ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА НОСОВА «ОГУРЦЫ» В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА НОСОВА «ОГУРЦЫ» В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Мельникова М.Л. 1
1МГТУ им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций[1].

Выделение проблемной ситуации – непростая задача, которая требует от педагога больших интеллектуальных усилий. С. А. Фролова пишет о выделении проблемной ситуации в рамках проблемного урока следующее[2]:

«Проблемная ситуация является основным понятием проблемного обучения. К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

Проблема должна быть доступной пониманию обучающихся.

Второе требование к выдвигаемой проблеме – это посильность выполнения.

Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся.

Немалую роль играет естественность постановки проблемы.»

Чтобы продемонстрировать приемы, посредством которых можно реализовывать метод проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, рассмотрим произведение, которое изучается в 3 классе УМК «Перспектива» – рассказ Николая Носова «Огурцы». Перед описанием приемов необходимо проанализировать произведение.

Рассказ «Огурцы» Николая Носова – это короткая история мальчика Котьки, который вместе со своим приятелем Павликом крадёт несколько огурцов на колхозном огороде. Сторож замечает мальчишек за их кражей, однако Котьке и Павлику удаётся скрыться от преследований старого мужчины. Впоследствии Павлик, испугавшись наказания за кражу огурцов, передаёт свою часть Котьке, после чего тот приносит все украденные ими огурцы себе домой.

Мать Котьки начинает расспрашивать сына о происхождении принесённых им огурцов, а тот раскрывает ей правду – эти огурцы они украли на колхозном огороде. Мать расстроена откровением Котьки и требует от сына, чтобы он вернул украденное. Котька боится возвращать огурцы на огород, опасаясь сторожа.

Он говорит матери, что у сторожа есть ружьё и он может застрелить Котьку. Однако мать говорит, что ей не нужен живой сын, если он вор. Затем она требует от него вернуть огурцы, отказываясь признавать его своим сыном в ином случае.

Весь диалог Котьки с матерью переполнен всевозможными средствами художественной выразительности, с помощью которых автор глубже передаёт эмоции героев в той непростой ситуации, в которой они оказались. И мать, и сын выражают своё отношение к поступку Котьки с помощь, например, риторических вопросов: «Павлик брал, а мне нельзя, что ли?», «Хорошо будет?», «А брать не боялся?».

Кроме того, мать также передаёт своё отношение к поступку сына с помощью экспрессивных риторических восклицаний: «И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор» и «Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын!». Этими словами мать даёт Котьке понять, что совершённый им проступок настолько тяжкий, что он способен перечеркнуть даже её материнскую любовь.

Котька всё же решается вернуть огурцы на огород, поначалу всё ещё опасаясь наказания со стороны сторожа. Поэтому он раздумывает над тем, чтобы выбросить огурцы в канаву, но всё-таки принимает ответственное решение – вернуть огурцы и принять наказание сторожа как должное. Во время его пути до огорода автор дважды использует лексический повтор, чтобы подчеркнуть настрой Котьки в этот момент: «Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице» и «Остановился возле шалаша и плачет всё громче и громче».

В конце концов, Котька приносит огурцы сторожу. Сначала старый мужчина не узнает самого Котьку и даже удивляется, когда тот признаётся перед ним в своей краже: «Вот оно какое дело! Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!».

Но одного не хватает – его мальчик съел по дороге. Он честно признаётся сторожу, что украл эти огурцы и что один из них он съел. Старый сторож прощает Котьку, поскольку тот, в конечном счёте, одумался и вернул украденное. Съеденный же им огурец сторож признаёт своим подарком мальчику, после чего Котька возвращается домой, искупив свою вину.

Основной темой этого короткого произведения является недопустимость воровства. Котька и Павлик крадут огурцы с колхозного огорода, и в конце концов Котька получает за этого достаточно жёсткое осуждение со стороны собственной матери. Таким образом, рассказ «Огурцы» учит детей тому, что брать чужое без спроса нельзя – это тяжкий проступок, который сложно искупить.

Но недопустимость кражи – это не единственный посыл, заложенный Николаем Носовым в его рассказе. Произведение учит тому, что мы всегда должны оценивать возможные последствия своих поступков. Мать, осуждая поступок Котьки, не просто говорит ему о недопустимости воровства, но также и указывает ему на то, что из-за его кражи проблемы могут быть у престарелого сторожа, который не сделал ничего плохого. Котька учится оценивать последствия своих поступков и в конце концов интересуется у сторожа: не будет ли у него проблем из-за того, что мальчик съел один из огурцов? Теперь он не относится равнодушно к тому, как его действия сказываются на судьбах других людей.

Но у коротенького рассказа Николая Носова есть и «второе дно» – это история о принятии ответственности. Павлик сразу же пугается возможной ответственности за свои действия, а потому отдаёт все свои огурцы Котьке. Котька, в свою очередь, не до конца осознаёт вес своего поступка и хвалится матери о том, как много огурцов смог он раздобыть.

Когда мать начинает осуждать сына за его поступок, он пытается оправдаться и не хочет брать на себя ответственность за кражу. Даже когда он всё же решается вернуть украденное на огород, он поначалу планирует выбросить огурцы в канаву, чтобы не сталкиваться со сторожем. Но и так он понимает, что не скроется от справедливого возмездия – его могут увидеть за этим занятием, и тогда наказания не избежать.

В финале рассказа Котька окончательно принимает весь груз ответственности за совершённое им, открыто признаваясь в своём преступлении тому, чьего наказания он более всего опасался – сторожу. И именно благодаря принятию Котькой ответственности за его проступок, сторож прощает его и даже не ругает за то, что один из украденных огурцов был им съеден. Это важный элемент повествования, ведь Котька мог принести сторожу все огурцы. Но Носов всё же пишет, что один из них Котька съел – он нанёс огороду не просто ущерб, но в некоторой степени непоправимый ущерб. Но его готовность держать ответ за случившееся становится для сторожа гарантом того, что мальчик усвоил урок и больше не будет так поступать.

По окончании анализа произведения можно переходить к описанию приемов реализации проблемного обучения на различных этапах урока. Работа с художественным текстом состоит из трех этапов:

Первичный синтез;

Анализ;

Вторичный синтез.

Перед первичным синтезом учащихся необходимо подготовить к восприятию произведения: это может быть рассказ учителя о жизни автора, о его трудах, показ презентации. Для того, чтобы подготовить учеников к чтению произведения можно задать вопрос:

- как вы думаете, о чем этот рассказ?

- почему автор назвал произведение именно так?

Затем производится первичный синтез произведения, то есть первичное восприятие текста. Для того, чтобы понять, ориентируются ли ученики в произведении, можно провести с ними беседу. Важно, чтобы атмосфера обсуждения спорных вопросов была дружелюбной. Каждый ученик должен иметь возможность высказать свою точку зрения, даже если кому-то она кажется ошибочной.

Учителю необходимо следить за ходом работы детей и отвечать на вопросы, которые ему задают учащиеся, а также прояснять и уточнять те места, которые остались для учеников непонятными.

На данном этапе можно задать следующие проблемные вопросы:

В чём состояла тяжесть проступка Павлика и Котьки? (Мальчики совершили кражу огурцов).

Почему Павлик отдал свои огурцы Котьке? (Потому что Павлик испугался ответственности и решил переложить всю вину на Котьку).

Почему мама Котьки так остро отреагировала на известие о том, что огурцы были её сыном украдены? (Мама не ожидала от своего сына такого поступка).

Как Котька пытается оправдаться перед мамой? (Котька сказал, что Павлик брал, а мне что нельзя?).

Как мама Котьки убеждает сына вернуть украденное на место? (Мама сказала Котьке, что ей не нужен сын-вор).

Почему Котька не хочет возвращать огурцы на огород? (Потому что Котька боялся сторожа).

Как Котька решает поступить с огурцами поначалу? (Котька хотел бросить огурцы в канаву).

Что убеждает Котьку изменить своё решение и вернуть огурцы на огород? (Котьке стало жалко старого сторожа, которого могли наказать).

Как сторож реагирует на возвращение Котькой украденных огурцов? (Сторож прощает поступок Котьки).

На этапе анализа, когда раскрываются композиция и замысел произведения, продуктивным будет приём побуждения учащихся к анализу фактов, поведения героев, обсуждение их поступков. Важно, чтобы на данном этапе ученики поняли главную мысль произведения, для этого можно задать следующие проблемные вопросы:

Что такое воровство? Хорошо ли это? (Воровство – это плохое качество у человека, когда люди берут чужие вещи без спроса).

Что такое ответственность? (Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь любые действия).

Правильно ли поступил Павлик с Котькой? (Нет, потому что друзья должны держаться вместе и не подставлять друг друга в трудных ситуациях).

Последний этап ­– вторичный синтез, на котором ученики обобщают черты героев, выявляют идейную направленность произведения, а также оценивают художественное произведение.

На данном этапе можно задать следующие вопросы:

- Какой урок усвоил Котьку из истории с огурцами? (Котька усвоил, что брать чужое – это нехорошо).

- Хотел ли автор чему-то научить читателей? (Да, автор показал, что воровать – это плохо и нужно отвечать за свои поступки).

В данном случае в конце урока дети должны осознать суть понятия «ответственность» и недопустимость кражи. Важно, чтобы дети не восприняли это как просто нравоучение – они должны самостоятельно прийти к осознанию ценности личной ответственности. Так же, как к этому пришёл сам Котька.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, школы – формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь система проблемных ситуаций.  Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

Список использованной литературы:

Меньшенина Ж.М., Умникова Е.Л. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-vospriyatiya-hudozhestvennogo-teksta-kak-odno-iz-usloviy-sposobstvuyuschih-sovershenstvovaniyu-duhovno (дата обращения: 21.12.2019).

Фролова С.А. Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках литературы // ИСОМ. 2015. №Приложение 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-elementov-tehnologii-problemnogo-obucheniya-na-urokah-literatury (дата обращения: 21.12.2019).

Просмотров работы: 898