспитания;

2. Охарактеризовать педагогическую компетентность родителей в вопросах семейного воспитания;

3. Разработать и апробировать систему занятий, основанную на сотрудничестве семьи и школы по оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

В работе были использованы следующие научно-исследовательские методы: теоретический анализ; педагогический эксперимент.

Практическая значимость заключается в обосновании возможности сотрудничества семьи и школы по оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 1» г. Мариинска. В исследовании приняли участие 20 родителей и 20 обучающихся младшего школьного возраста 2 класса.

Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и состоит из ведения, двух логически связанных между собой глав, которые разделены на четыре параграфа, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования современной российской семьи и семейного воспитания

1.1 Особенности современной российской семьи и проблемы семейного воспитания

Семья - это важнейший социальный институт в современном обществе. Закладывание основных ценностей начинается именно с семьи. Поэтому можно говорить о том. что родители являются самыми главными учителями жизни для любого ребенка [25].

Естественно, общество не стоит на месте н постоянно видоизменяются. С течением времени мы можем наблюдать изменения в различных областях социальной жизни. К их числу относится и семья. Именно поэтому в настоящее время воспитание ребенка в семье относится к инновационному типу и попадает под современные рамки

Если изучать истоки воспитания, то напрашивается однозначный вывод, что раньше ситуация с воспитательным процессом обстояла совершенно иным образом. отличным от современного. Это обусловлено тем фактором, что несколько столетий назад в семьях было очень много детей по нынешним меркам, начиная от 5 и так далее. Причем, крестьянские семьи обуславливали необходимо работать даже самых маленьких представителей семьи. Среднестатистическую современную семью можно сравнить с богатой семьей того времени [6].

Конечно, с течением времени основные традиции по воспитанию детей все-таки остаются. Родители стараются донести до своего ребенка, что можно делать, а что нельзя. Постепенно подготавливают его к взрослой жизни и делают все во5можное для того, чтобы ребенок, попав во взрослую жизнь н вкусив все «прелести» порой крайне жесточайшего мира, был способен держаться и приспосабливаться даже к самым неприятным обстоятельствам.

На наш взгляд, в этом и состоит наглядное отличие между традиционной и инновационной семьей. Если раньше родители непроизвольным образом делали тщательную подготовку ребенка к взрослой жизни, то сейчас ситуация обстоит совершенно иным образом.

Сейчас преобладает общество потребления, которое связано с постоянной потребностью детей получать от этого мира крайне много, а не давать ничего взамен. Естественно, мы понимаем, что это ситуация с бесплатным сыром в мышеловке. Конечно, многие могут поспорить с этим высказыванием, однако мировая практика показывает, что даже самая, казалось бы, надежная ситуация может обернуться совершенно неприятным образом для человека. Поэтому в данном случае каждый индивид современного общества должен быть способен подстраиваться под существующую обстановку.

Помимо всего прочего. Правительство Российской Федерации понимает, что инновационные пути воспитания ребенка в семье, когда маленькому человечку с еще совсем неустойчивой психикой дозволено слишком много, является неблагоприятной обстановкой для полноценной картины семьи на территории нашей страны. Статистические данные показывают, что ежегодно только учащаются случаи детской преступности.

Отражение инновационных методов воспитания может служить следующая ситуация. Еще около двадцати лет назад н более в традиционных особенностях необходимо было постоянно привлекать ребенка к музыке. Раньше дети любили слушать музыкальные произведения как российских, так и зарубежных композиторов. Уже с пеленок ребенку включали классические произведения, которые, естественным образом, положительно влияют на формирование психологических и социальных особенностей любого маленького человека [12].

Что же касается современности то прослушивание музыки постепенно заменяется применением различного рода технических средств коммуникаций, в числе которых, планшеты, мобильные телефоны. Даже не стоит поднимать вопрос о том, как же все эти коммуникационные средства связи негативно влияют на формирование психики младенца в дальнейшем. Конечно, есть и положительные примеры, в которых родители пользуются опытом предшествующих поколений? прививают любовь у детей к музыке.

Общество потребления - это негативное воздействие на все будущее человечество, потому как все мы прекрасно понимаем, что рано или поздно потребление может привести к нежелательным последствиям.

Проведение анализа основных подходов к воспитанию детей в традиционном и инновационных смыслах, было сформировано мнение, что сейчас дети являются наиболее избалованными и дети стараются ставить себя на место взрослых. Естественно, мы понимаем, что ребенок по своей природе не может мыслить как взрослый человек даже если он является крайне развитым ребенком. Потому как не стоит забывать о таком понятии как «опыт», «школа жизни» и так далее. Все это приходит лишь с течением времени [19].

На основании вышесказанного можно по двести итоги, что семья - это важнейший социальный институт, где родители обязаны вложить в воспитание своего ребенка все возможное. Если это не было сделано, то в дальнейшем это несомненно скажется на психологических н социальных особенностях того или иного ребенка. Большое отличие существует между традиционным воспитанием н инновационным Мир не стоит на месте, ценности постоянно изменяются со временем н со всеми этими изменениями приходит новое понимание, как же необходимо воспитывать ребенка.

Семья – универсальная школа воспитания. Не зря его называют ячейкой общества. Семья, как и школа, является институтом воспитания личности. Ее воспитательные функции определяются Конституцией страны, Законом РФ «Об образовании» и многочисленными другими директивными документами. Структура педагогического процесса в семье, как и в любом учебном заведении, состоит из десяти элементов: субъект, объект, цель, содержание, формы, методы, средства, принципы, движущие силы, результат. В истории человечества были времена, когда семья заменяла и школу, и вуз. Наши предки были прекрасными воспитателями и благодаря им человечество прогрессивно развивалось [26].

Сегодня современная семья испытывает глубокий кризис. Об этом говорят многочисленные факты: постоянное увлечение числа разводов, неполных семей, несемейных людей; распространение семейных конфликтов, насилия; отказ от собственных детей, самоустранение большого количества родителей от воспитания и т.д. Наблюдается ухудшение воспитания детей в семьях. Об этом свидетельствуют рост преступлений среди несовершеннолетних, беспризорность, алкоголизм среди учащихся и т.д.

Причина этих негативных явлений – невоспитанность взрослых, неподготовленность родителей к семейной жизни. В современных условиях многие родители беспомощны в управлении семьей. Сегодня достаточно много факторов, отрицательно влияющих на семейное воспитание. К ним, например, относятся: криминализация окружающей среды; отсутствие педагогической цензуры и в информационной сфере; ослабление работы школы с семьей; не согласованность демографической политики с педагогической в стране; процветаниепьянства, наркомании, преступности; безработица, бедность, несправедливость и т.д [11].

Знание особенностей педагогического процесса в семье поможет улучшить воспитание в целом обществе. Универсальная школа воспитания – это семья. Не зря его называют ячейкой общества. Все общество отражается в ней. Она имеет, например, бюджет, свою экономику, кулинарный цех, библиотеку, систему медицинского обслуживания, спортинвентарь, подсобное хозяйство, систему воспитания и многое другое. Все это позволяет воспитывать универсальных, всесторонне развитых, детей. Это является первой особенностью организации педагогического процесса в семье.

Субъект педагогического процесса является второй особенностью. Им как правило, являются родители. Однако в некоторых семьях имеются и дедушки, бабушки, старшие братья, сестры и.д. Многочисленность субъектов требует координаций их действий. В противном случае на ребенка окажется противоречивое, иногда даже взаимном случае на ребенка окажется исключающее воздействие. Поэтому возникает вопрос: кто должен быть главой семьи? Бытует мнение, что им должен быть мужчина. Однако такой «половой» подход не всегда оправдывает. Главой семьи, как показывают наши наблюдения, должен быть более подготовленный член семьи. Он должен быть уважаемым, авторитетным лидером. В таком случае педагогический процесс в семье будет целостным, значит, эффективным [9].

Отсутствие у большинства субъектов педагогических знаний можно рассматривать как одна из особенностей семейного воспитания. Учет родителей и других взрослых членов семьи методике организации воспитательной работы. Большая ответственность при этом возлагается на педагогов школы микрорайона. К сожалению, в последние годы они самоустранились от этой работы. Работу с семьей многие учителя, классные руководители ограничивают проведением родительских собраний, где, родителей знакомят только текущими делами школы, итоговыми оценками за четверть или полугодие. Необходимо активизировать лекционные занятия с родителями по различным аспектам воспитательной работы. Конечно, требуется педагогизация средств информации: побольше давать материалы на темы воспитания, распространять педагогический опыт родителей. Родители сами также должны самостоятельно изучать секреты педагогического мастерства. Для этого сейчас есть все условия: интернет, библиотеки [29].

Семейное воспитание осуществляется среди родственников. Эта особенность вызывает у родителей более ответственное отношение к выполнению педагогических обязанностей. В то же время иногда служит фактором снижения требовательности к поступкам и действиям детей. Некоторые родители, проявляя необоснованную «жалость», чрезмерно опекают их, защищают от законных претензий других и т.д. Они не думают о последствиях характера детей.

Участники семейного воспитания постоянно находятся вместе, общаются круглосуточно. Это позволяет им непрерывно заниматься детьми. К сожалению, некоторые родители не воспользуется этим преимуществом домашнего педагогического процесса. В таких семьях взрослые и дети живут разобщенно, особо не интересуется друг с другом. Это отрицательно сказывается на результатах воспитания. Поэтому родителям необходимо устанавливать с детьми доверительные отношения, интересоваться их успехами, неудачами, совместно решать возникшие проблемы. Тогда дети будут правильно развиваться.

Следующая особенность семейного воспитания связано с тем, что педагогический процесс протекает в свободном режиме. Он не регламентирован по продолжительности, по месту, даже по содержанию. Такое обстоятельство может привести к преобладанию стихийности в воспитании. Это не происходит тогда, когда в семье имеются традиции, обычаи, когда у детей есть свои домашние обязанности.

Некоторые особенности определяется структурной семьи статусом того или иного ребенка. В неполной семье возникает ряд проблем. Между разведенными родителями иногда начинается борьба за ребенка. С этой ситуацией ребенок может легко воспользоваться: менять отношения к тому или иному родителю из-за личной выгоды. Из такого ребенка обычно вырастает двуличный, хитрый, не честный человек. В другой неполной семье ребенку может не хватать, например, отцовского влияния, из-за чего в его развитии могут наблюдаться некоторые недостатки. В таких случаях необходимо обеспечить общение ребенка, особенно сына, с родственниками – мужчинами, записать в такие спортивные секции, где преобладают представители мужского пола.

Воспитание единственного ребенка в семье также требует соблюдения определенных педагогических требований. Как правило, такой ребенок постоянно находится в центре внимания членов семьи. Все стараются создавать тепличные условия для него, сделать так, чтобы он ни в чем не нуждался. Такое отношение может испортить его. Он может стать эгоистом. Поэтому необходимо умеренно относится к нему, научить его предъявлять разумные потребности, заботиться о других [27].

Старшему ребенку, который воспитывается в многодетной семье, как правило, приходится активно участвовать в хозяйственных делах, ухаживать за братишками, сестренками. Это способствует формированию у него ряд положительных качеств. В то же время из-за чрезмерной занятости он может оставаться в учебе. Этого допускать нельзя. У него должно быть достаточное время для выполнения домашних заданий, для развития собственных способностей.

Некоторые особенности семейного воспитания связаны с приемным ребенком. Очень важно, чтобы он чувствовал себя полноправным членом семьи. Такой ребенок может с недоверием относится к обоснованным требованиям новых родителей или опекунов, быстро обижаться. Взрослым членам семьи в этом случае необходимо быть искренним, честным, справедливым, демонстрировать ребенку свою истинную любовь.

В педагогической науке выделяют различные трактовки понятия воспитания. В широком общем понимании воспитание ребенка – это передача своего опыта (умений, мышления, знаний, правовых норм и эстетических) от старших к младшим [30].

В узком понятии существуют институты, у которых есть цель сформировать ум человека для определенных знаний, убеждений, взглядов, нравственных ценностей, а также подготовке к жизни [12].

В педагогическом понятии воспитании есть специальное целенаправленное управление воздействия коллектива на определенного человека с целью изменить или задать нужные качества. Такие мероприятия происходят в специальных учебно-воспитательных учреждениях, где охватывают весть процесс воспитания.

В педагогической литературе рассматриваются следующие типы воспитания: любовь, ипохондричность, гипопротекция, противоречивость. Любовь. Родители обожают и любят ребенка, проникнутые в его хобби интересы. Они относиться к нему с уважением, честно и справедливо. Так же родители поспособствуют инициативе ребенка если он захочет заняться чем-либо, они всеми силами помогут ему в безнадежной ситуации. Родители всегда эмоционально стабильны, разумны и спокойны. Тип управления в семье демократический. Когда ребенок излагает свою версию решения проблем или предложений, всегда учитывается его голос.

Ипохондричность. При таком типе образования болезнь является центром семейной жизни. Как всегда это бывает в семьях, где ребенок страдал (болел) в течение длительного времени или страдает хроническими заболеваниями на данный момент. Как результат его самооценка связана с заболеванием. Все, что происходит вокруг, ребенок преломляется сквозь призму болезни и всегда страдает. Когда ребенок подрастает, то он привыкает нажимать на жалость общества или определенных людей, останавливать свои болезни симптомы и придумывать что он болен на данный момент, развивает эгоцентризм и недостаточный уровень требований [24].

Гипопротекция. Отсутствие контроля и заботы, истинный интерес и внимание к делам ребенка. В крайней форме пренебрежение. Часто с этим типом воспитания дети становятся независимыми раньше. Очевидные недостатки: большой риск падения под негативным влиянием незнакомцев, недостаточное образование. Одним из вариантов гипозащиты является скрытая гипозащита, при которой уход и образование приобретают весьма формальный характер («за тик»). Часто причиной скрытой гипозащиты является эмоциональное отклонение.

Противоречивое воспитание. Воспитание в семье происходит с двух сторон, которые навязываю свою точку воспитания. Из-за этого ребенок страдает становится нервным, тревожным, неуверенным с низкой самооценкой. В результате у ребенка появляется лживость, двуличность и непоследовательность.

Так, ученые выделяют несколько типов неправильного воспитания [28]:

1. Гиперопека – тотальный контроль над ребенком, через мерная забота. Усиленная опека указы со стороны родителей жесткий контроль, отсутствие самостоятельной жизни как личность и самовыражения он становится зажатым, закрытым, малоподвижным так же частые скандалы о свободе и итог сбегает из дома.

2. Жесткое воспитание – родители производят полное подчинение воли ребенка, воспитание проводится физическим наказанием из за этого у ребенка формируется боязливость, вялость, угрюмость, затаенный гнев.

3. Потворствующая опека – вечные поблажки со стороны родителей, отрицание виновности чада, переложение ответственности на других лиц, оставление безнаказанности проступка за этим следует развитие у ребенка безответственности, неприспособленности к окружающему миру и вседозволенности [16]. Стилями семейного воспитания являются следующие: авторитарный, авторитетный, диспозитивный, незадействованное [25].

Авторитарное воспитание детей подчеркивает послушание прежде всего. Чувствительность к отдельному ребенку или обстоятельствам не являются частью авторитарного подхода. Авторитарные родители стремятся контролировать поведение детей через постоянное направление и быстрые последствия. Дети, воспитанные в этом стиле, должны повиноваться родителям независимо от ситуации, а переговоры и обсуждение не допускаются. Этот стиль также характеризуется жестким соблюдением правил, независимо от того, реалистичны ли эти ожидания. Воспитанные в этом стиле, склонны полагаться на авторитетные фигуры, чтобы принимать решения за них, а также имеют более высокие показатели депрессии, беспокойства и плохой самооценки [19].

Авторитетное воспитание детей подчеркивает теплоту и отзывчивость к потребностям детей, но родители также поддерживают высокие поведенческие ожидания. Родители, которые воспитывают своих детей в этом стиле, устанавливают лимиты и допускают естественные последствия как средство изменения поведения. Они чувствительны к точке зрения и темпераменту своего ребенка, и они могут соответствующим образом корректировать последствия или ожидания. Родители также объясняют, почему определенные правила важны, а не ссылаются на их авторитет как причина, по которой дети должны подчиняться. Авторитетное воспитание считается «золотым стандартом» и, как правило, создает независимых, уверенных в себе детей, которые хорошо настроены, творчески настроены и сотрудничают [28].

Cнисходительное воспитание детей предполагает много любви, поддержки и чувствительности, но у родителей мало ожиданий и мало требований к ребенку. Пределы и правила плохо соблюдаются, и детям предоставляется значительная свобода поступать по своему усмотрению. Родители не способны исправить плохое поведение посредством дисциплины или обучения, и они часто потворствуют требованиям ребенка независимо от поведения. Поддержание контроля за поведением ребенка не так важно, как в авторитарном и авторитетном воспитании детей. Дети, воспитанные в этом стиле, имеют очень высокую самооценку, но они также менее ориентированы на достижение поставленных целей и чаще сталкиваются с проблемами с наркотиками и алкоголем.

Незадействованное воспитание. Мало того, что родительское тепло и отзывчивость отсутствуют, но на ребенка не мало ожиданий или требований. Дети учатся не полагаться на родителей ни на что; в крайних случаях это может включать в себя основные потребности, такие как еда и чистая одежда. Родители остаются невосприимчивыми к своим детям, мало проявляя привязанности или поощрения. Отсутствие ограничений также означает, что дети не получают никаких указаний или примеров надлежащего поведения. Такие дети, скорее всего, имеют плохую самооценку и не имеют возможности сотрудничать.

Значение семейного воспитания большое. В ней ребенок делает первые шаги в жизнь, получает подготовку к самостоятельной жизни, формируется как личность. Поэтому родители должны серьезно относиться к семейному воспитанию.

1.2. Педагогическая компетентность родителей в вопросах семейного воспитания

К настоящему времени в педагогической науке накоплен определенный объем знаний в вопросах взаимодействия учреждений образования и семьи: взаимодействие семьи и школы в развитии личности ребенка (Р. М. Копралова, Ф. С. Махов, О. Н. Урбанская и др.); взаимодействие родителей и педагогов (Л. Н. Николенко и др.); компетентностно-ориентированное обучение будущих учителей педагогическому взаимодействию с семьей (Е. Д. Осипов и др.) [6].

В результате научных изысканий отечественных и зарубежных ученых исследованы следующие аспекты семейного воспитания: формирование педагогической культуры родителей (О. Л. Зверева, И. А. Комарова, В. В. Чечет и др.); развитие семейной педагогики (А. И. Кочетов, Е. И. Сермяжко, В. В. Чечет и др.); роль семьи в воспитании интеллектуальной, творческой личности ребенка (В. П. Пархоменко и др.); влияния на семью социальной среды (Ж. И. Мицкевич и др.)[9].

Педагогическая подготовка родителей к семейному воспитанию трактуется нами как процесс, направленный на формирование педагогическойкомпетентности родителей в вопросах семейного воспитания, представленный совокупностью компетенций и личностных качеств и выражающийся в способности эффективно выполнять воспитательную функцию. Для определения сущностных характеристик педагогической компетентности родителей обратимся к дефиниции понятий «компетентность» и «компетенция».

Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, понятие «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» определяется как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» [23]. В. П. Тарантей рассматривает компетентность как «наполненную содержанием познавательную структуру личности, потенциальную способность личности к чему-либо, какому-то действию, гармоничное сочетание знаний и навыков». Компетенция трактуется автором как «способность и готовность решать задачи на определенном уровне» [7]. В свою очередь, рассматривая педагогическую подготовку студентов с позиции компетентностного подхода, О. Л. Жук трактует понятие «компетентность» как «определенный уровень демонстрируемого личностью профессионализма, степень проявления способностей в совокупности с мотивационно-ценностным и эмоционально-волевым личностными компонентами», а понятие «компетенция» рассматривается автором как «обобщенная характеристика профессионализма» [14].

Следовательно, «компетенция» включает совокупность знаний, умений, навыков, взаимосвязанных качеств личности, относящихся к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности в данной сфере. «Компетентность» же более широкое понятие, характеризуется опытным владением соответствующей компетенцией, содержащей личностное отношение человека к ней и к предмету деятельности.

Характеристика педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания рассматривается нами в следующих аспектах [7]:

- как динамичное интегративное личностное качество, проявляющееся в способности и готовности к воспитательной деятельности в семье, основанной на знаниях и опыте, приобретенном в процессе обучения и социализации, (индивидуально-личностная характеристика). Это способность и готовность решать поставленные задачи, моделировать более эффективную систему действий на пути достижения желаемых результатов, корректировать собственную деятельность и адекватно оценивать ее результаты;

- как владение соответствующими компетенциями, содержащими личностное отношение к ним и к предмету деятельности (содержательно-процессуальная характеристика). Это компетенции в сфере ценностных ориентаций личности в воспитании детей, совокупность компетенций в сфере овладения базовыми знаниями о закономерностях развития и воспитания детей и применение этих знаний на практике, умение анализировать воспитательный процесс и его результаты.

Педагогическую компетентность родителей в вопросах семейного воспитания, в контексте нашего исследования, мы представляем как структурное образование, включающее мотивационный компонент (совокупность психологических позиций), определяющий стремление родителей к овладению народным опытом воспитания в семье; интеллектуальный компонент (педагогические знания), включающий изучение народного воспитательного опыта; действенно-практический компонент (организационные, практические умения и навыки), предполагающий овладение и творческое применение умений организации семейного воспитания на основе идей этнопедагогики; рефлексивный компонент (компетентностный опыт), заключающийся в способности родителей объективно оценивать и нести ответственность за результаты семейного воспитания [22].

Каждый компонент имеет свои структурные элементы: личностные качества, которые оцениваются как некоторый перечень требований к родителю в соответствии с целями его воспитательной деятельности и соответствующий набор компетенций, являющийся показателями данного компонента (табл. 1).

Таблица 1

Структура педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания

Компоненты

Качества личности

Компетенция

Мотивационный

• стремление;

• нацеленность;

• потребность

Ценностно-мотивационные компетенции:

• способность осознавать необходимость повышения своих педагогических возможностей;

• стремление овладеть народным воспитательным опытом;

• нацеленность на достижение положительного результата в воспитании.

Интеллектуальный

• педагогическая эрудиция;

• целеполагание;

• прогнозирование

Ценностно-когнитивные компетенции:

• владение базовыми знаниями о характерных особенностях, методах, средствах воспитания в этнической педагогике белорусов и их применении в современных условиях;

• умение ставить воспитательные задачи с учетом требований времени, владение основными приемами реализации данных задач;

• умение прогнозировать результаты воспитания;

• владение навыками поиска, анализа и отбора необходимой информации по вопросам воспитания

Действенно-практический

• настойчивость;

• гибкость;

• креативность;

• готовность к сотрудничеству

Ценностно-актуализирующие компетенции:

• применение в комплексе этно-педагогических средств, форм и методов, которые необходимы для реализации воспитательных задач;

• способность на основе педагогических знаний и опыта семейного воспитания обеспечить благоприятные условия для полноценного развития ребенка;

• умение творчески применять опыт воспитания предыдущих поколений;

• умение взаимодействовать с педагогами и другими специалистами в вопросах семейного воспитания;

• участие в педагогическом обучении, самообразование и самовоспитание

Рефлексивный

• самооценка;

• самоанализ;

• самообразование;

• самовоспитание

Ценностно-рефлексивные компетенции:

• умение анализировать свой опыт, делиться им;

• способность брать на себя ответственность за результаты воспитания;

• способность изменять свои воспитательные позиции;

• осознание необходимости саморазвития и самосовершенствования себя как воспитателя

Каждый из выделенных компонентов играет определенную роль в формировании компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, несформированность одного из них ведет к неудовлетворительному результату всей воспитательной деятельности. В процессе формирования компетентности родителей большое значение имеет мотивация, которая определяет позицию родителей по отношению к воспитательной деятельности, наличие мотивов внутреннего саморазвития и самосовершенствования себя как воспитателя.

Педагогическая компетентность родителей детерминируется не только мотивацией, но и уровнем общего интеллектуального развития, которое рассматривается в контексте личностных достижений и рационального использования личностного потенциала, умений накапливать, анализировать и синтезировать информацию, самостоятельно пользоваться информацией при решении проблемных ситуаций. Из вышесказанного следует, что интеллектуальный компонент педагогической компетентности родителей предполагает не только определенную сумму знаний, но и умение синтезировать их и использовать в воспитательной деятельности. Это значит, что процесс подготовки родителей к семейному воспитанию, направленный на формирование родительской компетентности в вопросах воспитания детей в семье, позволяет родителям совершенствовать свои знания, умения и навыки в воспитательной деятельности, тем самым приобретать и обогащать свой воспитательный опыт. Поэтому важным компонентом в структуре родительской компетентности является действенно-практический компонент [27].

Процесс формирования компетентности родителей в вопросах семейного воспитания невозможен без формирования рефлексии как универсальной способности к самоанализу, самооценке, самовоспитанию. Рефлексивный компонент компетентности родителей включает в себя умение анализировать свой опыт, делиться им; наличие способности брать на себя ответственность за результаты воспитания собственного ребенка, способности изменять свои воспитательные позиции. Поскольку всякая способность человека формируется, реализуется и проявляется в деятельности, то и рефлексия как общая универсальная способность личности к анализу реализуется в процессе осуществления воспитательной деятельности, что приводит к осознанию необходимости саморазвития и самосовершенствования себя как воспитателя.

Мы полагаем, что родительскую компетентность в вопросах семейного воспитания целесообразно формировать в процессе целенаправленного организованного взаимодействия учреждения образования и семьи.

В обобщенной интерпретации педагогическое взаимодействие с семьей характеризуется как вид совместной деятельности «педагог – родители», направленной на развитие их партнерских отношений и способствующей эффективности воспитания ребенка в семье и учреждении образования [11].

Взаимодействие учреждения образования с семьей, в контексте нашего исследования, мы рассматриваем с позиции компетентностного подхода, который, по мнению О. Л. Жук, ориентирован на целенаправленное развитие ключевых компетенций, основанных на готовности использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач [7].

Алгоритм взаимодействия учреждения образования и семьи в формировании компетентности родителей в вопросах семейного воспитания имеет несколько этапов. Нами выделен подготовительный этап, цель которого – создание условий для актуализации взаимодействия учреждения образования и семьи, выработка цели и стратегии данного взаимодействия, что подразумевает выявление исходного уровня педагогической компетентности родителей, выявление проблем, с которыми сталкиваются родители в процессе семейного воспитания, а также выделение круга вопросов в области воспитания, которые наиболее актуальны и представляют интерес для родителей.

Теоретико-практический этап предполагает создание условий для формирования интеллектуального компонента компетентности родителей в вопросах семейного воспитания и включает отбор содержания, оптимальных форм, методов взаимодействия; стимулирование познавательной деятельности родителей; формирование компетентностного опыта, мотивов внутреннего саморазвития и самовоспитания. Организационно-деятельностный этап, цель которого заключается в создании условий для совершенствования педагогически целесообразной воспитательной деятельности родителей, подразумевает реализацию действенно-практического компонента компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. На данном этапе создаются условия, способствующие мотивации родителей на включение в деятельность по совершенствованию опыта организации воспитания детей в семье; родители включаются в организацию воспитательной работы учреждения образования с учащимися [20].

Контрольно-коррекционный этап предполагает создание условий для формирования рефлексивных умений, что подразумевает проявление рефлексивного компонента структуры педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. На выделенном этапе происходит рефлексия взаимодействия, диагностика уровня сформированности компетенций родителей, коррекция и определение перспектив развития взаимодействия учреждения образования и семьи.

Представленные результаты анализа сущностных характеристик педагогической подготовки родителей к семейному воспитанию позволяют сделать нам следующие выводы:

1. Педагогическая подготовка родителей к семейному воспитанию рассматривается как процесс, направленный на формирование педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, представленной совокупностью компетенций и личностных качеств и выражающейся в способности эффективно выполнять воспитательную функцию.

2. Педагогическая компетентность родителей в вопросах семейного воспитания рассматривается как динамичное интегративное личностное качество и как владение соответствующими компетенциями. Структура педагогической компетентности представлена следующими компонентами: мотивационный, определяющий стремление родителей к овладению народным опытом воспитания в семье; интеллектуальный, включающий изучение народного воспитательного опыта; деятельностно-практический, предполагающий овладение и творческое применение знаний и умений организации семейного воспитания на основе идей этно-педагогики; рефлексивный, заключающийся в способности родителей объективно оценивать и нести ответственность за результаты семейного воспитания.

3. Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания целесообразно осуществлять в процессе организованного взаимодействия учреждения образования и семьи в контексте компетентностного подхода.

Выводы по первой главе

Семья - это важнейший социальный институт, где родители обязаны вложить в воспитание своего ребенка все возможное. Семья – универсальная школа воспитания. Не зря его называют ячейкой общества. Семья, как и школа, является институтом воспитания личности. Ее воспитательные функции определяются Конституцией страны, Законом РФ «Об образовании» и многочисленными другими директивными документами.

Субъект педагогического процесса является второй особенностью. Им как правило, являются родители. Отсутствие у большинства субъектов педагогических знаний можно рассматривать как одна из особенностей семейного воспитания. Следующая особенность семейного воспитания связано с тем, что педагогический процесс протекает в свободном режиме. Он не регламентирован по продолжительности, по месту, даже по содержанию.

Некоторые особенности определяется структурной семьи статусом того или иного ребенка. В неполной семье возникает ряд проблем. Между разведенными родителями иногда начинается борьба за ребенка. Воспитание единственного ребенка в семье также требует соблюдения определенных педагогических требований. Как правило, такой ребенок постоянно находится в центре внимания членов семьи. Старшему ребенку, который воспитывается в многодетной семье, как правило, приходится активно участвовать в хозяйственных делах, ухаживать за братишками, сестренками. Некоторые особенности семейного воспитания связаны с приемным ребенком. Очень важно, чтобы он чувствовал себя полноправным членом семьи.

То есть значение семейного воспитания большое. В ней делает первые шаги в жизнь, получает подготовку к самостоятельной жизни, формируется как личность. Поэтому родители должны серьезно относиться к семейному воспитанию.

Педагогическая подготовка родителей к семейному воспитанию рассматривается как процесс, направленный на формирование педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, представленной совокупностью компетенций и личностных качеств и выражающейся в способности эффективно выполнять воспитательную функцию.

Педагогическая компетентность родителей в вопросах семейного воспитания рассматривается как динамичное интегративное личностное качество и как владение соответствующими компетенциями. Структура педагогической компетентности представлена следующими компонентами: мотивационный, определяющий стремление родителей к овладению народным опытом воспитания в семье; интеллектуальный, включающий изучение народного воспитательного опыта; деятельностно-практический, предполагающий овладение и творческое применение знаний и умений организации семейного воспитания на основе идей этнопедагогики; рефлексивный, заключающийся в способности родителей объективно оценивать и нести ответственность за результаты семейного воспитания.

Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания целесообразно осуществлять в процессе организованного взаимодействия учреждения образования и семьи в контексте компетентностного подхода.

Глава 2. Экспериментально-практическая часть, направленная на оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста

2.1 Изучение роли семьи в воспитании младших школьников

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся»

Взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям: повышение психолого-педагогических знаний; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и в управление школой. Охарактеризуем содержание, конкретные методы и формы этого взаимодействия.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения (в сочетании коллективных групповых и индивидуальных). К ним можно отнести родительские собрания, тематические встречи, лекторий, конференции, диспуты и др.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где осуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышения их педагогической культуры, выработки единых подходов к воспитанию детей.

Конференция по обмену опытом воспитания детей – чаще всего мероприятие, где можно обсудить один и несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы или различные вопросы по различным аспектам воспитания учащихся.

Диспут – размышление над проблемами воспитания, которые проходят в неформальной обстановке, предполагает максимальное включение всех участников диспута.

Встречи с администрацией, учителями класса проводятся ежегодно, на них педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия.

К групповым формам взаимодействия педагогов и родителей можно отнести родительский комитет, родительский актив и др.[3] Основная работа школы с родителями осуществляется через родительские объединения (родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, клубы и др.) Такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы. Одной из главных задач родительского объединения остается организация и осуществление педагогического всеобуча.

Так, с целью изучения роли семьи в воспитании младших школьников нами проведена экспериментальная работа на базе МБОУ «СОШ № 1» города Мариинска. Исследованием было охвачено 20 родителей с детьми младшего школьного возраста (2 класс).

Эксперимент был организован в два этапа:

Констатирующий – направлен на выявление роли семьи в воспитании младших школьников.

Формирующий – предполагал реализацию сотрудничества и школы по оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту обучающихся:

1. Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.)

2. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (Марковская)

3. Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера

В начале исследования мы выявляли особенности родительского отношения в семьях. С этой целью был проведен опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) (приложение 1) с целью выявление родительского отношения, как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Полученные результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2

Опросник родительского отношения (по методике Варга А.Я., Столин В.В.)

 Группа

Принятие - отвержение

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Инфантилизация (инвалидизация)

Группа родителей, имеющих ребенка младшего школьного возраста

20%

35%

20%

15%

10%

В результате проведения опросника родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.), нами были получены данные о том, что для семей, имеющих ребенка младшего школьного возраста наиболее распространенным являются такой стиль отношения как кооперация (35%). Полученные данные говорят о том, что в семьях, имеющих ребенка младшего школьного возраста родители проявляют стремление к кооперации с ребенком, что выражается в заинтересованности в делах и планах ребенка, старании во всем помочь ребенку, сочувствии ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

В результате по результатам обследования родителей из таблицы видно, что преобладающим является социально-желательный образ родительского отношения – «кооперация» (35 %), 25 % родителей стремятся удовлетворять все потребности ребенка, ограждать его от трудностей и неприятностей жизни и лишь 15 % - требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.

Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера. Цель: выявление заблуждений в родительском воспитании ребенка, выявление причины негармоничного воспитания

Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Изучение стиля родительского воспитания

Из диаграммы видно (рисунок 1), что в семьях младших школьников требования к ребенку велики, непомерны, не соответствуют его возможностям (65 %). При этом 20 % родителей недостаточно времени уделяют своему ребенку, имеет место гипопротекция. Для 20 % родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний.

Для подтверждения результатов полученных в первых методиках мы использовали опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (Марковская).

Цель методики: выявление родительского отношения к ребенку.

Опросник состоит из 60 утверждений. Тест может проводится как в индивидуальном, так и групповом характере. Испытуемому предоставляется текстовая часть методики и бланк ответов к ней. Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Тип родительского отношения в семьях (по методике «взаимодействие родитель ребенок»)

 Группа

Тип родительского отношения (шкалы)

нетребовательность - требовательность

мягкость - строгость

автономность - контроль

эмоциональная дистанция - близость

отвержение - принятие

отсутствие сотрудничества - сотрудничество

тревожность за ребенка

непоследовательность - последовательность

воспитательная конфронтация

удовлетворенность отношениями с ребенком

Группа родителей, имеющих ребенка младшего школьного возраста

2%

8%

8%

13%

13%

15%

9%

9%

9%

14%

В семьях имеющих ребенка младшего школьного возраста родители показали высокий балл по шкалам отсутствие сотрудничества – сотрудничество (15), удовлетворенность отношениями с ребенком (14).

Выявленное отсутствие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного пли попустительского стиля воспитания.

Результаты данной методики показали практически аналогичные особенности, что и в первой методики (Варга А.Я., Столин В.В.), что говорит о значимости полученных результатов.

Таким образом проведя ряд методик, наблюдая за поведением родителей и детей младшего школьного возраста мы выявили следующую особенность. В родительском отношении в семье, имеющей детей младшего школьного возраста проявляется такой тип отношения как кооперация.

По результатам обследования семьи было выявлено, что преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели и их специальность далека от педагогики. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей; нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми; некоторые родители слабо представляют себе особенности детского развития: многие из них отдают предпочтение в воспитании нотациям и наказаниям, при этом ожидают от педагогов таких же способов общения с их ребенком.

В некоторых семьях принято посвящать детей во все семейные конфликты, что отрицательно влияет на их эмоциональное благополучие

Выявился стереотип в воспитании и обучении детей – высокие требования родителей к усвоению знаний (отметкам в школе). В основном родители считают, что их главной задачей является материальное обеспечение, а воспитание и обучение детей – задача образовательного учреждения, мотивируя тем, что большую часть времени ребенок проводит в ОУ, а у родителей недостаточно знаний и времени для эффективного взаимодействия с детьми. Степень включенности родителей в организацию образовательного процесса незначительна.

Таким образом, для детей необходимо организовать взаимодействие основных социальных институтов с целью оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

2.2 Сотрудничество семьи и школы по оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста

Формирующая работа проводилась на основе рекомендаций профессора Шевченко, использовались материалы Лютовой и Мониной, Брязгунова и других. Для этого нами разработана программа «Семейный очаг», которая состояла из двух блоков:

1 блок – работа с родителями «Осознанное родительство».

2 блок – работа с детьми «Я и семья».

1 блок – работа с родителями «Осознанное родительство». Так, нами с целью коррекции выявленных проблем по результатам диагностики семьи и с целью оказания психологической поддержки семье, был составлен и проведен тренинг детско-родительских отношений.

Данный тренинг проводился с родителями обучающихся 2 класса.

Цель:

1. Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

2. Создать у родителей активную установку на самостоятельную психологическую работу.

Задачи:

1. Расширить возможности понимания своего ребенка.

2. Улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ребенком.

3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.

4. Сформировать навыки оказания социально-психологической поддержки своему ребенку в период обучения в школе.

Условия проведения тренинга:

1. Комплектование группы только на основе принципа добровольности. При этом для родителей подчеркивается, что вмладшем школьном возрасте родители являются теми, кто наиболее сильно влияет (положительно и отрицательно) на воспитание ребенка. В школьном возрасте родители должны быть первыми лицами, поддерживающими его, а, следовательно, они должны владеть методами оказания поддержки своему ребенку. Участие в тренинге позволяет приобрести им соответствующие навыки.

2. На этапе индивидуальной диагностики отбираются дети, для которых необходима специальная реабилитация. Тесты, используемые здесь, являются общепринятыми для обследования уровня социально-психического благополучия детей соответствующего возраста. С детьми проводится коррекционно-развивающая работа.

3. Численность группы родителей от 7 до 10 человек.

4. Продолжительность одного занятия – от 2 часов и более.

5. Помещение – психологический кабинет.

В таблице 4 представлены технологии, которые позволили в работе способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Таблица 4

Технологии тренинга для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком

Родительском

Детском

1.Ссоциально-психологический тренинг (СПТ)

2. Креативная семейная терапия

3. Психодрама

4.Тренингсоциального компетентного поведения

1. Арттерапия

2. Игротерапия

3. Сказкотерапия

4. Тренинг социально-компетентного поведения

Обоснование выбора используемых технологий:

1. СПТ – социально-психологический тренинг, с его отработанными правилами работы групп, существенно отличает и ускоряет процесс овладения знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и межличностных отношениях.

2. Техники психодрамы позволяют вместо долгих бесед о способах разрешения существующих проблем активно через действие показать и разрешить проблему.

3. Техники креативной семейной терапии позволяют спроецировать и осознать установки, правила, образы, сложившиеся в семье.

4. Техники арттерапии позволяют эффективно работать над снятием страхов и других аффективно-эмоциональных, личностных проблем ребенка.

5. Игротерапия – наиболее адекватная форма организации детских занятий в дошкольном возрасте.

6. Тренинг социально-компетентного поведения содержит удобные технологии коррекции неуверенного и агрессивного поведения как в формальных, так и межличностных отношениях.

Структура занятия:

1. Упражнения на «размораживание», на сплочение.Психогимнастика.

2. Упражнения на овладение конкретным умением.

3. После каждого упражнения – обсуждение, анализ его выполнения.

Участникам задаются вопросы такого типа: «Что вы чувствовали?»,

«О чем подумали во время выполнения этого упражнения?»

4. Ролевая игра – разыгрывание по ролям проблемных ситуаций.

Анализ ролевой игры.

5. Обсуждение итогов работы группы.

6. Ритуал прощания.

Эффективность участия в тренинге во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому ведущему следует избегать давать готовые «рецепты», существование которых вряд ли возможно. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствуют решению тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, который необходим для успешной работы.

Приведем некоторые направления тем родительских тренинговых занятий:

-ЗНАКОМСТВО одной семьи с другой.

Цели: знакомство участников друг с другом и групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.

В данном случае мы использовали тренинг, при котором раскрывали участниками цели и задачи нашего тренинга. Говорили о сложностях взаимоотношений между родителями и детьми.

Тренинг включал в себя серию упражнений, которые выполнялись и в начале занятий, как разминка, но в тоже время данные упражнения были направлены на развитие группового взаимодействия, для развития обратной связи между участниками группы. В результате тренинга нами были использованы как игровые приемы, так и работа в парах, работа в группах и микрогруппах, но и домашние задания тоже вошли в тренинг. 

Каждый из участников говорил свое имя и то, чего бы хотел узнать и чего боится в нашем тренинге. Ответы были различны, в основном говорили, что хотели бы лучше узнать себя и своих родителей, некоторые говорили, что ничего не боятся, некоторые говорили, что боятся своей скованности и стеснения.

Особое внимание уделили ведению дневника родителя, который заполняется дома и на занятии. В этот дневники родители записывают свои чувства, мысли до и после тренинга, свое отношение к детям и к себе и т.д., вообщем все что считают нужным, что касается тренинга.

- МИР ДЕТСКИЙ И МИР ВЗРОСЛЫЙ-

цели: осознание разницы между миром ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

- ЯЗЫК ПРИНЯТИЙ И ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЙ-

цели: знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение языка принятия и языка непринятия.

2 блок – работа с детьми. Здесь мы использовали детский тренинг, разработанный психологом Городского центра психологической службы г. Ростова-на-Дону Вшивковой И.В.

Задачи: - отреагирование детских страхов;

- снятие телесных напряжений, как неотреагированных проблем;

- развитие навыков открытого выражения чувств;

- развитие навыков кооперативной деятельности;

- расширение опыта познания мира и себя;

- формирование положительного социально-психологического благополучия;

- раскрытие творческих потенциалов ребенка.

На следующем этапе нами была проведена работа с родителями и детьми (таблица 5).

Таблица 5

Совместная работа с родителями и детьми

Обучение

Подбор материала для совместной деятельности родителей и детей

Информатирование

1. Лекции

2. Беседы

3. Наглядный материал

«Гиперактивность – это болезнь или дурное воспитание».

- Рекомендации родителям гиперактивных детей.

«Шпаргалки для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми»;

«Скорая помощь» при работе с гиперактивными детьми;

«Способы выражения (выплескивания) гнева.

Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.

1. Тренинги детско – родительских отношений.

2. Круглый стол.

3. Индивидуальные беседы.

Совместные игры для родителей с детьми.

Совместные игры: «Разрезные картинки»; «Что лишнее?»; «Парные картинки»; «Что изменилось?», «Лото».

В начале работы установились доброжелательные отношения с детьми младшего школьного возраста, у них развивалось представление о правилах общения и поведения, что способствовало установлению позитивных контактов младшего школьного возраста со сверстниками.

На этом этапе для развития умения входить в контакт, проявлять внимание, доброжелательность к партнеру по общению были использованы коммуникативные игры и упражнения. «Дружба начинается с улыбки», «Менялки», «Комплименты», «Подарки».

В ходе коммуникативных игр дети младшего школьного возраста учились проявлять внимание к сверстникам, замечать и учитывать в игровой ситуации их индивидуальные особенности. Причем данные игры оказывались полезными не только для наших непосед, но и для всех детей группы.

Особое значение для преодоления проблем общения всех детей группы, а не только проблемных, имели игры на развитие умения согласовывать свои действия друг с другом, достигать эффективного общения.

В играх «Групповой рисунок», «Дракон», «Сиамские близнецы», «Передай мяч» дети учились позитивному взаимоотношению со сверстниками, совместному достижению успешных результатов в общей деятельности. В ходе коммуникативных игр импульсивные дети учились проявлять внимание к сверстникам, замечать и учитывать в игровой ситуации их индивидуальные особенности.

Использовали игры с четкими правилами, которым должен подчиняться каждый участник. Наша задача заключалась в том, чтобы следить за действиями детей младшего школьного возраста, не допускать хаотичности движений и подчинять их определенной последовательности.

Параллельно работе с детьми младшего школьного возраста мы старались установить контакт и доверительные отношения с родителями.

В качестве основных методов воспитания в процессе работы по оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста использовалась выдержка и вознаграждение. Ребенку всегда давали понять, что им довольны, что он делает правильно, старается.

Выводы по второй главе

С цель изучения роли семьи в воспитании младших школьников нами проведена экспериментальная работа на базе МБОУ «СОШ № 1» города Мариинска. Исследованием было охвачено 20 родителей с детьми младшего школьного возраста (2 класс).

Эксперимент был организован в два этапа:

Констатирующий – направлен на выявление роли семьи в воспитании младших школьников.

Формирующий – предполагал реализацию сотрудничества и школы по оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту обучающихся:

1. Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.)

2. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (Марковская)

3. Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера

По результатам обследования семьи было выявлено, что преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели и их специальность далека от педагогики. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей; нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми; некоторые родители слабо представляют себе особенности детского развития: многие из них отдают предпочтение в воспитании нотациям и наказаниям, при этом ожидают от педагогов таких же способов общения с их ребенком.

В результате была разработана программа «Семейный очаг» с целью сотрудничество семьи и школы по оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста которая состояла из двух блоков:

1 блок – работа с родителями «Осознанное родительство»

2 блок – работа с детьми «Я и семья».

Заключение

Семья - это важнейший социальный институт, где родители обязаны вложить в воспитание своего ребенка все возможное. Семья – универсальная школа воспитания. Не зря его называют ячейкой общества. Семья, как и школа, является институтом воспитания личности. Ее воспитательные функции определяются Конституцией страны, Законом РФ «Об образовании» и многочисленными другими директивными документами.

Субъект педагогического процесса является второй особенностью. Им как правило, являются родители. Отсутствие у большинства субъектов педагогических знаний можно рассматривать как одна из особенностей семейного воспитания. Следующая особенность семейного воспитания связано с тем, что педагогический процесс протекает в свободном режиме. Он не регламентирован по продолжительности, по месту, даже по содержанию.

Некоторые особенности определяется структурной семьи статусом того или иного ребенка. В неполной семье возникает ряд проблем. Между разведенными родителями иногда начинается борьба за ребенка. Воспитание единственного ребенка в семье также требует соблюдения определенных педагогических требований. Как правило, такой ребенок постоянно находится в центре внимания членов семьи. Старшему ребенку, который воспитывается в многодетной семье, как правило, приходится активно участвовать в хозяйственных делах, ухаживать за братишками, сестренками. Некоторые особенности семейного воспитания связаны с приемным ребенком. Очень важно, чтобы он чувствовал себя полноправным членом семьи.

То есть значение семейного воспитания большое. В ней делает первые шаги в жизнь, получает подготовку к самостоятельной жизни, формируется как личность. Поэтому родители должны серьезно относиться к семейному воспитанию.

Педагогическая подготовка родителей к семейному воспитанию рассматривается как процесс, направленный на формирование педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, представленной совокупностью компетенций и личностных качеств и выражающейся в способности эффективно выполнять воспитательную функцию.

Педагогическая компетентность родителей в вопросах семейного воспитания рассматривается как динамичное интегративное личностное качество и как владение соответствующими компетенциями. Структура педагогической компетентности представлена следующими компонентами: мотивационный, определяющий стремление родителей к овладению народным опытом воспитания в семье; интеллектуальный, включающий изучение народного воспитательного опыта; деятельностно-практический, предполагающий овладение и творческое применение знаний и умений организации семейного воспитания на основе идей этнопедагогики; рефлексивный, заключающийся в способности родителей объективно оценивать и нести ответственность за результаты семейного воспитания.

Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания целесообразно осуществлять в процессе организованного взаимодействия учреждения образования и семьи в контексте компетентностного подхода.

С цель изучения роли семьи в воспитании младших школьников нами проведена экспериментальная работа на базе МБОУ «СОШ № 1» города Мариинска. Исследованием было охвачено 20 родителей с детьми младшего школьного возраста (2 класс).

Эксперимент был организован в два этапа:

Констатирующий – направлен на выявление роли семьи в воспитании младших школьников.

Формирующий – предполагал реализацию сотрудничестваи школы по оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту обучающихся:

1. Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.).

2. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (Марковская)

3. Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера

По результатам обследования семьи было выявлено, что преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели и их специальность далека от педагогики. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей; нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми; некоторые родители слабо представляют себе особенности детского развития: многие из них отдают предпочтение в воспитании нотациям и наказаниям, при этом ожидают от педагогов таких же способов общения с их ребенком.

В некоторых семьях принято посвящать детей во все семейные конфликты, что отрицательно влияет на их эмоциональное благополучие

Выявился стереотип в воспитании и обучении детей – высокие требования родителей к усвоению знаний (отметкам в школе). В основном родители считают, что их главной задачей является материальное обеспечение, а воспитание и обучение детей – задача образовательного учреждения, мотивируя тем, что большую часть времени ребенок проводит в ОУ, а у родителей недостаточно знаний и времени для эффективного взаимодействия с детьми. Степень включенности родителей в организацию образовательного процесса незначительна.

В результате была разработана программа «Семейный очаг» с целью сотрудничество семьи и школы по оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста которая состояла из двух блоков:

1 блок – работа с родителями «Осознанное родительство»

2 блок – работа с детьми «Я и семья».

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] :приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) // Собрание законодательства. – 2010. - № 5, (4 февр.). – С. 1485 – 1498 (ст. 375).

Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов н/Д., 2003. – 98 с.

Альмухаметова (Хасанова) Г.Г. Проблемы семейного воспитания в современном обществе [Текст] /  Г.Г.Альмухаметова (Хасанова) // Илишевские статья: Сборник материалов / Всероссийской научно-практической конференции, Республика Башкортостан г. Сибай, 24 ноября 2017 г. /отв. ред. Р.Р. Байзигитова. – Сибай. – Сибай: Сибайский информационный центр – филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. – 245с.

Антипова, Е. В. К вопросу об эффективности технологии взаимодействия школы и семьи в формировании педагогической культуры родителей [Текст] / Е. В. Антипова // Современная семья и проблемы семейного воспитания: сб. науч. ст. II Междунар. науч.-практ. конф., 20 марта 2012 г. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2012. С. 285–287.

Альмухаметова, (Хасанова) Г.Г. Воспитание в семье: особенности, проблемы семейного воспитания[Текст] / Г.Г. Альмухаметова (Хасанова) // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (1 февраля 2018 г.) / под. ред. Р.М. Латыповой, Н.А. Ласыновой. – Сибай: Сибайская городская типография – филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2018. С. 14-17.

Амонашвили, Ш. Искусство семейного воспитания[Текст] / Ш. Амонашвили. – Москва : Свет, 2015. – 28 c.

Герсимович, Е.Н. Педагогическая подготовка родителей к семейному воспитанию в контексте компетентностного подхода [Текст] /  Е.Н.Герсимович// Научные труды института высшей школы. – 2018. - № 18-3. – С. 201-208.

Габидуллина, Г.Г. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника [Текст] /  Г.Г.Габидуллина// Вестник современных исследований. – 2018. - № 12.3(27). – С. 62-63.

Жидкина, Т.С. Методика преподавания в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина. – М.: Академия, 2014. – 192 с.

Ксензова, Г.Ю.Перспективные школьные технологии [Текст] /  Г.Ю. Ксензова/ Г.Ю. Ксензова. – Москва : Просвещение, 2011. – 159 с.

Колосова, А.А. Роль семьи в воспитании младшего школьника[Текст] /  А.А. Колосова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – Т. 3. – С. 2426-2430.

Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании[Текст] / М.В. Ломоносов. – Москва : Наука, 2012. – 114 c.

Лимонова, О.О., Глыва Д.И. Проблема становления личности подростков // NewsofScienceandEducation. – 2017. – Т. 5. – № -2. – С. 70-73.

Лимонова, О.О. Особенности проявления характера [Текст] /  О.О. Лимонова, А.Е. Цыс// Приоритетные научные направления: от теории к практике сб. матер. XXXVIII Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 92-94.

Лимонова, О.О., Диговцов Г.В. Особенности проявления памяти и ее влияние на жизнь человека [Текст] /  О.О. Лимонова, Г.В. Диговцов// Приоритетные научные направления: от теории к практике: сб. матер. XXXVIII Междунар. науч.-практ. конф., 2017. С. 88-91.

Лимонова, О.О. Конфликт поколений в современном обществе [Текст] /  О.О. Лимонова, В.В. Путрина// Наука и современность – 2016. – С. 32-36.

Лимонова, О.О. Особенности психологического развития личности в студенческом возрасте [Текст] /  О.О Лимонова //Современная психология: теория и практика. – 2012. – С. 87-88.

Мустафьев, А.Р. Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника [Текст] /  А.Р.Мустафьев// Современные технологии в образовании. – 2014. - № 14-2. – С. 35-41.

Методика преподавания с практикумом: учебно-методический комплекс дисциплины [Текст] / Автор-составитель: Т.Н. Зотова; Бийскийпед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. – 368 с.

Никулин, В.А. К вопросу о семейном воспитании [Текст] /  В.А. Никулин // Молодежный научный потенциал 21 века: ступени познания. Сборник материалов II Молодежной международной научно-практической конференции.–Новосибирск, 2017. С. 30-33.

Новикова, Т.Г.Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио [Текст] /  Т.Г. Новикова // Педагогическая диагностика. – 2014. – №2. – С. 59–72.

Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской деятельности [Текст] /  Л.А. Орлова // Начальная школа. – 2012. – №3. – С. 28–33.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов / под ред. д-ра филол. наук Н. Ю. Шведовой. – Москва: Русский язык, 1984. – 796 с.

Осипов, Е. Д. Основы компетентностно-ориентированного обучения будущих педагогов взаимодействию с семьей учащегося: монография [Текст] / Е. Д. Осипов; под общ. ред. А. Н. Сендер; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2014. – 166 с.

Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников [Текст] / Г.В. Степаненко. // Начальная школа. – 2017. – №3. – С. 9–12.

Сибаева, Г.М. Модель формирования обобщенных умений учебно-профессиональный деятельности будущих педагогов-психологов [Текст] / Г.М. Сибаева, Г.Г. Альмухаметова (Хасанова)// Сибирский педагогический журнал. – 2018. – №14. – С. 93-100.

Сайгушев, Н.Я. Игровые технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов [Текст] /  Н.Я. Сайгущев, Г.Г. Альмухаметова (Хасанова), А.Б. Булякбаева// Вестник Костромского государственного университета им. А.Н.Некрасова. – 2014. – №1. – С. 50- 54.

Смирнова, Н.В. Роль семьи в воспитании младших школьников [Текст] /  Н.В. Смирнова // Вестник научных конференций. – 2018. - № 4-4(32). – С. 127-129.

Тюнина И.М. Подходы к решению профессиональных задач по развитию универсальных учебных действий [Текст] / И.М. Тюнина// Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.], 2018. С. 166-169.

Щербакова, Е.Ю. Основы семейного воспитания и роль семьи в формировнии младшего школьника [Текст] / Е.Ю. Щербаков // Фундаментальные и прикладные научные исследования в 21 веке. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. –Нефтекамск, 2016. С. 115-118.

Просмотров работы: 701