В настоящее время одним из стратегических направлений в формировании социально-экономической сферы и качества жизни населения Кузбасса и Сибирского федерального округа является развитие отрасли культуры и искусства. Сфера культуры и искусства рассматривается как одно из главных конкурентно способных преимуществ, которые направлены на увеличение национального дохода и общественного продукта. Сфера культуры в Кузбассе и Сибирском федеральном округе является одним из базовых регуляторов, которые способствуют социально-экономическому развитию региона.
В мае 2018г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.». В Кемеровской области для достижения целей данного указа было принято распоряжение «О создании на территории Кемеровской области Кузбасского кластера искусств». Для Кузбасса, который является промышленным регионом, принятые стратегии являются уникальными.
В период с 2020 по 2024 в рамках культурного Сибирского кластера будут построены: Концертная сцена Мариинского театра, Филиал «Государственного Русского музея», «Кузбасский центр искусств», Русская академия музыки им. Гнесиных, Многоквартирный жилой дом для артистов и специалистов, Общеобразовательный центр с бассейном для учащихся в филиалах РГИСИ, МГАХ, ЦМШ на 300 учащихся, Многоквартирный жилой дом для преподавателей филиалов РГИСИ, МГАХ, ЦМШ, Филиал ЦМШ на 150 учащихся с концертным залом, Филиал МГАХ на 150 учащихся с интернатом для учащихся на 150 мест и учебным театром, Филиал РГИСИ, Школа креативных индустрий, Современный студенческий городок.
Необходимо уточнить понятие «кластер искусств». Категория «кластер» достаточно широко используется в современной литературе и практике для описания конкурентоспособности, характерной не только для отдельных компаний, но и для территорий, регионов, а также наций. Кластер здесь представляет собой группу взаимосвязанных отраслей и компаний, сосредоточенных на одной определенной территории и выигрывающих благодаря близости расположения и тесному взаимодействию.
Использование термина «кластер» в работах по тематике проектирования областных культурного и образовательного пространств дает возможность решить организационные задачи, установить способности с целью инновационного финансового формирования этого либо другого субъекта государства.1
Матецкая М.В. и Гордин В.Э. внесли свой вклад в раскрытие сущности понятия «культурный кластер». Они определяли его как сообщество фирм, которые тесно связанные с различными отраслями, взаимо дополняют друг друга и способствуют росту своего конкурентно-способного преимущества.
Матецкая М.В. и Гордин В.Э. разработали классификацию «культурных кластеров»:
кластеры культурного наследия (создаются около аутентичных монументов истории, культуры, архитектуры);
этнокультурные кластеры (локализуются в местах компактного проживания как коренных, так и некоренных для данной территории народов);
творческие и масс-культурные кластеры (развиваются по принципам, присущим современным творческим индустриям);
арт инкубаторы (формируется на базе крупных творческих вузов или творческих университетов как start-up для молодежи). 2
С.Эванс выделяет четыре вида «творческих кластеров»: творческие рабочие пространства под одной крышей; творческие районы в городах; региональные творческие кластеры; виртуальные кластеры онлайн. Эти четыре типа сообществ характеризуются различными видами взаимодействия, сотрудничества, конкуренции и самобытия. Культурный кластер обязан базироваться на тех видах деятельности, что представлены органичными для предоставленной территории и станут хорошими для проживающих на этой территории людей и имеющихся компаний.3
Л.А. Апанасюк предлагает интегративное кластерное социально-культурное ноу-хау. В данном контексте кластеры предполагают собою соединение субъектов, реализующих разные типы социально-культурной деятельности, сосредоточенной в построение успешной коммуникации, усовершенствование компетенций и пр. В следствии функционирования кластеров увеличивается свойство социально-культурного сервиса, уменьшатся материальные расходы и т.д. 4
Создающийся Кузбасский кластер искусств в значительной степени представляет собой именно интегративную социально-культурную институцию.
Особенность Кузбасского культурного кластера в том, что он включает не только два центра агломераций: Кемерово и Новокузнецк, но и 21 центр культурного развития в муниципальных образованиях. Это позволит воспользоваться его услугами большинству населения области.
Анализ различных подходов к определению креативного кластера, позволяет выделить несколько рисков креативного развития региона. Данные риски необходимо учитывать при составлении Администрацией Кемеровской области программы деятельности Кузбасского творческого кластера. Риски, которые возникают на уровне территориального управления при реализации политики на основание кластерного подхода и развития:
превышение расходов в предоставление кластерного формирования региона над выгодами от такого формирования;
неэффективная работа сформированных кластеров;
подавление конкурентоспособной сферы, безосновательные преференции участникам кластеров;
использование кластера как инструмента развития сведений о «успехах» управления без настоящего увеличения степени социально-культурного, а также социально-экономического формирования определенных территорий;
проблема кадров, когда из-за нехватки квалифицированных специалистов может существенно пострадать качество предоставляемых услуг и их перечень;
трудность, а также недоступность введения инноваций;
проблематичность пребывания приспособления распределения доходы среди участников кластера.
Степень данных рисков непосредственно связан не только с нравом взаимодействия учреждений культуры в хозяйственной деятельности – конкурентоспособными взаимоотношениями, ступенью вертикальной, а также горизонтальной интеграцией соседних производств, характером деятельности компаний, однако и с особенностью учреждения работы предстоящих объектов, с общим формированием устава, проектов формирования, проекта событий.
При правильной оценке рисков, подготовке и привлечении квалифицированных работников сферы культуры регион получит уникальный по масштабам деятельности многопрофильный комплекс, не только позволяющий удовлетворять социально- культурные потребности жителей Кузбасса, но и способствующий развитию ее привлекательности среди регионов Сибирского Федерального округа. При таком подходе поставленные задачи в «Стратегии социально- экономического развития Кузбасса до 2035 года» найдут решение.
Список литературы:
Гордин В.Э. Мотецкая М.В. Культурные кластеры как генераторы инноваций в развитии туризма в дестинации// Роль туризма в модернизации экономики российских регионов: сборник научных статей по материалам Международной нучно-практической конференции. – Петрозаводск, 2011.
Evan S Creative cluster: key concepts. URL [электронный ресурс] http://creativeclusters.com/?page_id=1600 (дата обращения 29.01.2020)
Основы культурной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - http://kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения 28.01.2020)
Акинфеева Е.В. Формирование и развитие региональных кластеров [Электронный ресурс].- URL https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-regionalnyh-klasterov(дата обращения 28.01.2020)
О национальных целях и стратегических задачах развития Российский Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ 07.05.2018г. № 204 (ред. от 19.07.2018). –URL.: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/ ( дата обращения 27.01.2020)
Шунков А.В., Пономарев В.Д. Кемеровский государственный институт культуры в сибирском кластере искусств: интеграция, образования и творчества для развития человеческого потенциала в регионе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2018. - №45 (Т.2) (дата обращения 27.01.2020)
Апанасюк Л.А. Теоретико-методологические основы профилактики ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельности: дис. Д-ра пед. Наук: 13.00.05. –Тамбов, 2014. – 535с.
Портер М.Ю. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран – М.: Международные отношения, 1993 – 896с. (дата обращения 31.01.2020)
Степанов М.А. Риски кластерного развития территории [Электронный ресурс]. – URL https://cyberleninka.ru/article/n/riski-klasternogo-razvitiya-territoriy/viewer (дата обращения 31.01.2020)
Совещание по вопросу создания культурно-образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL http://kremlin.ru/events/president/news/59647 (дата обращения 26.01.2020)
О создании на территории Кемеровской области Кузбасского кластера искусств [Электронный ресурс]. Распоряжение коллегии Администрации Кемеровской области от 15.11.2018года № 536-р. – URL http://docs.cntd.ru/document/553154555 (дата обращения 26.01.2020)
1 Основы культурной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf
2 Гордин В.Э. Мотецкая М.В. Культурные кластеры как генераторы инноваций в развитии туризма в дестинации// Роль туризма в модернизации экономики российских регионов: сборник научных статей по материалам Международной нучно-практической конференции. – Петрозаводск, 2011.
3 Evan S Creative cluster: key concepts. URL [электронный ресурс ] http://creativeclusters.com/?page_id=1600 дата обращения 29.01.2020
4 Апанасюк Л.А. Теоретико-методологические основы профилактики ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельности: дис. Д-ра пед. Наук: 13.00.05. –Тамбов, 2014. – 535с.