ИЗУЧЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА» В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА» В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. [1].

Элемент проблемного обучения не новый: он получил распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение опирается на основные положения теории деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе «проблемности», а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждения, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся [6].

Проблемное обучение состоит из нескольких основных этапов:

1.Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.

2.Поиск решения проблемы:

- через диалог;

- выдвижение гипотез.

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

Реализация этих этапов на уроках начальной школы позволяет активизировать интегративную деятельность обучающихся. Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Опишем приемы, посредством которых мы реализовываем метод проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе на примере произведения, изучаемого в 3 классе по программе «Школа России», И.А. Крылова "Ворона и Лисица"[2]. Перед описанием приемов, целесообразно провести анализ произведения.

Басня «Ворона и лисица» была написана И.А.Крыловым не позднее 1807 года и впервые была опубликована в 1808 году, в журнале «Драматический вестник».

Басня – это жанр дидактической литературы; небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей. В конце басни присутствует заключительное рассуждение, поясняющее её замысел и называемое моралью.

Басня Крылова "Ворона и Лисица" как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку.

Сюжет басни прост и лаконичен: Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона "купилась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо.

Мораль басни «Ворона и Лисица»:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

Средства художественной выразительности.

Эпитеты, которые использует автор, самобытны и ярки: «лесть гнусна, вредна», «сырный дух», «ангельский голосок». Среди других средств художественной выразительности — метафора — «уголок в сердце», метонимия — «твердили миру (в значении совокупности людей)», перифраз – «Лисица — плутовка», контекстный синоним – «воронья голова – вещуньина голова».

Примеры инверсии – «на ель Ворона взгромоздясь», «позавтракать было совсем уж собралась», «ангельский быть должен голосок» — помогают выстроить рифму и параллельно акцентируют внимание читателя на слове, которым оканчивается фраза. Эллипсис «сыр выпал — … была плутовка такова» удачно иллюстрирует быстроту реакции Лисицы – скорее всего, Ворона поняла, что произошло, но не сразу.

Ряды однородных членов предложения – Ворона «позавтракать было… собралась, призадумалась, …держала», «плутовка …подходит, вертит…, не сводит» — описывают действия, происходящие параллельно, и они помогают увидеть персонажей со всех сторон, более выпукло рисуют сцену, которая разыгрывается под елью.

Анафора «Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил», «какие перушки! какой носок!» подчеркивает значение каждого слова, с которым соседствует. Олицетворение «сыр пленил» реально описывает алчность, охватившую Лисицу – она не в силах избавиться от этого ощущения, даже если бы захотела.

Вся речь Лисицы составлена из восклицательных предложений – таким образом, она, играя на тщеславии, ловко манипулирует простодушной Вороной, подбирает к ней ключик. Автор строит речь своего персонажа особым образом, используя градацию — «голубушка», «светик», «сестрица», «петь мастерица», «царь-птица» — по ходу дела комплименты становятся все более значимыми и чувствительными.

Рассмотрим персонажей, о которых говориться в басне. У Крылова используется значительно обогащенный фольклорный образ Лисы. Это пресловутая «мягкая сила» — она редко действует напролом, и этим опасна. Ворона — персонаж, который в русских сказках, былинах часто наделяется мистическими свойствами, способностями предвидения, предсказания. Поэтому в применении к ней автор использует неочевидную ироническую метафору «вещунья» — вещая. Ворона "взгромоздилась" (тяжела, неповоротлива), а Лиса "близехонько бежала". Лиса "вертит хвостом", "говорит сладко, чуть дыша", "плутовка": она хитра, умна, коварна и осторожна. Структурные элементы басни:

Завязка, развитие событий, кульминация, развязка.

Мораль басни: Не стоит поддаваться лести людей, которые таким обманным путем хотят принести пользу только себе.

Приёмы реализации проблемного обучения на различных этапах урока:

На этапе первичного синтеза необходимо подготовить детей к восприятию текста. Поговорить немного о содержании и о сюжетной линии. Затем следует прочитать данную басню и провести эмоционально оценочную беседу.

Используем ряд вопросов, которые возможно применить на данном этапе работы для первичного восприятия:

Как вы думаете почему автор назвал Лису плутовкой?

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит»; «Сыр выпал - с ним была плутовка такова.».

(Плутовкой обычно называют обманщицу, шалунью и даже мошенницу, что можно сказать и о лисице, которая не самым хорошим способом отняла сыр у вороны).

Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

(Ворона была польщена такими словами, она хотела спеть громко и красиво, чтобы показать, что это все правда, что она красиво поет.)

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло»

Опишите главных героев басни – Ворону и Лисицу.

(Ворона по басне простушка, которая охотно верит лести, с удовольствием слушает совершенно преувеличенные сравнения - царь-птица, ангельский голосок, и находит в этом удовольствие. Ворона доверчива, но эта доверчивость проистекает от недалекого ума и тайной уверенности в том, что лисица права и она, ворона, действительно лучше всех на свете. Это некий вороний нарциссизм.

Лисица. Хитрая и коварная, как и полагается лисам в фольклоре. Увидев сыр была пленена и загорелась желанием получить сыр любым способом. Для этого лиса использует лесть, что говорит о ней как об очень умном животном, знакомом с основами психологии и манипуляции другими животными. Лиса настойчива, не ведает преград и решительно идет на обман, для достижения цели, это образ матерого хищника. Лиса не ведает жалости и сочувствия.).

2) На этапе анализа раскрывается композиция произведения, выясняются мотивы поведения, характеристика героя, его душевные тревоги, мысли.

Работая над произведением с детьми, нужно убедиться в том, что они поняли идею произведения, поняли то, что стремился показать автор.

Если дети не совсем уловили главную мысль произведения, то следует еще раз прочитать произведение (чтение учителем, чтение отдельных строчек, чтение про себя, по цепочке и т.д.). Затем следует задать ряд проблемных вопросов, которые бы натолкнули детей на рассуждения, на поиск истины, а самое главное – на понимание того, о чем идет речь.

На этапе анализа произведения используем данные проблемные вопросы:

1.Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона?

(Потому что Лиса – хитрое животное. Она обычно ассоциируется с коварством, лукавостью. Именно такой ее изображали во многих народных творениях. А образ Вороны обычно связан с неумением что-то сберечь. Эта птица вечно попадает в курьезные ситуации, что-то теряет. Поэтому Иван Андреевич, опираясь на народные взгляды, выбрал для своего произведения именно этих животных. Их аналоги есть и среди людей – и хитрые, и растерянные.)

2. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

(Нет, планы Лисы были противоположны тому, что она говорила. В своих речах она проявляла себя чуть ли не поклонницей и подружкой Вороны, а на самом деле просто затеяла воровство.)

Почему эта история случилась с Вороной?

(Ворона попала в такую ситуацию, потому что была не достаточно мудра, лестные комплименты оказались сильнее ее здравого разума. Она не смогла устоять перед соблазном быть очередной раз похваленной. И этот соблазн был настолько сильным, что птица даже позабыла о планах поесть. Такая чрезмерная доверчивость лишила птицу еды.)

4. Как баснописец относится к Вороне и Лисице? Почему ты так думаешь?

(И. А. Крылов с юмором относится к героям. В своих произведениях он всегда высмеивает определенные недостатки. В данном произведении у Вороны таковыми чертами являются чрезмерная доверчивость, глупость, желание похвалы и славы. А у Лисы – лукавость, неискренность, обман, коварство, воровство.)

3) На этапе вторичного синтеза следует обобщить черты главного героя, его душевное состояние, поведение. Важно полностью раскрыть идейную направленность, найти самое главное. Младшие школьнику дают оценку главному герою, возможно, проводят параллель со своим личным опытом или произведениями, которые читали ранее.

Приведем несколько проблемных вопросов, используемых на этапе вторичного синтеза:

1. Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

(Такие речи дурманят разум, человек перестает трезво оценивать ситуацию, идет на поводу сладких слов. Ведь, в отличие от критики, похвалу любят слушать все. Ворона, слушая комплименты, не подумала о том, что Лиса просто хочет ее обмануть. Из-за этого совершила необдуманный поступок и лишилась лакомого кусочка сыра. Лиса же знала о существовании такой слабости и воспользовалась этим. Так она овладела чужой добычей.)

2. Попробуйте мораль этой басни сказать своими словами, более простым языком.

(Сколько раз говорили людям, что плохо поступает тот, кто хвалит человека для того, чтобы доставить ему удовольствие. И всё равно он будет это делать. Нельзя хвалить человека только для того, чтобы доставить ему удовольствие и расположить к себе.)

3. Кого же больше всего высмеивает и осуждает автор? (Тщеславных людей, ограниченность умственных способностей, несообразительность, и в то же время Крылов осуждает изворотливость, обман, хитрость, скрытность своих истинных намерений.)

Таким образом, на сегодняшний день проблемное обучение является многообещающим. Оно направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые школьники активно усваивают новые знания.

Литература

Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань: Изд-во КГУ, 1967. 168 с.

Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Учебник по литературному чтению для 3 класса. – М.: Вентана -Граф, 2015.

Крылов И.А. Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников. / Сост., вступ. Ст. и примеч. С.А. Фомичева. – М.: Правда, 1988.

Крылов И.В. Басни. – М.: «Детская литература», 1993

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Педагогика, 1972. – 208 с.

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. – М. : Педагогика, 1977. – 156 с.

Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М. : Педагогика, 1975. – 367 с.

Русская басня / Под общ. ред. В.П.Степанова; Сост, вступ.ст и прим. Н.Л.Степанова. – М.: Правда, 1986.

Просмотров работы: 1722