Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.[1]
Достоинства проблемного обучения: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся, интерес к учению, творческие силы. «Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развитие их индивидуальности и творческого мышления. [2]
В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
В связи с современными требованиями рассмотрим изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки» в 3 классе на основе проблемного обучения.[Приложение 1]
Перед началом нужно произвести анализ произведения.
Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году.
В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.
В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» — «слушает враки» Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Малоупотребительная сегодня «дюжина» — это мера счета, равная 12.
Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак».
Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) — для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.
В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.
Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта — она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт.
На основе анализа произведения
После первичного прочтения учителем басни, используется проблемная ситуация для уточнения значения незнакомых слов:
-Чтобы текст басни был понятен, давайте уточним значение некоторых слов. Для этого я предлагаю поработать в группе. Берем карточку. В первом столбике у вас дано понятие, а во втором столбике объяснение. Ваша задача соединить понятие с его объяснение. [Приложение 2]
На этапе выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт используются проблемные вопросы на основе противоречий:
-Связаны ли слова «Мартышка» и «Очки»?( Нет, мартышка это животное, а очки это прибор, который используют люди )
-Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?( Любопытная, любит гримасничать, подвижная)
-Почему Мартышка решила завести очки?(К старости у неё ухудшилось зрение)
-Сколько очков Мартышка купила? Сколько очков нужно? ?(Мартышка купила полдюжины, а достаточно одних)
-Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками.( Она их прижимала к себе, нанизывала на хвост, нюхала, лизала)
- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются)
-Мартышка использует слова «тьфу», «пропасть», «дурак», «врак».Как это описывает Мартышку?(Необразованная, грубая, обвиняет людей необоснованно)
-Как поступает культурный человек?(Не будет вымещать зло на вещах, будет конкретизироваться)
- Почему Мартышка решила, что люди её обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли)
-Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? (Она разбила очки об камень)
- Так, кто виноват в том, что очки не действовали? (Сама Мартышка, от незнания )
-Как поступают образованные люди, когда не знают как пользоваться предметами? (Ищут достоверную информацию)
Также используются проблемные вопросы и на этапе анализа части басни, в которой заключена мораль:
-Чем отличаются слова «невежа» и «невежда»? (Невежа – необразованный, несведущий человек; невежда – грубый, невоспитанный человек)
-Почему Мартышка к старости осталась невеждой?(Не работала над собой, не получала образование)
- Что нужно делать чтобы не быть невеждой?(Ходить в школу; получать знания; после школы получать профессию; не стоять на месте, а развиваться вместе с обществом)
Таким образом, изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки» в 3 классе с использованием технологии проблемного обучения, создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации и находить свои подходы к решению проблем.
ЛИТЕРАТУРА
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 255 с.
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 74-84.
Приложение 1
МАРТЫШКА И ОЧКИ
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» – говорит она, – «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
──────────
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Приложение 2
Полдюжины |
6; |
Темя |
верхняя часть головы; |
Нанижет |
оденет подряд на нитку, проволоку; |
Нет проку |
нет толку; |
Невежда |
необразованный, несведущий человек; |
К худу клонит |
к плохому клонит; |
Познатней |
знать |
Невежа |
грубый, невоспитанный человек. |