ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подготовка детей к школьному обучению актуальна в современной педагогике и психологии. Значимость данной проблемы, считает В.П. Петровский, обусловлена тем, что по мониторингу физиологов, психологов и педагогов часто проявляются первоклассники, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей тяжело адаптируются к новым условиям, лишь иногда справляются (или не справляются вовсе) с школьным режимом и программой.
Особое место в общей системе подготовки детей к школьному обучению отводиться семье. Данное мнение высказывают такие специалисты, как М.М. Безруких, Л.В. Венгер, И.В. Дубровина, В.С. Мухина и многие другие. Выявлено, что часто школьные неудачи ребенка, его затрудненное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться являются следствием родительских недочетов и ошибок.
С точки зрения Л.И. Божович, Г.В. Бурменской, Р.В. Овчаровой и многих других авторов, современные родители часто перекладывают обязанности по подготовки детей к школьной жизни на детский сад или другие образовательные учреждения, предлагающие подобные услуги. Но они не понимают, что дополнительны образовательные учреждения формируют только умственные стороны ребенка.
Семья, является общественным институтом по социализации ребенка в обществе. Доказано, что в семье складываются первые важные впечатления о человеческих ценностях, правилах поведения, образа общения между людьми. Психологами определено, что степень психологической зрелости семей, опыт социального общения – имеет большое значение в формирование личности ребенка и создает его успешность при переходи от дошкольника к первокласснику.
Новейшая система образования осуществляет поиск продуктивных форм и методов работы с родителями, которые могут увеличить их знание в вопросе подготовке детей к школьному режиму и обучению с учетом индивидуального, психофизиологического и интеллектуального потенциала ребенка.
В соответствие с актуальностью представленной проблемы целью курсовой работы является, изучение роли семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе.
Объект исследования – формирование психологической готовности к школьному обучению детей 6 -7 лет.
Предмет исследования – особенности формирования психологической готовность к школе детей в семье.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические исследования отечественных специалистов по проблеме готовности к школе детей 6- 7 лет.
Изучить роль семьи в формировании готовности старших дошкольников к школьной жизни.
Разработать психолого–педагогические рекомендации для родителей детей нулевого класса по формированию психологической готовности к школе.
Методологической основой работы является активное участие педагога и родителей в формировании у детей психологической готовности к школе.
Методы исследования:анализ теоретических источников,количественный и качественный анализ исследовательских данных.
Практическая значимость исследования состоит в выявление действительных методов совместной деятельности педагогов нулевого класса и семьи ребенка 6 - 7 лет по проблеме формирования психологической готовность к школе. Предоставленные нами формы взаимосвязи с семьей («Вечер вопросов и ответов», «Круглый стол», «День открытых дверей» и другое) помогли в вопросах создания в семье условий, позволяющих привить заинтересованность ребенка к школьной жизни и обучению. Тематические часы знакомили родителей о правилах эффективной подготовки детей к школе.
База исследования: МАОУ гимназия №2 г. Асино, нулевой класс, испытуемых 20 детей.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обозначена актуальность темы, определены цель и задачи, предмет и объект работы. В первой главе рассмотрены теоретические особенности роли семьи в формирование психологической готовности ребёнка к школе. Вторая глава является опытно – экспериментальной частью, направленная на повышение роли семьи в формировании психологической готовности ребёнка к школе. После каждой главы представлены выводы по ней. В заключении подведены итоги работы и сделан вывод. Список литературы содержит 35 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОЛИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Психологические особенности развития ребенка 6 – 7 лет
Рост осмысленных психических процессов, есть одна из главных особенностей детей 6 – 7 лет. Данное доказательство были представлены многими профессорами, работающими над этим возрастным этапом (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина и другие).
Рост произвольности, есть одна из главных характеристик детей 6 – 7 лет, отмечал Л.С. Выготский, сопоставлял он это с возникновением высоких психических и развитием знаковой функций сознания [9; 10].
С позиции Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, развитие свободного управления своими поступками в этом возрастном этапе, основано на характерном изменение реализаций действий речевым руководством. Речевое руководство действиями позволяет ребенку 6 – 7 лет шанс выполнять и придерживаться инструкций в играх, несложных учебных и трудовых действиях. К тому же заметим, что рост управления своими поступками достигает различного уровня у разных детей в соответствии от среды воспитания и психолого–индивидуальных особенностей [2; 12].
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний,который продолжает интенсивно пополняться, указывают Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева [4; 19; 31].
Наглядно–образное мышление позволяет ребенку запоминать знания об окружающем мире.
Мышление детей 6 – 7 лет наиболее близко взаимодействует с речью. Эти взаимосвязи приводят, к проявлению глубокого мыслительного процесса, такого как, рассуждение, к реконструкции взаимоотношений умственной и практической деятельности, что приводит к тому, речь начинает выполнять осознанную функцию, так же, к быстрому росту умственных процессов.
Ребенок 6 – 7 лет вслух размышляет, раздумывая, доказывая и анализируя выводы.
Работы Л.Г. Парамоновой, А.А. Столяр и других описывают то, что в условиях грамотно составленного занятия старшие дошкольники как правила могут запомнить понятия и использовать их в своих размышлениях. Однако выделяется, что запоминание различных понятий не обозначает, того что мышление стало логическим. У детей в шести – семилетнем возрасте только начинают развиваться азы логического мышления [8; 4].
Ребенок может выделить главную мысль картинки, текста, предложения, сопоставить некоторое количество предметов, опираясь на общий признак, расположить изображения по виду и многое другое. Он сознает и понимает сюжет картинок, может придумать по ним связный рассказ, передать идею простых поговорок и пословиц. Без проблемы анализирует и сопоставляет объекты, выполняет несложные математические задания.
В числе речевых навыков этого возрастного периода быстро создаются умения к словообразованию.
Обучающиеся нулевого класса знают различные игры и могут придумать свой сюжет к ним. Ориентируются во времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми, в пространстве. Рисуя людей, изображают между головой и туловищем шею, головные уборы, одежду, обувь, указывает М.М. Безруких [29].
В возрасте 6 – 7лет внимание детей начинает переключаться с взрослого на сверстника и заинтересованность к общению постепенно увеличивается, замечает Е.О. Смирнова. С этого возраста дети стараются общаться с избранными ребятами, даже если эта дружба идет в разногласие с мнением родителей [28].
Растет и коллективное разделение, в коллективе появляются лидеры, которые могут основать активность других участников коллектива.
Самооценка ребенка во время общения со сверстниками становится наиболее осмысленной. Смотря на других детей, ребенок уже может представлять и свой потенциал, эти возможности он показывает в различных формах деятельности.
По данным Л.И. Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях (например, внутренняя позиция школьника). Во время дошкольного периода повышается суверенитет ребенка от обстоятельств, теперь поведение зависит от мотива. Эти мотивы начинают строиться в конкретную иерархию, пока еще не понимающую ребенком [2].
Шести – семилетний ребенок умеет определять эмоции человека, у него возникают твердые связи и чувства. Устанавливаются высшие эмоции: эстетические, моральные, интеллектуальные.
При эмоциональной значимости от оценивания взрослым растет тяга к признанию, проявляющееся в порыве заполучить похвалу и одобрение, то есть доказать свою ценность.
Следовательно, мы видим, что ребенок шести – семи лет начинает владеть потенциалом личностно – интеллектуальных знаний и свойств (умения общаться, взаимодействовать, сотрудничать и так далее), с помощью которых дошкольник готовится к легкому вхождению в жизнь школы.
1.2. Критерии подготовленности ребенка к школе
Работа над вопросами психологической подготовленностью к школьному обучению в психологии не новая. Из поколения в поколение психологи и педагоги разрабатывают литературу, которая помогает грамотно подойти к подготовке ребенка к школе. А.В. Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее» [15].
По словам Л.А. Венгера под «готовностью к школе» имеется в виду набор элементов знаний, умений и навыков, с их разным уровнем развития. Этот набор со слов автора включает, мотивация, личностная позиция ученика, интеллектуальная и волевая готовность, и, несомненно, хорошая степень развития моторно-зрительной координации [4].
«Готовность ребенка к школе» по мнению Р.В. Овчаровой это сопряженная, разносторонняя работа, которая захватывает все компоненты жизнедеятельности ребенка. Исходя из этого в соотношении от понятия структуры, видов готовности ребенка к обучению можно выявить главные ее критерии и параметры [21].
Обычно фиксируют 3 стороны школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный [5].
Под интеллектуальной зрелостью понимается разделенное восприятие (перцептивная зрелость): выявление объекта из окружения; фиксация внимания, мыслительный анализ; закономерно запоминать; умение повторять с образца, а так же развитие мелкой моторики и сенсорной координации. То есть интеллектуальная зрелость фиксирует функциональное созревание головного мозга.
Эмоциональная зрелость есть умение большего промежутка времени уделять неинтересным задачам.
Социальная зрелость сопоставляется с потребностью детей в общении с одногодками и развитие опыта взаимодействием с правилами детского коллектива, и конечно выполнять функцию ученика в школьной жизни.
Новая функция «внутренняя позиция школьника», появляется в период шести – семи лет включает в себя две потребности – познавательную и взаимосвязи со взрослыми на более высоком ступени, что помогает ребенку влиться в учебный процесс как субъект деятельности, что выражается в произвольном поведение школьника.
Д.Б. Эльконин, при обсуждение вопросов готовности к школе, выделял несколько параметров учебной деятельности: умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилам; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение слышать говорящего и точно выполнять задания; умение самостоятельно выполнять задание по образцу [32; 33; 34].
Е.Е. Кравцова делала акцент на фактор общения и выделяла три вида – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, степень развития здесь выявляет уровень готовности к школе [17].
А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Я.Я. Коломинский, Е.А. Пашко и другие в составе психологической готовности, выдвинули такие элементы [4; 17]
1). Личностная готовность. В нее входит то, что ребенок готов принять новую для него социальную позиция (права и обязанности школьника). Данная готовность выявляется у ребенка в отношении к школьной жизни, учебным заданиям, педагогам, к себе. Так же личностная готовность включает некоторую степень мотивации. Ребенок считается готовым к обучению в школе, если его интересуют знания, которые он получит, а не материальные ценности (новый рюкзак, альбом, тетради, карандаши). Первокласснику нужно уметь контролировать свои поступки, это может быть реальным только при развитой мотивационной системе. То есть ребенок обязан иметь сформированную учебную мотивацию. Так же личностная готовность предусматривает некоторую сформированность эмоциональной сферы. Ребенок должен обладать относительно удовлетворенной эмоциональной стабильностью.
2). Интеллектуальная готовность. Данный элемент говорит о том, что ребенок должен иметь определенный багаж знаний окружающего мира. Ему требуется обладать организационным и дробным восприятием, сопоставлять теорию и изучаемый материал, суммарными видами мышления и главными логическими процессами, смысловым заучиванием. Но мышление ребенка шести – семи лет сохраняется образным, сопоставляющиеся с настоящими предметами, действиями. Интеллектуальная готовность предусматривает развития у ребенка первых умений в обучении, к примеру, отделять задание и доводить его до результата.
Многие авторы при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе обращают внимание на уровень сформированности интеллектуальных процессов.Ценно, чтобы ребенок шести – семи лет имел высокую степень психического развития, которое гарантирует свободное регулирование памяти, мышления, внимания, оно предоставляет право ребенку решать задачи, читать, считать [26].
Физическое развитие ребенка идет параллельно с психической готовностью к школе. Достаточно хорошо должна быть развита мелкая моторика, мышцы рук и спины должны быть сильными, чтобы первоклассник не переутомлялся за партой при обучении.
Не менее важно развитие зрительно-двигательной координации, мышцы глаз и рук должны уметь подчинятся друг другу.
Окромя вышеуказанных компонентов психологической готовности к школе И.В. Дубровина отображает развитие речи. Речь взаимосвязана с интеллектом и показывает общее развитие ребенка и его логическое мышление. Шести – семи летний ребенок должен уметь вычленять отдельные звуки в словах (развитие фонематического слуха) [12; 16].
3). Социально – психологическая готовность. Сюда входят качества, которые помогают общению ребенка со сверстниками, педагогом. Ребенок погружается в школьную жизнь, в котором требуется контакт с окружающими людьми, он должен достаточно успешно устраивать взаимоотношения с одноклассниками, решать поставленные задачи, добиваться совместных результатов в коллективе, а так же уметь отстоять свое мнение и уступить апоненту. Данный элемент предлагает формирование у ребенка тягу в общении, учиться учитывать традиции и интересы коллектива.
Из этого следует вывод, что готовность к обучению в школе – есть многоэлементное образование. Были выделены психологические виды, по степени сформированности можно определить о психологической готовности к школьному обучению: личностная, интеллектуальная, социально – психологическая, физическая и речевая.
Роль семьи в формировании психологической готовности ребёнка к школе
Изучая литературу исследовательской деятельности можно обратить внимание, что у родителей детей подготовительного класса появляются множество вопросов с подготовленностью к школьному обучению их ребенка. Но они не всегда осознают и понимают свою роль в этом процессе. Тем не менее, многочисленные исследования педагогов и психологов доказывают, что семья во многом определяет успешность подготовки ребенка к школьному обучению [18].
В книгах психологии и педагогике многие авторы, например Л.А. Венгер, Р.В. Овчарова и другие, высказывают идею, что 6 лет возраст, при котором в положительных условиях воспитания, ребенок из дошкольника постепенно превращается в школьника. Естественно, совершенным учеником не каждый станет, но нужные качества для хорошего обучения, ребенок должен приобрести. Обязанность родителей состоит в том, чтобы помочь ему [4; 21].
Отмечается, что родители обязаны знать, что только семья отвечает за мотивацию ребенка к школьному обучению. Желание пойти в школу и желание учиться в ней существенно отличаются друг от друга и составляют внутреннюю мотивацию школьника, отмечают Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. И если ребенок слышит в доме обсуждения, что школа неинтересна и это пустая трата сил и времени, если он видит не интерес родителей к его обучению, то мотивация может и не сформироваться вовсе, считают данные авторы [4].
С точки зрения М.М. Безруких, Р.В. Овчаровой, в семье, на примерах реальной жизни, важно объяснять ребенку важность школьного обучения, правил, обязанностей школьной жизни. Это будет способствовать формированию у ребенка «внутренней позиции школьника» [15; 21].
Б.С. Волков доказывает, что понимание ребенком того, что все тягости обучения преодолимы, должно происходить из семьи, на личном опыте родителей. Все это в дальнейшем содействует ему правильно взглянуть на неудачи, возникшие в начале учебного процесса. Из собственного примера родители должны воспитать в детях усердие и трудолюбие, отмечает автор. Ребенку следует донести, что для выполнения цели нужны старательность и время [7].
Процесс мотивации будущего первоклассника идет поэтапно считает Л.И. Божович. Обзор литературных источников показывает, что вопросу когнитивной мотивации детей в семье не уделяется должного внимания. Большинство родителей признают его не главным, стараясь научить ребенка читать, писать и считать. Такое убеждение оказывается ошибкой большинства родителей при подготовке ребенка к школе, что нередко проявляется в трудностях адаптации к школе [2].
Главный мотив обучения это познавательный интерес, считают А.Л. Венгер, Л.А. Венгер. Интерес, возможно, раскрыть как вид образования познавательных потребностей, он проявляется в познании окружающего мира, в освоении некоторых видах деятельности [4].
Условиями благополучного овладения определенными знаниями, умениями и навыками есть формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально – волевой сферы, отмечают вышеназванные авторы.
От характера взглядов, методов овладения знаний ребенком, способствует развитие его памяти, восприятия, мышление.
Присутствие когнитивного интереса увеличивает продуктивность процесса подготовки к школьной жизни и вместе с тем обогащает это ожидание положительными эмоциями. Л.С. Выготский отмечал, что интерес – это естественный двигатель детского поведения [9; 10; 11].
Закон педагогики, созданный Л.С. Выготским, гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой – либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, что он готов к ней.
Перед тем как воспитать интерес к школьному образованию шести – семи летнего ребенка нужно положить начало заинтересованности к изучению окружающего, теми методами и формами, которые доступны в его возрастном периоде. В точности, обучить слышать чтение или рассказ взрослого, выполнять практическую работу.
Важный показатель активности и любознательности – задаваемые вопросы ребенка. Научившись задавать вопросы, ребенок делает почти такой же шаг вперед в своем умственном развитии, какой он делает, научившись ходить, поскольку ребенок, научившийся спрашивать, обладает средством заставить старших принять участие в ходе его мыслей, что очень важно для формирования позиции школьника, отмечал Р. Пенциг.
Разные развивающие игры (конструкторы, пазлы, дидактические игры, загадки и многое другое), которые предлагают взрослые для времяпрепровождения, оказывают большое влияние на формирование познавательной деятельности и проявление интереса старших дошкольников [11].
В литературных источниках много фактах, которые доказывают, что совместные занятия всей семьи, с вовлечением в нее ребенка, формируют и обучают навыкам сотрудничества.
Как писал А. Адлер, огромное значение в процессе развития личности дошкольника имеет семья, люди, которые окружают ребенка, воздействуют на становления собственного стиля жизни [22].
Появление стремления сотрудничать со взрослым, опора на его опыт, навык, умения, мотивируют интерес к обучению, стимулируют на изучения окружающего мира, помогают влиться в коллектив и адаптироваться к его порядкам.
По мнения Б.С. Волкова о вовлечение ребенка в дискуссию домашних событий, праздников, дел, ставит ребенка перед необходимостью контакта с семьей, развивает речевую и общественную грамотность, что является фундаментом благополучной адаптации в коллективе сверстников, к школьной жизни. Результаты наблюдений доказывают, что именно первоклассники, владеющие речевой и общественной грамотностью, с интересом откликаются на любые виды сотрудничества и взаимодействия, которые предлагает педагог или одноклассник, активно включаются в школьные занятия, легче переносят тяжести и ошибки [7].
Следуя от Г.В. Бурменской можно сделать вывод, что если взрослое поколение в семье с целью развития умственной деятельность общается с ребенком, то это непосредственно воспитывает у него любовь к умственному труду, радости исканий и огромное удовлетворение от найденных решений [3].
Необходимо создать ситуацию успеха для формирования заинтересованности ребенком к обучению в школе, делает вывод Р.В. Овчарова. При проявление познавательных действий младших школьников не следует отмечать отрицательно.
С точки зрения А.М. Матюшкина, фундамент развития продуктивной познавательной активности составляют те понятия воспитания личности и мышления, которые содержат стимулирование и поощрение познавательной инициативы другим человеком. Работы Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева и многих других психологов и педагогов показывают, что ребенку, который занимается мыслительной активностью, наиболее требуется одобрение и положительная оценка [1].
Психологами многократно отмечалось то, что важно обеспечить действительный успех ребенка в любом виде деятельности (музыка, творчество, спорт и другие). С примера М.Н. Назарова следует, что детям необходимо давать упражнения и задания, с которыми они действительно справятся, так же подчеркнуто то, что их необходимо поощрять даже за малые успехи. Естественно следует понимать, что успех обязан быть реальным, а похвала - заслуженной.
Р.В. Овчарова утверждает, что ответственность родители несут за детей, которые не обрели до школы опыта общения со взрослыми и сверстниками, они тяжело адаптируются к школьному коллективу и имеют страх в общении с учителем.
В основе школьной дезадаптации ребенка стоит воспитание в семьях с отсутствие сплоченности или в семьях, где ребенка не привлекают к социальным нормам и правилам поведения. Что в дальнейшем ведет к бессознательному стремлению ученика к отчуждению норм и правил общности для сохранения своей личности.
Г.В. Бурменская подчеркивает, семейный климат является ключевой причиной возникновения школьных трудностей у ребенка.
Следует помнить, что научится управлять собой и адаптироваться ребенок может только в семье совместно с родителями. Сензитивный период для этого падает на возраст шести – семи лет, к моменту поступления в школу он проходит, а все, что не было сформировано в соответствующий период, позже формируется с огромным усилием [30].
Роль родителей узнать то, как следует учить их ребенка, какие запросы к нему предъявлять, разобраться соответствует ли его поведение этим правилам, и на этом анализе нужно составить ход семейного воспитания [18].
Помочь родителям освоится в особенности возрастного периода, и сопоставить правила и режим школы с психологическим развитием их ребенка, сообщить о возможных проблемах и сложностях, которые могут появиться у ребенка в школе является главной целью преподавателя образовательного учреждения.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, семья это главенствующая структура в заинтересованности ребенка к обучению в школе. Делается акцент на то, что семья ответственна за развитие у шести – семи летнего ребенка мотива получения знаний в школе. В семье следует награждать желание к обучению, поощрять интерес к разнообразному общению и совместной деятельностью с взрослыми и сверстниками, расширять занятия и эмоционально – волевую сферу.
Таким образом, в заключение первой главы можно сделать следующие выводы:
Попадающий в первый класс ребенок, должен быть хорошо сформирован в физиологическом и социальном позициях, он должен дойти до определенной степени интеллектуального и эмоционального роста. Шести – семилетние дети имеют огромные внутренние резервы личностно – интеллектуальных качеств и умений, которые помогают им успешно адаптироваться к школьным правилам и обязанностям, принять себя как ученика.
Готовность к обучению в школе – есть многоэлементное образование. Об степени сформированности психологической готовности к школьному обучению можно судить по трем психологическим видам: личностная, интеллектуальная, социально – психологическая, физическая иречевая.
Важная роль в структуре подготовки ребенка к школе выделяется семье. Именно семья главный аспект, который заинтересовывает ребенка, развивает мотив к обучению в школе и помогает формировать «внутреннюю позицию школьника». В равной степени большое значение в развитии заинтересованности к обучению в школе отводится поощрение и руководства родителей на объединение с коллективом для многогранного общения окружающими. Огромную роль играет и уверенность шести – семи летнего ребенка в потребности применять усердие в достижении положительного результата, получать наслаждение от умственного труда, от решения различных ситуаций и прочее.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
2.1. Исследование роли семьи в формирование психологической готовности ребёнка к школе
Нами было проведено практическое исследование с целью диагностики готовности ребенка к школе.
Исследование проходило на базе нулевого класса в МАОУ гимназия №2 города Асино. В исследовании приняли 20 детей в возрасте шести – семи лет.
Исследование детей я проводила по диагностической программе Дубровиной Ирины Владимировны доктора психологических наук.
Описание диагностической процедуры.
Психологическая готовность к школе включает в себя 4 сферы:
Аффективно – потребностная;
Произвольная;
Интеллектуальная;
Речевая.
Исследование аффективно – потребностной сферы.
А) Методика на определение мотива у ребенка.
Оборудование: на плоской поверхности заблаговременно поставлены игрушки.
Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки в течение одной минуты. Затем учитель подзывает его к себе и предлагает послушать интересную (но не длинную) сказку. В самый интересный момент задается вопрос: «Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?»
Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, а со слабым – идут играть.
Проанализировав результаты данной методики по изучению аффективной – потребностной сферы можно увидеть, что детей с хорошо развитым познавательным интересом 12 человек, тогда как со слабым развитием только 8.
Большинству детей хотелось дослушать волшебную сказку до конца. Стоит заметить, что некоторые дети приняли креативное участие в методике. Например, Настя К. принялась сочинять продолжение истории. Олег Ж. попросил еще почитать что-нибудь. Соня Б. предложила нарисовать иллюстрацию к сказке.
Б) Беседа по выявлению внутренней позиции школьника.
Беседа содержит вопросы, которые позволяют определить наличие познавательных и учебных потребностей.
Примерные вопросы:
– Что ты знаешь о школе?
– Как ты думаешь, что там будет интересного?
– Ты со своими друзьями играешь в школу?
– А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?
– Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?
– А сам ты умеешь читать?
– А ты хочешь научиться читать, писать?
– Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?
– Как ты думаешь, как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?
– Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?
– Продолжи высказывание: «Я пойду в школу потому, что…»
Число положительных ответов 6 и более говорит о наличии познавательных и учебных потребностей.
Проанализировав данную беседу, было выявлено лишь у трех детей отрицательные познавательные и учебные потребности и семнадцать детей с положительными потребностями.
Стоит отметить, что некоторые дети знали о школе достаточно многое (вопрос №1). В подробности рассказали интересные факты о школе, которые слышали от старших братьев и сестер (вопрос № 2). Всего одиннадцать детей играют дома в школу (вопрос № 3). Причем большинству нравится быть в роли учителя (вопрос № 4). Однозначно 100% положительный ответ был на вопрос № 5. Шесть человек читать не умеют вовсе, пятеро знают и могут показать буквы, четверо складывают слоги, пять читают по слогам (вопрос № 6). Все согласны с вопросом № 7. Развернутых подробных ответов на вопрос № 8 было пять, дети точно представляли для чего им нужно учится. Вова Н. сказал, что хочет быть доктором, а для этого ему много нужно знать и уметь. Большинство детей дали короткие ответы, например, Катя С. сказала, что бы быть умной. Катя И. – «В школу ходят все». На вопрос № 9 только трое ответили, что с мамой дома учится интересней. Остальные утверждали, что учитель дает интересные задания. На вопрос № 10 ответили все, но несколько ответов меня заинтересовали. Например Вова Н. сказал, доктор должен знать все, он должен быть сообразительным, смелым, умным. Фердавст С. сказал, что будет как папа бизнесмен, а для этого нужно освоить математику.
Таким образом, проведя исследование аффективно – потребностной сферы было выявлено 63 % детей с положительной мотивацией к школе и наличие у них положительной познавательной и учебной потребности.
Остальные же 37 % опрошенных в той или иной степени имели отрицательные стороны в потребностной сфере. Полагается, что родители этих детей недостаточно уделяют внимания на мотив и потребности в познавательной деятельности.
Далее было проведено: Исследование произвольной сферы.
А) Методика «Домик».
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе по образцу, умение точно скопировать его, степень сформированности произвольной памяти, внимания, сенсорной моторики рук.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку как здесь (перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Тебе понятно задание?»
Пока ребенок работает, стоит отметить:
– Ведущую руку;
– Как работает с образцом;
– Быстро или медленно проводит линии;
– Отвлекается ли при работе;
– Сравнивает свой рисунок с образцом по окончании работы.
Ошибками считается:
– Отсутствие какой-либо детали на рисунке;
– Увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранение общих размеров рисунка;
– Неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
– Отклонение прямых линий более чем на 300 от заданного направления;
– Разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
– Наложение линий одну на другую.
Одна ошибка 1 балл.
Уровень оценки результатов:
1 - 2 балла – высокий уровень;
3 – 5 баллов – средний уровень;
Более 5 баллов – низкий уровень.
Анализируя данную методику можно выявить, что у 25% детей высокий уровень умения, точно копирования по образцу, у 40% средний уровень, а у 35% низкий, что составляет в совокупности 5, 8 и 7 человек.
Стоит обратить внимание на то, что у половины испытуемых рука еще не совсем готова к письму, карандаш держали либо неправильно, либо не уверенно. Стас М. все время вертелся, не мог сконцентрироваться и задание не выполнил совсем не по образцу. А вот Дима Ж. крутился, лез под парту, переговаривал с соседом, но задание выполнил без одной ошибки. Две девочки и мальчик к образцу, который сделан с 2 – 3 ошибками, дорисовали дополнительные детали.
Б) Методика «Да и Нет».
Инструкция: «Давай с тобой сыграем в игру, где нельзя произносить «да» и «нет». Какие слова нельзя повторить? (ребенок повторяет эти слова). Теперь будь внимательным, я тебе буду задавать вопросы, на которые нельзя говорить слова «да» и «нет». Готов?»
После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правила игры, экспериментатор задает десять вопросов, которые провоцируют на ответы «да» и «нет».
Вопросы, заданные испытуемым:
1.Твоё имя…?
2.Тебе 6/7 лет?
3.Ты хочешь идти в школу?
4.Ты любишь музыку?
5.Тебе нравится играть с ребятами?
6.Ты любишь слушать сказки?
7.Тебе нравится смотреть мультфильмы?
8.Тебе нравится болеть?
9.Ты любишь мороженое?
10.Тебе нравится играть в игрушки?
Ошибками считаются только слова «да» и «нет».
Одна ошибка 1 балл.
Уровень оценки результатов:
0 ошибок – высокий уровень;
1 ошибка – средний уровень;
Более 1ошибки – низкий уровень.
Анализируя данную методику можно сделать вывод, что в ней в равной степени по 40% у среднего и низкого уровня развития. Лишь четверо детей справились с заданием на высоком уровне.
Стоит заметить, что некоторые дети отвечали, медленно обдумав свой ответ. Другие быстро, не анализируя как лучше ответить. Дима Ж. сразу понял, что можно отвечать кивком или отрицательным покачиванием головы. Настя К. отвечала на вопрос переделывала его: – Меня зовут Настя. Мне не нравится болеть и так далее.
Таким образом, проведя исследование произвольной сферы было установлено, что 40% испытуемых имеют средний показатель развития волевой деятельности, они более чем развиты, старательны, усердны, имеют само координацию, внимательно слушают.
С низкой познавательной сферой 37% опрошенных детей. Ребята не имеют достаточного навыка самостоятельной деятельности, не умеют ориентироваться в работе по образцу, имеют низкий уровень произвольной памяти, внимания, мелкой моторики рук. Предполагается, что родители этих детей уделяют мало внимание на развитие познавательной сферы.
Следом было проведено: Исследование интеллектуальной сферы.
Сюжетные картинки.
Методика нацелена для исследования сформированности логического мышления, способности к обобщению.
Оборудование: 3 – 4 сюжетные картинки, представленные в неправильной последовательности.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Тебе нужно догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Переложи картинки так, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое изображено».
Уровень оценки результатов:
– Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логическую версию рассказа;
– Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов;
– Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.
Если ребенок не справился с заданием тогда, когда:
Не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
По выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
Выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность несоответствующему рассказу);
Каждая картинка рассказывается отдельно, не связана с остальными;
На каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
Если есть феномены: описанные в пунктах четыре и пять, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей, так как подобные нарушения характерны для детей с задержкой психического развития.
Анализируя интеллектуальную сферу было выявлено у детей нулевого класса преобладает средний уровень сформированности логического мышления и способности к обобщению – 45%. Высокий уровень составляет 35%, а низкий – 20% от общего числа испытуемых.
Выявление последовательности для многих детей не составила труда. Они с увлечением рассматривали и анализировали яркие картинки, находили закономерность и расставляли правильно. Но с составлением рассказа было чуть сложнее. Некоторые ребята составляли рассказы равной по одному предложению к каждой картинки: «Я пошла за грибами. Увидела мокрого котенка. Посадила его в корзинку. Мы пришли домой». «После того как девочка пошла в лес начался дождь. Под деревом сидел мокрый котенок. Она взяла его с собой домой».
Были и такие, которые не справились вовсе. Они неправильно расположили сюжет, рассказ был нелогичным: «Девочка с котом сидели дома во время дождя. Котенок убежал и забрался на дерево, потому что шел дождь. Девочка пошла за грибами. Увидела котенка и посадила себе в корзину».
В целом с исследованием интеллектуальной сферой справились 80% детей. Это говорит о хорошем развитие логического мышления и умение к анализу своей деятельности.
Далее проведено: Исследование речевой сферы.
Методика «Звуковые прятки».
Предназначена при проверки фонематического слуха.
Инструкция: Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуком. По условию игры договариваются, какой звук нужно искать, после чего учитель называет разные слова, а испытуемый должен сказать есть или нет данный звук в слове.
Предлагается 4 слова на каждый звук:
«А» – башня, Даша, папа, кит;
«У» – утро, морж, суп, гусь;
«Б» – бант, бобер, ромашка, бизон;
«Д» – вентилятор, дирижабль, дом, дятел.
Уровень оценки результатов:
– Высокий уровень – ни одной ошибки;
– Средний уровень – 1 ошибка;
– Низкий уровень – более 1 ошибки.
Итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней из четырех сфер. Если низкий уровень по одной или двум сферам, то это говорит о недостаточном развитии способностей. Вследствие чего родителям даются рекомендации по развитию отстающих способностей.
Анализируя исследование речевой сферы было выявлено, что фонематический слух у детей развит достаточно хорошо. С низким уровнем зафиксирово 5% (1 мальчик), с высоким – 50% и средним – 45%. У многих была ошибка с парными буквами д-т, б-п.
Таким образом, проанализировав все результаты исследуемых сфер можно сказать о высоком уровне подготовленности данных детей к школьному обучению (37,4% – высокий уровень и 34% – средний). Концентрация и устойчивость внимания довольно стабильные. Положительно развита мотивация к школьному обучению в основном с материальной стороны. Главными стимулами к школьному обучению являются хорошие оценки, похвала, новые общения с одноклассниками. Дети то и дело продолжали предложение «Я пойду в школу потому, что…» внешними мотивами. Например: «У меня будет свои карандаши и краски», «Мама купит портфель и тетрадки» и тому подобное. Редко встречались ответы: «Все ходят, и я пойду», «Мама так сказала».
Но некоторый процент детей точно мог ответить на поставленный вопрос: «Я пойду в школу, чтобы получать знания, учится». На вопрос, зачем тебе учиться отвечали «В будущем пригодится» или «Для получения профессии» и подобное. Это является отражением внутренних мотивов.
Таким образом, можно придти к мнению о том, что у данных детей шести – семи лет комбинируют внутренние и внешние мотивы к обучению в школе.
Для изучения процесса подготовки детей шести – семи лет к школьной жизни в семейных условиях была дана родителям анкета на тему «Воспитание будущего первоклассника в семейной среде».
Вопросы анкеты:
Состав семьи, образование родителей и их профессии.
Основные виды занятий и игр у ребенка дома.
Чем увлекается и интересуется ваш ребенок:
Любимые игрушки;
Какие книги, сказки он предпочитает;
Как он/она относится к конструированию, рисованию, аппликации, лепки;
Какие еще интересы у него/нее есть.
Ведете ли вы беседу о школьной жизни и обучению?
Какие кружки и секции посещает ваш ребенок?
Есть ли у него/нее своя комната или угол? Указать, чем наполнена среда этого уголка (комнаты).
Часто ли вы с ребенком ходите куда-нибудь?
Какие у ребенка отношения с ровесниками, есть ли трудности в общении?
Вас что-нибудь беспокоит в своем ребенке? Если да то, что?
Что вы хотели бы узнать и какие советы получить о подготовке ребенка к школьному обучению в семье?
Обзор результатов: по итогам анкеты делается вывод о степени понимания родителями роли семьи в формирование психологической подготовке ребенка к школе, адаптирование его в окружающем мире (коммуникативная и социальная компетентность).
Из анализа диагностики анкеты следует, что большинство родителей осознают важность подготовки ребенка к школьной жизни в семейном кругу. Так же было выявлено, что большинство родителей уже начали формировать дома «школьный угол», где их дети пока просто занимаются творчеством (рисуют, пишут, лепят и так далее). Семьи стараются стимулировать желание учиться – покупают развивающие книги, игры, детские химические лаборатории. Подталкивая тем самым к умственному труду.
По вопросам анкеты можно сказать следующее, родители идут на встречу по вопросам подготовке к школьному обучению своих детей. Они заинтересованы в их дальнейшем обучении и развитии. Вопросы, которые задавали родители, были, например, «В чем разница школьных программ?», «Как научить ребенка самостоятельности, терпению, усидчивости и так далее?». Еще уместно отметить, что уровень образования родителей сказался на ответах анкеты. Семьи с высшем образованием беспокоятся за социум ребенка, его общение и индивидуальное развитие.
Так же по итогам ответов на вопросы анкеты можно сказать, что половина опрошенных семей для подготовки ребенка к школе основываются только на материальный фундамент (купить школьные принадлежности, одежду, оплатить спец занятия). Еще четыре семьи постоянно водят своих детей на открытые занятия в музеи или библиотеку. Шестеро семей регулярно посещают городские культурно – массовые мероприятия, что основывается на примере социального поведения в обществе и общение с окружающими, формирование когнитивных потребностей (вопросы 5 и 7).
Исследование выявило, что дети в основном дома играют сами с собой (если нет младших или старших братьев или сестер). Взрослые в семье не часто присутствуют в игровой деятельности дошкольника. Это не благоприятствует познавательной активности и общению.
Установлено, что в некоторых семьях не очень беспокоятся по поводу недостатка друзей у их детей (вопросы 8 и 9). Из анкеты ясно, что либо у ребенка выборочный круг общения, либо он отсутствует, но папу и маму это не тревожит.
Лишь две семьи показали озадаченность в связи отсутствием заинтересованности их детей к какой-либо познавательной деятельности, кроме как играть, не обучаясь чему-либо.
Из этого следует, что анализ анкет представил, что семьи детей нулевого класса в разной степени осознают свою роль в подготовке к школьному обучению. Половина из опрошенных семей осознают себя в роли финансовой ступени, почти не уделяя должного внимания на сформированность детей в общественном и мотивационном плане. На данные вопросы и следует заострять внимание при осуществлении занятий с семьями учеников нулевого класса.
Подведя итоги диагностического исследования, было выявлено, что не все семьи понимают особую роль сформированности познавательных видов, развития социального и коммуникативного опыта, как главных средств психологической готовности к школьному обучению. Было установлено, что часть родителей заинтересованы только, чтобы ребенок умел читать, писать, считать. В этом случае большое значение имеет образованность родителей и опыт их в подготовке к школе старших детей.
Изучение мотивационной готовности, как самой главной характеристики психологической готовности к школе детей шести – семи лет это доказывает. Было выявлено, что примерно у 63% детей преобладает внутренний мотив, а у 37% внешний мотив, способный перейти в внутренний при своевременным подходе к ребенку.
По итогу результатов диагностического исследования были поставлены проблемные вопросы по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению в семье, которые будем решать в последующей работе по теме.
2.2. Система занятий направленная на повышение роли семьи в формировании психологической готовности ребёнка к школе
Итак, по проведенному диагностическому исследованию роли семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе, выявленные проблемные вопросы, которые постарались решить вследствие профилактической работы.
Профилактическая работа началась с намеченных вопросов, больше всего которые задавали родители будущих учеников: «Как привить желание учиться в школе? Как заинтересовать сына (дочь) к обучению»?
Было предложено семьям учеников нулевого класса изучить особенности подготовки к школе и пройти обучение под названием «Родитель и будущий первоклассник». Занятие проходило раз в неделю в субботу в течение трех месяцев. Родители с положительными отзывами отозвались на занятия и почти все двадцать семей посещали обучение.
Главными сторонами работы в деятельности «Родитель и будущий первоклассник» были:
Беседы, собрания, консультации – «Правила для родителей по подготовке детей к школе»; презентация «Как развить интерес у будущего школьника к обучению в школе?» и прочее.
Оформление уголка для родителей, памятки для актуальной темы – «Игры в семье»; «Игры с семьей».
Практическая часть – «Учусь играя»; консультации психолога, логопеда – «Вечер вопросов и ответов»; круглый стол – «Обсуждение проблемных вопросов».
Самой наилучшей стороной работы стал «Вечер вопросов и ответов» с узкопрофильными специалистами. Были представлены маленькие сообщения психолога, дефектолога, логопеда об актуальной проблеме.
«Обсуждение проблемных вопросов» за круглым столом то же заинтересовала родителей с положительной стороны. Беседа проходила в непринужденной обстановке. Родители делились своим жизненным опытом по развитию заинтересованности старших детей к школьному обучению. Семьи Егора К., Кирилла В., Никиты Т. и Ани У. рассказали, как проводят регулярную беседу об обучении в школе, а семьи Вовы Н., Алисы В. поделились примером о том, как провели экскурсию на собственную работу и объяснили важность школьного обучение. Провели дискуссию на продуктивность и плодотворность данных действий.
Описание работы в деятельности «Родитель и будущий первоклассник»:
Знакомство родителей с психологической особенностью развития детей шести – семи лет;
Психолог, дефектолог и логопед ознакомили с темпераментом, характером, поведением и способом получения и усвоения информации детей шести – семи лет;
Знакомство со спецификой подготовки ребенка к школьному обучению.
Задача работы деятельности «Родитель и будущий первоклассник» – гарантия гармоничной сформированности ребенка шести – семи лет при подготовке к школе. По итогу работы получаем, что родители должны осознать, подготовка к школьной жизни имеет сложный уровень и высокую ответственность для семей, наиболее эффективной является систематический и комплексный ход развития всех психических видов деятельности.
Многие родители уделяют развитию только, познавательной сфере не считаясь с другими психологическими особенностями («Главное, чтоб он умел писать и читать, остальное в школе нагонит!») Лекция на тему «Сформированность познания» предоставила поддержку родителям в развитии у них ребенка познавательной активности в семейных условиях, как опору для интеллектуального и социально – личностного развития.
При анализе «Эмоциональной сферы» было выявлено, что некоторые дети испытывают отрицательные эмоции к школьному обучению. Алеся И. – «Я не хочу ходить в школу. Там будет скучно!» Егор К. – «В школу не пойду. Учиться трудно. Не хочу» Здесь проблема сугубо родительского взгляда, то есть, при подготовки ребенка к школе, родители неправильно задают ему ход работы, объем работы, дают тяжелые задания, что провоцирует в дальнейшем негативные эмоции у ребенка на занятия. Так же было замечено, что негативные слова об учителе и школе так же провоцируют отрицательное отношение к ней (например, «Пойдешь в школу, там тебя научат, как надо себя вести за партой»). Завышение оценки при занятиях способствует так же неправильной связи с отметкой в школе, они могут быть разными и дети испытывают разочарование к обучению. Предлагались занятия по проявлению эмоций: этюд «Разное настроение» – в игре отражается различное эмоциональное состояние. Детям очень понравилась брать в одночасье сразу несколько настроений и переходить от задумчивости к радости, от печали к веселью. В момент обыгрывания ситуации «учитель и ученик» было особенно интересно, когда дети ставили себя на место учителя и пытались доказать «ученикам», что учится интересно.
Из этого следует, для того, чтобы не допускать похожих ошибок нужно помнить о эмоциональном состоянии своего ребенка: обучить пониманию своих эмоций и чувств, научить показывать их в устной форме и уметь признавать не только победу, а так же и поражение.
При работе над «Волевой сферой» было обращено внимание на воспитываемость у ребенка самостоятельность, организованность следует учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Родители положительно отнеслись к практическим игровым занятиям, которые можно использовать для игр дома. Пример развивающей игры «Пуговки» она способствует активизации всех психических процессов, которые важны при обучении. Дети с интересом трогали, щупали, щупали с закрытыми глазами разные по структуре и форме пуговки. Пытались объяснить какие они: цвет, форма, рельеф, размер («она такая треугольная, зелененькая, ну не очень большая, ну и не маленькая, шершавенькая с ямочкой и у нее три дырочки» – Вова Н.).
Игра «Офицер – солдат» направлена на развитие произвольности и мотивации к учению. Большинство родителей она заинтересовала. Родители проводили анализ действий ребенка по шкале «Растущих знаний». Здесь же делали отметки успехи и поражение, что мотивировало ребенка на свершение новых заданий и способствовало формированию интереса к обучению. Детям показалась сначала, что игра сложная и не понятная. Но затем дети с большим удовольствием вошли в игру и старались побыстрее стать «Офицером».
По итогам работы над «Волевой сферой», родители рассказали, что при обучение в семье начали наиболее обращать внимание на точное выполнение инструкций, и в игре и в жизни. С точки зрение некоторых родителей ребята стали внимательнее, собраннее и старательней выполнять задание и просьбы. Родители согласились в том, что для детей домашняя среда способствует в усвоении в его программе мотивов на успех. Абсолютно все дети, имеющие различные возможности, равно нуждаются в родительской поддержке и уверенности мам и пап в их победе.
Подводя итоги над работой «Познавательной сферы» было показано, что это течение подразумевает обучить ребенка принимать самостоятельные действия и научить его думать. Для этого было подобраны игровые упражнения и размещены в родительском уголке «Игры с семьей». Сюда вошли такие игры: «Волшебная цепочка» – активизирует познавательную и мыслительную деятельность; «Антонимы в сказках и фильмах» – развивает умение рассуждать, творчески мыслить; «Продолжи фигуру» – развитие коммуникативных способностей и сотрудничества и подобное.
По словам родителей, данные игры в семейном кругу помогали их ребенку развивать любознательность, внимание, мышление, учили высказывать собственное мнение.
Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что проделанная работа по развитию психологической готовности детей шести – семи лет к школе в семьях была продуктивной и отметила одобрительные отзывы со стороны родителей и учителей ОУ. Была произведена помощь родителям, просветив их о главных сторонах работы с детьми в домашних условиях по психологической подготовке к школе, т.е. подобраны игры и занятия, которые влияют на формирование всех составляющих психологической готовности к школьному обучению. Так же было представлены лекции «Правила родителям при подготовке ребенка к школе», «Развития познаний у ребенка 6 – 7 лет» и так далее.
Особо важно заметить, что план работы в деятельности «Родитель и будущий первоклассник» основывался на систематический и комплексный подход развития главных характеристик психологической готовности к школе.
2.3. Контрольный эксперимент. Результаты эффективности систем, упражнения на повышение роли семьи в формировании психологической готовности ребёнка к школе
Контрольное исследование, проведенное по итогу курсовой практической работы, обнаружило хорошую линию подъема развития психологической готовности к школьному обучению детей шести – семи летнего возраста.
Сравнительный анализ результатов исследования показа, что у детей нулевого класса развилось благоприятные перемены в сформированности мотивации к школе. Анализируя качественные изменения, появившиеся у ребят, можно увидеть, что в школу они хотят для того, чтобы научиться грамоте. А так же можно рассматривать часто рассказывающих детей о том, что они собираются в школу (собирают школьные портфели, принадлежности и так далее). Дети, отвечая на вопрос: «Как будешь ты вести себя в школе?» говорили не только о дисциплине, но и о формах школьной жизни (посещать группу продленного дня, играть на переменах, заводить новые знакомства и тому подобное).
Подведя итог, можно отметить, что на контрольном эксперименте исследования было установлено положительный уровень развития мотивационной сферы готовности ребенка к школьному обучению, которая была выделена качественными и количественными показателями. Динамика отразилась, и как на внешние, так и на внутренние мотивы. Дети все чаще приходили к мысли, что они идут учиться, чтобы быть «умнее», «все знать» и тому подобное. Но будущие первоклассники все еще нацелены на положительное одобрение со стороны взрослых. Настя К. – «Я правильно сделала задание? Я молодец? Да?»
Сравнительный анализ результатов первого и контрольного анкетирования семей учеников нулевого класса по теме «Воспитание будущего первоклассника в семейной среде» выявил, что родители начали вести себя наиболее внимательнее и корректней в вопросах воспитание заинтересованности своего ребенка к школе. То есть возросло число ребят, которых родители записали в те или иные кружки или секции (плюс четыре семьи). Семья Ани У. – «Ой, а знаете, мы тут посоветовались и записали нашу Анечку на вокал. Ей так нравится петь перед зеркалом». Так же родители начали по чаще посещать городские культурно – массовые мероприятия, дабы повысить их коммуникативные и познавательные способности. Семья Кирилла В. – «Мы всей семьей в воскресенье были на празднике посвященный Дню народного единства. Было так интересно! Песни, танцы, ярмарка. Столько знакомых встретили!». Мама Кости Ю. – «Я тут посмотрела и поняла, что очень много заданий даю Кости. Решила исправить ситуацию и посмотреть, что будет. Начала с ним играть в «дорожки». Кто быстрее и ровней обведет свою дорогу – линию. Ему понравилось соперничество. Мы очень весело потренировали руки к письму».
По результатам контрольного эксперимента было установлено, что многие родители начали чаще вовлекать в обсуждения семейных вопросов своих детей. Так же было установлено повышение уровня понимания мам и пап о развитии социализации у ребенка. Семья Сони Б. – «Оказывается наша девочка уже совсем большая! Мы здесь с ней советовались на счет подарка, на день рожденье младшему брату. И Сонечка предложила неплохой вариант, как можно порадовать братика».
Опираясь на данный анализ можно сделать вывод о том, что большинство родителей повысили свои навыки и мнение о подготовки ребенка к школьному обучению и стали больше акцентироваться на главных критериях психологической подготовки ребенка к школьному обучению, в точности познавательной сфере и социальному развитию.
Сделав вывод, контрольный эксперимент выявил высокий уровень роста мотивов учебной деятельности в школе у детей, так же повысился процент родителей, понимающих как нужно подготавливать своего ребенка к школьной жизни и неуемно идущих в эту сторону.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, подводя итог по всей практической части данной работы можно сказать следующее:
Исследование роли семьи в формирование психологической готовности ребёнка к школе подвила к мнению о том, что у исследуемых детей шести – семи лет было комбинирующее внутренние и внешние мотивы к обучению в школе. Так же для более глубокого изучения процесса подготовки детей к школьной жизни в семейных условиях была дана родителям анкета на тему «Воспитание будущего первоклассника в семейной среде». По окончанию исследование было выявлено, что примерно у 63% детей преобладает внутренний мотив, а у 37% внешний мотив. Было установлено, что часть родителей заинтересованы только, чтобы ребенок умел читать, писать, считать;
Была создана система занятий направленная на повышение роли семьи в формировании психологической готовности ребёнка к школе. По итогу было отмечено, что проделанная работа была продуктивной и отметила одобрительные отзывы со стороны родителей и учителей ОУ. Была выполнена помощь родителям осведомив их о особо важных сторонах работы с детьми в домашних условиях по психологической подготовке к школе;
На контрольном эксперименте было проведено повторные исследования и анкетирование, которые помогли выявить уровень роста мотивов учебной деятельности в школе у детей, так же повышения процента родителей, понимающих как нужно подготавливать своего ребенка к школьной жизни. Так же на этом этапе проявились положительные изменения, связанные с развитием психологической готовности к школе детей, участвующих в исследовании. Повысился внутренний мотив у ребят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследовательской работы обозначала большую значимость данной проблемы в современной педагогике и психологии. Опираясь на позиции отечественных педагогов и психологов (Безруких М.М., Венгер Л.В., Дубровиной И.В., Терещенко М.Н. и других) было обращено внимание на особенную роль, которая выделяется во всеобщей структуре психологической подготовке ребенка к обучению в школе. Так же установлено, что наивысший эффект подготовки детей шести – семи лет к школьному обучению вероятно будет надежней вследствие тесного контакта по этой проблеме педагогов и семьи.
Проанализировав психолого педагогические труды специалистов по данной проблеме, мы сделали вывод, что ребенок шести-семилетнего возраста имеет задатки интеллектуально – личностных умений и навыков, которые помогают успешно войти в жизнь школы и признать себя учеником.
Так же было установлено, что готовность к обучению в школе – это многоэлементное образование. По их сформированности можно судить степени психологической готовности к школьному обучению: личностная, интеллектуальная, социально – психологическая, физическая иречевая.
Далее при анализе литературных источников было установлено мнение психологов и педагогов (Бурменской Г.В, Виноградовой А.Д. и других), с которыми нельзя не согласиться, что семья исполняет особое значение в становление заинтересованности ребенка к школьному обучению и ответственно за развитие мотива к обучению и внутренней позиции будущего первоклассника. В равной степени было установлено психологами (Овчаровой Р.В., Божович Л.И. и другие), что сложности и затруднения адаптационного периода к школьной жизни у первоклассников имеют возможности быть плодом родительского просчета и ошибок, которые были совершены при подготовки к школе своего шести-семилетнего ребенка.
При практическом изучении влияния семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе были предприняты диагностические процедуры (аффективно – потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая), которые помогли распознать психологическую готовность детей нулевого класса к школьному обучению, общее отношение к школе и мотивы к учению в школе. Так же был опрос родителей на тему «Воспитание будущего первоклассника в семейной среде».
Подведя итоги диагностического исследования можно сделать вывод, что у большинства детей к школьному обучению превышает внутренний мотив, над внешним. А большая часть семей подготавливают своего ребенка либо финансово, либо настаивают на то, чтобы он умел читать, писать и считать. Так же не многие родители понимают важность разностороннего психологического развития, то есть формирование познавательной, коммуникативной и социальной сфер общения.
Для того, чтобы предоставить помощь родителям в урегулировании выявленных проблем исследования была создана система занятий направленная на повышение роли семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе.
В течение осуществляющих мероприятий была проведена деятельность «Родитель и будущий первоклассник», в которые входили: беседы, собрания, консультации – «Правила для родителей по подготовке детей к школе». Презентация «Как развить интерес у будущего школьника к обучению в школе?». Оформление уголка для родителей, памятки для актуальной темы – «Игры в семье»; «Игры с семьей». Практическая часть – «Учусь играя». И консультации психолога, логопеда – «Вечер вопросов и ответов»; круглый стол – «Обсуждение проблемных вопросов».
Так же параллельно происходила развивающая работа с исследуемыми детьми, привлекая их в разносторонни упражнения и игры, которые стимулируют формирование основных признаков готовности к школьному обучению.
Предоставленный процесс работы был продуктивным и отметил одобрительные отзывы со стороны родителей.
Контрольный эксперимент, проявил положительный уровень роста мотивов учебной деятельности к школе у испытуемых детей, повышения процента родителей, понимающих, как следует подготавливать своего ребенка к вступлению в первый класс и активно идущих в этом направлении.
Подведя общий итог, можно сделать вывод, что семья имеет наиважнейшее влияние на формирование психологической готовности ребенка к школе и степень этой готовности сплетен с осведомленностью родителей в данном вопросе.
В результате, задачи, поставленные в начале исследования, решены. Цель исследования достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г.С. Психолог в начальной школе / Г.С. Абрамова – Волгоград: Перемена, 2010. – 115 с.
Безруких, М.М. Ребенок идет в школу / М.М. Безруких – Москва: Академия, 2016. – 79 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – Москва: МГУ, 2014. – 400 с.
Бурменская, Г.В. Возрастной психологический подход в консультирование детей и подростков / Г.В. Бурменская – Москва: Академия, 2013. – 409 с.
Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер – Москва: Знание, 2005. – 190 с.
Виноградова, А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет / А.Д. Виноградова – Санкт-Петербург: Образование, 2003. – 85 с.
Волков, Б.С. Как подготовить ребенка к школе. Ситуация, упражнения, диагностика / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – Москва: Ось-89, 2014. – 117 с.
Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой – Москва: Просвещение, 2009. – 315 с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выгодский – Москва: Смысл, 2011. – 24 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский – Москва: Астрель, 2013. – 672 с.
Выготский Л.С. Проблема возраста. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. Изд. 2-е. – Москва: МПСИ, 2016. – 67 с.
Готовность ребенка к школе. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной – Москва: Академия, 2010. – 119 с.
Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина – Москва: МГППУ, 2016. – 91 с.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина – Москва: Академический проект, 2014. – 88 с.
Дубровина, И.В. Психология учебник для студентов среднего педагогического учебного заведения / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – Москва: Академия, 2014. – 464 с.
Запорожец, А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 2016 – № 8. – С. 15 – 17.
Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова – Москва: Знание, 2008. – 123 с.
Монина, Г.Б. Предшкольный бум. Что нужно знать родителям будущих первоклассников / Г.Б. Монина, Е.В. Панасюк – Санкт-Петербург: Речь, 2014. – 180 с.
Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина – Москва: ЭКСМО – ПРЕСС, 2018. – 502 с.
Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет / Н.И. Непомнящая – Москва: Педагогика, 2007. – 302 с.
Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога / Р.В. Овчарова – Москва: Творческий центр, 2014. – 440 с.
Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова – Москва: ИнтелТех, 2017. – 60 с.
Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушкина – Ростов на Дону: Март, 2016. – 86 с.
Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под ред. В.Д. Шадрикова – Москва: Логос, 2011. – 232 с.
Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких – Москва: МПСИ, 2015. – 432 с.
Рылеева, Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 6 – 7 лет / Е.В. Рылеева – Москва: Айрис Пресс, 2016. – 157 с.
Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова – Москва: Владос, 2016. – 362 с.
Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова – Москва: Академия, 2017. – 152 с.
Солдатов, Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. – 2016. – № 4 – С. 112 – 115.
Терещенко, М.Н. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школе // учеб. лекция [Электронный ресурс]. URL: http://school23.krasnoturinsk.org/poleznoe/roditelyam/36-rol-semi-v-formirovanii-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html (дата обращения: 08.12.2019).
Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Г.А. Урунтаева – Москва: Академия, 2015. – 407 с.
Шульга, Т.И. Эмоционально – волевой компонент готовности к обучению школьников / Т.И. Шульга // Вестник Московского гос. обр. ун-та. – 2017. – № 1 – С. 129 – 131.
Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин – Москва: МГУ, 2014. – 128 с.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин – Москва: МГУ, 2016. – 286 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – Москва: Владос, 2015. – 360 с.