ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Гаврилова Н.Д. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование первоначальных представлений младших школьников о мире профессий».

В данном контексте становится актуальной целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации с учениками. Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания занимались Г. Н. Година, А. С. Макаренко, Я. А. Рожнев, И. С. Синицын, В. А. и некоторые другие педагоги.

Современные условия жизни диктуют необходимость воспитания конкурентно способного, сильного духом и целеустремлённого человека.

Пассивные, не уверенные в себе люди не могут быть успешными, достичь успеха в социально значимой деятельности. Это приводит к тому, что также быстро меняется социальный заказ к содержанию общего образования, качеству подготовки учащихся. Выпускник, который обучался по принципам системного управления, попадает в систему ситуационного управления, когда не только варианты продвижения к цели могут варьировать, но и сама цель может видоизменяться в зависимости от стратегии развития фирмы.

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных психолого-педагогических мероприятий, которые направлены на подготовку к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.

Современная педагогика использует достаточно большое количество различных форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников, в том числе младшего возраста. Тем не менее, развитие современного общества включает в себя совокупность очень различных профессий, которая характеризуется подвижностью и пластичностью, четко реагируя на появление новых отраслей хозяйства, новых технологий труда, изменения социальной ситуации в обществе.

К сожалению, не смотря на всю важность проблемы, очень часто профориентационной работе с младшими школьниками уделяется мало внимания, формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически.

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой. Частные аспекты и вопросы исследовались философами, социологами, педагогами и психологами. Так феномен профессионального выбора описан в трудах Е. И. Головахи, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. С. Кона, Н. С. Пряжникова и других ученых. Однако в настоящее время теоретические аспекты проблемы профессионального выбора все еще недостаточно разработаны, нет однозначности в понимании ситуации выбора профессии.

Выбор профессии – это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь (Н.С. Пряжников).

Объект исследования: процесс формирования первоначальных представлений о мире профессий.

Предмет исследования: педагогические пути и средства формирования первоначальных представлений младших школьников о мире профессий.

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические пути и средстваформирования первоначальных представлений о мире профессий у младшихшкольников.

Задачи исследования:

определить психолого-педагогические характеристики младших школьников;

изучить вопросы формирования представлений о профессиях у младших школьников;

рассмотреть виды деятельности младших школьников по профориентационной работе;

охарактеризовать возможность профориентациисредствами учебных предметов;

дать понятие внеурочной профориентационной работе.

Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы, обобщение психолого-педагогической работ по проблеме исследования.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных учёных, занимающихся выбранной нами проблемой таких как: Ю.П. Азаров, Н.С. Воробьева, И.В. Иванова, П.Ф. Каптерев, В.М. Лещинский, Е.М. А.С. Макаренко, Н.С. Пряжников и др.

Структура представленной работы включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы профориентационной работыс младшими школьниками

1.1Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Выбор профессии – это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь.

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой. Частные аспекты и вопросы исследовались философами, социологами, педагогами и психологами. Так феномен профессионального выбора описан в трудах Е. И. Головахи, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. С. Кона, Н. С. Пряжникова и других ученых. Однако в настоящее время теоретические аспекты проблемы профессионального выбора все еще недостаточно разработаны, нет однозначности в понимании ситуации выбора профессии [18. с. 224-227.].

Дети в младшем школьном возрасте еще сохраняют многие психологические качества, присущие дошкольнику. В их поведении до сих пор прослеживается легкомыслие и наивность, однако, логика мышления меняется. Постепенно утрачивается детская непосредственность, развивается интерес к познавательной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте социальный статус ребенка меняется. И если в три года дошкольник претерпевает кризис «я сам», то в возрасте семи лет - это психологический кризис социального «я», в течение которого школьник приспосабливается к новым социальным условиям. Развитие его в большой степени связано с тем, насколько успешно он приспособится, найдет свое место в этом новом для него мире.

В целом, к шести годам, дети психологически готовы к получению образования в школе. В период вступления в новый этап своего развития у ребенка уже сформированы новые качества и умения, а именно:[15, с.702] умение контролировать поведение;стремление к коллективной деятельности;овладение речью;способность к сотрудничеству;способность обобщать.

Психолого-педагогические особенности в младшем школьном возрасте напрямую зависят от коренного изменения во всей привычной жизни ребенка. В нее начинают входить новые обязанности, меняется его отношение с людьми. На этапе начальных классов дети осуществляют деятельность, для которой требуются произвольность и обязательность.

Происходят изменения и физиологического характера, которые непосредственно влияют на психологические изменения: рост замедляется, а вес увеличивается, активно развиваются мышцы. Благодаря развитию мышцы кисти ученик обретает способность быстро писать. Особенности психологического и педагогического характера школьников связаны с развитием нервной системы, в течение которого продолжает происходить формирование головного мозга и его полушарий[15, с.703]. Особенности психики ребенка характеризуются изменениями процессов торможения и возбуждения. Если у дошкольника торможение было развито слабо, то у школьников этот процесс начинает преобладать, хотя возбуждение до сих пор может проявляться достаточно сильно.

Развитие школьника младшего возраста может характеризоваться некоторой дисгармонией в плане психологии и физиологии. Это приводит к временной повышенной утомляемости, но, в то же самое время, и к большой потребности в активности. Что касается двигательных функций как таковых, то именно в младшем школьном возрасте они развиваются особенно интенсивно. Совершенствуются пространственная ориентация, выносливость, координация движений с помощью зрения. Школьники осваивают большое количество двигательных навыков, что заметно улучшает их способность к успешной спортивной деятельности. Последующее улучшения двигательной активности ребенка могут быть достигнуты благодаря занятиям разнообразными видами спорта.

Среднестатистический ребенок в возрасте 7-10 лет должен уметь: ловить мяч точно; завязывать шнурки; застегивать пуговицы; рисовать прямые линии; работать с ножницами; обводить пунктирные линии; дорисовывать рисунки по симметрии.

Но самые большие изменения касаются, все же, психологических и педагогических особенностей. Мощный толчок к развитию получают познавательные функции и нравственность.

Бурное развитие познавательной деятельности связано, прежде всего, с новым для младшего школьника процессом обучения. Не на последнем месте в развитии стоит и расширение контактов.

Восприятие детей младшего школьного возраста еще характеризуется неустойчивостью, однако, появляется особая любознательность. Ученик еще может допускать простейшие ошибки, например, путать цифры или похожие буквы, но это компенсируется живой любознательностью, благодаря которой он каждый день получает большой объем новой информации. Восприятие в возрасте 6-10 лет характеризуется малой дифференцированностью. Навыки анализа развиты еще слабо, поэтому учителя должны с помощью педагогических методов сформировать способность к наблюдательности и сосредоточенности через эмоциональную сферу[27, с.91]. Впрочем, восприятие детей младшего школьного возраста меняется очень быстро, и уже к концу первого класса оно становится дифференцирующим и анализирующим.

Внимание, как и восприятие, еще имеет множество характеристик, которые достались школьникам с дошкольного возраста. Оно неустойчиво. Дети в возрасте 7-10 лет могут концентрировать свое внимание на вещах им неинтересных. Однако непроизвольное внимание по-прежнему преобладает, поэтому в основе педагогических особенностей первого класса – научить формировать произвольное внимание. Если развито оно будет слабо, то все последующее школьное обучение станет невозможным. Развитие психолого-педагогических особенностей тесно связано с выработкой внимания и воли, необходимой для того чтобы сосредоточиться. Для их формирования в учениках младшего возраста закладывается мотивация к обучению и ответственность за успешность школьной деятельности.

Особым изменениям подвергается мышление школьников, которое из образно-эмоционального перерастает в абстрактно-логическое. В самом начале школьного пути дети до сих пор мыслят образно, согласно своим ощущениям, однако, процесс обучения должен развить в них способность понимать причинно-следственные связи. В начальных классах у ребенка начинает усиленно развиваться интеллект. В данном случае очень важно психолого-педагогическое воспитание, которое может дать школьнику учитель. Именно от педагогических особенностей и организации учебного процесса зависит то, в какой степени разовьется интеллект школьников. Согласно исследованиям, меняя методику и организацию педагогической деятельности, меняется и характеристика мышления школьников[27, с.92].

Развитие мышления во время обучения в начальных классах тесно связано с развитием речи. Словарный запас ребенка способен увеличиться до семи тысяч слов. Но самым важным навыком является изложение своих мыслей в устной и письменной форме согласно накопленному словарному запасу. Качество контекстной речи показывает уровень развития ученика.

Преимущество в развитии детей младшего школьного возраста достается именно мышлению словесно-логическому. Для его совершенствования в начальных классах требуются наглядные примеры. В течение образовательной деятельности у учеников выявляются различия, благодаря которым психологи разделяют школьников на три группы: теоретики, практики и художники. Первые отлично справляются с решением задач посредством речи, вторым для успешной деятельности нужны практические действия и наглядность, третьи характеризуются хорошим образным мышлением. В целом, в той или иной степени все дети владеют качествами всех трех групп с преобладанием какой-либо одной.

Помимо речи познавательная деятельность ребенка зависит от развития памяти, и в данном случае можно говорить о больших естественных возможностях запоминания, которые дети получают благодаря пластичности мозга и его бурному развитию. В этом возрасте происходит легкое дословное запоминание, но память, по-прежнему, характеризуется образным характером.

Отличие особенностей памяти в возрасте школьном от дошкольного – это целенаправленное запоминание не интересного, но необходимого для получения знаний материала. На развитии произвольной памяти основан успех учебной деятельности в последующие школьные годы. Педагогическая цель – развить различные виды памяти, такие как кратковременная, долгосрочная и оперативная, и способы запоминания.

Что касается воображения, то в начальных классах оно до сих пор должно иметь опору на предмет конкретный, однако, с течением времени точкой опоры становится именно слово, открывающее простор фантазии[7, с.851].

На развитие психологии школьников влияет как, непосредственно, учебный процесс и его качество, так и отношения с педагогами, одноклассниками, коллективом. В период начальной школы ребенок вырабатывает навыки поведения в социуме, ответственность за свои поступки, взаимопомощь и коллективизм. Именно в возрасте 6-10 лет особенно интенсивно начинают развиваться нравственные качества, большую роль, в становлении которых играет учитель. Психолого-педагогические особенности школьников таковы, что их психика обладает большой внушаемостью и податливостью, склонностью к доверию взрослым и подражанию им. Учитель приобретает в глазах учеников особенно большой авторитет, что дает ему право прививать те или иные нравственные качества и модели поведения.

Кроме развития памяти, внимания, восприятия и речи для успешной учебной деятельности важна мотивация, однако, у школьников младших классов ее еще недостаточно. Она отстает от интеллекта. Воля еще только формируется, поэтому мотивы осознаются детьми не до конца. Сформировать мотивацию помогает высокая самооценка, однако, с переходом из семьи в школу она претерпевает серьезные изменения. Это связано с тем, что сформированная до того оценка собственных сил редко совпадает с реальной оценкой возможностей[7, с.852].

Психология школьника такова, что самооценка находится в сильной зависимости от школьной успеваемости. Согласно ей, формируется мотивационная сфера. Период становления ребенка как школьника связан с тяжелыми переживаниями и дезадаптацией. Оценки, полученные в школе, влияют на самоопределение ученика. В соответствии с ними дети причисляют себя и своих одноклассников к категории отличников, двоечников, троечников и хорошистов. Такое разделение ведет к наделению себя и сверстников присущими каждой категории качествами. Дети не разделяют оценки за успеваемость от оценки собственной и своих способностей.

Так, у отличников она завышена, а у детей, которые справляются со школьной программой неудовлетворительно, самооценка начинает стремительно снижаться. Хотя в самом начале школьного пути ребята не согласны быть в категории отстающих, стремясь удержать высокую самооценку, постепенно потребность вырваться из числа двоечников и троечников становится слабее. Количество детей, которые занижают свои способности, к четвертому классу многократно возрастает.

Однако школьная успеваемость и общение с учителем и сверстниками – не единственные факторы развития самооценки. Большую роль продолжает играть семья, стиль воспитания и семейные ценности.

Особенности эмоциональной сферы школьника в психолого-педагогическом развитии

Когда у ребенка меняется свое самосознание, происходит полная переоценка ценностей. Значимые ранее вещи начинают терять смысл, появляются новые побудительные мотивы. На первый план выступает все, что связано с деятельностью в школе и познанием. Конечно, ребенок школьного возраста продолжает получать удовольствие от игры, но теперь она не столь важна и не так интересна[4].

В числе педагогических и психологических особенностей детей школьного возраста лежит упрямство. Так, ребенок будет упрямо придерживаться то или иной модели поведения столько времени, пока не пожелает изменить ее сам. Именно поэтому в самом начале школьного возраста важно вырабатывать самостоятельность.

Если же затрагивать психолого-педагогическую особенность эмоциональной сферы, то в данном случае можно выделить несколько аспектов ее развития.Дети в младшем школьном возрасте обладают большой отзывчивостью и эмоционально реагируют на происходящие вокруг них события. У них присутствует непосредственность, благодаря которой они могут искренне выражать свои переживания. При этом, у них ярко проявляется эмоциональная неустойчивость: смена настроений, кратковременные периоды аффектов. Причем, на психологическое и эмоциональное состояние во многом начинает влиять успеваемость в школе и общение с одноклассниками [20].

В период обучения в младших классах дети еще не могут грамотно воспринимать и анализировать ни свои, ни чужие эмоции, поэтому, зачастую поведение сверстников психологически воспринимается неправильно. Чувство эмпатии пока еще не развито, а поведение ребенка начинает отражаться на его психологическом состоянии, поэтому именно на внешние проявления нужно обращать пристальное внимание.

В школьный период ребенок начинает дифференцировать свою внешнюю жизнь от внутренней, и на это влияют изменения модели его поведения. Появляется так называемая смысловая основа поступка, которая является звеном между деланием действия и, собственно, действием. Выражается это в адекватной оценке необходимости и результата действия. Однако помимо интеллектуальной составляющей смысловая основа поступка характеризуется и эмоциональной, ведь в ней заложен индивидуальный смысл конкретных действий. А значит, ребенок анализирует поступок через призму своих желаний, отношений с окружающими людьми, а также изменений в них.

1.2 Формирования представлений о профессиях у младших школьников

В мире так много разных профессий, и все они очень интересные... Кем же стать? Какую профессию выбрать? Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы, так как перед учащимися не стоит проблема выбора профессионального пути. Но поскольку профессиональное самоопределение связано со всеми этапами развития личности, младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для дальнейшего выбора профессиональной сферы[28,c.701].

На первой ступени общего образования, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой специальности есть область, которую можно представить в виде наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала, ребенок мог чувствовать себя уверенно, осмысленно анализировал профессиональную сферу.

Целью и задачами профориентационной работы в начальной школе являются[19,c.622]:

расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности;

расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей и мире профессий, а также предоставление учащимся возможности в игровой ситуации «примерить на себя различные профессии»;

выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

При организации профориентационной работы используются самые разнообразные внеурочные формы:

мастер-классы,

создание презентаций о различных профессиях,

конкурсы,

выставки рисунков,

чтение книг,

классные часы,

викторины,

встречи с родителями,

с людьми интересных профессий и т.д.

Огромную помощь в знакомстве с различными профессиями оказывают родители: одни проводят встречи с детьми и рассказывают о своих профессиях, другие подбирают загадки профессиональной направленности. Очень интересными оказались задания, которые составили родители по своим профессиям. Ребята с удовольствием и гордостью выполняли задания своих родителей, писали диктанты, решали задачи, кроссворды. Вот некоторые из этих заданий.

Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому я даю советы родителям о том, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель помогает родителям разобраться с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Смысловая ориентировка – это важная психологическая особенность развития школьника, которая постепенно исключает детскую непосредственность из его поведения. Благодаря этому младший школьник учится думать прежде, чем что-либо совершить, также это связано с потребностью скрыть свои переживания, чтобы окружающие не узнали о его колебаниях. Иными словами можно сказать, что внешнее поведение становится различным от внутреннего мира ребенка. Появляется двойственность, хотя открытость и искренность пока являются важными психологическими чертами его поведения. Изменения в психике ребенка, начало школьной деятельности, оценка собственных сил приводят к кризису семилетнего возраста, который можно охарактеризовать как обобщение переживаний[4].

Череда успехов или неуспехов, которые повторяются изо дня в день, часто формируют комплексы неполноценности или, наоборот, исключительности. С течением времени комплексы могут пропадать или изменяться, однако, часто они, наоборот, становятся частью личности, его психологией, и оказывают серьезное влияние на личности, взаимоотношениях ребенка с внешним миром далее. В возрасте семи лет у школьника появляется логика чувств, которая развивается именно благодаря обобщению всех переживаний, между которыми устанавливается определенная связь.

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников[19,c.622].

Проведенная работа в этом направлении позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Выводы по первой главе

В период обучения в младших классах дети еще не могут грамотно воспринимать и анализировать ни свои, ни чужие эмоции, поэтому, зачастую поведение сверстников психологически воспринимается неправильно. Чувство эмпатии пока еще не развито, а поведение ребенка начинает отражаться на его психологическом состоянии, поэтому именно на внешние проявления нужно обращать пристальное внимание.

Резюмируя все вышесказанное, психолого-педагогическое развитие младшего школьника отличается бурными переменами в восприятии и поведении. Главной задачей в этом возрасте продолжает оставаться познавание мира, однако, способы познания меняются. На первый план выступает произвольное внимание и интеллект, логическое мышление и способность обобщать.Важно заметить, что в период начальной школы формируется отношение к окружающему миру и модели поведения, закладываются психология школьника и нравственные качества, многие из которых не будут подвергаться изменениям на протяжении всей жизни.

Важно заметить, что в период начальной школы формируется отношение к окружающему миру и модели поведения, закладываются психология школьника и нравственные качества, многие из которых не будут подвергаться изменениям на протяжении всей жизни.

Глава 2. Педагогические возможности профориентационной работы с младшими школьниками

2.1 Методы и средства формирования представленийо профориентационной работеу детей младшего школьного возраста

Всовременном понимании урок технологии - это не только процесс репродуктивной деятельности, в ходе которой младшие школьнии выполняют трудовые действия и воспроизводят предлагаемый учителем объект труда, но и урок, направленный на формирование умений планировать свою деятельность, на осознанное восприятие школьником учебной информации, конечным результатом которого является творческое использование каждым ребенком багажа полученных знаний и умений[12,c.1090].

При организации трудового обучения важно использовать разные методы. Под понятием метод в педагогической практике понимают упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечаются, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. Методам воспитания и обучения, от которых зависит немалый успех совместной работы учителя и детей на уроках, в том числе и на уроках технологии, посвящен не один десяток исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания. Но, несмотря на это, методы формирования трудовой культуры в методических пособиях явно, не выделены. [5].

Есть классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, инструктивно-практические и частично- поисковые, побуждающие и поисковые.

Многообразие методов, предлагаемых в педагогике, дает возможность выбрать из них наиболее приемлемые для трудового обучения. По трактовкам многих педагогов, метод обучения – это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. От цели обучения зависит выбор методов обучения.

Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А. предлагают традиционную классификацию методов, их по общему признаку – источник знаний[22].

Методы:

практические методы: опыты, упражнения, лабораторные, учебная практика или практические работы и др.;

наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия;

игровые: дидактические, сюжетные, познавательные игры;

творческие проекты: интеллектуальные, материальные, экологические и др.;

видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.

Кроме перечисленных традиционных методов обучения имеются еще современные методы, сюда относят проект, имитационные и деловые игры, информационные технологии, дискуссии, тренинги.

Многообразие методов, используемые в педагогике дает широкие возможности в работе, но из всего перечисленного для опытно-поисковой работы мы выделим беседу, как наиболее часто используемый метод в педагогической работе.

Беседа (в психологии) – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации[23].

Беседа применяется практически на каждом уроке технологии, к какому бы типу он ни относился на уроке-практикуме, уроке – опыте, уроке-экскурсии, кино–уроке. Она нужна, при освоении новой теоретической информации проявил максимум активности по возможности, сразу же превратит информацию в знание, поэтому цель метода беседы состоит, главным образом, в активизации умственной деятельности ребенка[17].

В начале урока беседа позволяет ввести учащихся в содержание и задачи темы, в конце актуализировать знакомый материал, выяснить возможность применения его в новой учебной ситуации, проконтролировать уровень усвоения темы.

Таким образом, суть метода беседы состоит в постановке ряда вопросов, на которые ребенок должен ответить прямо сейчас.

Для ответов может быть использован личный опыт ребенка, материал учебника, ряд иллюстраций, меловые эскизы и схемы, нарисованные на доске, образцы изделий и др.

Беседы с обучающимися в начальных классах желательно строить с элементами игры. Например, в беседе «Что из чего делается?» вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Беседа начинается с загадки: «Стоят в поле сестрички – Желтый Глазок, Белые Реснички. На каждой ресничке – вопрос. Сколько учеников, столько и вопросов. Ответил на вопрос – оторвал лепесток. Кто больше наберет лепестков, тот и победит». Живой интерес вызывает беседа – рассказ вещей о себе («Меня зовут карандаш» «Меня зовут стеклянная банка» и т.п.): кто производит эти предметы, какие материалы необходимы для их изготовления, для чего они нужны (кто пользуется этими предметами?) и т.д. [17].

Еще один из видов бесед – беседа с приглашенными специалистами.Важно помнить, что специалистов необходимо готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Как правило, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии.

Рекомендуем следующий алгоритм проведения встречи со специалистами:

договориться с родителями о визите, о цели посещения, сроках;

определиться с экскурсоводом (это может быть родитель);

экскурсовод рассказывает о работе предприятия в целом и о занятии (деятельности, работе) отдельно взятого работника – родителя.

Результатом подобного мероприятия могут стать не только новые знания о профессиях, яркие впечатления от коллективной поездки, интересные фотографии, но и гордость конкретного ученика за родителей, профессии которых являются значимыми для современного общества.

Кроме педагогических методов, разберем какие типы уроков можно использовать в трудовом обучении.

Урок-практикум. На нем учащиеся, разобравшись в поставленной задаче, самостоятельно практически изготавливают изделие цель для ребенка – самостоятельное изготовление игрушки.

Урок-опыт. Цель для ребенка–участие в необычной работе, в открытии, а узнавании нового не со слов учителя, а самостоятельно. учитель уточняет ее, приобщает ребенка ко всем этапам исследовательской деятельности. в содержании - теория об исследовании механических свойств материалов.

Урок-экскурсия. Цель-получение новых положительных эмоций, развитие интереса ко всему на свете. Экскурсии в школьную мастерскую, в парк для сбора растительных природных материалов.

Кино и видео урок. Цель-получение новых положительных эмоций, развитие интереса ко всему на свете. Кино урок-процесс изготовления бумаги и ткани, использование древесины.

Особое внимание уделим урокам – экскурсиям, слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого–либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними[17].

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции [20]:

С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью и с практикой.

Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить с производством, с применением научных знаний.

Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности.

Вразработке цикла уроков, мы будем применять экскурсию, как способ закрепления знаний и понятий о труде у детей младшего школьного возраста, и как практический способ увидеть целостный производственный процесс во время трудовой деятельности профессионального работника.

Для разработки уроков технологии по формированию представлений о труде у детей младшего школьного возраста, необходимо знать содержание трудового обучения. За основу курса «Технология» был взяты основные позиции из курса «Трудовое обучение», чтобы увидеть сходства и различия проведем анализ этих программ [6, с. 47].

При анализе программ курса «Трудовое обучение» и образовательной области «Технология» выявляются различия не только в методах обучения,задачах и целях, но и в роли учителя при реализации рассматриваемых программ. Наглядно это может быть представлено в виде таблицы.

Таблица 1– Анализ программ «Трудовое обучение» и «Технология»

Сравниваемые

Позиции

Программа

«Трудовое обучение»

Программа

«Технология»

Главенствующие

методы обучения

информационно-репродуктивные

творческие,

развивающие

Основная роль

учителя

сообщение готовых знаний, формирование умений и контроль их

усвоения

организация

творческой учебной

деятельности

Стержневой элемент

программы

Обучение знаниям,

умениям и навыкам

проектная творческая

деятельность

Из анализа данных программ мы видим, что основу программы «Технология» составляет творческое начало, а в программе «Трудовое обучение» главным составляющим является информация. Получается, что в программе «Технология» знания, умения и навыки отходят на второй план.

На сегодняшний день существует несколько программ трудового обучения: «Изобразительное искусство и художественный труд» С.И. Гудилиной, «Ручное творчество» Н.А. Цирулик, «Трудовое обучение» В.И. Романиной, В.Г. Машинистова, Н.М. Конышевой, «Художественно-конструкторская деятельность» (основы дизайнобразования) Н.М. Конышевой и т.д.

Всистеме развивающего обучения Л.В. Занкова представлена программа «Ручное творчество» Н.А. Цирулик. Автор утверждает, что для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка важен предмет.

«Ручное творчество», он способен уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка активной физической, снизить утомляемость в процессе обучения. Общее развитие детей предполагается посредством специфических средств, присущих данному предмету. Процесс изготовления вещи, кроме «схватывания» предмета или изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями, предполагает анализ и синтез, поиск вариантов достижения цели, сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом, их корректировку. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Интерес к своему труду и к труду своих товарищей, формируется при помощи самостоятельности и разнообразия выполненных заданий, а также незапланированные высказывания, оживленные реплики, и они ни в коем случае не должны пресекаться, а напротив, нужно дать простор непосредственным, живым реакциям детей[22].

Анализ программы «Технология» О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой образовательная система «Школа 2100» в содержательной линии показал такие же разделы основных видов деятельности – это работа с теми же материалами, которые описаны в типовой программе. Обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продукт творческого мышления,максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно - нравственных качеств[1,c.80].

Впрограмме О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой преобладает деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей начинается уже с 1 класса, чего нет в традиционной программе по трудовому обучению[11,c.47].

Впрограмме имеется четко выдержанный организационный момент,строится в ходе урока целостный трудовой процесс, от организации рабочего места, до конечного результата и уборки рабочего места. Художественно-творческая деятельность в трудовом процессе выступает как мотивация к трудовой деятельности, интерес к работе, к результату, к пониманию своего творчества. Знакомство детей с профессией и трудом взрослых уже начинается с первого класса, а в ходе проведения уроков в организационной части можно ввести беседы и экскурсии с ознакомляющим значением по профориентации детей, что немаловажно в формировании понятий о труде.

Обе проанализированные программы по трудовому обучению включают в себя работу с традиционными материалами: бумага, картон, пластилин, природный материал, нитки и ткань.

Разделы основной (традиционной) программы трудового обучения в начальной школе в большей степени построены с учетом изучения младшими школьниками всевозможных материалов. Таких разделов четыре:работа с бумагой и картоном;работа с тканью;работа с различными материалами;техническое моделирование.

Для того, чтобы ввести новое и нестандартное в эту стабильно неизменную схему, предлагаем выделить и рассмотреть новую группу нетрадиционных материалов, которая поможет значительно расширить и разнообразить перечень видов деятельности на уроках труда по данным разделам.

Под термином «нетрадиционные» подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы. Это может быть, например, применение упаковочного гофрированного картона для выполнения различных композиций, возможность замены дорогостоящего бисера различным бросовым материалом и т.д. [21].

Классификация нетрадиционных материалов:

Бумага и картон–техническая бумага, гофрированный картон, упаковочный тарный (трехслойный, пятислойный),упаковочный кондитерский,картонажные изделия (коробки, стаканчики, упаковки и т.п.).

Бросовый материал–природные материалы (скорлупа, кожа, мех, пух, перо), дерево (опилки, стружка, шпон), металл (проволока, жестяные банки, тюбики из-под крема), пластик (трубочки от фломастеров, стержней, изоляция с телефонных проводов, упаковки с ячейками в коробках конфет, пластиковые футляры«киндер–сюрпризов» и др.).

Волокнистые материалы:натуральные (вата, марля, шпагат, пенька, нитки), синтетические (синтепон, поролон).

Данный список предложенных материалов далеко неполный, его можно видоизменять, пополнять, по усмотрению и фантазии педагога.

Учащиеся начальных классов при работе с нетрадиционными материалами знакомятся с их физическими, механическими и технологическими свойствами, получают сведения об изготовлении и предназначении данных материалов. Это расширяет их общий кругозор.

При работе с нетрадиционными материалами, за счет повышения интереса через знакомство с новым материалом, к самому трудовому процессу у детей, можно решить поставленные цели, повысить мотивацию к труду, дать общественную значимость труда, повысить интерес к трудовой деятельности.

Проведенный нами анализ программ и методической литературы позволяет нам разработать цикл уроков, включающих цикл бесед по ознакомлению детей с трудом взрослых, профессиями, их значением в жизни человека.

Педагогическая наука рассматривает трудовое воспитание как органичную часть общего процесса воспитания подрастающего поколения.

На основе анализа психолого-педагогической, методической и дидактической литературы нами было выявлено, что:

Труд – это:

-Физическая или интеллектуальная деятельность, приносящаяконкретныйрезультат,который можно увидеть, потрогать, услышать, почувствовать; его можно измерить и оценить в различных системах счисления.

-Целесообразная, материальная, общественная, орудийная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества;

-Деятельность человека, в процессе которой он затрачивает свои физические и психические возможности, для удовлетворения физиологических и моральных потребностей.

Из всего сказанного можно подвести итог, что основа труда – деятельность, а в нашем исследовании мы рассмотрим один из видов трудовой деятельности, в процессе которой будут формироваться представления о труде у детей младшего школьного возраста.

Трудовая деятельность – это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание благ[9].

Детский труд – это упорядоченный, планомерный процесс, организованный взрослым с воспитательными целями, он отличается от взрослого труда системой внутреннего содержания, назначением, результатом.

Наша тема звучит как формирования представлений, в нашем понимании представление – это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из нихобозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.

Можно подвести итоги анализа – теоретической работы, сформировать выводы и определить направляющие стороны для опытно–поисковой работы.

Исходя из проведенного нами анализа методической, педагогической, философской литературы сделаем выводы по проведенному исследованию и отметим, что под педагогическими средствами формирования понятий о труде мы понимаем те приемы и способы действия педагога, которые он будет использовать для достижения поставленной цели. В качестве средства формирования понятий о труде у детей младшего школьного возраста будет выступать целостный трудовой процесс, организованный на уроках технологии.

Из анализа педагогической литературы выявили, что понятия о труде у младших школьников можно сформировать несколькими способами:

- Донести до их сознания знания о компонентах труда: организация труда, поэтапное планирование труда, организация рабочего места.

- Дать общие понятия о технологии: технологический процесс и знакомство с производственным процессом.

- Познакомить детей с трудом взрослых, с профессиями, их видами,взаимосвязи, ценностями труда, значении для жизни человека.

- Организовать трудовой процесс на уроках технологии.

2.2 Профориентация средствами учебных предметов

Профориентация через учебный предмет – одно из ведущих направлений профориентации школьников. В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии. Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами.

Предметы естественно–математического цикла преимущественно знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики конкретного экономического региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями.

Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.

Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель-предметник должен:

- знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;

- изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у школьников общественно-значимые мотивы выбора профессии;

- консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Данные требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка предполагает, прежде всего, знание цели, задач и путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания конкретного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе выделяются следующие этапы работы учителя-предметника:

Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы. Подбор соответствующих наглядных пособий.

Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического региона.

Изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.

Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.

Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.

Углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Работу по профессиональной ориентации учителю следует начинать с уяснения для себя перечня профессий и специальностей, с которыми в процессе учебной деятельности,возможно, будет ознакомить школьников. Необходимо показывать связи массовых профессий и профессий, требующих среднего и высшего специального образования. Отношение профессий и специальностей можно изображать в виде схем, таблиц, альбомов с кратким текстовым материалом, характеризующим деятельность учебных заведений.

Отбор профессий для ознакомления с ними учащихся на уроках и во внеклассной работе следует проводить с учетом характера программного материала и конкретных условий района, города.

Профориентационные занятия для младших школьников направлены на создание у них конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями.

В процессе трудового обучения принципы играют немалую роль. Они формируются в соответствии со спецификой содержания обучения или на основе закономерностей усвоения знаний, умений и навыков. Эти принципы используются и при формировании трудовой культуры.

Основной принцип, которым руководствуются в трудовом обучении – это принцип политехнизма. Согласно ему, дети на примере конкретных объектов техники, технологических процессов и трудовых приемов изучают общие научно–технологические основания технической деятельности.

Принцип научности предполагает глубокое и доказательное раскрытие изучаемого материала, мировоззренческого и эстетического содержания его идей и т. д.

Принцип проблемности позволяет использовать проблемы, задания, вопросы, которые необходимо решить ребенку самому.

Наглядный принцип обусловлен тем, что наглядность – одно из важнейших средств познания окружающего мира.

Принцип активности и сознательности позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие возбуждению потребности и интереса к овладению знаний.

Принцип доступности требует учета возрастных особенностей и недопустимости чрезмерного усложнения информации и перегрузки ей.

Принцип систематичности и последовательности обеспечивает последовательное усвоение детьми определенной системы знаний в науке.

Принцип прочности требует переработки научных знаний и прочного усвоения работы (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.)[16].

Принцип алгоритмизации позволяет учащимся осознавать процесс усвоения знаний и владеть приемами учения, вводить в процесс обучения приемы и средства самостоятельной добычи знаний[5].

Развивать представление младших школьников о мире профессий можно на уроках математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, технологии и других. В ходе обучения можно использовать различные приемы работы: сочинения о будущей профессии, совместные творческие дела профориентационной направленности, разноуровневые задания на уроках, психологические игры.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться посредством проведения мини-бесед о профессии, о которой говорится в условии задачи либо при ее решении, а также показать роль и значимость данного предмета в жизни и деятельности людей[26].

Уроки окружающего мира существенно влияют на решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесник, лесничий, строгальщик в деревообработке и т.д.).

На уроках русского языка для младших школьников можно подобрать задания, связанные с определенной профессией. Например, при проведении словарного диктанта можно использовать названия следующих профессий: директор, воспитатель, полицейский, врач, агроном, токарь, учитель, водитель. Школьники записывают слова, ставят ударение и подчеркивают безударные гласные, которые нужно запомнить. Данное задание можно представить в игровой форме. Также на уроках русского языка учитель предлагает детям карточки с названиями различных профессий, учащиеся должны написать в своих тетрадях 4–6 предметов труда (например, врач: бинт, таблетки, вата; учитель: указка, мел, интерактивная доска и т.д.).

На уроках литературного чтения знания младших школьников пополняются первоначальными представлениями о том, какую роль играет труд в жизни взрослых. Например, в книге А. Маркуша «Кто ты?» автор очень подробно останавливается на таких профессиях[18]:лесничий, повар, строитель, сталевар, капитан дальнего плавания, летчик, радист, почтальон, слесарь–сборщик.

Книга написана простым, доступным языком. Кратко описаны яркие характеры героев, представленных профессий. В ходе беседы дети выясняют и закрепляют свои знания о прочитанных профессиях, о людях, занятых ими.

Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии, которые вносят большой вклад в решение задач трудового воспитания. Например, на уроках технологии можно познакомиться с профессиями строителя, плотника, инженера, построив дом из веток и бревен. Изготавливая торшер, мебель, посуду, можно научить детей создавать уют в доме. При знакомстве с тканью и нитками можно в качестве примера изучить профессии портного и модельера, в ходе урока дети учатся шить, пришивать пуговицы, снимать мерки, чтобы сшить одежду.

В структуру уроков начальной школы рекомендуется включать профориентационные игровые занятия, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными и интересными[14,c.164].

Игровые методики для младших школьников включают в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворения о труде.Они очень привлекают учащихся и в увлекательной для них форме вводят в мир труда и профессий взрослых.

Профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Мегамаркет» (на уроке математики), «Экскурсовод» (урок окружающего мира). В таких играх дидактическая задача урока связана с профориентационной. Например, в игре «Мегамаркет» обучающимся предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача, а именно закрепление навыков устного счета и воспитательная, то есть культуру общения. В игре «Экскурсовод» школьники знакомятся с различными видами производства, с орудиями труда, в этой игре у младших школьников развивается память, наглядно–образное мышление, которые лежат в основе познавательной деятельности[8].

Таким образом, для более эффективного проявления у младших школьников интереса к труду взрослых нужно вводить информацию о профессиях в процессе обучения. Беседы, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно реализовываться на уроках литературного чтения, русского языка, математики.

2.3 Внеурочная профориентационная работа

Формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к профессиям, создание условий для получения первоначального представления о различных видах трудовой деятельности – в решении этих и других воспитательных задач как нельзя лучше, помогает внеурочная деятельность.

Главная идея такой работы: это дать ученикам представление об различных профессиях, обогатить знания детей о современных профессиях, развивать кругозор, активизировать речь детей, расширить словарный запас, воспитать уважение к людям различных профессий [10, c. 104].

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с первого класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

Занятия по внеурочной деятельности – прекрасная возможность для творчества и фантазии ребят по профориентации. Работая в группах, в парах и индивидуально обучающиеся готовят проекты, выпускают стенгазеты о профессиях, участвуют в конкурсах рисунков, в спортивных соревнованиях, в научно –практической конференции младших школьников[10,c.103].

Таким образом, занятия во внеурочной деятельности дают обучающимся большие возможности для развития интереса к миру профессий.

Разнообразная внеурочная деятельность младших школьников в полной мере способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся. Введение ФГОС в начальной школе позволило предоставить нашим детям широкий спектр кружков, секций, творческих объединений для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время, т.е. организовать соответствующее пространство для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка[24].

Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с первого класса и имеет логическое продолжение в следующих классах.

У учащихся начальных классов только начинает складываться интерес к профессиям. Общественно–полезная деятельность, в которой участвуют дети (а это может быть уход за растениями, изготовление поделок и игрушек, ремонт книг и др.), оказывает определяющее влияние на формирование их интереса. Когда дети видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовольствие. Для учащихся начальных классов необходимы и важны наглядность и смена видов деятельности, очень важен отбор материала, соответствующий возрасту и интересам ребенка, поэтому цель профориентационной работы в первом и третьем классе будет несколько различаться[20].

Так же можноорганизовывать встречи с представителями разных профессий. Чтобы «оживить» эти встречи, можно заранее провести с ребятами подготовительную работу: подобрать загадки, составить кроссворды, синквейны по профессиям, с представителями которых ожидается встреча. А еще подготовиться к встрече ребятам помогут материалы профориентационного уголка.

Тематика классных и информационных часов по профориентации разнообразна. Это: «Профессии наших мам и пап», «Как путешествует письмо», «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Кто помогает нам отдыхать», «Труженики села» (ко Дню работника сельского хозяйства), «Учитель - звучит гордо» (ко Дню учителя). Любой профессиональный праздник может стать темой классного или информационного часа.

Ребята очень любят утренники, потому что вместе с ними в них принимают участие и их родители. Темы утренников разнообразны[20]:

«Все профессии важны», «Ярмарка профессий», «Мир профессий». Игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»,

игровые упражнения: «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на букву С, связанных с данной профессией» –разнообразят любое внеклассное мероприятие.

Каждый ученик считает себя лидером, победителем, поэтому ребята очень любят участвовать в викторинах: «Океан профессий», «Все о профессии», конкурсных программах: «Мир профессий», «Угадай профессию», «Умники и умницы».

Значимым аспектом воспитания будущего труженика является формирование продуктивного опыта в профориентационной работе на пропедевтическом этапе профессионального самоопределения (1–4-й классы). Продуктивный опыт младшего школьника – интегративное и динамичное личностное качество, обеспечивающее проявление субъектной позиции ребенка, ориентированной на преобразовательную деятельность по созданию субъективно нового и общественно ценного продукта, имеющего эмоциональную привлекательность.

В соответствии с программой в I полугодии 1-го класса проводится изучение особенностей представлений младших школьников о мире труда и профессий. На диагностические процедуры отводится 8 часов. В целом, в каждом классе, со 2 по 4, выделяется по 34 часа в год, а в 1 классе – 33 часа. Таким образом, количество часов, отводимых на данный курс, составляет 135 часов.

Занятия проводятся в форме внеурочных занятий, экскурсий, встреч с представителями различных профессий, кружков, защиты проектов, диспутов, соревнований, поисковых исследований. Их ведут не только педагоги школы, но и педагоги учреждений дополнительного образования, работники учреждений культуры, представители различных организаций. В развитии потенциала обучающихся принимают участие их родители. В период каникул организуются профориентационные экскурсии.

В результате изучения курса у младших школьников сформируются:

первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно–трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда

других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Итак, можем сделать вывод: работа по профориентации в начальной школе должна быть планомерной и целенаправленной; при самоопределении учащихся необходимо использовать различные формы профориентационной работы.

Выводы по второй главе

Профориентационная работа в начальных классах не ограничивается одним видом деятельности.Поэтому используются разнообразные приемы и методы, особенно в 3–4 классах: мини-лекции о содержании профессии, рисуночные методики, игры, связанные с профессией, беседы со специалистами – родителями и просто со специалистами, оформление уголка профессии или папки с вырезками из газет, журналов, фотографий с экскурсий на предприятия и др.

Таким образом, для более эффективного проявления у младших школьников интереса к труду взрослых нужно вводить информацию о профессиях в процессе обучения. Беседы, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно реализовываться на уроках литературного чтения, русского языка, математики.

Занятия во внеурочной деятельности дают обучающимся большие возможности для развития интереса к миру профессий.

Итак, можем сделать вывод: работа по профориентации в начальной школе должна быть планомерной и целенаправленной; при самоопределении учащихся необходимо использовать различные формы профориентационной работы.

Заключение

Профориентационная работа в начальных классах проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеучебной деятельности.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.

Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Анализ путей и средств формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения позволил выявить, что процесс формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий; используются разнообразные методы и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения.

В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.

Таким образом, для более эффективного проявления у младших школьников интереса к труду взрослых нужно вводить информацию о профессиях в процессе обучения.

В период обучения в младших классах дети еще не могут грамотно воспринимать и анализировать ни свои, ни чужие эмоции, поэтому, зачастую поведение сверстников психологически воспринимается неправильно. Чувство эмпатии пока еще не развито, а поведение ребенка начинает отражаться на его психологическом состоянии, поэтому именно на внешние проявления нужно обращать пристальное внимание.

Резюмируя все вышесказанное, психолого-педагогическое развитие младшего школьника отличается бурными переменами в восприятии и поведении. Главной задачей в этом возрасте продолжает оставаться познавание мира, однако, способы познания меняются. На первый план выступает произвольное внимание и интеллект, логическое мышление и способность обобщать.

Важно заметить, что в период начальной школы формируется отношение к окружающему миру и модели поведения, закладываются психология школьника и нравственные качества, многие из которых не будут подвергаться изменениям на протяжении всей жизни.

Итак, можем сделать вывод: работа по профориентации в начальной школе должна быть планомерной и целенаправленной; при самоопределении учащихся необходимо использовать различные формы профориентационной работы.

Список литературы

Агеева, Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый. – 2017. – С. 79–82.

Алмазов, Б. Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу / Б.Н. Алмазов. – Москва: Дата Сквер. – 2017. – 248 c.

Виртуальная справочная служба "Спроси библиографа" – http://www.vss.nlr.ru/archive_catalog.php?rid=2033

Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. Выготский. – Москва: Студия АРДИС. – 2014. – 833 c.

Голубева, М. В. Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей / М.В. Голубева. – Москва: Амфора. – 2015. – 606 c.

Гребенников, И.В.; Ковинько, Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь; Москва: Политиздат – Москва. – 2012. – 319 c.

Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 850–852.

Клепикова, Е.А., Милованова Л.А. лучших руководителей Международного студенческого форума 2017 (Москва февраль 2018) Профориентация через учебные предметы в начальной школе. Студенческий научный форум – 2017. – https://scienceforum.ru/2017/article/2017031675

Козловская, С. Н. Технологии организации профориентационной работы в школе / С.Н. Козловская. – Москва: ИНФРА–М. – 2017. – 176 c.

Лаптева, С.А., Виллер Н.С. Система профориентационной работы в начальной школе с использованием возможностей внеурочной деятельности. Научный альманах № 12–3 (26). – 2016. – С. 102–105.

Лутцевой Е.А. Современный урок технологии. Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 1. – С. 45–48.

Махлеева Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 1088–1090.

Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории /М. И. Махмутов. – Москва: Педагогика. – 1975. – 368с.

Миниахметова Г. Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб: СатисЪ. – 2014. – С. 160–165.

Митичева Т. И., Шадрина Я. А. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 700–703.

Небыкова, С. И. Заметки школьного психолога. Как помочь ребенку? Неосоционический практикум / С.И. Небыкова. – Москва: Феникс. – 2015. – 160 c.

Образовательная система «Школа 2100». ФГОС. Примерная основная общеобразовательная программа. В 2–х книгах. Книга 1. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд.2–е, испр. – Москва: Баласс. – 2011. – 416 с.

Петрова Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях // Молодой ученый. – 2016. – №22. – С. 224–227.

Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 619–623.

Пряжников Н.С. Профориентология. Учебник и практикум. И: Юрайт. – 2016. – 406 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Москва – 1940. – 383 с.

Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Москва: ИЦ Академия. – 2012. – 608 c.

Стандарты второго поколения. Примерные программы начальногообщего образования. Часть 1. – Москва: Просвещение. – 2008. – 320 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897ФЗ. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Сайт]. - http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf/

Федорова Т. А., Оловникова И. Н. Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого–педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2017. – №14. – С. 662–664.

Фомкина, Т.А. Организация профориентационной работы [Электронный ресурс] / Т. А. Фомкина. – Режим доступа: http://portfolio.uga.akipkro.ru/blog/fomkina /5/2012/01/11/rabot. – 22.12.2016.

Чикишева О. В. Психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 90–92.

Шадрина, Я. А. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 700–703.

Просмотров работы: 268