В сложившихся социально-экономических условиях за последние годы обнаружен значительный рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, который постоянно провоцирует увеличение социального сиротства. Предотвратить это явление – значит вовремя оказать необходимую помощь семье и ребенку в ней [1, с. 35] Раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении, является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основной̆ целью социально-психологического сопровождения является повышение качества жизни семей̆ с детьми, уровня их социального обслуживания, оказания медицинской̆, психологической̆, педагогической̆, юридической̆ и социальной̆ помощи в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
Достижение цели возможно при решении следующих задач:
- обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного
взаимодействия по социальному сопровождению семей̆ с детьми;
- профилактика социального сиротства, отказов от детей̆ в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав;
- повышение психолого-педагогической̆ компетентности родителей̆;
- реализация механизмов, направленных на активизацию внутренних ресурсов семьи, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов.
Категории семей, которым предоставляется социальное сопровождение
Семьи, включенные Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Карсунский район»Ульяновской области» в банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении. Дети, включенные в банк данных несовершеннолетних граждан, находящихся в социально-опасном положении.
увеличение количества семей с детьми, решивших существовавшие проблемы по итогам выполнения индивидуальной программы социального сопровождения;
увеличение количества семей, переведенных с кризисного уровня семейного положения на базовый (профилактический) по итогам выполнения индивидуальной программы социального сопровождения;
- профилактика и/или преодоление кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;
- профилактика насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;
Применительно к сопровождению семей̆ и детей̆, находящихся в социально опасном положении целевыми индикаторами и показателями результатов социального сопровождения:
уменьшение количества лишения родительских прав;
уменьшение количества семей̆, находящихся в социально опасном положении;
уменьшение количества семей̆, где имели место насилие, жестокое обращение, нарушения прав и законных интересов детей̆;
увеличение количества семей̆ с детьми, самостоятельно преодолевающих трудности (по итогам опроса семей̆, получивших социальное обслуживание в форме социального сопровождения);
увеличение количества семей с детьми, в которых родители повысили психолого-педагогическую компетентность (по итогам опроса родителей детей, получивших социальное обслуживание в форме социального сопровождения. [4]
Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП) – это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению [2].
Механизм выявления семей, находящихся в социально опасном положении (СОП)
Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, обучающихся в МКОУ Вальдиватская СОШ Карсунского района Ульяновской области, заполняются карты обучающихся, составляется социальный паспорт. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей. С семьями воспитанников используются такие формы работы, как беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, наблюдение, посещение семей с целью выявления социального неблагополучия, проведение тренингов, родительских собраний, заседаний совета профилактики с приглашением родителей.
Что нужно знать о семье, находящейся в социально-опасном положении?
Материально-бытовые условия; психологический климат; методы и приемы воздействия взрослых на детей; режим дня ребенка в семье; уровень педагогической культуры родителей, семейный досуг [3].
Примерные основания для сообщения о неблагополучии с ребенком в семье: ребенок обучающийся, но не посещает занятия наличие у ребенка телесных повреждений: ссадин, ушибов, синяков; ребенок приходит в ДОУ неопрятный, неухоженный; жалобы на родителей со стороны родственников; за ребенком родители приходят в состоянии алкогольного опьянения.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей педагогами МКОУ Вальдиватская СОШ Карсунского района Ульяновской области, педагогом-психологом и уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность учебного учреждения. Привлечение родителей к участию в мероприятиях, кинотренингах по профилактике жестокого обращения с детьми, выставках совместных работ родителей и детей, тренингах по гармонизации детско-родительских отношений, мастер – классах помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог-психолог и уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, формируют и реализуют систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
Таким образом, раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении, является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Чтобы оказать помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, педагогам МКОУ Вальдиватской СОШ Карсунского района Ульяновской области следует своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Систематическое наблюдение семьи, проведение профилактических бесед, мастер-классов, кинотренингов помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
1. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа,2005.–254c.
2. Берникова Н.В. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия Н.В. Берникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/30–1-0–19489
3. Наумова Н.Е. Психологическое сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении / Н.Е. Наумова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://infourok.ru/psihologicheskoe-soprovozhdenie-d..
4.[Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.socrazvitie67.ru/catalog/sluzhby-pomoshch..