Рассмотрение поставленной проблемы проведём по такому плану: что такое учебный материал; виды учебных материалов (электронные, письменные и устный диалог); какую роль несёт внимание ребёнка в учебном процессе; какие существуют приёмы для привлечения внимания учеников. Причём при рассмотрении данных вопросов, автор статьи безусловно уважает то огромное наработанное прежде всего учителями огромное методическое пространство. Однако ведь проблема всё же стоит и не снята с повестки дня современной педагогики. Безусловно, автор статьи не берёт на себя функцию 1создание вечного двигателя», однако у автора большое желание показать видение поставленной проблемы с точки зрения ученика.
Итак, «что такое учебный материал»?
Учебный материал–это как правило книги, статьи, учебники, презентации, в которых описан учебный материал, предназначенный для усвоения вложенной новой информации или закрепления и повторения старой, уже усвоенной информации и проверка её на воспроизведение без погрешностей..
Учебный материал в электронной форме, который набирает все большую активность во внедрении в учебный прроцесс–это разного рода дидактические источники, позволяющие получить теоретические знания и практические умения в определенной области, а также побудить учащихся к анализу предмета изучения и выявлению ошибок в собственных или чужих работах; отметим, что электронный учебный материал во много раз превышает печатный.
Теперь приведём принятую автором статьи классификацию учебных материалов, от которой автор мыслит подать свои инициативы.
Традиционные пособия. К классическим учебным материалам относятся: печатные учебники; лекции; руководства; конспекты; методички.
Дополнительные учебные пособия : справочники, словари, атласы, сборники задач, наглядные пособия.
Работая с пособиями в традиционной бумажной печатной форме, школьники и студенты учатся излагать свои мысли в соответствии с академическими нормами презентации научной информации, анализировать и дополнять представленные данные. Печатные учебные материалы–это первый и самый авторитетный источник в учебном процессе. Работа с этими источниками чаще всего проводится по указанию и совету учителя.
Наряду с традиционными широко используются инновационные цифровые учебные материалы. Это сетевые или компьютерные обучающие курсы или программы – методические комплексы, предназначенные для проведения основных видов занятий по определенной дисциплине и контроля работы студента. В них входят как теоретический материал, так и средства-указания для выполнения практических заданий и обеспечения самостоятельной работы студента, часто эти ресурсы предназначены для использования без учителя.
Особое внимание уделим тестам для промежуточного и итогового контроля знаний. Банки тестовых заданий применяются для аудиторных и самостоятельных занятий, автоматизированной проверки знаний. Однако обратим внимание на две черты, которые учащиеся «чувствуют» в тестах: не всегда в тесты выбирается базовый материал, часто «побочный», на который в процессе учёбы мало обращается внимания, или «искусственные» варианты для выборки правильного ответа.
Электронные учебники – цифровые пособия, содержащие соответствующий академической программе теоретический и практический материал, для представления которого используются технологии мультимедиа.
Электронные базы данных – инструмент хранения структурированной тематической информации.
Виртуальные тренажеры и симуляторы. К ним относятся компьютерные модели, лабораторные практикумы, позволяющие закрепить знания и приобрести навыки их применения в ситуациях, имитирующих реальные. К этой разновидности учебных материалов также причисляются электронные задачники, предназначенные для отработки алгоритмов решения типовых задач, составленных с целью наглядно связать теоретические знания с практикой.
Электронные учебные материалы позволяют:
• существенно упростить поиск необходимой информации;
• компактно представить большое количество учебно-методической литературы, которая в печатном виде занимает целые библиотеки;
• предоставить доступ к редким изданиям;
• смоделировать в виртуальном пространстве реальные ситуации;
• объективно оценить уровень подготовленности учащихся.
Независимо от того, в какой форме представлен учебный материал, в нем обязательно должны использоваться только проверенные факты и данные, всесторонне освещающие изучаемую тематику. Встречающиеся опечатки в предоставляемых учебных материалах» «значительно загрязняют» дорогу познания.
И ещё одна очень важное замечание. Электронные ресурсы, предоставляемые учащимся, иногда не идут навстречу сформированным учебным навыкам учащихся, особенно когда учитель совсем устраняется во время работы с такими источниками. Отрицательными последствиями могут быть «простая игра в электронные ресурсы», а не учёба.
Наиболее часто используемые формы организации учебного диалога: беседа; учебно-ролевые игры; эвристический диалог, т.е. это диалог преподавателя с учащимися, в процессе которого сами учащиеся находят решение обсуждаемой проблемы; учебная дискуссия. Однако заметим, что в любой дискуссии важной чертой должна быть стабильность фиксации мнений (иногда дети говорят лишь бы что сказать), она не должна быть бесконечной, а привести к финальному концу. Учащихся надо учить спорить!
Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. В разных возрастных группах тренинг имеет разные результативные установки. Отметим яркими штрихами социальную устремлённость таких установок.
Для дошкольников – развивает самые первые навыки общения со взрослыми и детьми.
Для школьников– вырабатывают правила поведения между сверстниками и старшим поколением, а также внутри школьного класса.
Для подростков – учит уважительному общению между собой и взрослыми.
Для студентов – вводит во взрослую, более самостоятельную жизнь.
.Какую роль несёт внимание ребенка в учебном процессе? Внимание учащихся во время учебной деятельности можно сравнить с плодородием почвы.
По активности человека в организации внимания различают три вида внимания:
–непроизвольное,
–произвольное,
–послепроизвольное.
Непроизвольное внимание. Это невольная концентрация сознания на каком-либо объекте. Оно чаще проявляется у детей большой познавательной активности. Возникновению такого реагирования способствуют эстетические, моральные и интеллектуальные чувства. Это кратковременный отклик на какое-либо обстоятельство, чаще всего оно зависит от яркости подачи такого обстоятельства или события. Произвольное внимание. Это сознательная сосредоточенность на объекте, который интересен или приятен для личности. Здесь уже сказывается успешность участия учителя. Эта разновидность тесно связана с силой воли. Если человек сосредотачивается на предмете, он прикладывает волевое усилие, которое поддерживает непрерывное внимание. Чтобы индивид обладал силой воли, ему необходимо иметь устойчивое психическое состояние. В период утомленности личности сложно сконцентрироваться. Послепроизвольное внимание. Оно наступает после преодоления трудностей предыдущей разновидности. Человек привыкает ко всем сложностям объекта или деятельности, которые постепенно уже начинают вызывать у индивида интерес. При очень трудной подаче материала этот тип внимания может исчезнуть. Однако совсем лёгкая подача материала тоже снижает его уровень.
Дошкольный возраст. Этот возрастной этап набирает всё большую значимость в системе образования. Если первые классы школы имеют педагогические проблемы, то они во многом идут из дошкольных учреждений. Основы внимания в детском возрасте закладываются вместе с интересом детей к окружающим предметам. Сначала он сосредотачивается на чем-то одном, но стоит в поле его зрения попасть новому предмету, его внимание автоматически переключается. Именно поэтому дошкольное развитие ребенка отмечено непостоянством внимания, и, как следствие, игры детей носят непродолжительный характер. Дети не в состоянии сами по себе научиться управлять вниманием, подобная способность развивается при помощи взрослых и получила название произвольного внимания. Оно развивается постепенно—от младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному, от непроизвольного внимания к произвольному, когда к процессу обучения подключаются ещё и определенные средства развития ребенка.
Самым действенным средством воздействия на внимание ребенка, конечно же, является игра. Всем известна с детства, например, игра под названием «да» и «нет» не говорите», «чёрное, белое не берите». Дети невольно концентрируются на том, о чём их спрашивают, и делают собственный отбор правильных ответов. Эта игра включает в себя такое важное средство развития ребенка как речь, которая считается универсальным средством организации внимания у детей. Именно поэтому дошкольное обучение строится по принципу «не перегружать внимание ребенка трудно выполнимыми заданиями», они должны перемежаться увлекательными и эмоционально окрашенными.
Одним из стимулирующих моментов для старших дошкольников становятся так называемые интеллектуальные задания и игры. Развитие мышления также способствует развитию у ребенка устойчивого внимания. Среди основных средств развития у ребёнка внимания, конечно же, значится создание благоприятной обстановки. Взрослым следует контролировать свои эмоции, ни в коем случае не допускать никакого негатива. Расстроенный ребёнок менее восприимчив к впитыванию информации, более рассеян и хуже справляется с заданием. Наоборот, следует проявить заинтересованность, которой вы сможете заразить ребёнка. Со стороны взрослого также необходимы комментарии действий малыша, которые будут организовывать и направлять его внимание.
Перейдём к школьному возрасту. В это время развития детей воспитание внимания осуществляется не только через учебный процесс. Все воспитательные мероприятия, если они хорошо продуманы и имеют определённую систему, способствуют развитию внимания.
Надо помнить, что произвольное внимание – трудное дело для ученика. В связи с этим одно требование быть внимательным может дать малый результат. Поэтому учителю надо позаботиться о создании стимула для его усилий. Здесь важное место должна занимать не только оценка работы, отметка, похвала, порицание, но и обращение к его внутреннему убеждению. Чем чаще привлекается непроизвольное внимание ученика, и чем чаще он сам заставляет себя внимательно воспринимать учебный материал, тем больше воспитывается в нём привычка всегда работать внимательно. Очень важно соблюдать в школьной работе правильное соотношение между произвольным и непроизвольным вниманием. Большое значение в мобилизации внимания учащихся имеет речь учителя. Негромкая речь создает более слаженную обстановку в классе, она даёт возможность в отдельных случаях повышать тон, в других – понижать, и получающийся контраст очень привлекает внимание учащихся. Такая речь дает более богатую возможность различных интонаций, что делает её более выразительной.
В заключение необходимо отметить, что успешное развитие внимания учащихся в значительной степени зависит от психических качеств самого учителя, в частности от его умения распределить на уроке своё внимание. Тот, кто сам может быть достаточно внимательным к работе учеников, держит всех их в поле своего зрения, следит за их поведением, проявляет к ним живой интерес не только в классе, но и вне школы. Такой учитель безусловно сумеет организовать детей на работу и будет успешно развивать их внимание.
Теперь об учащихся высшей школы, студентах. Накапливая опыт работы со студентами, преподаватель должен научиться по мимике и позе определять начало отвлечения внимания и направлять его, не ожидая полного отключения студента. Оценивая роль внимания в психической деятельности, К.Д.Ушинский отмечал, что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что входит в душу человека из внешнего мира». Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Студент должен одновременно слушать преподавателя и записывать, доставать какие-то учебные материалы, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если виды деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно. Переключение внимания–это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Студенту трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять её содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо. Для поддержания внимания студентов на занятиях можно применять разнообразные формы и методы обучения, такие как:
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- концентрированное обучение;
- кейс-метод;
- использование информационных технологий (поиск информации в сети Internet, применение электронных презентаций, электронных учебников, видеоконференций…);
- проектная деятельность;
- нетрадиционные формы проведения занятий;
- использование самостоятельной работы студентов,
-переход от монолога к диалогу позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных положений учебного материала, активизировать тем самым интерес к ним.
Для того, чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Необходимо при этом, чтобы у студентов созрели те вопросы, на которые последующее изложение даёт ответы. В этих целях эффективным является построение структуры учебного материала для усвоения, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед студентами и лишь, затем даёт их разрешение.
При монотонной лекции внимание студентов очень быстро переключается на другие виды деятельности, мешающие учебному процессу. При переключении внимания с одного вида деятельности на другой при применении различных средств и методов обучения позволяет сосредоточить внимание студентов на изучаемых вопросах.
Обсуждение вопросов, поставленных в статье, подошло к заключению. Важную роль в воспитании чувства ответственности у ребёнка играет также семья, где каждый из них проводит своё основное время. Родителям следует уделять особое внимание своим детям на данном этапе. Формирование ответственности в ребёнке требует от родителей большого терпения. Легче, если сами родители смогут стать примером. Направляя своёго ребенка на правильный путь, родители могут ставить перед ним обоснованные требования, найти с ним общий язык и помочь в достижении цели. Так же домашняя атмосфера вокруг обучающегося должна помогать ему в этом (необходимо создать благопроятные условия и удобства для учёбы: отдельную комнату, рабочий стол, книги и др.).
“Внимание – это одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти и мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле, в дальнейшей жизни. Особенно важно внимательное отношение к людям. Хорошо, если ребёнок поймет это уже в детстве”[1].
Автор статьи делает акцент на следующие приёмы для привлечения внимания учеников.
Учитель в своей работе для привлечения внимания часто применяет разнообразные приемы и средства: словесные указания, жесты, мимика, интонация.
Для дошкольного возраста.
Детям с 0 до 3 лет можно давать такие игры как:
«Пирамидка»: снимая кольца с оси и нанизывая их обратно, ребёнок совершенствует мелкую моторику и усидчивость, учится соотносить размеры и знакомится с понятием «больше/меньше», изучает цвета, получает первые навыки счета (от 8 месяцев).
«Доска- Сегена»: можно изучать предметы, цвета, геометрические фигуры, цифры(от года).
«Пальчиковый лабиринт»: передвигая разноцветные деревянные бусины по спирали, карапуз развивает логическое мышление и мелкую моторику, осваивает пальчиковые захваты, учится концентрировать внимание, кроме того, игрушка помогает изучать цвета(от года).
«Пазлы»: это отличные тренажеры памяти, концентрации, логического мышления, мелкой моторики и способности принимать решения(от полутора лет).
«Бизиборд»: развивающая доска Марии Монтессори улучшает мелкую моторику, воспитывает усидчивость и внимательность, а также подстегивает фантазию(от года).
От 3 до 7 лет:
“Найди отличия”: развитие произвольного внимания, переключения внимания.
Аппликации, оригами, рисование, лепка из пластилина.
Подвижные игры:
“Бездомный заяц”:быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
“Удочка”: учить правильно подпрыгивать– оттолкнуться и подобрать ноги.
Ход игры.Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с верёвкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.
“Пробеги и не задень”:развивать ловкость движения.
Ход игры. Из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков – пробежать между снежками и не задеть их.
“Попади в обруч”: развивать меткость, глазомер.
Ход игры. Дети бросают снежки в обруч с расстояния 5-6 м.
Для школьного возраста автор статьи выделяет такие игры, которые она считает наиболее эффективными.
“Математическое лото”: игровое задание улучшает такие свойства, как концентрация, сосредоточенность, распределение внимания, закрепляет навыки в счёте, развивает логическое мышление.
Чтение на время.
Загадки.
Скороговорки.
Квест на тему, которую прошли.
Презентации.
Игра в слова.
Просмотр фильмов по теме.
Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен применять разнообразные средства и приёмы воздействия на детей разного возраста. На уроках следует использовать красочные презентации, интересные, познавательные фильмы. Для младшего школьного возраста используется чередование умственной и практической деятельности. Подростки же сами сосредотачиваются ради достижения результата, и нужно вести урок опираясь не только на произвольное, но и на послепроизвольное внимание. Внимание старших школьников более управляемое, в работе с ними необходимо опираться на умственную деятельность ребенка в целом.
Список литературы:
Т1/аблер К.Ю. Активизация внимания учащихся при объяснении нового материала [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/aktivizacija_vnimanija_uchashhikhsja_pri_objasnenii_novogo_materiala/14-1-0-360 (дата обращения: 09.02.2020).
2/Педсовет. Персональный помощник педагога (сайт, дата обращения 9.02.2020). Ученик должен. Пикабу.www/http:pikabu.ru > story/uchenik_dolzhen_518699(дата обращения 9.02.2020)
3. 10 способов удержать внимание в классе и провести крутой урок. www.http:mel.fm> uchitelyam/675412-afternoon_teaching_…(дата обращения 9.02.2020)
4. Федотова Л..И. Включенность каждого ученика в учебный процесс как исходная проблема образования.//2007-2018 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал» Свидетельство о регистрации СМИ:Эл №ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором. (дата обращения 9.02.2020).
5. Уман А.И., Морозова Н.А. Формирование рефлексивных знаний школьников в учебном процессе. Монография.-Москва: издательство «Юрайт»,2019.-184 с.