Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что человеческая психика в подростковом возрасте находится на этапе формирования, поэтому нередко возникает множество проблем с учебой, социальными взаимоотношениями. Это приводит к попыткам уйти от реальности, заменив ее виртуальным миром. Доступность интернета, анонимность контактов, иллюзорная свобода притягивают к себе и в долгосрочной перспективе становятся причиной формирования психологической зависимости от интернета, к которой присоединяются также физические признаки. Профилактика интернет-зависимости у подростков, проводимая в учебных заведениях и родителями, позволяет предупредить болезнь и ее последствия. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать основные направления профилактики интернет-зависимости подростков.
Зависимость подростков от интернета имеет несколько первопричин и выражается в разнообразных формах. По количеству времени, которое подросток проводит за компьютером, различают три стадии развития интернет зависимости: для первой стадии характерно изучение человеком возможностей интернета и подстраивание их под свои интересы и потребности. Тем самым подросток восполняет нехватку какой-либо информации либо внимания с помощью интернета. на втором этапе время, проведенное перед экраном компьютера, неуклонно возрастает, сферы использования интернета также расширяются: игры, тематический контент, поиск знакомых и новых друзей в интернете - все это становится для подростка одним из единственных источников информации и общения. Он полностью отвергает реальный мир и реальное общение в пользу интернета и виртуальной реальности. Третья стадия зависимости видна невооруженным глазом уже не только ближайшему окружению, но и посторонним людям - подросток проводит все свое время в сети, на любые попытки ограничить время, проводимое в интернете, наступает агрессивная реакция. Эта стадия является хронической стадией зависимости.
Причины возникновения интернет зависимости у подростков чаще всего носят психологический характер и зависят от психологических особенностей и склонностей личности подростка. Кто-то легко попадает в зависимость от различных интернет игр, для кого-то важным является анонимность общения в сети, в любом случае данные причины формируются с высокой скоростью и зависят от возрастных изменений и особенностей процесса формирования психики. Еще одной причиной формирования подобной зависимости выступает педагогическая запущенность детей и отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей. Попустительский или наоборот слишком авторитарный стиль воспитания, неумение родителей применять психологические и педагогические знания в процессе воспитания, отсутствие индивидуально внимания и подхода.
Интернет зависимость находит свое выражение в проявлении следующих признаков:
- подросток испытывает ощущение эйфории в момент нахождения в сети, при отсутствии возможности зайти в интернет наблюдается полная апатия к окружающему миру;
- подросток практически перестает выходить на улицу, в социум;
- подросток прекращает всякое общение с друзьями и знакомыми в реальной жизни;
- все разговоры сводятся к обсуждению интернет-технологий, сайтов и компьютерной тематики;
- происходит нарушение режима дня, сна и отдыха, приема пищи, гигиенических процедур;
- наблюдается стойкая тенденция к снижению двигательной активности;
- возникают трудности с обучением из-за неуспеваемости и невнимательности, полного отсутствия интереса к процессу обучения [5].
Также необходимо отметить, что как правило при попытках указать подростку на изменения, происходящие в его жизни, на его зависимость от интернета идет процесс полного отрицания и агрессия в сторону говорящего.
Зависимость от компьютерных технологий интернета не возникает на пустом месте и далеко не каждый человек ей подвержен. Существуют определенные факторы, которые провоцируют ее наступление:
- семейные проблемы и напряженный психологический климат в семье;
- трудности при построении общения со сверстниками;
отсутствие внимания и заботы со стороны родителей [1].
Уходя в виртуальную реальность, подросток стремится к отвлечению от проблем реальной жизни и поиску себя в интернет пространстве. Последствия интернет-зависимости достаточно тяжелые и требующие длительной и планомерной психологической рабаты с подростком. Они выражаются в следующих психологических проявлениях:
- полный отказ от активного образа жизни и живого общения с окружающими людьми;
- потеря интереса к событиям жизни вокруг; снижение аппетита и нарушение сна;
- возникновение эмоциональной нестабильности;
- чередование эмоциональных подъемов и резких спадов;
- агрессия при принудительном отключении компьютера и интернета [4, с. 510].
Родители – самые близкие люди для ребенка, которые направляют по жизни. Именно они способны защитить от интернет-зависимости, психологических и физических последствий погружения во всемирную паутину. Профилактика интернет-зависимости у подростков включает следующие рекомендации родителям:
1. Уделять больше времени подростку. Необходимо общаться с подростком, интересоваться его делами в школе, друзьями, занятиями в интернете.
2. Поддерживать увлечения ребенка, помогать развивать их. Если тинейджер не может определиться с хобби, родители могут помочь ему сделать выбор.
3. Записать ребенка в спортивную секцию. Физическая активность не только положительно влияет на физическое здоровье, но и улучшает психоэмоциональное состояние.
4. Стать примером для ребенка. Показать ему, насколько интересен мир без интернета, заниматься спортом, гулять, ходить на встречи с друзьями или в кино.
5. Показать своим примером, что долго находиться в сети неправильно и опасно не только для здоровья, но иногда и жизни.
6. Объяснить ребенку, что в интернете незнакомые друзья опасны, а общение с ним может иметь неприятные последствия не только для подростка, но его родственников.
7. Контролировать время, проведенное в интернете и сайты, которые посещает подросток. Родители могут зарегистрироваться в социальных сетях, где есть подросток и добавить его в друзья. Это не только позволит контролировать действия, но и повысит доверие друг к другу.
8. Научить ребенка правильно использовать всемирную сеть: для учебы, для общения с реальными друзьями. Рассказать ему, что в онлайн-играх или на неизвестных сайтах нельзя указывать настоящие персональные сведения.
9. Устраивать «дни оффлайн». Делать это необходимо ненавязчиво. Например, можно сходить в поход или съездить к родственникам или друзьям туда, где не ловит сеть.
10. Уделять больше времени учебе и самообразованию подростка. Помогать, направлять, давать советы, покупать книги, устраивать поэтические вечера, делиться впечатлениями о прочитанном, изучать вместе иностранные языки.
11. Прививать подростку нормы здорового образа жизни.
12. Уделять достаточное время ночному отдыху. Необходимо исключить сон с телефоном. Недостаток сна делает подростка более уязвимым к различным формам зависимости [2, с. 74].
Профилактика интернет-зависимости у подростков также дополняется работой педагогических сотрудников образовательного учреждения. Комплексный подход к предупреждению аддикции позволяет минимизировать опасность формирования заболевания, которое оказывает сильное негативное влияние на психику ребенка. С этой целью в школах используют следующие способы:
1. На уроках с детьми проводят компьютерные познавательные и развивающие игры, которые позволяют не только освоить сеть, но и использовать ее для развития.
2. Педагоги строго контролируют время работы за компьютером. Это не более 20-30 минут в течение урока. Это позволяет выработать привычку не засиживаться перед монитором.
3. На занятии происходит чередование работы с компьютером и другой деятельностью. То есть 20-30 минут, регламентированные ФГОС, прерываются 2-3 раза для отдыха или других занятий.
4. Учителя вовлекают подростков во внеурочную деятельность, а именно кружки, секции, которые развивают интересы, творческие способности.
5. Педагоги прививают любовь к здоровому образу жизни.
6. Работники образовательного учреждения активно сотрудничают с родителями. Это позволяет своевременно выявить аддиктивное поведение у ребенка и принять необходимые мероприятия по предупреждению усиления зависимости и перехода ее в хроническую форму [3, с. 240].
Таким образом, подводя итог, можно сделать общий вывод о том, что профилактика интернет-зависимости у ребенка проводится как родителями, так и педагогическими работниками образовательного учреждения. Важно, чтобы подходы по предупреждению интернет-зависимости не противоречили друг другу. Для этого родителям и педагогам необходимо взаимодействовать друг с другом, что позволяет выработать единый подход к проблеме, своевременно ее диагностировать и принять необходимые мероприятия по ее устранению на начальных этапах. При необходимости работа родителей и педагогов дополняется беседой с психологом.
Список литературы:
1. Анциферова Н. Профилактика интернет-зависимости у подростков. – 12.11.2019. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://nasrf.ru/baza-znaniy/drugie-vidy-zavisimostey/profilaktika-internet-zavisimosti-u-podrostkov. Дата обращения: 26.01.2020.
2. Капусникова М.Р., Каменева Е.А., Борщева Т.А. Негативные аспекты влияния социальных сетей на российскую молодежь // Психическое и психологическое здоровье человека в 21 веке: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. – Новороссийск: Московский гуманитарно-экономический институт, Новороссийский филиал, 2016. – С. 73-76.
3. Лозгачева О.В. Профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Екатеринбург, 2017. – С. 231-241.
4. Митичева Т.И., Хрустова Е.С. Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости подростков // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 509-511.
5. Федорова Р.М. Влияние социальных сетей на молодежь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 300–301. – Электронный ресурс. – Режим: http://e-koncept.ru/2017/770093.htm. Дата обращения: 26.01.2020.