ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Зобнина Е.С. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны, поскольку идет развитие российского общества на основе гуманистических ценностей, демократии. Это не могло не сказаться на образовании. Новая образовательная философия сейчас воплотилась в личностно ориентированной модели обучения, приоритетной целью которой является развитие личности ученика, его потребностей, ценностей, мотивов, обеспечение перспектив самореализации.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Выготский Л.С., Ильин Е.П., Леонтьев А.Н. и др.). Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики .

Таким образом, актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации.

Актуальность проблемы развития положительной мотивации учения у младших школьников повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса развития положительной мотивации учебной деятельности у младших школьников и недостаточной методической разработанностью формирования положительной мотивации в начальной школе.

Проанализировав актуальность и противоречия, мы определили проблему исследования: каким должно быть содержание работы, направленное на формировании положительной мотивации к учебной деятельности. Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы повлияли на выбор темы исследования: «Формирование мотивации учения у младших школьников».

Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать на практике педагогические приемы, которые будут способствовать формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников.

Объект исследования – процесс формирования мотивации к учебной деятельности в начальных классах.

Предмет – совокупность приемов, направленных на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у третьеклассников.

В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выполнить анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Подобрать и реализовать на практике систему приемов и упражнений способствующие формированию мотивации к учебной деятельности у третьеклассников.

3. Изучить уровень сформированности мотивации к учебной деятельности у младших школьников в рамках опытно-поисковой работы.

Для выполнения поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические методы: в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом и интерпретацией полученных данных.

Исследование проходило на базе МБОУ "Верх-Чебулинская средняя общеобразовательная школа", кл. руководитель: Рассказова Алла Анатольевна. В исследовании принимали обучающиеся 3 "А" класса в количестве 16 человек.

Глава 1. Теоретически основы формирования учебной мотивации младших школьников

1.1.Понятие мотивации к учебной деятельности

Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации к этому виду деятельности. С давнего времени большое значение как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики придавалось мотивации как ведущему фактору любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита и Платона. Они изучали потребность в качестве основы для получения знаний, опыта, считали ее главной движущей силой. Были сделаны попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Иными словами, уже в те далекие времена ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее развития и механизмы действия.

В современном мире существует огромное количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие явления, как потребность, нужда, мотив, мотивация, интересы, склонности, что часто затрудняет однозначное понимание этого термина.

Мотивация (от латинского глагола moveo - двигаю) - это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности.

Исследования отечественных психологов, таких как А.Н. Леонтьев, А.Н. Смирнова, А.А. Истомина и др., показывают, что проблема образовательной мотивации изучается в нескольких направлениях: развитие мотивов учебной деятельности; типы учебных мотивов; факторы, которые способствуют развитию мотивации [15].

Согласно Л.И. Божович суть мотивации - это сочетание мотивов, которые определяют эту деятельность. Мотивация - это процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации [5].

Мотивация - это процесс реализации мотивов. Одним из наиболее важных этапов развития личности является формирование мотивов достижения. Мотив - это движение. Мотив - это высшая форма мотивации для деятельности, взаимодействия людей между собой, а также с окружающим миром.

Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, желания, эмоции, отношения, идеалы и т. д. [7].

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотив – это побуждение к активности в определенном направлении, это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством.

В современной психологии слово «мотивация» используется в двойственном смысле [21]:

1) мотивация – это система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления);

2) характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения. Учитель также раскрывает перед ребенком перспективы, показывает, что будет в результате успешного учения, поощряет и порицает действия школьника.

Однако, во-первых, такая мотивация связана не с прямым продуктом учебной деятельности - усвоением знаний, а с косвенным, побочным продуктом, что снижает силу и действенность; во-вторых, такая мотивация носит, скорее, понимаемый характер. Мотивы остаются для ребенка далекими, реализующимися только в будущем, усиливают же мотивацию, придают ей действенность, как правило, близкие цели.

Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на:

Внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей).

Внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).

Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации [9].

Наряду с вышеназванными мотивами, выделяют познавательные и социальные мотивы.

Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения, направленные на содержание учебного предмета, связанные с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания;

- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Социальные – это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса; это мотивы, при которых само знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания, а мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

- узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в мотивации ребенка, поступающего в школу, что вполне естественно, так как ребенок еще не занимался учебной деятельностью, в которой возникают эти мотивы. Но, как показывают исследования, учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места и у младшего школьника, что вызывает тревогу, так как именно эти мотивы, заложенные в самом процессе и содержании учения, связаны с прямым продуктом учебной деятельности и являются не только понимаемыми, но и реально действующими [10].

Конечно, в процессе учебной деятельности мотивы могут перестраиваться. То, что было ведущим, уступает место другим, ранее второстепенным мотивам. Однако перестройка мотивационной сферы, изменение ее структуры, формирование мотивов не могут произойти без специально организованной работы, сами собой. Если вся эта работа пускается на самотек, происходит то, что часто бывает в школе: спад положительной мотивации к концу младшего - началу подросткового возраста и некоторый подъем к концу школы, когда как бы заново вступают в силу те самые широкие социальные мотивы (самоопределения и самосовершенствования), которые проявлялись как понимаемые у младшего школьника и которые у старшего школьника, выпускника выступают как реально действующие. Эти мотивы становятся близкими для него, смыслообразующими и побуждающими, приобретают реальную силу. Но даже и в старшем школьном возрасте эти мотивы неспецифичны для учебной деятельности, они по-прежнему связаны с косвенным продуктом учения.

Учебно-познавательные мотивы (интерес к процессу, содержанию и способам усвоения знаний) формируются в самом ходе активной учебной деятельности, а не предшествуют ей. Задача учителя и состоит в том, чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развивать во взаимосвязи широкие социальные мотивы, побуждающие школьника овладевать в учебной работе активной гражданской и общественной позицией, и учебно-познавательные, как самые действенные и бескорыстные мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и формирующиеся в ней. Решение указанных задач требует разрабатывать вопросы управления формированием мотивации учения и обобщать то, что уже сделано в этой области, чтобы вооружить учителя соответствующими рекомендациями.

Проблемой формирования мотивации учения занимались отдельные исследователи и целые коллективы. Ряд исследований, прямо, казалось бы, не связанных с этими вопросами, также помогает понять некоторые условия формирования мотивации учения.

1.2.Особенности развития детей младшего школьного деятельности в младшем школьном возрасте

Младшими школьниками считаются дети в возрасте от 6-7 до 10-11 лет. Ведущей деятельностью для младшего школьника является учебная деятельность. По определению Л.С. Выготского «учебная деятельность является одним из видов деятельности обучающихся, направленным на усвоение им теоретических знаний, умений и навыков» [7].

Особенностью младшего школьного возраста является тот факт, что сам процесс обучения в школе сопровождается опытом. При умелом подходе взрослых (учитель и родители) это может оставаться нормой, в противоположном случае может приводить к дезадаптации ученика. Дети 6- 10 лет активно участвуют в различных мероприятиях, как в играх, так и в спорте и искусстве. Но ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - это обучение. Образовательная деятельность - это не только посещение образовательной организации и приобретение новых знаний, но и деятельность, направленная на приобретение и освоение знаний и навыков, разработанных человечеством.

Младший школьный возраст можно охарактеризовать как наиболее благоприятный для развития когнитивных процессов у детей. В этот период формируется когнитивное отношение к миру, формирование навыков образовательной деятельности, а также организация и саморегуляция. Трансформации начинаются с интенсивного развития интеллектуальной сферы младшего школьника.

Основным направлением развития мышления в рассматриваемом возрасте является переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассудочному мышлению. Выготский Л.С., придерживаясь взглядов на системный характер развития высших психических функций, уделял особое внимание мышлению, которое, по его мнению, выполняет «опорную» функцию в определенном возрасте [7].

В младшем школьном возрасте произвольными становятся восприятие, память, внимание. Восприятие в самом начале обучения недостаточно дифференцировано. При взгляде на объекты ребенок выделяет только самые яркие, «заметные» свойства, характерные для младшего школьного возраста и старшего дошкольного возраста. Для более точного анализа предмета учащимися учитель должен провести специальную работу, направленную на обучение учащихся наблюдению. Восприятие синтезируется только к концу начальной школы [12].

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях: произвольность и осмысленность. Младшие школьники могут непроизвольно запоминать только тот образовательный материал, который вызывает их интерес, представлен в игровой форме, связан с яркими наглядными пособиями, изображениями, воспоминаниями и т.д.

Но основное различие между младшими школьниками и детьми дошкольного возраста заключается в том, что у них появляется способность целенаправленно запоминать материал, который им не интересен. Память младших школьников развивается в первые три-четыре года обучения достаточно быстро, это в первую очередь касается механической памяти.

Посредственная логическая память отстает в своем развитии, что связано с тем, что ребенку в этом возрасте достаточно и механической памяти.

Семантическая память развивается в этом возрасте через понимание изучаемого материала. Школьник начинает понимать учебный материал, осмысливать его, что дает ребенку возможность одновременно запомнить его. Таким образом, интеллектуальная работа в то же время является мнемонической деятельностью, мышление и семантическая память становятся неразрывно связанными [12].

Для устойчивости внимания младшего школьника характерно небольшое количество времени - они могут быть сосредоточены на одном только 7-15 минут. Распределение внимания и переход от одного задания к другому у обучающихся начальной школы вызывают трудности. У детей 6-7 – 10-11 лет к концу начального школьного возраста такие характеристики внимания, как объем, стабильность, концентрация и переключаемость, становятся почти такими же, как у взрослого.

У детей младшего школьного возраста возрастает стремление к высоким достижениям. Поэтому в этом возрасте основным мотивом учебной деятельности является мотив успеха. В начальной школе ребенок начинает стремиться к совершенству, начинает осознавать свою уникальность и осознает себя как личность.

Благоприятными особенностями мотивации младшего школьника являются общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство. Широкая доля интересов часто проявляется в высокой потребности младших школьников в творческих играх. В проигрывании сюжетов творческих игр реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность и коллективная эмпатия. Высокий уровень любопытства указывает на проявление умственной активности младших школьников [17].

Искренность младших школьников, их непосредственность, открытость, вера в неоспоримый авторитет учителя и готовность выполнять его поручения выступают в качестве благоприятных условий для развития в этом возрасте социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Отрицательные характеристики мотивации детей младшего школьного возраста - это недостаточно стабильные ситуационные интересы. Эти интересы быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут исчезать и не возобновляться.

Мотивы первоклассников плохо понимаются, что выражается в неспособности младшего школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном академическом предмете. Мотивы слабо обобщены, то есть они обычно охватывают один или несколько академических предметов, которые объединены некоторыми внешними признаками.

Мотивы младшего школьника чаще всего ориентируются на знания в результате обучения, а не на методы учебной деятельности. Воля к преодолению трудностей в учебной деятельности иногда не формируется и к концу начальной школы. Все эти особенности говорят о поверхностном, в некоторых случаях недостаточном проявлении интереса к учебной деятельности.

Если будем следовать общей динамике мотивов обучения с 1-го по 4-й класс, тогда можно определить следующую ситуацию. В самом начале у детей младшего школьного возраста доминирует интерес к внешнему виду посещаемости школы, после чего интерес проявляется к первым результатам образовательной работы, и только после этого к учебному процессу, содержанию обучения и только позже к методам получения знаний. Познавательные мотивы развиваются в соответствии со следующим планом: дети младшего школьного возраста от интереса к отдельным фактам переходят к интересам законов и принципов [19].

В младшем школьном возрасте могут возникнуть мотивы самообразования, но они проявляются в самой простой форме, как интерес к дополнительным источникам знаний. Социальные мотивы прогрессируют от общего недифференцированного понимания социальной значимости образования, с которым приходит первоклассник, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, пониманию смысла учебной деятельности «для себя», что делает социальные мотивы более эффективными, чаще всего реализуемыми в поведении.

В младшей школе ребенок начинает стремиться к совершенству, учиться своей уникальности, признает себя как личность. Благоприятными характеристиками мотивации младшего школьника для учебной деятельности является общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство, широта интересов, проявляющаяся в высокой потребности младших школьников в творческих играх, открытости младших школьников, веры в неоспоримый авторитет учителя и готовность выполнять свои задачи.

Отрицательные характеристики образовательной мотивации младших школьников заключаются в недостаточной стабильности и ситуационности интересов младших школьников, которые могут быть быстро удовлетворены, и без поддержки учителя могут исчезать и не возобновляться [21].

Все эти особенности вызывают поверхностный, в некоторых случаях недостаточный интерес к учебной деятельности. Если следовать общей динамике мотивов обучения с 1-го по 4-й класс, то можно определить следующую ситуацию. Сначала ученики проявляют интерес к внешнему виду школы, затем интересуются первыми результатами своей образовательной работы, и только после этого - учебным процессом, содержанием обучения и только позже - способами получения знаний.

Таким образом, целью работы по формированию мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте является развитие стабильного образовательного и познавательного интереса, который уже является единым целым с необходимостью познания.

1.3. Методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Изучение мотивации и ее формирование - это два аспекта процесса воспитания мотивационной сферы интегральной личности учащегося, раскрытия его реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития для каждого ученика и класса в целом. В то же время в процессе формирования мотивации раскрываются новые резервы. Сама формация является целеустремленной, если учитель сравнивает результаты с начальным уровнем, предшествовавшим формированию, и с теми планами, которые были изложены.

Психологи Ю.М. Орлов, Н.В. Творогова, В.И. Шкуркина в формировании потребности в достижении индивидуальности выходят за рамки того, что решающее значение имеет не само восприятие успеха, а фактически его положительно окрашенный опыт. Исследователи называют такие особенности организацией обучающих ситуаций достижения, от создания которых стимулируется развитие потребности в достижении [24]:

1) своевременная и систематическая оценка результатов в соответствии с фактическими достижениями личности;

2) ориентация на достижение оригинальных результатов в решении даже повседневных задач обучения и акцентирование внимания ученика на значении таких результатов;

3) стремление постоянно улучшать качество выполнения мероприятия, развитие необходимости максимально совершенной работы;

4) реализация отдаленных целей;

5) постановка задач средней сложности, решение которых даст максимальное удовольствие;

6) образование желания завершить начатое дело, развитие уверенности в себе и своих способностях, ответственность за проделанную работу.

Так, например, И. Шапошникова отмечает, что использование интересных материалов и способов организации познавательной деятельности является эффективным фактором в поощрении обучающихся к учебе и, следовательно, позитивной мотивации к обучению.

«Используя познавательный интерес как средство педагогической деятельности, учитель находит содержание учебного материала и методы его преподавания, а также организует деятельность учеников с возможностями, которые захватывают учебную работу учащихся: актуализация основных идей, проблематичная форма постановки образовательной задачи, выразительные формы языка, увлекательные эксперименты, творчество детей, технические средства обучения и т. д.» [5].

Поэтому обучение, как и любая деятельность, основано не только на захватывающих, любопытных формах, но и на сложных, недоступных проблемах. Как говорит народная мудрость, «корень обучения горький, а его плоды сладкие», поэтому формирование мотивации основано не на эмоциях, чувствах, а в умах школьника.

Учебная деятельность младших школьников в первую очередь обусловлена внутренними мотивами, которые направляют когнитивную потребность ребенка непосредственно на субъект деятельности и внешними мотивами, которые способствуют самоутверждению и исполнению обязанностей.

Значительный потенциал в формировании мотивации младших школьников имеет содержание учебного материала, предназначенного для учащихся преимущественно в форме информации, получаемой от учителя и из учебной литературы. Требования к содержанию учебного материала заключаются в следующем [9]:

1) Информация, подлежащая изучению, то есть преобразование в знание (базовые понятия, термины, факты повседневной реальности, законы науки и знания о путях и методах познания) должно соответствовать возрастным характеристикам и потребностям ребенка.

2) Учебный материал должен быть доступным, но, в то же время, довольно сложным, содержать юмор, новую, интересную информацию, руководствоваться прошлым опытом и уже приобретенными знаниями. Содержательно и иллюстративно плохой материал не мотивирует и не способствует пробуждению интереса к обучению. Таким образом, материал должен быть представлен таким образом, чтобы вызвать эмоциональный отклик со стороны школьников.

3) Ориентация содержания каждого урока, каждая тема для решения проблем научного и теоретического знания явлений и объектов окружающего мира может обеспечить формирование значимых мотивов учебной деятельности (т. е. мотивов, направленных конкретно на содержание деятельности, а не какие-либо побочные цели этой деятельности). В процессе формирования учебной мотивации большое внимание должно уделяться организации учебной деятельности.

Для эффективного развития учебной мотивации младших школьников важно использовать различные формы организации образовательной деятельности (индивидуальные, парные, коллективные, групповые) и их чередование. Практический опыт показывает, что коллективные и групповые формы деятельности на уроке создают лучшую мотивацию, поскольку они удовлетворяют огромную потребность в младших школьниках в общении [23].

В коллективной воспитательной работе возрастает способность школьника оценивать себя с точки зрения другого человека, ответственности перед другим человеком, умения принимать решение не только от себя, но и от других людей. Это способствует образованию активной жизненной позиции, способности к самооценке, способности преодолевать конфликты.

Групповая форма обучения включает в активную работу даже пассивных, слабомотивированных учащихся, поскольку они не могут отказаться выполнять свою часть работы. Кроме того, есть мотив для соревнований, желание быть не хуже других.

Таким образом, можно говорить о влиянии коллективной и групповой работы на все виды социальной мотивации. Социальные мотивы могут поддерживать интерес к обучению, когда когнитивный характер не сформирован. Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста обучающихся, характеристик конкретного класса и, наконец, от темперамента и характера учителя.

В процессе педагогической коммуникации учитель осуществляет (в прямой или косвенной форме) свою социальную роль и функциональные обязанности в управлении процессом обучения и воспитания.

Основное направление деятельности учителя - создать атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения, обеспечить доброжелательные отношения в команде, продемонстрировать педагогический оптимизм по отношению к школьникам, а именно то, что учитель ожидает высоких результатов от каждого ребенка, возлагает надежды на детей и верит в их способности.

Для обучающихся младших классов особенно важна личность учителя, потому что они воспринимают его как безусловную власть, модель для подражания. В своей деятельности учителю начальных классов необходимо не только учитывать основные условия формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приемы и методы стимуляции учащихся.

Условно эти методы и приемы можно разделить на четыре группы [19]: эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение или осуждение, создание ярких визуальных средств, стимулирование оценки) познавательные (зависимость от жизненного опыта, свободный выбор задач, поиск альтернативных решений, выполнение креативных задач, наличие задач для «умения», создание проблемных ситуаций);

волевые (когнитивная потребность, представление требований к обучению, самооценка и коррекция деятельности, информирование об обязательных результатах обучения, отражение поведения);

социальные (создание ситуаций взаимной помощи, сотрудничества, взаимной проверки).

В процессе формирования мотивации должны быть использованы общее позитивное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любопытство, а также непосредственность, доверчивость младших школьников, их вера в авторитет учителя и готовность выполнить любую, поставленную им задачу. Кроме того, интересы ориентированы не на методы учебной деятельности, а на результат обучения, поскольку оцениваются отметкой. Этот фактор часто не позволяет сформировать интерес к преодолению трудностей в учебном труде [14].

Для успешного формирования мотивации необходимо также следить за развитием познавательных интересов обучающихся в классе по нескольким критериям:

 концентрация внимания, энтузиазм по отношению к процессу деятельности;

 желание участвовать в обсуждении вопросов;

 стремление выяснить непонятное;

 деятельность на протяжении всего урока;

 дополнения, исправления ответов товарищей,

постановка вопросов учителю и товарищам; адекватность реакции на успех, неудачу;

 улучшение прогресса в данной теме [25].

Результаты наблюдений должны регистрироваться в дневниках, что позволит контролировать их динамику и планировать дальнейшую работу.

Таким образом, учитывая, что мотивация - это сложное структурное образование, в котором различные мотивы проявляются в единстве и взаимозависимости, его образование не может происходить по частям, а только целостно. Поэтому, чтобы сформировать позитивную мотивацию для учебной деятельности, важно использовать не один, а все элементы конкретной системы, поскольку ни один из них не может играть решающую роль для всех обучающихся одновременно.

Выводы по первой главе

1. Понятие «мотивация» объясняется как совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.

2. В числе факторов, которые косвенно влияют на мотивацию учения, оказываются явления разнородного характера: вся сфера жизни учащегося, связанная с процессом развития познавательных интересов, с познавательной деятельностью, самостоятельностью, активностью познания; развитие мотивации учения непосредственно связано с самочувствием школьника в учебном коллективе, а также с его жизненными целями и реальными перспективами после окончания школы.

3. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

4. Использование дидактических игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование дидактических игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников

2.1. Изучение уровня развития мотивации к учебной деятельности третьеклассников

Исследование по изучению развития учебной мотивации младших школьников, проводилось на базе МБОУ "Верх-Чебулинская средняя общеобразовательная школа", кл. руководитель: Рассказова Алла Анатольевна.

В исследовании принимали участие обучающиеся 3 "А" класса в количестве 16 человек.

На данном этапе мы выявили уровень учебной мотивации с помощью следующих методик:

1. Методика «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой (см. Приложение 1);

2. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (см. Приложение 2);

Выбор методик, использованных в исследовании, отличается доступностью для изучаемого контингента и пригодностью для группового обследования.

1 методика - «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» направлена на выявление у младших школьников направленности на получение знаний.

Сопоставление баллов по методике «Направленность на приобретение знаний» и методике «Направленность на отметку» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на оценки. Дается 12 утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

В методике «Направленность на оценку» начисляется по 1 баллу за ответы «а» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» – по позициям 10-12.

В «Методике «Направленность на получение знаний – 1 балл за ответ под буквой «а» на вопросы под номерами 1-6, 8-11, и за ответ «б» на вопросы № 7, 11. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация результатов:

17-24 балла - высокий уровень направленности на получение знаний и отметку;

9-16 баллов - средний уровень направленности на получение знаний и отметку;

0-8 баллов - низкий уровень направленности на получение знаний и отметку.

Обобщенные результаты диагностического исследования направленности на получение знаний и на отметку можно увидеть в приложении 3.

Сводные результаты диагностического исследования направленности на получение знаний и на отметку на констатирующем этапе можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1. Процентное соотношение обучающихся по направленности на констатирующем этапе

По результатам исследования мы видим, что 72% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 28% - на получение знаний. Это говорит о необходимости включения системы приемов и упражнений, направленных на формирование мотивации к учению.

Итак, после проведения диагностики обучающихся по данной методике, у нас выделились следующие уровни, относительно направленности на получение знаний (Табл. 1).

Таблица 1

Распределение учеников по уровням мотивации

Уровень мотивации

Количество учащихся

Высокий

3

Средний

5

Низкий

8

На рисунке 2 представлены результаты диагностики учеников, распределенных по уровням мотивации.

Рис. 2. Распределение учеников по уровням мотивации на констатирующем этапе

Из данных таблицы 1 и рис. 2 можно сделать вывод, что большая часть обучающихся (49 %) - с низким уровнем мотивации учебной активности. Учащиеся не всегда добросовестно исполняют поручения и указания учителя. Учитель является для них авторитетом.

Меньшая часть учащихся (18 %) имеют высокий уровень мотивации к обучению.

2 методика - «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой (Приложение 2) является определение школьной мотивации.

Данная методика состоит из анкеты, которая содержит десять вопросов, в которых отражается отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Н. Г. Лусканова отмечает, что наличие у обучающегося такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ребенка проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.

При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Данная методика может быть использована как при индивидуальном обследовании школьника, так и при групповой диагностики классного коллектива. В нашем случае использовался второй вариант, так как он помогает получить более искренние ответы.

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ (Приложение 4). В итоге подсчитывается набранное количество баллов.

Анализ и интерпретацию данных, полученных с помощью данной методики проводился по следующим параметрам:

21-30 баллов (высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

11 – 20 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

0- 10 баллов – (низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Обобщенные результаты диагностики «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой можно увидеть в приложении 5.

Результаты диагностики «Оценка уровня школьной мотивации» на констатирующем этапе представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Уровень школьной мотивации на констатирующем этапе

Высокий уровень школьной мотивации выявлен у 4-х учеников; средний уровень показали 5 обучающихся, низкий уровень выявлен у семи ребят. Можно сделать вывод о том, что в классе преобладает низкий и средний уровни школьной мотивации.

Результаты исследования двух методик позволяют сделать вывод о том, что сформированность мотивации учебной деятельности младших школьников находится на недостаточно развитом уровне, а это, в свою очередь, затрудняет развитие положительной учебной ориентации.

В классе учится большее количество детей с недостаточной мотивацией учебной деятельности: высокий познавательный мотив, стремление наиболее удачно выполнять все школьные требования, предъявляются, четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживает ют, если получают неудовлетворительные оценки.

Также преобладает направленность на получение оценок, а не знаний; более выраженная внешняя мотивация к обучению, основанная на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции. Низкий уровень мотивации обучения может привести к значительным трудностям в обучении, отношениях с учителями и окружающими.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что в классе присутствуют дети с различными уровнями сформированности мотивации. При этом результаты диагностики на начальном этапе опытной работы показали, что развитие мотивации у большинства школьников характеризуется низким уровнем ее сформированности, что предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества. Следовательно, возникает потребность в рассмотрении комплекса педагогических средств формирования мотивации у детей младшего школьного возраста по развитию мотивации школьников.

2.2. Формирование мотивации к учебной деятельности младших школьников на уроках в третьем классе

Формирование учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Анализ методической литературы показал, что наибольший интерес к учебной деятельности у обучающихся начальной школы формируется через: - проведение нестандартных уроков, (урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-экскурсия, уроков-встреч, уроков защиты творческих проектов), через привлечение сказочных персонажей (Степашка, Дюймовочка, Кот Матроскин и мн.др.);

- игровую деятельность;

- использование различных приёмов на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

В своей работе мы использовали следующие приемы работы:

1. Приём «Чёрный ящик». После определения темы и цели урока, вниманию детей представляется «Черный ящик». Школьникам сообщается, что в «Черном ящике» лежит предмет, который связан с темой урока. Дети высказывают свои предположения о содержимом. В конце урока одному из учеников предлагается достать предмет. Тому, кто угадал предмет, и вручается подарок. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

2. Приём «Удивляй». Тема «Разнообразие растений. Растения – живой организм» Знаете ли вы, что в Калифорнии растет самое высокое дерево в мире? Это Секвоя Вечнозеленая. Его высота превышает 100 метров. Некоторые растения называют «хищниками». К ним можно отнести Венерину мухоловку, Непентес. Эти растения получают недостающие питательные вещества «переваривая» пойманных насекомых. А некоторые растения истощают такой запах, что к ним можно подойти только в противогазе. Это Аморфофаллус и Раффлезия. Очень часто удивительные факты привлекают внимание детей, удерживают интерес на длительное время.

У детей младшего школьного возраста еще преобладает игровая деятельность. Поэтому, для формирования положительной мотивации к учебной деятельности необходимо использовать игры, и другие элементы занимательности.

Так, на любом уроке, можно вовлекать детей в дидактические игры. К приемам занимательности на уроках математики можно отнести:

1. Дидактическую игру «Лучший счетчик». На доске записано 5-8 примеров для устного счета. К доске вызываются два школьника, встают спиной к доске. Педагог показывает на пример. Остальные ученики должны вычислить. После того, как один из учеников озвучил ответ, оба школьника разворачиваются к доске и находят выражение, соответствующее названному ответу. Побеждает тот, кто первым укажет на пример.

2. «Задачи на смекалку».

- Дочке 8 лет, а маме 38 лет. Через сколько лет дочь будет младше мама в 2 раза?

- Стоит береза в поле. На березе семь веток. На каждой ветке по три яблока. Сколько яблок ты сможешь собрать с березы? (на березе яблоки не растут).

- По небу летели грач, синица, муха, снегирь, пчела. Сколько насекомых летело по небу? (два).

3. Игра «Волшебник». Задание для детей: задумайте число, прибавьте к нему 2, отнимите 1, затем прибавьте еще 2. Скажите ваш ответ, и я назову число, которое вы задумали. (нужно их результата вычесть 3). Такой прием, как дидактическая игра, является самым действующим приемом формирования мотивации к учебной деятельности.

Когда школьники включаются в ситуацию дидактической игры, интерес к заданию у детей значительно увеличивается, повышается работоспособность.

В связи с этим, при закреплении знаний на уроке русского языка можно сыграть в «Найди, что мне принадлежит». Класс делится на несколько групп (в нашем случае на две, так как общее количество учеников. Каждой группе дается картинка с изображением животного: 1 гр. – волк, 2 гр. – медведь. Педагог называет слова, а дети должны записать только те, которые удовлетворяют условию: это имя прилагательное, связанное с изображением, которое лежит перед вами. Слова учителя: большой, серый, заяц, мед, косолапый, хитрый, бурый, злой, капуста, лиса, добрый, сильный и т.д.

Игра «Слово во всех падежах». Задание: распределите пословицы в порядке падежей существительного дружба, придумать предложение со словом дружба в недостающем падеже. И.п. Дружба – великая сила. Р.п. Не давай деньги- не теряй дружбы Д.п. Расстояние дружбе не мешает В.п. В долг давать – дружбу терять. Т.п. Дружба дружбой, а в карман не лезь П. п. –

Дети 7-10 лет очень любят играть, мечтать, отгадывать загадки, кроссворды, ребусы, раскрывать тайны. Им нравятся приключения. Монотонная работа зачастую снижает работоспособность. Поэтому, для того, чтобы разнообразить урок, на котором необходимо выполнить достаточное большое количество однотипных упражнений, можно включить их в игровую деятельность. В таком случае эти действия выполняются для достижения игровой цели. Для этого можно использовать приём «Привлекательная цель».

Рассмотрим урок математики в 3 классе. Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное» Задачи: отработка навыков умножения двузначных чисел на однозначное.

Третьеклассники на уроке поставили перед собой цель: помочь Ивану царевичу спасти Василису Прекрасную из рук Кощея Бессмертного. Урок русского языка. Тема: «Формы слова». Одной из задач на этом уроке стоит учить различать однокоренные слова и форму одного и того же слова. Перед учениками же была поставлена цель: помочь Буратино вернуться из страны Дураков к Папе Карло и найти потайную дверь.

Одновременно с игрой можно внести в урок момент соревнования: выполнять задания по очереди, по озвученному правилу, и с установкой, что каждое последующее действие зависит от предыдущего.

Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности можно, также, использовав на уроке:

1. Занимательные задания. На уроках литературного чтения мы часто использовали такую игру «Подбери рифму». Учитель задает начало фразы: Ра-ра-ра. Ученики продолжают: Очень нравится игра. На первоначальном этапе детям с трудом давалась рифмовка, но к концу учебного года ребята самостоятельно придумывали и начало, и конец фразы. На уроках русского языка - «Волшебную шляпу». В шляпе находится 7-10 букв. Из них нужно составить слова (имена существительные), в которых каждая буква используется только один раз. Например, М, А, К, О, Д, Е, И, Т, В. Слова: дом, мода, мак, ком, вода, дева, код, кед, кит, ток, кот, икота и т.д.

2. Загадки. С помощью загадок мы пишем словарные диктанты, определяем тему урока, актуализируем знания учащихся по пройденной теме.

3. Ребусы и кроссворды. Также используются для определения темы урока, подведения итогов, актуализации знаний, написания слов.

За время работы мы обратили внимание на то, что больший интерес третьеклассники проявляют именно к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.

Введение в теорию происходит через практическую задачу, полезность решения которой очевидна обучающимся: купить хлеб в магазине, вычислить площадь парты, найти расстояние от дома до школы, вычислить периметр класса и т.д.

Проблемные задания мотивируют учеников, помогают вспомнить позволяют повторить ранее изученный материал, подготовиться к усвоению нового и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому нужно находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать учеников к их обсуждению и решению.

Например: в рамках темы «Правописание суффиксов ек и ик». К доске выходят два ученика. Под диктовку они на доске, а остальные - в тетрадях, записывают следующие слова: горшочек, ключик, замочек, мячик, горошек, карандашик. Возникает диалог:

- Вам дано одно и то же задание, а результат у каждого разный. Сколько мнений получилось? (два мнения: -ик, или -ек).

- Как вы думаете, почему вышло так? Чего мы еще не знаем? (Мы не знаем какой суффикс написать).

- Какова тема нашего урока? (Правописание суффиксов ек и ик.) Затем дети высказывают свои идеи о написании суффиксов - выдвигают гипотезы. После озвучивания всех возможных вариантов, записанных на доске, дети вместе с учителем их проверяют. В результате проверки всех гипотез, третьеклассники приходят к выводу, что нужно изменить слово и если гласная «убегает», то пишем суффикс ек, если остается – ик.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста усиливает желание школьников овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к многообразию изучаемых предметов.

Также нами были разработаны рекомендации для педагога по формированию положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, они представлены в приложении 6.

2.3. Анализ результатов исследования по формированию мотивации к учебной деятельности у третьеклассников

На заключительном этапе исследования, мы решали следующую задачу: провести проверку эффективности предлагаемой системы формирования положительной учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Для этого мы использовали те же методики, что на начальном этапе исследования.

1 методика - «Направленность на получение знаний» и «Направленность на отметку» направлена на выявление у младших школьников направленности на получение знаний и отметок.

Обобщенные результаты диагностического исследования направленности на получение знаний и на отметку можно увидеть в приложении 6.

Сводные результаты диагностического исследования направленности на получение знаний и на отметку можно увидеть на рисунке 5.

Рис. 5. Процентное распределение учащихся 3 класса по направлениям

Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов по данной методике представлены на рис. 6.

Рис. 6. Распределение третьеклассников по направленности на получения знаний и отметки

По сравнению с результатами констатирующего этапа исследования, направленность на отметку снизилась на 15% (с 72% до 57%), а на знания - повысилась на 15%.

В результате диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследования третьеклассники распределились по трем уровням мотивации (табл. 2).

Таблица 2

Распределение учащихся по уровням мотивации

 

Кол-во учащихся

% учащихся

Уровень мотивации

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

высокий

3

5

18%

31%

средний

5

8

31%

49%

низкий

8

3

49%

18%

Таким образом, по результатам данной диагностики можно сделать следующие выводы: высокий уровень мотивации учения повысился на 13%, средний уровень мотивации повысился на 18%, а низкий уровень мотивации учения обучающихся третьего класса снизился на 31%.

2 методика - «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой является определение школьной мотивации.

Обобщенные результаты диагностики «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой на контрольном этапе можно увидеть в приложении 8.

Результаты диагностики «Оценка уровня школьной мотивации» на контрольном этапе представлены на рисунке 6.

Рис. 6. «Оценка уровня школьной мотивации» на контрольном этапе

Высокий уровень школьной мотивации по методике Н. Г. Лускановой на контрольном этапе выявлен у 6-ти учеников; средний уровень показали 7 учащихся, низкий уровень выявлен у 3-х обучающихся.

Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Оценка уровня школьной мотивации третьеклассников (констатирующий и контрольный этапы) по методике Н. Г. Лускановой

 

Констатирующий этап

Контрольный этап

Уровень мотивации

Кол-во

обучающихся

%

обучающихся

Кол-во

обучающихся

%

обучающихся

высокий

4

25%

6

37%

средний

5

31%

7

44%

низкий

7

44%

3

19%

По результатам данной диагностики можно сделать следующие выводы: высокий уровень мотивации учения повысился на 12%, средний уровень мотивации повысился на 13%, а низкий уровень мотивации учения обучающихся третьего класса снизился на 13%.

Таким образом, проанализировав результаты всех диагностик, можно сделать вывод, что дети стали охотнее ходить на уроки, у них повысилась мотивация учения; частности, можно привести в пример следующих обучающихся:

- З. Зарина: находилась на среднем уровне (преобладала направленность на отметку, не особо охотно работала в группах, большое значение имели похвала учителя и родителей), а после проведения опытно-экспериментального исследования «перешла» на высокий уровень, она начала осознавать ценность изучаемого для себя, упал процент мотивации, направленной на получение хорошей оценки (получение положительной отметки для нее тоже важно, но этот мотив постепенно переходит на второй план), активно включалась в групповую работу, выполняла руководящую роль);

- М. Тимофей: на начальном этапе работы мальчик находился на низком уровне сформированности мотивации (не мог определять тему, цель урока, планировать результаты, не с особым интересом принимался за работу), а по окончанию опытно-экспериментального исследования достаточно быстро и хорошо справляется с задачей, начал более активно работать на уроке.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа, направленная на формирование положительной мотивации учения, с учетом применений рассмотренных приемов, методов, которые, безусловно, должны соответствовать возрастным особенностям детей, эффективна.

Выводы по второй главе

1. Исследование, проведенное в 3 "А" классе с помощью методик «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой и анкеты «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, позволило выявить, что у большинства учеников не сформирована учебная мотивация.

2. Мы подобрали педагогические рекомендации учителю начальных классов по формировании мотивации к учебе, которые являются хорошими побудителями к формированию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у младших школьников.

3. Благодаря педагогической работе по формированию мотивации к учебе, нам удалось способствовать формированию учебно-познавательных мотивов, удержанию внутренней позиции ученика, сформировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

4. Обработка полученных данных дала основание утверждать, что у обучающихся 3-го класса повысилась мотивация к учебе.

Заключение

Проблемой развития мотивации к учебной деятельности занимались Божович Л.И., Маркова А.К., Выготский Л.С., Ильин Е.П., Леонтьев А.Н. и др.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики. Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики.

В своей работе, мы опирались на определение Л.И. Божовича: мотивация - это процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации.

Анализ результатов психолого-педагогических исследований показывают, что младший школьный возраст имеет большие резервы и является наиболее сензитивным для формирования мотивационной сферы учения.

В ходе исследовательской работы нами была проведена первичная диагностика по изучению развития учебной мотивации у третьеклассников, которая показала, что у большинство школьников характеризуется низким уровнем сформированности учебной мотивации, что предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества.

Для формирования учебной мотивации нами был разработан комплекс приемов, таких как: «Черный ящик», «Удивляй», дидактические игры, занимательные загадки, кроссворды, ребусы, проблемные задания.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволили сформулировать методические рекомендации для педагога, направленные на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

По итогам повторной диагностики мы увидели положительную динамику процесса развития учебной мотивации. Следовательно, разработанный нами комплекс приемов, а также выполнение предложенных нами рекомендаций оказало влияние на желание учиться, что в свою очередь отразилось и на успешности в учебной деятельности.

Список литературы

Андреева, Л. П. Как игры помогают изучать русский язык / Л. П. Андреева // Начальная школа. - 2013. - №4. - С. 79-80.

Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 55-56.

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. - Москва: Просвещение, 2006. - 157 с.

Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – Москва: Педагогика, 2011. - 560 с.

Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина / Москва: АПНРСФСР, вып. 36. - 2010. - С. 29-104.

Выгoтский, Л. С. Собрание сочинений : в 6. т. / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2008. – Т. 4 : Детская психология. – 432 с.

Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2012. – 509 с.

Гинзбург, М. Р. Развитие мотивов учения детей 6-7лет / М. Р. Гинзбург // Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. / Е. З. Басина [и др.] ; под ред. Д. Б. Элькoнина, А. Л. Венгера. – М., 2008. – С. 36-44.

Григорьева, М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М. В. Григорьева // Начальная школа. – 2013. - №1. – с. 8-9.

Дaвыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва: ИНТОР, 2006. – 544 с.

Данилов, М. А. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. А. Данилов [и др.] ; под. ред. М. А. Данилова, М. Н. Скaткина. – Москва: Просвещение, 2007. – 301 с.

Иванова, Т. Ф. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников / Т. Ф. Иванова; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2013. – 185 с.

Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 517 с

Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 507с.

Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 400 с.

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. –Москва: Политиздат, 2008. - 304 с.

Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск: Новосиб. полиграфкомбинат, 2011. - 264 с.

Лусканoва, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: метод. рекомендации / Н. Г. Лусканoва. – Москва: Фолиум, 2009. – 64 с.

Мaркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Мaркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – Москва: Педагогика, 2003. – 72 с.

Мaркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А. К. Мaркова. - Москва: Просвещение, 2003. – 96 с.

Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для студентов вузов / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 583 с.

Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителей / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва: Просвещение, 2012. – 191 с.

Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. - Москва: Столетие, 2007. – 480 с.

Элькoнин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Элькoнин // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб.-метод. пособие / ред.-сост. Г. В. Бурменская. – Москва, 2005. – С. 215-228.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – Москва: Педагогика, 2009. – 560 с.

Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – Москва: Просвещение, 2007. – 317 с.

Приложение 1

Методика «Изучение направленности на приобретение знаний»

Е.П Ильина, Н.А Кудрявцевой.

Анкета «Изучение направленности на приобретение знаний»

Вопрос

Варианты ответов

1. Получив плохую

отметку, ты, придя домой:

А) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо

отметил;

Б) садишься посмотреть телевизор или играть на

компьютере, думая, что урок по этому предмету будет

ещё через день;

2. После получения

хорошей отметки ты:

А) продолжаешь добросовестно готовиться к

следующему уроку;

Б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все

равно тебя не спросят.

3. Бывает ли, что ты

недоволен ответом, а не

отметкой:

А) да;

Б) нет.

4. Что для тебя учеба:

А) познание нового;

Б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки

от тщательности подготовки к

уроку:

А) да;

Б) нет.

6. Анализируешь ли ты

после получения отметки, что

сделал неправильно:

А) да;

Б) нет.

7. Зависит ли твое желание

готовить домашнее задание от

того, выставляют ли за него

отметки:

А) да;

Б) нет.

8. Легко ли ты

втягиваешься в учебу после

каникул:

А) да;

Б) нет.

9) Жалеешь ли ты, что не

бывает уроков из-за болезни

учителя:

А) да;

Б) нет.

10. Когда ты, перейдя в

другой класс, получаешь

новые учебники, тебя

интересует, о чем в них идет

речь:

А) да;

Б) нет.

11. Что, по-твоему, лучше -

учиться или болеть:

А) учиться;

Б) болеть.

12. Что для тебя важнее -

отметки или знания:

А) отметки;

Б) знания.

Методика «Направленность на отметку» Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой.

Инструкция: Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив напротив вопроса знаки «+» (да) или «-» (нет).

Анкета «Направленность на отметку»

 

Ответы

Вопросы:

Да «+»

Нет «-»

1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?

   

2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?

   

3. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?

   

4. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?

   

5. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?

   

6. Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?

   

7. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?

   

8. После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно не спросят?

   

9. Тревожит ли тебя ожидание опроса?

   

10. Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?

   

11. Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?

   

12. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?

   

Приложение 2

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой»

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

- не очень;

- нравится;

- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- не знаю;

- остался бы дома;

- пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;

- бывает по-разному;

- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы;

- не хотел бы;

- не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;

- не хотел бы;

- хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;

- редко;

- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;

- хотел бы;

- не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

- мало;

- много;

- нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;

- не очень;

- не нравятся.

Приложение 3

Результаты диагностики «Изучение направленности на приобретение знаний» на констатирующем этапе

п.п.

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития

 

А. Алина

19 баллов

высокий

 

А. Семен

6 баллов

низкий

 

В. Кирилл

5 баллов

низкий

 

В. Станислав

7 баллов

низкий

 

Д. Софья

17 баллов

высокий

 

З. Зарина

12 баллов

средний

 

К. Алексей

7 баллов

низкий

 

К.Вера

7 баллов

низкий

 

Л.Елизавета

17 баллов

высокий

 

М. Тимофей

6 баллов

низкий

 

М. Мария

10 баллов

средний

 

Р. Варвара

7 баллов

низкий

 

С. Марина

12 баллов

средний

 

Х. Ангелина

5 баллов

низкий

 

Ц. Богдан

13 баллов

средний

 

Щ. Злата

12 баллов

средний

Приложение 4

Система оценивания

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Приложение 5

Результаты диагностики «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой» на констатирующем этапе

п.п.

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития

 

А. Алина

22 балла

высокий

 

А. Семен

6 баллов

низкий

 

В. Кирилл

5 баллов

низкий

 

В. Станислав

7 баллов

низкий

 

Д. Софья

23 балла

высокий

 

З. Зарина

15 баллов

средний

 

К. Алексей

11 баллов

средний

 

К.Вера

7 баллов

низкий

 

Л.Елизавета

22 балла

высокий

 

М. Тимофей

6 баллов

низкий

 

М. Мария

14 баллов

средний

 

Р. Варвара

7 баллов

низкий

 

С. Марина

21 балл

высокий

 

Х. Ангелина

5 баллов

низкий

 

Ц. Богдан

14 баллов

средний

 

Щ. Злата

14 баллов

средний

Приложение 6

Рекомендации для педагога по формированию положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение.

Учебный процесс будет гораздо продуктивней, если учитель будет преподносить информацию не в готовом виде, а таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, стимулировать осмысленность обучения, чтобы ребенок смог представить для себя значимость материала. Если преподаватель будет находиться в доброжелательных отношениях с обучающимися и знать себя, ему будет легко активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы младших школьников. Каждое действие должны быть осмысленными. Данное условие относится и к учителю, и к ученикам.

Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации - движение вверх. Очень часто родители и учителя «стимулируют» ребенка такими средствами, как чрезмерная похвала, наказание, жесткая критика, необоснованно завышенная или заниженная оценка на уроке…Такие методы, только губят ребенка, приводят к «регрессу» мотивов учения. Поэтому, для полноценного включения школьника в работу необходимо, чтобы задачи, поставленные перед ним в процессе учебной деятельности, были понятны и приняты ребенком. Только в таком случае эти задачи приобретут для ученика значимость, найдут эмоциональный отклик в его сознании. Развитие внутренней мотивации учения происходит в процессе сдвига внешнего мотива к цели учения.

Рекомендация 3. Стратегия «Положительная мотивация».

В школах очень много детей, которые испытывают трудности в обучении в целом, либо в решении конкретных задач. Чтобы подобных ситуаций не случалось, или по крайней мере стало меньше, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Безусловно, обучение новому мотивационному стилю задача не из легких. Но, если подготовленный, грамотный учитель будет направлять действия ученика в «нужное русло», то школьник справится с проблемной ситуацией. Стилей достаточно много, но мы рассмотрим четыре самых неэффективных.

Отрицательный мотиватор. Многие мотивируют себя, а часто и других, думая не о положительном исходе дела, а о плохом. «Не напишу контрольную работу на пять - родители заругают, останусь на второй год обучения, не поступлю в военное училище…» Однако о неприятностях думать неприятно. Отрицательная мотивация не всегда утопична, есть случаи, когда она эффективна. Но большинству людей достаточно небольшой доли положительной мотивации, чтобы справиться с паникой. В работе с такими школьниками лучше всего обратить внимание на то, что он хочет получить, тем самым усилить положительный акцент. Только в таком случае отрицательные мысли уйдут на второй план.

Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор отдает команды, приказы. В его речи чаще всего мы слышим слова «Обязан», «Необходимо», «Должен». Многих отталкивает такой стиль, и они отказываются выполнять приказ. Более продуктивно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения нежели приказ. О важности голосовой модуляции написано много. Поэтому смена интонации на приятную, завлекающую, производит значительное изменение - как и смена формулировок на «было бы замечательно», «было бы хорошо», «мы хотим».

Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Часто дети младшего школьного возраста впадают в ступор, думая о том, каково это - решить задачу (выполнить грамматическое задание к тексту, вычислить выражение, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть данную проблему решенной. Школьников такого типа проще всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, на сколько ценно для него выполнение задания, т.е. ориентировать его на положительную мотивацию. Данная категория неэффективных мотивов - самая трудная, в связи с чем иногда лучше дать совет ученику отложить выполнение задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль перегрузки. Достаточно большое количество школьников могут представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, необъятную массу работы. Поэтому у них возникает чувство перегруженности. А такой человек часто не может себя заставить взяться за работу и, вследствие чего, откладывает ее в «долгий ящик» В таком случае наиболее эффективным будет помочь ребенку разбить задачу на серию меньших этапов, которые приведут к выполненной задаче.

Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, подразумевает наличие у человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Иначе говоря, абсолютно каждый человек, будь, то взрослый или ребенок, обладают способностью радоваться достижением успеха и огорчаться по поводу неудач. Несмотря на это, у человека преобладает или мотив достижения, или мотив избегания неудач. Мы знаем, что мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с беспокойностью. Чаще всего, когда человек настроен на успех, он выбирает средние по трудности или немного завышенные цели. Люди, настроенные на неудачу склонны к крайне сложному выбору (запредельно завышенные или заниженные цели). Дети, мотивированные на неудачу в случае простых и неплохо заученных навыков (табличные случаи умножения на 2, 3) выполняют задания быстрее и точнее, чем те, которые настроены на успех. Ели поставить перед учениками проблемную задачу, то в этом случае будет все наоборот. В том случае, если в классном коллективе есть учащиеся всего диапазона способностей, то в этом случае, мотивированными на достижение будут только учащиеся со средними способностями. Дети с хорошими способностями и слабые учащиеся не будут мотивированны в достаточной степени, так как для сильных ситуация соперничества будет «слишком легкой», а для слабых – «слишком тяжелой».

Рекомендация 5. Как помочь учащемуся выйти из состояния «выученной беспомощности».

У любого человека, в жизни которого постоянно происходят поражения, снижается самооценка, уровень притязания, он перестает верить в себя, впадает в состояние беспомощности. Подобная ситуация приобрела название - «выученная беспомощность». Как в такой ситуации педагог может вывести школьника из этого состояния? В результате исследования выяснилось, что обычно выделяются 4 причины неудачи: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий. В таком случае самым оптимальным является объяснение педагогом ученику, что причина неуспеха в недостаточности израсходованных им (школьником) усилий.

Рекомендация 6. Эмоциональность урока - стимул или вред? Не стоит забывать, что продуктивность деятельности (даже при условии, что ученик мотивирован на положительный исход дела) зависит от эмоциональной окраски, которая сопровождает эту деятельность. 63 Школьник будет положительно реагировать на учебную нагрузку в том случае, если сложность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока. К примеру, на уроках математики чрезмерная эмоциональность не будет являться благоприятным фактором. На уроках русского языка, литературы, окружающего мира наоборот высокая эмоциональность - фактор благоприятный; конечно, если тема достаточно сложная, то нужно уменьшить эмоциональность.

Рекомендация 7. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация. Любое развитие предполагает наличие благоприятных условия. В нашем случае можно сказать, что развитие положительной мотивации к учебной деятельности невозможно, если в коллективе (учитель, ученики) не складываются отношения. Чтобы не возникало таких ситуаций, нужно: - установить гармоничное сочетания форм подачи материала возрастным особенностям и способностям учеников (недопустимо завышение и занижение уровня). - создать благоприятные условия для успешного усвоения учебного материала (благоприятный психологический климат). - установить характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель - лидер» на общую атмосферу в классе. Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование представленных выше методов и приемов для формирования положительной мотивации к учебной деятельности, а также выполнение предложенных нами рекомендаций приведет к удовлетворению потребностей детей в начальной школе, окажет влияние на их желание учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.

Приложение 7

Результаты диагностики «Изучение направленности на приобретение знаний» на контрольном этапе

п.п.

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития

 

А. Алина

21 балл

высокий

 

А. Семен

12 баллов

средний

 

В. Кирилл

7 баллов

низкий

 

В. Станислав

8 баллов

низкий

 

Д. Софья

19 баллов

высокий

 

З. Зарина

15 баллов

средний

 

К. Алексей

14 баллов

средний

 

К.Вера

8 баллов

низкий

 

Л.Елизавета

20 баллов

высокий

 

М. Тимофей

12 баллов

средний

 

М. Мария

17 баллов

высокий

 

Р. Варвара

12 баллов

средний

 

С. Марина

14 баллов

средний

 

Х. Ангелина

14 баллов

средний

 

Ц. Богдан

17 баллов

высокий

 

Щ. Злата

14 баллов

средний

Приложение 8

Результаты диагностики «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой» на контрольном этапе

п.п.

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития

 

А. Алина

24 балла

высокий

 

А. Семен

8 баллов

низкий

 

В. Кирилл

6 баллов

низкий

 

В. Станислав

8 баллов

низкий

 

Д. Софья

23 балла

высокий

 

З. Зарина

25 балла

высокий

 

К. Алексей

15 баллов

средний

 

К.Вера

14 баллов

средний

 

Л.Елизавета

22 балла

высокий

 

М. Тимофей

13баллов

средний

 

М. Мария

21 балл

высокий

 

Р. Варвара

12 баллов

средний

 

С. Марина

24 балла

высокий

 

Х. Ангелина

12 баллов

средний

 

Ц. Богдан

15 баллов

средний

 

Щ. Злата

15 баллов

средний

 
Просмотров работы: 8203