Социальное обеспечение многодетных семей - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социальное обеспечение многодетных семей

Салахова С.С. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Необходимость социального обеспечения появилась одновременно с появлением человеческого общества. В любом обществе вне зависимости от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые не могут самостоятельно приобретать источник средств своего существования.

Одним из главных показателей социального благополучия любого государства является отношение в нем к наименее защищенным слоям населения - инвалидам, сиротам, пожилым людям, многодетным семьям, малоимущим, которым нужна помощь. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2020года в России зарегистрировано 12,6 млн. граждан, имеющих инвалидность. Данные Росстата свидетельствуют об устойчивом росте численности пожилого населения в РФ в 2007–2017 годах, опережающем рост всего населения страны: если общая численность жителей России за этот период увеличилась на 2%, то пожилого населения — на 20%[33].

Причиной нуждаемости какого-либо гражданина в социальной помощи служат и обусловленные характером экономических отношений, происходящих в обществе, которые порождают, в свою очередь, безработицу, инфляцию, бедность. 

Согласно Конституции РФ, Россия - социальное государство, политика которого ориентирована на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение конкретизируется в Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности и иных случаях, которые установлены законом[1].

Многодетные семьи являются одной из наиболее уязвимых групп общества. Многодетная семья имеет свои, свойственные только ей, трудности, специфику и круг значимых именно для нее интересов. Анализ социально-педагогической, социально-психологической, социологической литературы показал, что к настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью организации социальной защиты многодетных семей и недостаточной изученностью данной проблемы в теории и практике социальной работы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Понятие и сущность социального обеспечения

На сегодняшний день не существует единой трактовки понятия «социальное обеспечение». Данное можно объяснить многоаспектностью социального обеспечения, любое данное ему определение не может быть универсальным.

Социальное обеспечение представляет собой выражение социальной политики государства, ориентированная на материальное обеспечение конкретной категории граждан при помощи средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в случаях наступления социально значимых событий, в целях выравнивания социального положения граждан, в сравнении с иными членами общества.

Согласно финансовому словарю, социальное обеспечение - государственная система выплаты различного рода пособий. В правовом словаре, социальное обеспечение трактуется как  система материального обеспечения и обслуживания граждан в старостиболезни полной или частичной утраты трудоспособностипотери кормильца.

Итак, социальное обеспечение - комплекс социально-экономических мероприятий по борьбе с необеспеченностью граждан государства, реализуемых в форме обязательного социального страхования и социального обеспечения. Сущность социального обеспечения проявляется через его признаки, такие, как[35, с. 18]:

- государственный характер распределения совокупного общественного продукта посредством системы социального обеспечения;

- закрепление на законодательном уровне социальных рисков – основы для социального обеспечения;

- закрепление в нормах права либо в договорах круга лиц, подлежащих обеспечению;

- нормирование государством социального стандарта обеспечения. 

Социальный педагог Г.Д. Долженкова такие признаки социального обеспечения, как[22, с. 36]: 

- объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты;

- фонды, источники социального обеспечения; 

- способы создания таких фондов; 

- закрепление правил предоставления социального обеспечения в нормах.

Как экономическая категория, социальное обеспечение - определенный инструмент, используемый обществом, государством для решения социальной проблемы неравенства личных доходов людей. В целях более справедливого распределения национального дохода в начале XX в. возникает политика перераспределения доходов, осуществляемая государством

В то же время социальное обеспечение представляет собой правовую категорию, так как правительство реализует политику перераспределения доходов путем правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно-правовые способы реализации социального обеспечения, порядок образования финансовых систем и их правовой статус, круг лиц, подлежащих социальному обеспечению, виды обеспечения и условия их предоставления. Роль социального обеспечения в жизни общества определяется ее функциями, в частности[19, с. 8]:

- экономическая (государство применяет социальное обеспечение как способ распределения части ВВП, тем самым, оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и пр.);

- производственная функция, то есть уровень обеспечения очень часто зависит от ее характера и уровня вознаграждения за труд;

- социально-реабилитационная функция направлена на поддержание социального статуса граждан при наступлении разных социальных рисков посредством предоставления материального обеспечения, социальных услуг, льгот и пр.;

- политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами производить ключевые направления социальной политики;

- демографическая функция реализуется через воздействие системы социального обеспечения на демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и пр.

К числу отраслевых принципов относятся[19, с. 8]:

- всеобщность социального обеспечения;

- общедоступность;

- установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности; 

- многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения;

- дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений;

- целевое использование средств.

Формы социального обеспечения - организационно-правовые способы его реализации. В зависимости от источника денежных средств различают два вида социаль­ного обеспечения[20, с. 10]: 

- государственное:  государственное социальное страхование (за счет страховых взносов) и государственная социальная помощь (за счет бюджетов разных уровней);

- негосударственное (за счет средств юридических и физических лиц).

Деятельность правительства страны должна направляться на верное и целенаправленное рас­пределение доходов для того чтобы повысить платежеспособный спрос населения[34, с. 53].

Компонентом системы социальной защиты населения служит государственное социальное страхование. В РФ имеется четыре вида обяза­тельного социального страхования: пенсионное, медицинское, социальное на случай временной нетрудоспособности, социальное от несчастных случаев. Участниками обязательного социального страхования являются страхователи, застрахованные лица, страховщики, иные органы, организации, которые определяются на базе законодательства.

С целью реализации обязательного социального страхо­вания страховщики уплачивают страховые взносы (обязательные платежи на социаль­ное страхование) в соот­ветствии с тарифами. Граждане, которые застраховались, в свою очередь, ощущают себя более уверенно.

Из всего вышесказанного отметим, что первым и ключевым видом социальной защиты являются пенсии, а вторым видом - социальная помощь. Социальная помощь предоставляется, как в денежной форме (пособие по уходу за ребенком), натуральной (например, лекарственные средства, одежда, и пр.), так и в безналичной форме (например, субсидия). Третий вид социальной защиты населения - социальные услуги.

К признакам форм социального обеспечения принято относить[42, c. 141]:

- метод аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

- круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

- виды обеспечения;

- систему органов социального обеспечения.

Итак, социальное обеспечение - не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы правовых норм, которые относятся по виду регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения, военному праву). 

1.2 Общая характеристика социального обеспечения многодетных семей

Многодетная семья – одна из самых незащищённых групп населения. Изучение особенностей социальной поддержки многодетных семей на современном этапе является важным и актуальным на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном).

Многодетные семьи, начиная строить совместную жизнь и заводя детей, сталкиваются с множеством проблем, большинство из которых связаны с финансовыми затратами. В первых пунктах плана всегда значится покупка жилья или участка земли под строительство, ведь главная задача любых родителей – обеспечить комфортную жизнь детям. Появление ребенка тоже связано с расходами, значительно сокращающими бюджет семьи. Поэтому государство назначает разные выплаты многодетным семьям в самые трудные моменты их жизни[40, с. 16].

Защита государством семьи, материнства и детства, провозглашённая в ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, носит комплексный социально-экономический и правовой характер и осуществляется путём принятия государством самых разнообразных мер в данном направлении. Установление на конституционном уровне принципа государственной охраны, поддержки и защиты семьи означает, безусловно, правовую охрану, поддержку и защиту всех категорий семей, из которых состоит общество. А это значит, что данные положения напрямую касаются исследуемой категории - многодетных семей[1].

Многодетная семья вправе претендовать на льготы, пособия, субсидии, компенсации и прочие меры правительственной поддержки всего населения РФ, а также рассчитывать на дополнительные выплаты, доступные только им благодаря присвоенному статусу, пока возраст супругов соответствует установленным требованиям.

Ключевыми проблемами многодетных семей являются следующие[29, с. 12]:

1.Сложная жилищная и экономическая ситуация в стране. Граждане стоят в очереди на улучшение жилищных условий десятилетиями, и порой так и не получают квартиру. Согласно статистике:

- собственное жилье есть только у каждой третьей семьи. Как правило, оно досталась по наследству или в качестве свадебного подарка от родителей;

- 16% молодых пар обосновывается в квартирах родственников, пока те располагаются, к примеру, в дачном домике;

- 25% молодоженов берут жилье в аренду, отдавая при этом половину доходов семьи ежемесячно;

- 6% пар вынуждены селиться в общежитиях.

2.Ежегодный рост инфляции, в результате которого повышается стоимость продуктов питания, детской одежды, школьных принадлежностей и услуг детского сада:

- высокая стоимость услуг ЖКХ, которая к тому же увеличивается при появлении детей – новых потребителей коммунальных услуг;

- малый размер декретных и детских пособий, которых не хватает на полноценный уход за ребенком, когда мать увольняется с работы ради его воспитания.

Перечисленные сложности приводят к появлению следующих проблем:

- конфликты супружеской пары;

- ссоры с родственниками;

- откладывание момента появления детей до лучших времен;

- нежелание заводить второго ребенка;

- развод.

На сегодняшний день государством предусмотрена реализация различных программ в рамках социального обеспечения многодетных семей. Одной из них служит ФЦП «Жилище» (2015-2020 гг.). Так, в рамках программы в 2018 году 493 тыс. молодых семей улучшили свои жилищные -условия. В то же время около 376 тыс. молодых семей признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий[12].

Социальное обеспечение многодетных семей включает в себя различные льготы и пособия. Правительственная поддержка многодетных семей – важный момент социальной политики РФ. Зачастую в силу неосведомленности многодетные семьи упускают шанс на подобную помощь.

Многодетные семьи могут рассчитывать на следующие меры поддержки[16, с. 4]:

- помощь при покупке или строительстве жилого помещения;

- материнский капитал за второго или одного из последующих детей;

- единовременные выплаты при рождении ребенка;

- ежемесячные пособия на детей до полутора лет;

- ежемесячные пособия на детей до трех лет;

- различные региональные выплаты на детей;

- пособия в повышенном размере для родителей-одиночек;

- льготы, субсидии, скидки, компенсации на оплату коммунальных услуг и совершение некоторых других платежей и покупок малообеспеченными семьями;

- помощь в натуральном виде студенческой семье, включая бесплатное посещение школьных учреждений их ребенком;

- бесплатные медикаменты ребенку до 3 лет (или до 15 лет, если лекарство входит в особый перечень);

- молочная кухня детям до 2 лет;

- льготы при уплате налогов;

- бесплатный проезд в общественном транспорте для ребенка младше 7 лет;

- бесплатное посещение театра, музея, выставки и других культурно-образовательных учреждений;

- различные меры поддержки многодетным семьям – чем больше детей, тем более существенные меры помощи полагаются родителям;

- пособия и льготы усыновителям.

Также в интересах молодых российских семей действуют различные социальные государственные программы субсидирования в целях улучшения жилищных условий. Потратить субсидию в рамках условий программ разрешается на[16, с. 10]:

- приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья;

- строительство жилого дома своими силами;

- выплату задолженности по кредитам и займам, оформленным для покупки жилья (не разрешается погашать пени, штрафы, комиссии);

- первоначальный взнос по ипотеке, оформленной для приобретения жилья;

- последний платеж, после совершения которого жилье переходит во владение.

Государственная программа материнского капитала – это форма правительственной поддержки российских семей, в которых воспитываются дети. Согласно условиям программы, родители, являющиеся гражданами РФ, вправе получить сертификат на выплату им 453 026 рублей, если у них с 1 января 2007 года появился второй по счету, третий или последующий ребенок.

Использовать сертификат можно только по прошествии 3-х лет с момента рождения второго или последующего ребенка. Количество детей не влияет на право использования средств раньше положенного срока, за исключением установленных законом случаев.

Сумма единовременного пособия при рождении ребенка регулярно индексируется, и в 2019 году с первоначальных 8 тысяч рублей размер выплаты увеличилось до 17 479 рублей 73 копейки. Кроме того, его величина может быть повышена за счет районного коэффициента, действующего в регионах с особыми климатическими условиями и на Крайнем Севере[35, с. 13].

При появлении маленького ребенка у того, кто намеревается заботиться о нем, возникает право на ежемесячную выплату по уходу за малышом до исполнения ему полутора лет. Выплата рассчитана по большей части на матерей и родственников ребенка, которые берут отпуск по присмотру за ребенком до исполнения ему 1,5 лет. Максимальное пособие в 2019 году составляет 26 100 рублей.

Если рождается второй по счету ребенок или двойня, размер пособия складывается, но в целом не превышает 100% среднемесячного заработка за тот же период.

Безработные и обучающиеся по очной форме родители могут претендовать лишь на минимальное пособие:

- 3 377 рублей 45 копеек на первого ребенка,

- 6 554 рубля 89 копеек на второго по счету ребенка, третьего и так далее.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 –х лет предоставляется в размере 50 рублей. На оформление данной выплаты имеют право: граждане России, постоянно проживающие в стране и имеющие ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, граждане РФ, проживающие за границей, но состоящие на учете в консульстве, беженцы, имеющие соответствующий статус в РФ.

Определенный для семей, в которых воспитывается трое детей и более, список льгот распространяется на следующие сферы жизни: оплату коммунальных услуг, развитие фермерских хозяйств, ипотечное кредитование, предоставление земельных садово-огородных участков, питание детей дошкольного и школьного возраста, бесплатное посещение культурных мероприятий детьми, субсидирование, бесплатное предоставление лекарственных препаратов для детей, бесплатный проезд общественным транспортом, компенсации затрат, связанных с воспитанием детей.

Государство старается активно поддерживать семьи с детьми. Всесторонняя помощь распространяется и на тех, кто воспитывает усыновленных детей. Усыновителям полагается единовременное пособие, назначаемое сразу после передачи ребенка на воспитание.

Во многих субъектах РФ назначаются и ежемесячные пособия на усыновленных детей, повсеместно действуют льготы. Иногда усыновители приравниваются к родителям из многодетной семьи[25, c. 4].

Во всех регионах России действуют проекты с целью реализации задач федеральной программы «Молодая семья». В одних городах условия подпрограммы подразумевают покупку молодой семьей квартиры на вторичном рынке жилья, в других – в новостройках, в третьих – любое жилое помещение на выбор.

Сложности возникают как при оформлении статуса молодой семьи, так и при получении субсидиарных средств: комплект документов приходится долго собирать; непросто доказать необходимый уровень заработков родителей в силу того, что в справках НДФЛ прописываются уменьшенные суммы; часто заявители сталкиваются с бюрократизмом и произволом должностных лиц.

Несмотря на определенные трудности, региональные проекты продолжают действовать. За период их существования многие семьи смогли обрести собственное жилье и улучшить условия проживания. К примеру, в Приморье 1 400 семей воспользовались возможностью приобрести квартиру на льготных условиях по программе «Квартира молодой семье».

В некоторых субъектах РФ местные власти по примеру утверждения властями программы «Материнский капитал» установили дополнительные меры поддержки семей с детьми. Они предлагают выдать региональный материнский капитал сверх федерального, в денежном (25-100 тысяч рублей) и натуральном выражении (земельный участок).

Что касается федерального единовременного пособия по случаю появления в семье ребенка, то в отдельных регионах власти выделяют средства для дополнительной одноразовой выплаты. Примером может служить поддержка молодой семьи правительством столицы и пособие, выплачиваемое жителям Московской области, величина которого зависит от очередности появления детей в семье.

Отличительной особенностью регионального единовременного пособия является необходимость обращения за ним именно в органы соцзащиты, поскольку работодатель не имеет обязательств по его выплате.

Губернаторские пособия – отдельная разновидность финансовой поддержки семьи, в которой появился родной или усыновленный ребенок.

Основания для начисления выплат устанавливаются в каждом регионе страны в зависимости от уровня рождаемости, социально-экономического развития и возможностей местного бюджета.

Получение губернаторской выплаты не ограничивает родителей в правах на оформление прочих федеральных и региональных пособий.

Претендовать на губернаторское пособие сразу после рождения или усыновления ребенка вправе женщины, родившие ребенка и состоящие в официальном браке.

В любом субъекте РФ при назначении губернаторских выплат учитывается количество детей в семье и очередность их появления на свет. Исключение составляет только Москва – губернаторское пособие здесь начисляется только молодым семьям, в которых оба родителя не достигли 30 лет.

Размер пособий в каждом регионе свой: в столице России, к примеру, губернаторские выплаты при рождении первенца достигают 86 500 тысяч рублей, пособие на второго ребенка равно 121 100 рублям, на третьего – 173 000 рублей[35, c. 16].

В Ленинградской области при появлении первого ребенка губернаторское пособие составляет 117 360 рублей.

Таким образом, молодым семьям в России предоставляют различного рода пособия, льготы. В основном, все они касаются выплаты материнского капитала, жилищной субсидии, льготы при зачислении в детские сады, выплаты пособий по уходу за ребенком.

1.3Нормативно – правовое регулирование социального обеспечения многодетных семей

Государственная система социального обеспечения закреплена на законодательном уровне. Данная система является правовым образованием, имеющим многоуровневый характер. 

Так, социальная защита многодетных семей осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, законодательством РФ, устанавливающим основы правового регулирования в области социальной защиты населения, в частности, Федеральным Законом РФ от 28 декабря 2013г. № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Указе Президента РФ от 14.05.1996 N 712 (ред. от 05.10.2002) «Об Основных направлениях государственной семейной политики», Письме Минобрнауки РФ от 08.05.2007 г. № АФ – 163/06 «О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи», иными законодательными и нормативными актами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, иными законодательными и правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.

Статья 7 Конституции РФ свидетельствует, что Россия является социальным государством, политика которого ориентирована на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, поддержка малообеспеченных граждан, государственные пенсии, пособия[1].

Семейный кодекс РФ устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[2].

Налоговый Кодекс РФ устанавливает тарифы страховых взносов, размеры, порядок исчисления и уплаты. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность органов государственной/муниципальной власти за действие или бездействие в рамках проводимой социальной политики в отношении молодых семей.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационно-экономические основы социального обслуживания граждан в РФ, полномочия, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг[5].

Социальное обслуживание базируется на соблюдении прав человека, не допускает унижения его чести и достоинства. Данный Закон устанавливает принципы социального обслуживания граждан: равноправие получения социальных услуг и помощи; адресность социальных услуг;формирование благоприятной среды пребывания;добровольность пребывания;конфиденциальность информации.

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка[4].

Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[3].

Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает государственную политику в сфере социальной защиты инвалидов в РФ, цель которой - предоставление инвалидам равных прав и свобод к получению тех или иных социальных услуг. Также Законом установлены полномочия органов власти в области социальной защиты инвалидов[10].

Молодые семьи, имеющие детей-инвалидов вправе на:

- уважительное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

- добровольный выбор учреждения и формы социального обслуживания;

- информацию о своих правах, обязанностях;

- согласие на социальное обслуживание;

- отказ от социального обслуживания;

- защиту своих прав.

На сегодняшний день Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», установлены следующие виды пособий[7]:

- пособие по беременности и родам;

- предоставление единовременного пособия, если женщина встала на учет в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.

Регулятором отношений в области обязательного социального страхования является Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования»[6].

Правовые и организационные основы социального обеспечения молодых семей определяет Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Государственную социальную помощь оказывают органы власти в целях поддержки должного уровня жизни семей, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» определяет порядок учета доходов, расчета среднедушевого дохода семьи или отдельного гражданина для признания их малоимущими[8].

Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184 – ФЗ определяет полномочия субъектов страны в сфере социальной защиты семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), а также малоимущих семей.

Еще одним немаловажным нормативно - правовым актом, регулирующим деятельность органов государственной власти по социальной защите молодых семей, является Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940 - н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений»[14].

Правила определяют порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социальной защиты, перечень оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» устанавливает примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг - социально – бытовые, социально – медицинские, социально – психологические, социально – педагогические, социально – правовые, социально – трудовые, срочные социальные услуги[15].

Отметим, что сегодня реализуется федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы. Программа включает в себя мероприятия по двум направлениям[12]:

- оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем молодых семей и обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации;

-создание условий для развития рынка доступного и комфортного жилья эконом-класса, сдерживания роста цен на жилье, увеличения объемов ввода жилья и развития строительной отрасли.

Отметим Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 934н «Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания»[13].

Такие рекомендации разработаны в целях оказания помощи органам власти на уровне субъектов РФ в определении потребности развития организаций социального обслуживания. Данный расчет потребности осуществляется в зависимости от экономико-географического положения конкретного региона страны.

Немаловажным нормативно-правовым актом в области социальной защиты населения является Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Данный Закон определяет правовую базу для установления прожиточного минимума в РФ и его учета при установлении гражданам страны государственных гарантий[8].

Так, на сегодняшний день, величина прожиточного минимума установлена в целом по РФ: на душу населения в размере 10 451 рублей, для трудоспособного населения — 11 310 рублей (ранее — 11 280 рублей), пенсионеров — 8 615 рублей, детей — 10 302 рублей[8].

Регулятором деятельности организаций социального обслуживания населения является ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения». Данный стандарт устанавливает определенные понятия в области социальной защиты населения[16].

Помимо всего прочего, данный стандарт устанавливает перечень социальных услуг, оказываемых населению, их терминологию, типы и виды учреждений социального обслуживания, категории клиентов социальной службы.

Общее управление социальным обеспечением в России производится Правительством РФ, которое проводит единую государственную социальную политику в отношении реализации прав и свобод граждан в области социального обеспечения, охраны здоровья, способствует решению проблем семьи, материнства и детства и пр. Правительство РФ осуществляет также руководство и контроль деятельности органов исполнительной власти.

Оперативное управление возлагается на органы государственной исполнительной власти, социальные внебюджетные фонды: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Минобрнауки России, Минобороны России, ПФР, ФСС, ФОМС и пр., а также на подведомственные им органы.

Целью внебюджетных фондов является реализация прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Правовой статус ПФР регулируется не только Положением о Пенсионном фонде России, но и нормами гражданского законодательства, устанавливающими основные требования к его организационно-правовой форме как юридическому лицу, созданному в качестве государственного учреждения (в равной степени это касается и ФСС).

Главные цели ПФР - формирование государственных гарантий в системе пенсионного обеспечения и управление средствами ПФР. Такие цели достигаются в процессе исполнения следующих задач[30, с. 14]:

- поддержка и обеспечение финансовой стабильности;

- реализация прав граждан на социальные выплаты;

- своевременное финансирование социальных выплат;

- разработка государственных программ в социальной сфере;

- финансирование целевых программ и пр.

Обязательное медицинское страхование реализуется через Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС и филиалы территориальных фондов, а также при посредничестве специализированных страховых медицинских организаций.

Организация, контроль и финансирование системы ОМС осуществляется через федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный и территориальные фонды ОМС сформированы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования РФ. Основными его задачами являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий;

- разработка мер по усовершенствованию социального страхования;

- реализация мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования.

Основным министерством в осуществлении государственной политики и правового регулирования в сфере социального обеспечения молодых семей в России является Министерство труда и социальной защиты РФ.

Такой орган власти разрабатывает и осуществляет государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости и безработицы, опеки и попечительства, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы и пр. В ведении Министерства находится ряд федеральных служб и агентств, в частности, службы занятости.

Органы социального обеспечения на уровне субъектов РФ, на районном (городском) и местном уровне могут носить различные наименования – министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы, но задачи и функции у них в целом одинаковые.

Региональный орган социального обеспечения служит отраслевым органом исполнительной власти субъекта РФ в области социальной защиты малоимущих категорий граждан.

Региональный орган в области социальной политики выполняет следующие задачи[38, с. 19]:

- координация в сфере социальной защиты населения и мониторинг социально- экономического положения отдельных групп населения;

- создание наиболее рациональной сети органов и учреждений социальной защиты;

- медицинское и культурное обслуживание граждан;

- контроль за верным и единообразным применением законодательства, требований государственных стандартов.

Таким образом, социальное обеспечение многодетных семей реализуется путем разработки и усовершенствования нормативно-правовой базы. Только через органы государственной и муниципальной власти происходит социальное обеспечение данной категории граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (изм. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019)//Консультант плюс

Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//Гарант

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Гарант

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования»// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»

Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»

Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»

Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»// Информационно-правовая система «Консультант Плюс»

Постановление Правительства РФ от 25 августа 2015 г. № 889 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 гг.//Гарант

Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 934н «Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания»//Гарант

Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 24.11.2014 № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»//Гарант

ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»//Электронный фонд нормативной и правовой документации. – М, 2017

Батлук, Ю.Л. Социальное обеспечение органами государственной власти/Ю.Л. Балтук//Социальная работа. – 2016. - № 2. – С. 25-29.

Буянова, М.О. Социальное обслуживание молодых семей/М.О. Буянова// Право. – М., 2015. - № 3. – С. 4-8.

Государственная политика и управление: учебник / Л. В. Сморгунов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 395 с.

Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия: учебник для бакалавров / Е. Н. Клочкова, Т. Е. Платонова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 447 с.

Кузнецова, Е.М. Особенности социальной защиты молодых семей / Е.М. Кузнецова, В. А. Филатов: конспект лекций. - Омск. – 2015. – 312 с.

Марков, В.П. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: «МарТ», 2015. - 455 с.

Михеев, В.А. Социальная политика государства. М.:РАГС, 2015. – 201 с.

Отчет Главы администрации г. Ульяновска за 2018 год. [Электронный ресурс]. URL: http://ugd.ru/upload/dep-reports/otchet-ga-2015.pdf (дата обращения: 12.04.2019)

Официальный сайт Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области [Электронный ресурс]. URL: http://sobes73.ru/g_ulyanovsk_24.html (дата обращения: 12.04.2019)

Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 12.04.2019)

Платонова, Н. М. Социальная защита в современной России/Н.М. Платонова// Электронная библиотека. -2014. - № 3. – С. 53-56.

Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. – М. : Инфра-М, 2015.- 360 с.

Программа «Молодая семья». [Электронный ресурс]. URL: http://molodaja-semja.ru/regiony/v-gorode-ulyanovsk-i-ulyanovskoy-oblasti/(дата обращения: 12.04.2019)

Севастьянова, А.П. Социальная защита малоимущих граждан. – М., 2016. – 322 с.

Соколова, В.Ю. Управление развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе. – М., 2019. - 140 с.

Ульяновскстат. [Электронный ресурс]. URL: http://uln.gks.ru/ (дата обращения: 10.04.2019)

Хасанов, Н.П. Виды социального обеспечения. Специфика/Н.П. Хасанов. – С-Пб.:ЛИГА. – 2016. - 254 с.

Холостова, Е.А. Социальное обеспечение/Е.А. Холостова//Вестник Московского университета. - 2014. - № 4. – С. 10-16.

Просмотров работы: 3073