Глобализация мирового хозяйства, стремительный рост экономик государств-лидеров развивающегося мира и международное признание опасности новых угроз и вызовов безопасности в конце XX – начале XXI века способствовали росту интереса как специалистов, так и официальных лиц различных государств мира к проблеме обеспечения энергетической безопасности. Целый ряд развивающихся стран, прежде всего, в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии сумели воспользоваться выгодами глобализации при реализации целей экономического развития и добились в данной сфере больших успехов. Одним из результатов этого стал серьёзный рост спроса соответствующих стран на энергоресурсы.
Рост энергопотребления развивающихся стран не только привёл к увеличению глобального энергопотребления, но и серьёзно изменил международную торговлю энергоресурсами, она серьёзно усложнилась, значительно выросли её объёмы. Эти процессы определяют для разных стран содержание национальной энергетической безопасности – для потребителей ключевое значение имеет обеспечение национального спроса (безопасность предложения); для производителей – гарантированных экспортных поставок, поддерживающих экономическое развитие страны (безопасность спроса); для стран энергетического транзита важно максимизировать выгоды своего положения без ущерба развитию сотрудничества как с потребителями, так и производителями.[1]
Усложнение международных отношений в сфере энергетики привело к усложнению этих отношений, что сократило возможности отдельных стран адекватно оценить последствия тех или иных мер политики обеспечения национальной энергетической безопасности. [2] Если прежде основные объёмы энергоресурсов из государств-производителей направлялись в экономически развитые страны Запада, то в начале двадцать первого века развивающиеся страны стали всё активнее и зачастую успешно конкурировать с развитыми странами за значительные объёмы этих энергоресурсов. Выросла и конкуренция между развитыми государствами и развивающимися странами за добывающие активы в государствах, богатых энергоресурсами. Рост конкуренции в международных отношениях в сфере энергетики обусловливает рост конфликтности международных отношений, создавая новые вызовы и угрозы для обеспечения международной безопасности.
Решение проблем обеспечения энергетической безопасности стало всё больше зависеть от явлений и процессов, происходящих по всему миру. Повысилось значение изучения данной сферы международных отношений, а также методов обеспечения глобальной энергетической безопасности (ГЭБ), которая впервые оказалась в фокусе исследовательского внимания в последние годы двадцатого века. Специалисты начали активно обсуждать целый ряд проблем обеспечения ГЭБ (в частности, взаимозависимость производителей и потребителей энергоресурсов, роль политических факторов в мировом энергетическом взаимодействии, проблемы организации международного сотрудничества в обеспечении энергобезопасности и другие). [3] Особый интерес вызывает изучение того, как отдельные проекты энергетического сотрудничества, взаимодействия государств по вопросам обеспечения их энергетической безопасности, а также рост конкуренции в мировой энергетике отражаются на международной безопасности в целом.
Россия, будучи не только крупным потребителем, но и одним из крупнейших поставщиков энергоносителей на мировые рынки, оказалась в первых рядах тех государств, для которых вопросы обеспечения энергетической безопасности оказались в числе наиболее актуальных приоритетов государственной политики. Активное участие России в международном взаимодействии по вопросам обеспечения энергетической безопасности, величина российского экспорта энергоносителей, зависимость российской энергетики от мировой обуславливают важность научного и политико-прикладного рассмотрения проблематики энергетической безопасности, включая её глобальный уровень, с точки зрения обеспечения экономических и политических интересов России.[4] Перед российскими государственными деятелями и исследователями стоит в этой связи целый ряд важных вопросов. Каково соотношение целей, относящихся к обеспечению национальной и глобальной энергетической безопасности? Какое значение энергетическое сотрудничество России с отдельными государствами мира имеет для обеспечения глобальной энергетической безопасности (ГЭБ)? Данные вопросы до настоящего времени не получили всестороннего освещения в российской научной литературе. Решение этих задач требует не только прояснения концептуальных вопросов обеспечения энергетической безопасности, но и анализа того, какие особенности имеют международные отношения по вопросам обеспечения энергетической безопасности, как эти отношения взаимосвязаны с обеспечением глобальной энергетической безопасности, какие позиции занимает в этих отношениях Россия и каковы особенности соответствующей российской политики.
Переход от традиционной модели экономического роста к «зеленой экономике» – это общемировой тренд, определяющий устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всей планеты в целом, а продвижение «зеленой экономики» – это основной путь развития и единственно верный. Еще в июне 2009 г. 34 страны подписали Декларацию зеленого роста, заявив, что они будут «укреплять прилагаемые ими усилия для внедрения стратегий зеленого роста как в рамках принимаемых ими мер для выхода из кризиса, так и за их пределами, признавая, что понятия «зеленый» и «рост» могут быть неразрывно связаны» [5].
«Зеленый» рост означает стимулирование экономического роста и развития, при сохранении природных активов и бесперебойном предоставлении ими ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит наше благополучие. Для этого зеленый рост должен катализировать инвестиции и инновации, которые лягут в основу устойчивого роста и приведут к возникновению новых экономических возможностей.
Организация Объединенных Наций (Программа по окружающей среде, ЮНЕП; Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, ЭСКАТО и др.), международные организации, такие как Институт глобального «зеленого» роста (Global Green Growth Institute – GGGI) и многие другие, играют активную роль в продвижении Стратегии «зеленого» роста. Иными словами, все международное сообщество объективно вынуждено искать пути для перехода к «зеленой экономике» – экономике, которая, опираясь на ресурсосберегающие и экологически безвредные производства, повышает благосостояние людей и снижает риски для окружающей среды. «Зеленая экономика» – это экономика завтрашнего дня, и именно она должна стать движущей силой экономического развития XXI столетия.С точки зрения практического применения используются различные инструменты «зеленой экономики». При этом даже проблемы природопользования и экологической безопасности трактуются в национальной политике и стратегиях развития разных стран мира по-разному.
Тем не менее вопросы природопользования и экологической безопасности, необходимость «зеленого» роста все чаще поднимаются в России, в том числе на самом высоком уровне. При этом обосновывается тезис, что «зеленая экономика» является важным средством для достижения устойчивого развития и искоренения бедности. Переход к «зеленой экономике» предполагает комплексность и взаимосвязанность проводимых в регионах страны мер, представленных в виде индивидуальных планов, охватывающих как потенциал, так и ожидаемые социально-экономические эффекты. [6]
Рассмотрим на примере России, что необходимо предпринять для реализации концепции перехода к «зеленой» экономике по каждому из приоритетных секторов, которые выделяют эксперты ПРООН. Во-первых, это энергия (электроэнергия, тепло, нефть и газ). Здесь необходимо уменьшение вредного воздействия и переход к широкому использованию альтернативных способов получения энергии. Во-вторых, это вода. Государство стремится сократить потребление воды вдвое к 2020 г. В-третьих, это проблема с отходами. Правительство поставило цель увеличить текущий уровень утилизации отходов до 70 % к 2020 году. В-четвертых, это вопросы сельского и лесного хозяйства. Здесь главная задача – наращивание производства без ухудшения плодородия почв и экологии в целом. В-пятых, это транспорт. Большинство перевозок в РФ проводится на дизеле/бензине, что требует разработки альтернативных «зеленых» подходов к использованию альтернативных видов топлива для повышения в том числе и торгового потенциала страны.
Исходя из общей идеологии концепции устойчивого развития, вопросы определения долгосрочных социальных и экологических последствий современного экономического развития являются основными, и успех реализации идей модернизации экономики и энергоэффективности зависит от активной позиции государственных и региональных органов. Иными словами для перехода России на путь устойчивого развития необходимы тщательно скоординированные действия во всех сферах экономики. Требуется такая модель организационно-экономического механизма, которая бы обеспечила переход к «зеленой экономике», переориентации экономических, экологических и социальных институтов на приоритетные направления. Со всей очевидностью в настоящий момент выступает острая необходимость перехода к экономической модели, которая обеспечит повышение благосостояния человека, сохраняя при этом ресурсы и не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков. Как было отмечено выше – это и есть переход к «зеленой экономике».
Для проведения эффективной экологической политики и комплексной оценки эффективности «зеленого» роста предлагается разработать модель механизма обеспечения перехода к «зеленой экономике», которая позволит понимать уровень и соподчиненность проводимых мероприятий, масштаб и границы их воздействия и наиболее комплексно обработать информацию о возможных прогнозируемых рисках и возможных негативных эффектах (загрязнение, деградация экосистем).
Важными этапами оценки эффективной экологической политики и комплексной оценки «зеленого» роста являются:
– отбор приоритетных индикаторов экологической эффективности «зеленого» роста;
– определение с их помощью уровня эффективности, что в динамике позволит увидеть прогресс на пути достижения целей «зеленого» роста;
– сопоставление показателей эффективности для установки целевых показателей;
– определение главных целей «зеленого роста» (целевых значений приоритетных показателей).
Настоящая модель определяет эффективность реализации приоритетных секторов экономики при переходе к устойчивому развитию на основе «зеленой экономики» на долгосрочную перспективу. Основываясь на этом принципе, применяется теоретический аппарат технологии проектирования для анализа и расчета эколого-экономических индикаторов развития «зеленой экономики». Эффективность модели характеризуется социально-экономическими и экологическими последствиями ее реализации с учетом результативности экономических механизмов обеспечения перехода к «зеленой экономике» и расходования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. [7]
Оценка эффективности реализации модели включает следующие эколого-экономические индикаторы развития:
– оценка социально-экономического и экологического эффекта хода реализации мероприятий в целом, а также каждого из ее секторов в соответствии с их целями и задачами;
– оценка эффективности расходов по этим направлениям использования средств федерального бюджета.
Под социально-экономическим эффектом хода реализации модели понимается результат общественно-экономического характера от осуществления комплекса мероприятий, который выражается:
а) в росте объемов производства «зеленых» (экологически чистых технологий) в строительной отрасли, на транспорте, при производстве экологически чистых продуктов питания в сельском хозяйстве за счет увеличения природоохранной инвестиционной активности;
б) в повышении энергоэффективности экономики за счет сокращения энергоемкости производства, перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и снижения непроизводительных потерь водных ресурсов;
в) в повышении защищенности населения и объектов экономики от негативного антропогенного воздействия в результате реализации комплекса мероприятий по утилизации отходов.
В заключение следует еще раз отметить следующее. Рост мировой экономики при существующей модели производства и потребления неизбежно может привести к тому моменту, когда ущерб от загрязнения и разрушения окружающей нас природной среды начнет превышать получаемые за счет экономического развития блага. Преодолеть эту ситуацию возможно только благодаря внедрению отмеченных выше инноваций для воспроизводства природных ресурсов.
Список литературы:
1.Ткаченко С.Л. Россия как энергетическая сверхдержава: история концепции.
2.Афонцев С.А. Политические рынки и экономическая политика.
3.Богатуров А. Д. Россия в глобальной системе обеспечения энергетической безопасности
4.Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия. М., 2011
5.Миронов Н.В. Международная энергетическая безопасность. М., 2003
6.Боровский Ю.В. Мировая система энергоснабжения. М., 2008; Боровский Ю.В. Политизация мировой энергетики
7.Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика
8.Крючкова, О. М., Гузенко, А. Д. «Зеленая экономика» как элемент устойчивого развития: современное состояние и перспективы.
9.Кучеров, А. В., Шибилева, О. В. Концепция «зеленой» экономики: основные положения и перспективы развития
10.Родионова, И. А., Липина, С. А. Зеленая экономика в России: модель и прогнозы развития // Фундаментальные исследования.
1 Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия. М., 2011
2 Миронов Н.В. Международная энергетическая безопасность. М., 2003
3 Боровский Ю.В. Мировая система энергоснабжения. М., 2008; Боровский Ю.В. Политизация мировой энергетики
4 Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика .
5 Крючкова, О. М., Гузенко, А. Д. «Зеленая экономика» как элемент устойчивого развития: современное состояние и перспективы
6 Кучеров, А. В., Шибилева, О. В. Концепция «зеленой» экономики: основные положения и перспективы развития
7 Родионова, И. А., Липина, С. А. Зеленая экономика в России: модель и прогнозы развития