КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общепринято, что семья это ячейка общество. Именно она социализирует человека в социуме, прививает социальные нормы и ценности, а также показывает определенные модели поведения и стремления человека двигаться в том или ином направлении. Типы семей делятся по различным характеристикам, включая по количеству детей. Особое место занимают многодетные семьи и в соответствие с Указом Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" данная категория граждан получает помощь и поддержку со стороны государства. Такая помощь и поддержка реализуется различными учреждениями, включая и учреждения, которые относятся к социальной работе. Все выше сказанное актуализирует вопрос о консультирование как технологии социальной работы с многодетными семьями.

В настоящей момент только разрабатывается отдельный закон, который закрепит статус и права многодетных семей, пока вопросы, связанные с данной категорией, регулируются отдельными разделами других законов, постановлениями, указами и прочими нормативно-правовыми актами. На сегодняшний день под многодетными семьями понимают такие семьи, которые имеют трое и более детей, включая усыновленных, обучающихся в общеобразовательных учреждениях до достижения 18 лет и обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм до окончания обучения, до достижения ими 23 лет [1].

Все многодетные семьи можно разделить на несколько больших групп в зависимости от их социальной адаптации в социуме:

- Первую группу называют благополучной, исходя из того, что такая семья справляется в полной мере с собственными функциями, обладают и эффективно используют психологические, материальные, педагогические и другие внутренние ресурсы, что в совокупности обеспечивает успешное решение задач связанных с развитием и воспитанием детей. При возникновении проблемной ситуации им достаточно однократной помощи со стороны.

- Вторую группу называют неблагополучной так, как у данных семей выполнение функций в рамках развития и воспитания детей происходит медленно, мало результативно и сопряжено с большими трудностями, их внутренние ресурсы ограничены либо используются не эффективно. В таком случае при возникновении проблем им необходима активная поддержка со стороны специалистов.

- Третью группу называют асоциальной по причинам того, что в подобных семьях родители ведут аморальный или противоправный стиль жизни, функции воспитания и развития детей не выполняются вовсе, дети оказываются безнадзорными и неудовлетворенными в элементарных необходимых для жизни потребностях. В данном случае работа специалистов ведется в союзе с другими смежными органами и является довольно трудоемкой.

- В отдельную группу выделяют семьи, находящиеся в зоне риска, в связи с определенными социальными условиями, как, например, малообеспеченность, наличие детей с инвалидностью или другие особенности в структуре семьи. В подобном случае функция воспитания и развития детей выполняется, но сопряжено с трудностями, именно поэтому специалисты по социальной работе наблюдают за состоянием дезадаптирующими факторами и в случае необходимость оказывают помощь [4, с. 201].

Сама социальная работа использует по отношению к многодетным семьям такие технологии как, диагностирование, консультирование, социальная поддержка и патронаж. Важное место занимает консультирование, поскольку оно охватывает широкий спектр вопросов. Его целью является оказание помощи многодетной семье в решении различных проблем и регулировании межличностных отношений. Само консультирование может проводиться очно и дистанционно, а также по разному направлению: социально-правовому, социально-педагогическому и медико-социальному [5, с. 156].

Все выше сказанное дает понимание того, что консультирование имеет потенциал для решения большого спектра проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи. Далее будут перечислены некоторые из них [2, с. 31]:

Проблемы, затрагивающие финансовую и материально-бытовую сферу жизнедеятельности семьи. Консультант в данном случае может предоставить всю информацию о доступных льготах, выплатах, пособиях и других видов помощи, которыми в праве воспользоваться многодетные семьи.

Проблемы связанные с трудоустройством родителей. В данном случае консультант может предоставить контакты центров занятости и других организаций, рассказать о документах необходимых для процедуры постановки человека на учет в центры занятости и многое другое.

Жилищные проблемы актуальны для многих социальных категорий граждан, включая многодетные семьи. Здесь консультант также может предоставить всю необходимую информацию, помочь с оформление нужной документации.

Проблемы психолого-педагогического характера. Здесь консультант может помочь в формировании и восстановление психолого-педагогичесской культуры родителей, которая непосредственно влияет на самооценку и адекватное восприятие детей, а также на психологический климат в семье.

В рамках медико-социального консультирование идет ознакомление с санитарной культурой, а также консультант может рассказать о репродуктивном здоровье, правилах и принципах контрацепции, социально ориентировать в сексуальной жизни. Подобные знания необходимы как и взрослым, так и подрастающим детям, с целью минимизации вероятности возникновения проблем со здоровьем или других негативных последствий как ранней беременности, слишком коротких сроков между беременностями и прочее.

При осуществлении консультирования специалист по социальной работе должен обязательно помнить о том, что современная семейная жизнь крайне многообразна и вариативна. Такое понимание поможет избегать специалисту навязывания своих собственных моделей функционирования и взаимодействия семьи, которые будут бесполезными или же невозможными в реализации для данного клиента, исходя из его опыта, представлений, наблюдаемых моделей и способов налаживания контактов, которые будут абсолютно отличаться от того, как все это видит специалист по социальной работе. Конечно же специалист может предложить свой собственный опыт по тем или иным вопросам или ситуациям, но это нужно делать с осторожностью, а также нужно учитывать систему ценностей и представлений клиентов.

Для клиента консультирование несет расширение представлений о возникшей ситуации и своих собственных внутренних переживаниях, в результате он осознает и принимает ответственность за свои собственные поступки и действия, а также за их последствия. Специалист в свою очередь стремится направить клиента до осознания таких моментов, а также активизировать внутренние, включая резервные, ресурсы человека, которые являются хорошим и необходимым подспорьем при решении кризисных и конфликтных ситуаций. Для того, чтобы подобная эффективность от консультаций была достигнута, специалисту нужно придерживаться консультационных принципов [3, с. 69]:

– доброжелательности и безоценочности по отношению к клиентам;

– ориентированности на систему ценностей и представлений клиента;

– запрет давать советы клиенту;

– конфиденциальности консультирования;

– активности клиента в процессе консультирования и разработки плана выхода из трудной ситуации;

Таким образом, консультирование как технология активно применяется с многодетными семьями в процессе социальной работы. Данная категория имеет свои особенности и специфические проблемы, которые связаны как и с ситуацией взаимоотношений внутри семьи, так и с образом жизни, а также с другими внешними социальными факторами. Специалист по социальной работе призван оказать помощь через предоставление дополнительной информации или ведения диалога с целью направить клиентов по нужной дороге.

Список литературы:

Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2016. - 110 с.

Галасюк, И. Н. Психология социальной работы / Галасюк И.Н., Краснова О.В., Шинина Т.В. - Москва: Дашков и К, 2018. - 304 с.

Поддубная, Т.Н. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации. Справочник социального педагога и социального работника / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - М.: Феникс, 2015. - 512 c .

Тюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2014. - 336 с. 156

Просмотров работы: 158