Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками.
Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».
Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся.
Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.
Среди достоинств проблемного метода обучения следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления.
Проблемное обучение требует дифференцированного подхода. Необходимо уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ решения. Умение учителя, прежде всего, заключается в умении создать проблемную ситуацию. В качестве заданий при организации проблемного обучения можно предложить обучающимся провести сравнение, сделать выводы из проблемной ситуации, сформулировать вопросы, сопоставить факты.
Исходя из всего сказанного, я поставил перед собой следующую цель: повысить качество обучения по предмету, создав условия для формирования положительной мотивации к учению с применением методики проблемного обучения в педагогическом процессе при обучении физике.
Для достижения цели поставил перед собой следующие задачи : ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемного обучения; охарактеризовать методы технологии проблемного обучения, которые могут применяться в учебной деятельности на уроках физики; показать структуру проблемного обучения, сравнительную характеристику традиционного и проблемного методов обучения. Объектом исследования является процесс обучения физики в средней школе. Предмет исследования - методы, формы, содержание проблемного обучения в учебной деятельности.
Ожидаемый результат:
1.Повышение мотивационного блока и познавательного интереса к физике.
2. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.
3. Повышение качества обучения
Опишем приемы, посредством которых мы реализовываем метод проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе на примере произведения, изучаемого в 3 классе по программе «Школа России», В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница"[2]. Перед описанием приемов, целесообразно провести анализ произведения.
Всем известная русская детская сказка писателя Всеволода Михайловича Гаршина носит название "Лягушка-путешественница", потому что в данной сказке главная героиня пожелала полететь на юг совместно с утками. Автор доброжелателен к героине своей сказки, это видно, когда он повествует о ней с позитивной иронией. Когда писатель описывает главную героиню-лягушку, он использует такие ласковые словосочетания, как "пестренькая спинка", "брюшко", "лапки".
Автор почти постоянно легонько шутит над лягушкой. В.М. Гаршин создал образ героини глупой и не умеющей сдерживать свои эмоции. Это может быть понятно из сцены, когда лягушка-путешественница парила, ухватившись ртом за тростинку. Лягушка невероятно сильно хотела похвастаться тем, что летать на утках при помощи прутиков было ее планом. Она не смогла удержаться и начала кричать во все горло: "Это я придумала!". После этого она упала в чужое болото. Здесь автор как раз шутит над ней, показывая это такими словами, как «бултыхнулась», «шлепнулась».
Сама лягушка в сказке весьма сильно любит хвастаться. Она очень радуется, когда ее кто-то хвалит. Даже когда она делилась с остальными лягушкам подробностями своего путешествия, она очень сильно все приукрашивала и говорила то, чего не было на самом деле. Так же она наврала, что утки являются ее собственными.
Смысл этой сказки состоит в том, что хвастовство и вранье никогда до добра не доводят, а наоборот могут стать причинами серьезных неудач. Если бы лягушка не открыла рот, когда летела, то ее путешествие не закончилось бы раньше срока.
Сказка учит, что для достижения успеха в любом деле необходимо упорство и терпение.
Главные персонажи: утки- добрые и отзывчивые, позволили лягушке улететь с ними на юг; лягушка- смекалистая и находчивая, болтливая и хвастливая.
Структурные элементы сказки: зачин, присказка или запев, и концовка.
Приёмы реализации проблемного обучения на различных этапах урока:
На этапе первичного синтеза необходимо подготовить детей к восприятию текста. Поговорить немного о содержании и о сюжетной линии. Затем следует прочитать данную сказку и провести эмоционально оценочную беседу. Следует спросить, какое впечатление произвела на них эта басня?
Используем ряд вопросов для первичного восприятия:
1. Почему автор дал лягушке прозвище «квакушка»?
«Жила-была на свете лягушка-квакушка», «Хотя она и знала, что утки не станут есть ее, большую и толстую квакушку..» (используется в качестве эпитета лягушки)
2. Почему она просила уток лететь пониже?
«Люди смотрели на стаю уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят.» (Чтобы похвастаться)
3. Опишите главных героев сказки – лягушку и уток.
Лягушка- смекалистая и находчивая, болтливая и хвастливая.
Утки- добрые и отзывчивые, позволили лягушке улететь с ними на юг.
2) На этапе анализа раскрывается композиция произведения, выясняются мотивы поведения, характеристика героя, его душевные тревоги, мысли.
Работая над произведением с детьми, нужно убедиться в том, что они поняли идею произведения, поняли то, что стремился показать автор.
Если дети не совсем уловили главную мысль произведения, то следует еще раз прочитать произведение (чтение учителем, чтение отдельных строчек, чтение про себя, по цепочке и т.д.). Затем следует задать ряд проблемных вопросов, которые бы натолкнули детей на рассуждения, на поиск истины, а самое главное – на понимание того, о чем идет речь.
На этапе анализа произведения используем данные проблемные вопросы:
Какая черта характера едва не погубила лягушку?
«Люди смотрели на стаю уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят», «Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: — Это я! Я!». Хвастовство чуть не довело лягушку до гибели.
Почему лягушка так и не долетела до юга?
«Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: — Это я! Я!». Потому что лягушка хотела похвастаться, она крикнула и выпустила прутик изо рта.
3) На этапе вторичного синтеза следует обобщить черты главного героя, его душевное состояние, поведение. Важно полностью раскрыть идейную направленность, найти самое главное. Младшие школьнику дают оценку главному герою, возможно, проводят параллель со своим личным опытом или произведениями, которые читали ранее.
Приведем несколько проблемных вопросов, используемых на этапе вторичного синтеза:
Почему Гаршин говорит, что хвастовство — это плохо, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
Потому что хвастовство никогда до добра не доводит, а наоборот может стать причинами серьезных неудач. Если бы лягушка не открыла рот, когда летела, то ее путешествие не закончилось бы раньше срока. Сказка учит, что для достижения успеха в любом деле необходимо упорство и терпение.
2. Кого же больше всего высмеивает и осуждает автор?
Автор больше всего высмеивает лягушку, потому что она много хвасталась и врала.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что сказка «Лягушка-путешественница» соответствует принципу проблемного обучения, затрагивает проблемные вопросы хвастовства и вранья.
Таким образом, на сегодняшний день проблемное обучение является многообещающим. Оно направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые школьники активно усваивают новые знания.
Литература
Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Учебник по литературному чтению для 3 класса. – М.: Вентана -Граф, 2015.
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970.
Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 1991.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Педагогика, 1972. – 208 с.