По статистике Всемирной организации здравоохранения около 1,3 млрд. жителей планеты страдают нарушениями зрительных функций. Патологии зрения чаще встречаются у людей старшего (50 лет и старше) возраста, наибольший риск их развития отмечается для женщин. В мире свыше 45 млн. человек ежегодно теряют зрение. Коррекция аномалий рефракции с помощью контактных линз – это широко распространенный во всем мире и эффективный способ оптической помощи населению. Контактные линзы не бьются и не царапаются, не покрываются инеем зимой, не потеют летом. Линзы не ограничивают обзор и двигаются вместе с глазами. Кажется, стоит лишь свыкнуться с нахождением инородного предмета в глазу, как контактные линзы кажутся идеальной заменой очкам. Однако известны случаи ношения контактных линз, приводящие к неблагоприятным последствия [4].
С момента возникновения идеи о создании склеральной контактной линзы (Леонардо да Винчи, 1508 г.) вплоть до первой трети XX в. эти изделия изготавливали из органического стекла. Несмотря на улучшенные оптические характеристики, такие линзы были громоздкими, характеризовались повышенной травматичностью для глаз и непереносимостью [6]. С 30-х гг. XX в. для изготовления контактных линз начали использовать полиметилметакрилат (РММА). Недостатками жестких контактных линз из РММА являются трудность адаптации и ограниченная переносимость, связанная в первую очередь с низкой кислородной проницаемостью материала. Вскоре стало понятно, что самой распространенной причиной развития осложнений при пользовании контактными линзами является гипоксия, возникающая из-за ограничения снабжения роговицы кислородом, что сопровождается сдвигами метаболических процессов в тканях. Кроме того, контактные линзы оказывают механическое и токсико-аллергическое воздействие на глаз. Гипоксия и другие факторы воздействия линзы запускают каскад воспалительных реакций, проявляющихся избыточной продукцией цитокинов, активно участвующих в регуляции процессов деления и ангиогенез. В связи с этим в 1960-е гг. на рынке появились первые мягкие контактные линзы, основу которых составлял синтезированный О. Вихтерле и Д. Лимом гидрогелевый материал НЕМА – результат сополимеризации 2-оксиэтилметакрилата с диметакрилатом этиленгликоля (EGDMA). Этот полимер отличался гидрофильностью и кислородопроницаемостью, что обусловило возможность диффузии через линзу различных ионов и лекарственных препаратов. При набухании в растворе НЕМА становился мягким и эластичным. Полимерные материалы для мягких контактных линз подразделяют на ионные и неионные. Базовые мономеры ионных материалов при диссоциации в растворе высвобождают значительный электрический заряд, неионные полимеры имеют в составе нейтральные или слабозаряженные мономеры[5].
Современные линзы делают либо из силикон-гидрогеля, либо просто гидрогеля. Силикон-гидрогелевые контактные линзы, по сравнению с гидрогелевыми, ежегодно становятся более востребованными в мире и странах СНГ. Российскими офтальмологами обосновывается возможность использования мягких контактных линз из гидрогелевых полимеров как лекарственной формы для пролонгированного выделения медикаментов, способствующей созданию в тканях глаза эффективной терапевтической концентрации лекарственных препаратов. Доказана эффективность использования силикон-гидрогелевых контактных линз при лечении дистрофий, травм и ожогов роговицы, повреждениях роговицы аутоиммунной этиологии, нейропаралитических кератитов, болезни трансплантата и угрозе его отторжения [3].
Все было бы хорошо, если бы не одна проблема: опасность при использовании контактных линз может быть обусловлена превышением срока ношения, определяемого типом линз или рекомендациями врача. Повышенный риск создают неправильные условия хранения изделия: до 80% контейнеров для хранения линз становится «домом» для потенциально опасных микроорганизмов. При неправильном использовании контактных линз возникает и усиливается дискомфорт, обусловленный появлением поверхностных микротравм, и, как следствие, роговица оказывается уязвима к инфекциям. Плачевным итогом могут стать воспалительные процессы - кератиты, вызванные бактериями или даже простейшими (акантамёбами) [1]. Кроме этого, существует потенциальная опасность стимулировать у пациента, применяющего контактные линзы, развитие симптоматического синдрома сухого глаза, который проявляется комплексом симптомов, таких как жжение, чувство рези и инородного тела в глазу [2]. Без своевременного лечения это может даже привести к слепоте. В то же время аккуратное промывание линз и контейнеров позволяют избежать этой проблемы.
Подводя итог, необходимо отметить, что технологии производства контактных линз непрерывно совершенствуются, объединяя новейшие достижения материаловедения, токсикологии, фармакокинетики, иммунологии и других смежных дисциплин. Рынок линз для контактной коррекции зрения ежегодно демонстрирует значительный прирост, который дает основания говорить о перспективности и инновационности такого рода медицинских изделий.
Список литературы:
Белоусов В.В. Контактные линзы в 2013 году: тенденции. Вестник оптометрии. 2013; 1: 31-4.
Бржеский В.В., Е.Е.Сомов. Синдром «сухого глаза». СПб., 1998.
Диденко, Е.В. Мягкие контактные линзы и другие способы пролонгированного введения лекарственных препаратов при заболеваниях роговицы /Е.В. Диденко // Глаз. – №5. – 2008. – С. 22–25.
Киваев, А.А. Контактная коррекция зрения. М.: ЛДМ Сервис, 2000. – 224 с.
Мягков, А.В., Парфенова Н.П., Демина Е.И. Руководство по медицинской оптике. Часть 2: Контактная коррекция зрения. – М.: Апрель, 2016. – 205 с.
Независимый оптический журнал «ВЕКО». 2014. № 4. СПб.: РА «Веко», 2014.