Наша страна занимает одно из ведущих мест на мировых энергетических рынках благодаря большим запасам энергетических ресурсов и комплексу генерирующих мощностей энергетики, созданных до 1991 года. Но для стабильного обеспечения экономики и населения России всеми видами энергии, необходимо долгосрочная энергетическая политика. Использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны- цель политики энергетической безопасности, которую проводит Министерство энергетики Российской Федерации[1].
Энергетический комплекс России обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей.
Эффективно работающий энергетический комплекс – это особый сектор экономики страны, являющийся ключевым фактором экономической стабильности, от которой во многом зависит будущее России.
Энергетическая безопасность является основным условием, обеспечивающим национальную и экономическую безопасность России[2].
Понятие «энергетическая безопасность» (ЭБ) было сформулировано Международным энергетическим агентством после нефтяного кризиса 1973 года. Энергетическая безопасность – «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которое требуются при данных экономических условиях».
Энергетическая безопасность характеризуется тремя главными факторами:
способность топливно-энергетического комплекса обеспечивать остаточное предложение экономически доступных и качественных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
способность экономики (как системы потребителей ТЭР) рационально (бережно) расходовать энергоресурсы и соответственно ограничивать свой спрос;
достаточно высоким уровнем устойчивости систем энергетики и ТЭК в целом к возмущающим воздействием при реализации потенциальных угроз ЭБ (экономических, социально-политических, техногенных, природных, управленческо-правовых), а также устойчивости сферы энергопотребления к дефицитам и нарушениями энергоснабжения, вызванными этими угрозами.
Для реализации названных факторов общество и экономика должны обеспечивать благоприятные экономические, политические институциональные и другие условия, включая благоприятный инвестиционный климат. Таким образом, энергетическая безопасность-атрибут не только энергетики и даже не только производственной сферы, но и общества в целом. Поэтому ЭБ имеет не только технико-экономический, но в определенной мере и политический смысл[1].
Энергетическая безопасность является необходимым условиям экономической и национальной безопасности страны. Сказанное не означает возможность пренебрежении другими видами безопасности. Анализ взаимоотношений видов безопасности помогает выявить приоритеты при принятии органами государственной власти управленческих решений в сфере безопасности и тем самым обеспечивать защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Назрела срочная необходимость восстановления мощностей собственного энергетического машиностроения, практически уничтоженного в результате экономического кризиса 1990-х годов, в полном объеме для снятия зависимости от импортного оборудования. Изменения негативного отношения правительства к развитию собственного энергомашиностроительного потенциала.
Необходимо усиление государственного управления энергетической отрасли, восстановление единой системы энергоснабжения. Это позволит повысить энергоэффективность отрасли, снизить стоимость электроэнергии (путем устранения посредников), что в свою очередь уменьшает издержки производства, и позволит более оперативно отвечать на сегодняшние глобальные вызовы безопасности нашего государства.
В нашей стране для решения этих проблем 13 мая 2019 года был подписан указ президента №216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации».
Литература
1. Бушуев В. В., Воропай Н. И., Мастепанов А. М., Шафраник Ю. К. [и др.] Энергетическая безопасность России. Новосибирск, 1998.
2. Кондраков О. В. Мониторинг как элемент обеспечения энергетической безопасности региона// Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 3.