Школьный раздел «Общая биология» является завершающим блоком в системе школьного биологического образования. Основной целью курса является обобщение полученных раннее биологических знаний на предыдущих ступенях обучения, осмысление биологических процессов и явлений, основываясь на общебиологических теориях и закономерностях. Старший школьник обладает богатыми возможностями для познания на таком уровне, у него имеется хороший запас знаний, он владеет многими умениями и навыками, у него хорошо развита монологическая и диалогическая речь, он способен формулировать проблему, отстаивать свою точку зрения, аргументировать сове мнение и др.
Данный раздел в рамках ФГОС ООО для учащихся 9 классов имеет наименование «Общие биологические закономерности», для 10-11 классов «Общая биология», причем первый не должен полностью дублировать курс «Общая биология».
Содержание раздела «Общие биологические закономерности», во-первых, завершает изучение биологии на уровне общебиологических закономерностей на доступном уровне, во-вторых, подготавливает учащихся к освоению следующего раздела общей биологии в 10-11 классах.
Использование ситуационных заданий позволяет создавать на уроках условия активного познания и применения полученных знаний.
В методике обучения ситуационные задачи рассматриваются, как виды учебных заданий, воссоздающих конкретные ситуации, в том числе и жизненные.
В методической литературе немало готовых ситуационных задач, которые могут быть использованы на всех этапах урока, преследуя разные дидактические цели: актуализация знаний, создание мотивационной ситуации, в процессе открытия нового знаний, на этапе осмысления, проверки знаний.
На сегодняшний день ситуационные задачи широко применяются во всех разделах общей биологии.
В качестве формулировок ситуационных задач могут быть использованы учебные материалы, учебные ситуации, касающиеся конкретных групп учащихся, дидактические материалы по общей биологии, хрестоматии по биологии, материалы научных публикаций, фрагменты художественных произведений, жизненные ситуации и др.
Кроме этого ученики с большим интересом приступают к решению задач, в которых приводятся конкретные статистические данные, это придает задачам глубокий смысл и значимость, как в процессе анализа приведенных данных и составления собственного суждения, так и при работе с преобразованием этих данных и дальнейшей интерпретацией [2].
Рассмотрим конкретные примеры ситуативных, используемых в разделе «Общая биология»:
«Для лечения больных сахарным диабетом применяются лекарственные препараты, содержащие гормон инсулин, который вводятся внутривенно. Объясните почему препарат инсулина, необходимый для лечения больных диабетом, выпускается только в виде раствора для инъекций, а не в виде таблеток?»
Такой пример иллюстрирует один из видов ситуационных задач, как «ситуация-проблем», которая представляет собой реальную проблему, требующую оперативного решения.
Так же можно использовать задачи типа «ситуация-оценка», в которых предлагается реальная ситуация с готовым решением, которое следует оценить.
Например,в процессе изучения закономерностей независимого наследования признаков и признаков, сцепленных с полом, можно предложить следующую ситуацию.
«Анна – праворукая женщина с нормальным цветовым зрением вышла замуж за Сергея – леворукого дальтоника. У них родилась праворукая дочь Арина с нормальным цветовым зрением и леворукий сын Василий с дальтонизмом. Какой генотип имел муж Арины, если известно, родилась леворукая девочка, страдающая дальтонизмом? Анна считала, что именно Сергей передал Василию свой ген дальтонизма. Была ли Анна права?»
В практике преподавания общей биологии чаще всего используются задачи типа «классическая ситуация», где дается четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной учителем ил учащимися. Задачи подобного вида используются в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по биологии и вызывают особые сложности в решении и формулировании пояснений.
«…в 1958 г. учеными в процессе эксперимента был установлен полуконсервативный принцип репликации ДНК. В качестве объекта эксперимента использовали бактерию кишечную палочку. Бактерии длительное время выращивали на питательной среде, содержащей нуклеотиды с тяжелым изотопом азота 15, а затем перевели на среду с легким изотопом 14.
Как называется метод, который использовался в эксперименте? Какие изотопы азота содержали цепи новых молекул ДНК после первого деления клетки на новой питательной среде?
К самым распространенным ситуационным задачам относят живую ситуацию. В основе таких ситуаций конкретное событие из жизни учащихся, которому необходимо найти решение и описать его последовательно.
«В роддоме перепутали 3 детей с группами крови: ОО, ВВ, АА. У родительских пар были следующие группы крови: АВ и ВО; АА и АВ; АО и ВО. Определите кто кому принадлежит?»
Таким образом, можно выделить виды ситуационных задач в зависимости от их содержания:
Ситуационные задачи, составленные на основе учебных материалов.
Ситуационные задачи, основанные на реальных учебных ситуациях в процессе обучения.
Ситуационные задачи, в основе которых лежат реальные статистические данные.
Ситуационные задачи, основанные на произведениях художественной литературы.
Ситуационные задачи, составленные на основе научных публикаций, конкретных научных исследованиях.
Ситуационные задачи, в основе которых жизненные ситуации из СМИ, Интернета, телепередач.
Ситуационные задачи по биологии должны прочно войти в учебно-воспитательный процесс по биологии, так как носят практико-ориентированный характер и показывают возможности применения полученных навыков в повседневной жизни, в ситуациях, выходящих за рамки школьных учебников.
Список использованных источников
Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/
Суровцева, В. А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования [Текст] / В. А. Суровцева // Школьная педагогика Международный научный журнал. – 2016. – № 4 (07) – С. 48-57.
Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения [Электронный ресурс] / Маткаримова Д. Ш. // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 434-437. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/39/4597/