Психологическая поддержка эмоционального благополучия педагога дошкольного образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психологическая поддержка эмоционального благополучия педагога дошкольного образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности

Сёмина М.В. 1, Максименко Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», г. Чита
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рамках стандартизации российского образования сегодня существенно обновились требования к профессии «педагог». В первую очередь, преобразования затронули первую ячейку всей системы – дошкольное образование. Это связано с модернизацией в структуре Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и овладением трудовыми действиями и умениями в соответствии с Профессиональным стандартом педагога (далее – Стандарт) в условиях динамичности общества. Среди специалистов, работающих в системе «человек–человек», особую специфику имеет как статус педагога дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), так и его профессиональная деятельность. Глобальные нововведения неизбежно сопровождаются изменением педагогического мышления [3, с. 5]. Это достаточно сложный, длительный и болезненный процесс. Анализируя Профессиональный стандарт педагога отметим, что существенно увеличился объем работы, с которым педагогу нелегко справиться. Стандарт можно отнести к некой эталонной модели успешного специалиста в данной области, но в плане практического применения, воплощение в жизнь немалого количества сложных трудовых функций требует огромных интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат [2, с. 4]. Обобщая трудовые функции, изложенные в данном документе, главным показателем которого, так или иначе, является учет возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста, считаем целесообразным рассмотреть пример профессиограммы современного педагога, предложенный С.А. Шмелевой. В основу данной профессиограммы положены, на наш взгляд, достаточно противоречивые, но профессионально значимые качества. Автор полагает, что профессионализм должен строиться с учетом следующих характеристик: высокая степень рефлексии, контроль своих эмоциональных проявлений, способность к самореализации и самосовершенствованию, готовность и открытость к новому опыту, умение заменить негативные эмоции позитивыми [8, с. 194]. Это говорит о том, что эмоциональное благополучие самого педагога в контексте сохранения психологического здоровья, к сожалению, не является приоритетной задачей [9, с. 59]. Исходя из этого, мы предполагаем, что высокие требования в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение, не проходят бесследно для нервной системы человека. Мы считает, что жизненно важно брать во внимание такой компонент профпригодности, как природное наличие у специалиста сильной, подвижной нервной системы. Такое принципиальное условие продиктовано высоким темпом работы, быстрым переключением с одного вида деятельности на другой, а в случае острой необходимости – проведением занятий без предварительной подготовки. Интересное мнение выдвигает Е.А. Кобялковская, относя труд воспитателя к разряду наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. По данным автора, нагрузка воспитателя гораздо больше, чем у директоров и главных инженеров промышленных предприятий. Исследователь К. А. Дубиницкая верно заметила, что вряд ли требует специального доказательства утверждение о том, что педагогическая деятельность в современных условиях, в силу своей специфики, предполагает повышенный риск формирования синдрома «эмоционального выгорания» и, как следствие, наступление профессиональной деформации [5, с. 7]. Такое состояние предположительно возникает у педагога в эмоционально напряженной атмосфере и сопровождается совокупностью симптомов эмоционального, когнитивного, поведенческого и психофизического характера. Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности, это работы М.А. Аминова, В.В. Бойко, Н.В. Гришиной, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Е. Орел, А.А. Рукавишникова, Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьяновой и др. [4, с. 164]. Имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике системно-деятельностного подхода. Модернизированное внедрение и реализация данного подхода, который является базовой составляющей ФГОС ДО требует от специалиста наличие высокого профессионального мастерства. Основной упор в действующих нормативных документах приходится на направленность деятельности педагога ДОУ на личность воспитанников. Основные положения базируются на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривают разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивают рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития [1, с. 5].

Тщательного рассмотрения требует противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии, получая удовлетворение от своего труда.

С целью разрешения имеющегося противоречия нами было проведено исследование, отражающее степень выраженности синдрома эмоционального «выгорания» среди педагогов ДОУ. Психолого-педагогическая диагностика проводилась для педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Читы в 2019 году. По результатам комплекса диагностических методик (диагностика эмоционального «выгорания» личности В.В. Бойко, диагностика профессионального «выгорания» Н.Е. Водопьяновой, интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева, тест на самооценку стрессоустойчивости личности Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусовой), мы определили общий уровень эмоционального «выгорания» у специалистов, работающих в данной области. Обобщая имеющиеся сведения, можно сделать вывод, что комплекс симптомов в стадии формирования находится у 14, 9% и полностью сформировалась у 6, 4% опрошенных. 78, 7% не проявляют синдром эмоционального «выгорания». Несмотря на полученные данные, прослеживается положительная тенденция риска нервно-психического напряжения педагогов ДОУ в связи со стремительным ростом требований со стороны руководства в дошкольном образовательном учреждении.

На сегодняшний день в работе педагога-психолога признано ведущим психопрофилактическое направление. В рамках данного направления, деятельность педагога-психолога, прежде всего, должна быть нацелена на создание условий по сохранению и укреплению профессионального и психологического здоровья педагогов. По нашему мнению, эффективным способом, препятствующим развитию синдрома эмоционального «выгорания» является обучение педагогов способам саморегуляции. От того, как педагог умеет управлять собой, своими состояниями, восстанавливать внутренний комфорт и работоспособность, сохраняя здоровье и оптимизм, во многом зависят личностный успех и результаты дошкольного образования, его качество. По заключению Н.П. Сазоновой, автора статьи «Саморегуляция как способ профилактики профессионального выгорания педагога дошкольного образования», термин «саморегуляция» понимается как способность субъекта к самоизменению и саморазвитию и является одним из действенных механизмов самовосстановления человека [7, с. 164]. Н.П. Сазонова, Н.И. Дубровина в своих трудах определили продуктивные приемы саморегуляции педагога в профессиональной деятельности, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и в различных сочетаниях [6, с. 62]. Среди них: двигательная активность как оперативный способ выхода из критической ситуации, обучение способам поведения в конфликтных ситуациях, экстренной помощи в ситуации стресса, методам снятия пихоэмоционального напряжения, техникам ассертивного поведения (от англ. assert – настаивать на своем), копинг-поведению (преодоление стресса). Мы уверенны, что психолого-педагогическое сопровождение педагогов поспособствует улучшению психологического климата в коллективе, повышению самооценки и жизнестойкости педагогов, уменьшению уровня тревожности.

Итак, проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных и востребованных проблем современной психологии в условиях обновления ФГОС ДО. Серьезные нововведения в системе дошкольного образования, показывают психологическую неготовность многих педагогов к мобильному принятию новых изменений, в связи с возросшей эмоциональной напряженностью и ответственностью профессиональной деятельности педагога. Исходя из сказанного, становится явной необходимость своевременной внешней психологической поддержки, укрепляющей личностные ресурсы, способствующей здоровому функционированию педагога.

Список литературы:

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.02.2020).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.02.2020).

Белякова М.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования» / М.А. Белякова// Проблемы современной науки и образования. Серия «Психологические науки». 2014. С.3-7. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 07.02.2020).

Водопьянова Н.Е.Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ.пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 3 - е изд., испр.и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2019. 299 с.

Дубиницкая К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений: дис. …канд. психол. наук. – М.: 2011. 172 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.dissercat.com (дата обращения 07.02.2020).

Дубровина Н.И. Система работы педагога-психолога образовательного учреждения по проблеме эмоционального выгорания педагогов / Н.И. Дубровина // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. С 61-64.

Сазонова Н.П. Саморегуляция как способ профилактики профессионального выгорания педагога дошкольного образования / Н.П. Сазонова // Мир науки, культуры, образования. Науки об образовании.2012. С. 162-164. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 07.02.2020).

Федосова И.В. Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика / И.В. Федосова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Серия «Психологические науки». 2016. С. 191-195. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 07.02.2020).

Яркина Т.Н., Маркова Н.А. К вопросу о профессионально значимых качествах и свойствах педагога дошкольного образования в условиях стандартизации профессионально-педагогической деятельности / Т.Н. Яркина, Н.А. Маркова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. Науки об образовании. 2016. С.54-61. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 07.02.2020).

Просмотров работы: 39