Для решения прикладных задач плоской теории упругости необходимо знать соответствующие формулы расчёта напряжений при деформации образца.
С этой целью авторы разработали интерактивный обучающий документ (ИОД), в котором размещаются все необходимые формулировки, формулы, выводы некоторых из формул. Обучающиеся, изучая ИОД, анализируют приведённую информацию. При этом у студентов имеется возможность задавать авторам вопросы, высказывать предложения по расположению учебного материала, делать замечания. В случае обнаружения ошибки предлагать исправления. Очевидно, что в приведённой выше деятельности обучающихся присутствуют все признаки научно-исследовательской работы студентов ([1]).
При решении конкретных прикладных задач плоской теории упругости широко используются степенные ряды и ряды Фурье в комплексной форме, поэтому ниже приведены основные сведения из теории этих рядов.
Любая функция f(z), аналитическая в некотором круге , может быть единственным образом представлена внутри этого круга рядом Тейлора (А. И. Маркушевич [2]):
, (1)
где
, . (2)
Внутри круга ряд сходится абсолютно и равномерно, а для его коэффициентов справедливы неравенства Коши:
, . (3)
Ряд Лорана представляет собой ряд более общего типа. Всякая f(z), аналитическая в кольце , единственным образом может быть представлена в нём абсолютно и равномерно сходящимся рядом Лорана:
, (4)
где
,
Для коэффициентов справедливы оценки:
, . (5)
Если действительная функция f(), заданная на промежутке 0<<2, удовлетворяет условиям Дирихле, то её можно представить в виде ряда Фурье:
, . (6)
Если функция f() непрерывна и имеет непрерывные производные до (n-1)-го порядка включительно в промежутке 0<<2 и, кроме того, n-ая производная удовлетворяет условиям Дирихле в том же промежутке, то ряд Фурье равномерно и абсолютно сходится, а коэффициенты удовлетворяют неравенствам вида:
, (7)
где M – некоторая положительная постоянная (В. И. Смирнов [3]).
В качестве частного случая операций, выполняемых над функциями, представленными в виде сумм абсолютно и равномерно сходящихся рядов по полиномам Фабера, можно получить соответствующие формулы для перемножения и возведения в степень рядов Фурье в комплексной форме (В. Г. Кичигин [4]):
,
, (8)
где , =1, =1.
Для случая возведения в степень рядов Фурье:
, (n=1, 2, ...), (9)
где
, .
При этом ряды для произведения функций и возведения в степень сходятся абсолютно и равномерно, а ряды коэффициентов сk и сходятся абсолютно.
Приведём также некоторые полезные в дальнейшем формулы, которые являются следствием предыдущих (либо доказываются аналогично):
, (10)
где
;
,
; (11)
,
; (12)
,
,
; (13)
,
,
, (14)
где введены обозначения:
; ; ,
,
,
. (15)
,
,
, (16)
где
; .
Приведённые выше формулы позволяют решить большинство прикладных задач плоской теории упругости. ИОД построен на применении нестандартного математического анализа ([5]) и имеет целью формирование профессиональных компетенций бакалавров в техническом вузе ([6]). Практически все обучающиеся участвуют в подготовке исправленного или корректированного ИОД. Тем самым повышается мотивация к изучению учебного материала, формируются умения и навыки проведения научно-исследовательской работы студентов.
Список использованной литературы:
1. Смольняков И.М., Часов К.В. Формирование НИР студентов посредством информационной образовательной среды // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014007495 (дата обращения: 10.01.2020).
2. Маркушевич А.И. Теория аналитических функций. т.I, т.II, М., Изд-во «Наука», 1967, 1969.
3. Смирнов В.И. Курс высшей математики. М-Л., т.I, т.II, ГИТТЛ, 1952, 1956.
4. Кичигин В.Г. Упругое равновесие изотропной пластинки с конечным числом эллиптических отверстий подкреплённых неширокими кольцами. Тр. Николаевского кораблестр. Ин-та, в.25, 1968.
5. Неверов А.В. Элементы нестандартного анализа как эффективное дидактическое средство дальнейшег о совершенствования развивающего обучения математике: дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 -Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)/Дагестанский гос. пед. ун-т. Махачкала, 2000. 176 с.
6. Паврозин А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". 2014. № S4. С. 197-200.