АНАЛИЗ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» И «КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ» В РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНОЙ 2019 Г - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» И «КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ» В РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНОЙ 2019 Г

Зайцев Е.В. 1
1СПбГАУ, факультет технических систем, сервиса и энергетики, магистратура
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Зелёная» экономика.

 

«Зеленой» принято называть устойчивую и гибкую экономику, которая создает более благоприятные условия для жизни людей, не нанося при этом значительного ущерба окружающей среде. По сути, зеленая экономика подразумевает рост производства при снижении энергозатрат, повышение качества жизни при уменьшении используемых ресурсов и нагрузки на экосистемы.

Перспективы развития России в направлении реализации идей «зеленой» экономики,в первую очередь, определяются тем, что Россия – страна богатых природных ресурсов и значительного человеческого потенциала. Этим на сегодня определяются как сильные, так и слабые стороны страны в отношении перспектив развития «зеленой» экономики. Переход к «зеленой» экономике, экологически устойчивому развитию России предполагает переход от экстенсивной экспортно-сырьевой модели экономического развития к модернизации. Ключевыми показателями такого развития являются индикаторы устойчивого развития, включая показатели природо- и энергоемкости, индексы развития человеческого потенциала, скорректированных чистых сбережений, цели развития тысячелетия. Обеспечение экономического роста сегодня связано с ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития. Это означает, что решение крайне важной задачи повышения благосостояния населения не обеспечивает необходимого качества жизни. Все это и определяет суть модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды.

Согласно ежегодному отчету британской аналитической компании FTSE Russell за 2019 год, зеленая экономика выросла до $4 трлн, или 6% объема всей глобальной экономики, и таким образом сравнялась с сектором добычи полезных ископаемых.

Задачи по формированию российской модели зеленой экономики:

- снижение общей антропогенной нагрузки российской экономики на окружающую среду и формирование репутации наиболее экологически ответственного экспортера природных ресурсов в мировом разделении труда;
- повышение эффективности потребления природных ресурсов и энергоэффективности российской экономики при одновременном обеспечении возможностей для технологической модернизации и формирования экономики более высоких переделов природных ресурсов;
- развитие новых отраслей «зеленой» промышленности;
- формирование финансовых механизмов и ресурсов для такой модернизации;
- развитие инструментов «зеленой» дипломатии.

Инструменты построения «зеленой» экономики в России

Начать в 2020 году формирование национального рынка квот на выбросы парниковых газов. 

Определить целевые индикаторы развития возобновляемой энергетики (в Китае 15% – к 2020 году и 20% – к 2030 году), а также показатели увеличения объема сохраненного углерода в лесах в результате улучшения борьбы с пожарами и качества ведения лесного хозяйства. Максимально широкое внедрение добровольных международных стандартов экологической ответственности и энергоэффективности, такие как «Зеленые стандарты» домостроения (LEED, BREAM и др.).

Публичность данных по энерго- и ресурсоэффективности компаний и стратегическое корпоративное планирование развития с использованием этих показателей.

Экологизация государственных, муниципальных и корпоративных закупок (в первую очередь компаний госсектора).

Новые инструменты финансирования, в том числе путем выпуска частных «зеленых облигаций» (green bonds)

Приоритизация работы с экологически ответственными источниками «длинных и дешевых» финансовых ресурсов

Многие частные пенсионные фонды и другие финансовые организации вкладывают средства в соответствии с «Принципами ответственных инвестиций» (Principles for Responsible Investment), принятыми 10 лет назад под эгидой ООН (сейчас это около 1500 подписантов), и собственными политиками экологической и социальной ответственности.

Размер этих средств очень велик и вырос в течение 10 лет в 10 раз, достигнув в 2016 году 62 трлн долл. 

К сожалению, фактически эти средства «не пришли» в страну ввиду высокого уровня экологических рисков и низкого уровня экологической ответственности многих компаний. 

Нацпроекты помогут переходу России на рельсы зеленой экономики

Национальные цели и стратегические задачи развития государства, утвержденные Президентом, направлены на достижение благополучия человека, всестороннее устойчивое развитие страны. Переход к зеленой экономике – наиболее эффективный способ их достижения.
Национальные проекты – подъемная сила для быстрого развертывания модели зеленого роста.

Северный Кавказ как геостратегическая территория России

Обладая глубоким природным трансграничным влиянием на обширную территорию более 3 миллионов квадратных километров, от Северных Балкан до Южных границ Передней Азии, Северный Кавказ как геостратегическая территория России является перспективной стартовой площадкой для реализации программ в сфере экологии и проектов зеленой экономики.

Климатическая политика в России.

Выбросы парниковых газов (ВПГ) стали ключевым показателем климатических доктрин и России, и Европейского союза. Однако между ними есть огромное различие. Для ЕС это давно сложившаяся политика, а для России принятие такой доктрины и плана по ее реализации — важный психологический шаг, конец дискуссии в стране о том, влияет ли человеческая деятельность на климат.

Обладая крупнейшей в мире территорией и значительными запасами полезных ископаемых, а также развитой индустрией, Россия является одной из стран, серьёзно влияющих на климат. Согласно статистическим данным по эмиссии парниковых газов на 2019 год, объём выбросов СО2, приходящихся на РФ, составляет примерно половину от общей эмиссии со стороны государств ЕС и треть – от доли США.

Среди основных особенностей климатической политики многих стран можно выделить ее активизацию в период экономического кризиса (что на первый взгляд представляется парадоксальным в условиях жесткой экономии средств), тенденцию к ужесточению (что не исключает ее временных отступлений от прогресса), увязку с решением энергетических проблем и другими видами политики, возрастающую вовлеченность бизнеса в ее реализацию, мощную общественную поддержку в результате роста осведомленности населения о характере и глубине проблемы изменения климата и ряд других. Многие страны расширяют финансирование мер по реализации климатической политики. Даже в период последнего финансово-экономического кризиса крупные инвестиции в рамках государственных программ стимулирования экономики предназначались для финансирования «зеленой» экономики, среди главных направлений развития которой выделяются меры климатической политики.

Объем финансирования «зеленой» экономики в отдельных странах в 2018-2019 г. ( в млрд. долл.)

Как видно из графика, крупные инвестиции в «зеленую» экономику осуществляют не только развитые страны – США, Германия и Япония, но и «климатически ориентированная» Республика Корея, а также все более Китай. Государственная климатическая политика охватывает широкий круг мер, направленных на снижение выбросов и адаптацию к изменению климата, включая директивные и экономические; собственный инструментарий применяют и крупные компании. Разные страны делают акцент на тех или иных мерах. Вне зависимости от применяемых инструментов во многих развитых странах-основных эмитентах отмечается снижение выбросов парниковых газов.

План действий Правительства РФ по

реализации указа Президента (2014)

Создание системы мониторинга,

отчетности и верификации на

предприятиях и в регионах (2015-

2016)

Оценка потенциала снижения

выбросов в отраслях и регионах до

2030 и далее (2016)

Создание системы стимулирования

проектов по снижению выбросов

(2016-2017)

Разработка концепции и плана

действий по сокращению выбросов ПГ

(2016-2017)

Анализ зарубежного опыта и

возможностей международного

сотрудничества (2015-2016)

План действий Правительства РФ по

реализации указа Президента (2014)

Создание системы мониторинга,

отчетности и верификации на

предприятиях и в регионах (2015-

2016)

Оценка потенциала снижения

выбросов в отраслях и регионах до

2030 и далее (2016)

Создание системы стимулирования

проектов по снижению выбросов

(2016-2017)

Разработка концепции и плана

действий по сокращению выбросов ПГ

(2016-2017)

Анализ зарубежного опыта и

возможностей международного

сотрудничества (2015-2016)

План действий Правительства РФ по реализации «зеленой» экономики:

- Создание системы мониторинга, отчетности и верификации на предприятиях и в регионах

- Оценка потенциала снижения выбросов в отраслях и регионах

- Создание системы стимулирования проектов по снижению выбросов

- Разработка концепции и плана действий по сокращению выбросов ПГ

- Анализ зарубежного опыта и возможностей международного сотрудничества

- Общество и СМИ в развитии экологического сознания у политической элиты страны

Отдельно рассматривается участие Москвы в выработке и реализации климатической политики в России. В настоящее время Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы ведётся работа по актуализации Меморандума о взаимопонимании между Москвой и С40 (Партнёрство крупных городов в борьбе с изменением климата) как основного рамочного документа, регламентирующего сотрудничество с С40 и членство Москвы в данной организации.

Итак, для успешного ведения «зеленой экономики» Россия обладает необходимыми возможностями, т.к. она имеет богатые природные ресурсы и значительный человеческий потенциал. Переход на данную экономику поможет снизить рост загрязнения и деградации среды, исчерпание природных ресурсов, нарушение баланса биосферы, изменение климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития.

Что касается климатической политики, нашему государству следует уделять этому вопросу огромное внимание, т.к. Россия является одной из стран, серьёзно влияющих на климат в мире. Для успешной организации данной политики, РФ необходимо следовать некоторым важным действиям, в том числе анализу зарубежного опыта и возможностям международного сотрудничества, поскольку для ЕС это давно сложившаяся политика, в которой он имеет большой опыт.

Литература

Пискулова Н.А., Костюнина Г.М., Абрамова А.В. Климатическая политика основных торговых партнеров России и ее влияние на экспорт ряда российских регионов – М., 2013.

Русакова Ю.А. Климатическая политика Российской Федерации и решение проблем изменения глобального климата – М., 2015.

С.Н. Бобылев, В.М. Захаров Зеленая экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития – М., 2012.

С. А. Липина, Е. В. Агапова, А. В. Липина Развитие зеленой экономики в России. Возможности и перспективы – М., 2018.

Просмотров работы: 56