Психолингви́стика-дисциплина,которая находится на стыке психологии и лингвистики.Изучает взаимоотношение языка,мышления и сознания.
Изучением психологических механизмов речевой деятельности занимались В. фон Гумбольдт и ученые психологического направления XIX века Г. Штейнталь, В. Вундт, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ. Это направление подготовило почву для возникновения психолингвистики.
История психолингвистики
Психолингвистика возникла в середине XX века. Впервые о ней как о самостоятельной науке заговорили в 1953 г. на Международном семинаре по междисциплинарным связям в США, проходившем под патронажем известных американских ученых — психолога Чарльза Осгуда и антрополога, этнографа Томаса Сибеока. Они призвали ученых объяснить механизмы функционирования языка в процессе коммуникации, изучить человеческий фактор в языке, осмыслить процессы говорения и понимания речи.
В психолингвистике используются следующие методы:
Самонаблюдение. Его суть — в наблюдении своих мыслей и чувств, которые представляют собой материал для исследования.
Наблюдение. В обычных условиях наблюдают за вербальными и невербальными манерами человека. На основе этих данных строятся предположения о свойствах его психики, которые отражает мимика лица, привычка говорить, жестикулировать, создавать дистанцию и пр. Результаты анализируются, оцениваются, обобщаются. Допустимо применение фото-, аудио-, видеоаппаратуры.
Эксперимент. Этот метод считается основным и самым объективным. Он основан на применении различных методик, например, методика чтения с саморегуляцией скорости, методика записи движения глаз, методика прямого толкования слова, ассоциативный эксперимент и др., с помощью которых собирается материал для психолингвистического анализа.
Обработка. Это сравнение и описание полученных фактов
В психолингвистике сочетаются естественнонаучный и социальный подходы. Она находится в тесных контактах с нейролингвистикой, когнитивной психологией, когнитологией, информатикой, теорией и практикой искусственного интеллекта, социальной психологией, социолингвистикой, прагмалингвистикой, анализом дискурса. Появляются новые дисциплины стыкового характера (этнопсихолингвистика, социопсихолингвистика, психолингвистика текста и т. п.).
Закономерно выделяют общую и частную психолингвистику.
Общая изучает правила и факты речевого сознания. Они характерны для всех носителей языка. Объект общей психолингвистики – статичный образ взрослого индивида, не анализируя его социальные или психологические отличия от других людей.
Частная психолингвистика и ее подгруппы анализируют различные области функционирования языка. Она принимает во внимание речевое поведение индивида, его вид деятельности, конкретные физические и психические аспекты жизнедеятельности. Разделяется на социальную и возрастную психолингвистику.
Психолингвистика исследует следующие проблемы: психолингвистические единицы восприятия речи, этапы порождения и понимания речевого высказывания, обучение языку (особенно иностранному), речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых нарушений, диагностика нервных заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы речевого воздействия (пропаганда, деятельность средств массовой информации, реклама), лингвистические аспекты авиационной и космической психологии, а также судебной психологии и криминалистики, вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы машинного перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматическая обработка текста, информатика, теория и практика искусственного интеллекта.
Психолингвистика напрямую связана со многими дисциплинами, а именно:
с лингвистикой (философией языка, общими правилами и канонами науки);
с семиотикой – изучает значение языковых знаков;
с философией (может направлять исследования за счет общих правил мировозрения);
с психологией (без основ этой науки психолингвистика не рассматривается как отдельная дисциплина);
с логикой (ученый самостоятельно выбирает логику проведения любого научного исследования);
с социологией (речевая деятельность происходит в разных группах социума).
Таким образом, психолингвистика– это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Она изучает процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка.Психолингвистика по предмету исследования близка к лингвистике, а по методам исследования ближе к психологии.
Список используемых источников
https://www.13min.ru/psixologiya/psixolingvistika-osnovy-recheobrazovaniya-formirovaniya-i-vospriyatie-rechi/
https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/PSIHOLINGVISTIKA.html
https://forpsy.ru/works/uchebnoe/psiholingvistika-kak-nauka/
https://flight-attendant.ru/psycholinguistics/