Формирование самооценки обучающихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Формирование самооценки обучающихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности

Анчиков В.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях постоянного совершенствования системы современного образования значительное место уделяется всё возрастающему интересу к личности школьника. Одной из главных задач школы является подготовка учащихся к планомерному самосовершенствованию, в связи с чем, особую значимость приобретает проблема формирования активной позиции школьника в учебной деятельности. Это предполагает наличие у ребенка достаточно чётких представлений о самом себе и об отдельных своих возможностях и способностях. Школьник должен уметь объективно и всесторонне оценивать индивидуальные особенности своей учебной деятельности и личности в целом.

Таким образом, для принятия роли ученика и правильного построения своих взаимоотношений с окружающими от ребенка потребуется определенный уровень сформированности самооценки.

К сожалению, в учебном процессе, доминирующую роль, как правило, занимает функция формирования преимущественно знаний, умений и конкретных навыков, а развитию когнитивных способностей, к числу которых и относится самооценка, большого значения не придаётся и соответственно не уделяется должного внимания.

АКТУАЛЬНОСТЬ темы исследования обуславливается существующим несоответствием между самовосприятием ребенка младшего школьного возраста, его желанием выглядеть наилучшим образом в глазах окружающих и реальной оценкой его учителями и одноклассниками.

Возрастающая потребность школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников в настоящее время не имеет должного развития, так как конкретные пути реализации этого процесса ещё недостаточно разработаны.

ПРОБЛЕМА: определение особенностей формирования самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста, а также выявление приёмов и методов её формирования в процессе учебной деятельности и практическая проверка их эффективности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс формирования самооценки учащихся начальной школы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методы и приемы, способствующие формированию адекватной самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.

ГИПОТЕЗА:  предполагается, что формированию адекватной самооценки младших школьников будет способствовать:

- систематическая работа учителя в процессе учебной деятельности по формированию адекватной самооценки;

- использование педагогических приемов, воспитывающих ситуаций, способствующих формированию адекватной самооценки.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие ЗАДАЧИ:

1. Провести эмпирическую самооценку детей младшего школьного возраста.

2. Разработать рекомендации для педагогов по формированию самооценки в педагогической учебной деятельности.

3. Проанализировать полученные результаты.

В соответствии с данными задачами выбраны следующие МЕТОДЫ: - эмпирические: наблюдения, беседы, игровые и воспитывающие ситуации, различные диагностические методики («Идеал-Антиидеал», «Лесенка», методика Т.Дембо-С.Рубинштейн);

- статистические: методы, используемые при обработке полученных данных.

Исследование проводилось на базе МБОУ СШ № 62 с учащимися 2 класса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: данная работа может представлять интерес для педагогов и школьных психологов, поскольку проведенные исследования дают дополнительный материал для дальнейшего, более глубокого изучения влияния учебной деятельности на формирование самооценки младших школьников.

Самооценка — оценивание человеком самого себя в целом, а также каких-либо чувств и качеств, своих недостатков и достоинств, представление о важности собственной личности и о своей деятельности в социуме.

Она может быть адекватной, средней, завышенной, заниженной и низкой. Значительные отклонения от средней адекватной оценки являются нежелательными, поскольку завышенная самооценка – это переоценивание человеком своего потенциала и, как следствие – отрыв от действительности, а заниженная самооценка – незаслуженно отрицательное отношение к самому себе и повышенное внимание к недостаткам, при игнорировании собственных достоинств. Соответственно, залог гармоничного развития личности - это адекватная здоровая самооценка. 

Уровень самооценки не формируется с рождения, на него влияет огромное количество факторов. Наибольший интерес в развитии самооценки представляет собой младший школьный возраст, наиболее подходящий для её формирования и развития, так как именно в этот период она получает своё развитие за счет воздействия учебной деятельности, нового статуса ученика, нового психического образования — рефлексии, которым ребенок только начинает овладевать. Именно в этом периоде дети особенно хорошо впитывают и накапливают знания о себе самих и об окружающих. Главная особенность младших школьников в наличии у них всех видов самооценки (адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения), которые также довольно специфичны. Самооценка младших школьников по сравнению со взрослыми людьми легче поддается воздействию и изменению [31, с.207-209 – И.Ю.Троицкая].

Учебная деятельность является особой формой активности ученика, направленной в первую очередь на собственное изменение, как на субъект учения, вследствие чего она становится непосредственной основой его развития. Доминирующая роль учебной деятельности в формировании самооценки предопределена формированием предпосылок отвлеченного теоретического мышления, способствующего возникновению рефлексии. Дошкольники способны сознательно обобщать только наглядные данные (признаки предметов) и не могут сопоставить и обобщить суждения о них.

Развитие понятийных форм мышления в процессе учебной деятельности приводит к возникновению у младшего школьника способности к анализу и самонаблюдению, а также к соотнесению собственных способов деятельности с предметной ситуацией.

Таким образом, учебная деятельность является доминирующей в формировании и развитии самооценки, поскольку учитель, оценивая знания, одновременно оценивает и личность ребенка, его возможности и место в коллективе. При этом следует отметить, что для детей младшего школьного возраста игра является наиболее эффективным средством формирования адекватной самооценки личности.

Игра способствует формированию как духовных, так и физических способностей ребенка, развивает познавательную деятельность, воображение и волю. В игровых ситуациях дети легче учатся понимать других, входить в их положение, что немаловажно для жизни в социуме. Игра является действенным средством нравственного воспитания и своеобразной моделью “взрослой” жизни. Влияние игры на развитие личности ребенка и глубина воспитательного потенциала особенно ярко проявляются с использованием скрытых игровых механизмов. В ходе игры преследуются три цели:

- получение удовольствия от игры;

- соблюдение определённых условий, разыгрывание роли, развитие сюжета;

- выполнение игровой задачи в целом во взаимосвязи со второй целью.

Игра, таким образом, трансформирует требования, предъявляемые к ребенку взрослыми, в требования, которые он сам предъявляет себе. Это определяет основу механизма ее влияния на детскую личность и на процесс самовоспитания ребенка. Кроме того, игровая деятельность способствует гармоничному развитию подструктур личности ребенка и различных сфер его психики, задействованных при выполнении игровых заданий (интеллект, мотивация, эмоции, воля, саморегуляция и т.д.). От развития этих качеств в дальнейшем будет зависеть социальная активность индивида, поскольку они предопределяют его образ жизнедеятельности [22, с.438-441 - Т.М.Михайленко].

Следует отметить, что при умелом руководстве различные формы и виды игровой деятельности органично вливаются в целостность учебного процесса, сочетаясь с иными методами и формами воспитания и обучения, оказывая при этом большое влияние на психическое развитие младших школьников.

Эмпирическое сследование проходило на базе 2 класса школы № 62 города Ульяновска. В опытно-экспериментальном процессе приняли участие 23 ученика в возрасте 8-9 лет.

Диагностические задачи:

- подбор диагностических методик;

- проведение диагностики;

- обработка полученных результатов;

- оформление протоколов исследования;

- разработка рекомендаций для учителей и родителей.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики: "Идеал-Антиидеал" (А.С.Будасси), «Лесенка» (под редакцией Т.Д.Марцинковской), методика Т.Дембо-С.Рубинштейн.

Методика "Идеал-Антиидеал" (А.С.Будасси)

Разработана с целью изучения и оценки собственных представлений, поскольку "Я-концепция" = "Я-реальное" + "Я-идеальное". В ходе проведения занятия используется бланк, содержащий перечень личных качеств, из которого выбираются качества, характеризующие идеал и антиидеал.

Идеал

Анти идеал

смелость

хвастовство

доброта

грубость

любознательность

лень

трудолюбие

трусость

вежливость

зависть

усидчивость

лживость

честность

жадность

правдивость

драчливость

настойчивость

жестокость

активность

обидчивость

При выборе 8-9 качеств (коэффициент - 0,8 или 0,9) в столбце "Идеал" самооценка завышена, в столбце "Антиидеал" – занижена.

Заниженная самооценка

< 0,4

Адекватная самооценка

0,4 до 0,6

Завышенная самооценка

> 0,6

При обработке результатов в первом столбце "Идеал" подсчитывается коэффициент положительной профессиональной самооценки (Кс+), во втором - коэффициент критичности (Кс-).

Методика «Лесенка» (под ред. Т.Д. Марцинковской)

Дети должны определить, на какую ступень они поставят себя на бланке с 10-ступенчатой лестницей, в самом низу которой должны располагаться самые неуспешные, а на самом верху – самые успешные человечки (номер ступеньки равен количеству баллов).

В ходе выполнения задания необходимо внимательно следить за тем, правильно ли дети поняли его суть, и при необходимости повторить его ещё раз.

Выбор 1-4 нижних ступенек свидетельствует о заниженной/низкой самооценке, 5-7 средних – о нормальной (адекватной) и 8-10 верхних – о высокой/завышенной самооценке.

Для получения более полной картины исследования и корректных выводов с каждым учащимся необходимо индивидуально побеседовать. Это можно сделать в любое удобное время (до проведения методической работы, во время её проведения или по окончании) [31 – И.Ю.Троицкая].

Следует обратить внимание на тот факт, что подавляющее большинство детей младшего школьного возраста абсолютно уверены в том, что они «хорошие» и именно поэтому выбирают для себя самые верхние ступеньки на лесенке. Это является возрастной особенностью и нормой для младших школьников. При этом те, кто поставил себя на самый верх и причислил себя к наилучшим, на практике так и не смогли чем-либо обосновать такое решение.

Данная методика помогает выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, и как, по его мнению, его оценивают другие люди, а также как соотносятся эти представления между собой.

Методика Дембо-Рубинштейн [34 - Шахова И.П.]

Исследуется непосредственное оценивание детьми различных качеств личности (характера, здоровья, внешности, способностей, авторитета среди сверстников, уверенности в своих силах, умения что-то делать собственными руками). В ходе исследования требуется определенными знаками отметить на вертикальных линиях (100 мм шкалах) степень развития этих качеств («-») и уровень притязаний («х»), то есть удовлетворяющий ребенка уровень их развития.

Затем от нижней точки каждой шкалы измеряют (в мм) значение притязательного уровня (от 0 до «х») и уровня самооценки (от 0 до «-»).

Притязания Самооценка

Низкий уровень

< 60 мм

 

Низкий уровень

< 45 мм

         

Средний уровень

60 мм – 74 мм

Средний уровень

45 мм – 59 мм

     

Высокий уровень

> 75 мм

Высокий уровень

> 60 мм

     

На первом этапе эмпирического исследования был проведён мониторинг уровня сформированности самооценки младших школьников на основании применения следующих методик.

Методика изучения уровня самооценки (А.С.Будасси)

Данная методика способствует выявлению уровня и адекватности самооценки, а также уровня соотношения "Я" реального и идеального.

Диаграмма 1. Результат проведения исследования по методике А.С.Будасси

(в % к числу испытуемых), n=23 чел.

По столбцу "Идеал":

- у 13 учеников адекватная самооценка (56%);

- у 8 учеников завышенная самооценка (35%);

- у 2 учеников заниженная самооценка (9%).

По столбцу "Антиидеал":

- у 11 учеников адекватная самооценка (48%);

- у 7 учеников завышенная самооценка (30%);

- у 5 учеников заниженная самооценка (22%).

Методика "Лесенка" (Т.Д. Марцинковская)

Данная методика нацелена на определение особенностей самооценки ребёнка и помогает ему в выявлении представлений о своей собственной оценке, о том, как он оценивается другими людьми и о соотнесении этих представлений между собой.

Диаграмма 2. Результат исследования по методике "Лесенка"

(Т.Д.Марцинковская) (в % к числу испытуемых), n=23 чел.

Из имеющихся результатов получаем соответствующие выводы:

- у 16 учеников адекватная самооценка (69%);

- у 5 учеников завышенная самооценка (22%);

- у 2 учеников заниженная самооценка (9%).

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

По результатам применения этой методики оценивается ряд личных качеств школьников, на основании чего возможен вывод об основных параметрах самооценки, т.е. о её реалистичности, высоте и устойчивости.

Диаграмма 3. Результат исследования по методике Дембо-Рубинштейн

(в % к числу опрошенных), n=23 чел.

По итогам применения данной методики делаем вывод:

- у 13 учеников адекватная самооценка (56%);

- у 9 учеников завышенная самооценка (39%);

- у 1 ученика заниженная самооценка (5%).

По результатам первого этапа исследования необходимость в работе по повышению уровня самооценки учеников данного класса становится очевидной, поскольку далеко не все из них обладают адекватной самооценкой, которая безусловно способствует успешному обучению в течение всего учебного процесса.

Проведение первого диагностического этапа позволило выйти на следующий формирующий этап, в ходе которого использовались различные формы, методы и приёмы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный потенциал каждого ребёнка.

Положительных результатов при формировании самооценки школьников, проявляющих неуверенность в себе можно достичь, развивая их возможности, в процессе моделирования для них «ситуаций успеха». Уверенность школьников в собственных силах укрепляется под воздействием эмоциональной связи с учителем, выражающейся в похвале и поддержке.

Работа по формированию самооценки школьников в каких-либо видах деятельности (игра, спорт, труд) и по улучшению их общего эмоционального настроя, а также по динамике изменения их положения в системе межличностных отношений имеют тесную взаимосвязь [19 – Е.Н.Каменская].

Формирование правильной самооценки и поддержание её на определённом уровне требует от учителя постоянной методической работы. Основой формирования самооценки для младших школьников является оценочная деятельность учителя. При демонстрировании учителем положительного отношения к ребенку, уверенности в его возможностях в сочетании с желанием различными способами помочь ему учиться, самооценка школьника правильно формируется и гармонично развивается.

Тихомирова Е.В. отмечает, что работа, направленная на изменение отношений ребенка со сверстниками довольно длительная и сложная, требующая постепенности, изобретательности, гибкости и педагогической тактичности. Наиболее высоких результатов достигают педагоги, организующие свою деятельность, направленную на формирование самооценки, на всех этапах различных видов деятельности. Формированию самооценки учеников младших классов способствует спланированная организация учебного процесса с умелым использованием «стимулирующих» и «ориентирующих» оценочных функций и созданием благоприятных условий для развития детской личности, различных умений и способностей учащихся [29].

В ходе учебного процесса педагог должен руководить деятельностью ученика и через совершение им ответственных и самостоятельных поступков организовать его активное самовоспитание. Именно так учитель помогает ребенку пройти его индивидуальный путь социального и морально-нравственного развития.

Приёмы и методы работы с детьми, обладающими высокой самооценкой

Высокая самооценка формирует у ребёнка искаженно-идеализированное самовосприятие - не соответствующее действительности представление о собственном потенциале и своей ценности в глазах окружающих, что выражается в эмоциональном отвержении всего того, что может нарушать его уже сложившееся представление о себе самом. В результате реальная действительность воспринимается только на эмоциональном уровне, что чревато для таких детей возможными в общении трудностями.

Общеизвестно, что со стороны взрослых очень важное значение для формирования самооценки ребенка имеет поддержка, похвала, заинтересованное отношение, одобрение совершаемых им действий, поскольку это способствует стимуляции деятельности ребёнка, развитию познавательных процессов и формированию нравственности.

Однако не стоит забывать о том, что не имеет смысла захваливать ребенка, если какие-то результаты в ходе его деятельности были достигнуты без приложения им своих собственных сил, способностей, возможностей (физических, умственных, душевных).

Неадекватная самооценка формируется у ребенка под воздействием постоянного одобрения всего что он делает или не делает, что в дальнейшем может крайне негативно повлиять на процесс его межличностного взаимодействия и социализации.

Детям с высокой самооценкой часто требуется снятие эмоционального и мышечного напряжения, в связи с чем в процессе учебной деятельности следует применять различные релаксационные упражнения.

На внеклассных мероприятиях учеников с высокой самооценкой необходимо привлекать к работе в группе для развития у них умения слушать других; необходимо также развивать у них способность к сопереживанию; при оценивании работ следует делать акцент как на положительных, так и на отрицательных моментах; все оценки должны быть подробно аргументированы.

Развитию личности младших школьников со стороны учителей должно уделяться большое внимание, с использованием различных форм, методов и приемов организации учебной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт каждого учащегося.

Приёмы и методы работы с детьми, обладающими низкой самооценкой

Дети с низкой самооценкой часто чувствуют внутреннюю скованность и неуверенность в себе, не позволяющие им проявить себя должным образом, хотя они, как правило, ни по интеллектуальным, ни по физическим способностям не уступают другим детям, а зачастую даже превосходят их (им иногда бывает легче осваивать компьютер, они могут лучше читать, красивее рисовать), но любая одаренность или даже выраженный талант при общении со сверстниками и со взрослыми блокируются явно выраженной неуверенностью в себе и внутренним напряжением.

Детям с низким уровнем самооценки сложно проявить собственную состоятельность, показав хороший результат в какой-то области, поскольку им свойственна повышенная тревожность, мнительность, неуверенность в себе, робость и застенчивость.

Детям с низкой самооценкой следует уделять как можно больше внимания, поскольку со временем такой уровень самооценки может отрицательно отразиться на их обучении и на дальнейшей профессиональной деятельности.

Приёмы и методы работы с детьми, обладающими средней самооценкой

Средней является самооценка ученика, совпадающая с уровнем практического выполнения заданий в процессе учебной деятельности и соответствующая объективным проявлениям его личности.

С детьми, обладающими средним уровнем самооценки проводятся те же упражнения и игры, которые используются для детей с завышенной/заниженной самооценками.

Учителю следует помнить, что для правильного формирования самооценки в коллективе требуется поддержание среднего уровня самооценки учащихся, что успешно достигается с использованием групповых игр.

Главная задача учителя - коррекция уровня самооценки ребенка, с использованием различных приёмов и методов. Формирование среднего уровня самооценки положительно влияет на развитие личности учащихся: они более осознанно участвуют в учебном процессе, легче воспринимают новый материал, понимают границы собственных навыков, знаний и умений; у них повышается степень ответственности за свои успехи в учебной деятельности; самоконтроль и самооценка постепенно распространяются и на внеучебную деятельность; в совершаемых поступках заметно проявляется умение детей предвидеть результаты собственной деятельности; дети приобретают уверенность в способности оценивания своего положения в системе межличностных отношений.

После проведения комплекса мер по коррекции самооценки среди учащихся испытуемого класса, повторно были применены методики по определению уровня самооценки.

Повторное применение методики изучения уровня самооценки (А.С.Будасси)

Диаграмма 4. Результат проведения исследования по методике А.С.Будасси

(в % к числу испытуемых), n=23 чел.

Из имеющихся результатов получаем соответствующие выводы и сопоставляем их с результатами, полученными на первом этапе исследования:

По столбцу "Идеал":

- у 16 учеников адекватная самооценка (69%) – на первом этапе 13 (56%);

- у 6 учеников завышенная самооценка (26%) – на первом этапе 8 (35%);

- у 1 ученика заниженная самооценка (5%) – на первом этапе 2 (9%).

По столбцу "Антиидеал":

- у 14 учеников адекватная самооценка (56%) – на первом этапе 11 (48%);

- у 6 учеников завышенная самооценка (26%) – на первом этапе 7 (30%);

- у 4 учеников заниженная самооценка (18%) – на первом этапе 5 (22%).

Повторное применение методики "Лесенка" (Т.Д.Марцинковская)

Диаграмма 5. Результат исследования по методике "Лесенка"

(Т.Д.Марцинковская) (в % к числу испытуемых), n=23 чел.

Из имеющихся результатов получаем соответствующие выводы и сопоставляем их с результатами, полученными на первом этапе исследования:

- у 18 учеников адекватная самооценка (78%) – на первом этапе у 16 (69%);

- у 4 учеников завышенная самооценка (18%) – на первом этапе у 5 (22%);

- у 1 ученика заниженная самооценка (4%) – на первом этапе у 2 (9%).

Повторное применение методики Дембо-Рубенштейн

Диаграмма 6. Результат исследования по методике Дембо-Рубинштейн

(в % к числу опрошенных), n=23 чел.

Из имеющихся результатов получаем соответствующие выводы и сопоставляем их с результатами, полученными на первом этапе исследования:

- у 16 учеников адекватная самооценка (70%) – на первом этапе 13 (56%);

- у 6 учеников завышенная самооценка (26%) – на первом этапе 9 (39%);

- у 1 ученика заниженная самооценка (5%) – на первом этапе 1 (5%).

По окончании второго этапа исследования выявлен положительный эффект от мероприятий по коррекции самооценки учащихся, однако его результативность пока остаётся не совсем удовлетворительной, поскольку ещё значительное количество учеников имеет завышенный и заниженный уровни самооценки, в связи с чем им требуется адресная помощь специалистов.

В ходе обобщения полученных данных была составлена программа формирования адекватной самооценки путем создания для детей экспериментальной группы (с завышенной, заниженной и неустойчивой самооценкой) индивидуальных воспитывающих ситуаций – ситуаций успеха.

Такие ситуации способствуют формированию адекватной самооценки у младших школьников при выполнении следующих педагогических условий:

- основой воспитывающих ситуаций для каждого конкретного ребенка должны стать позитивные особенности именно его характера;

- ситуации должны подбираться в соответствии с выявленным уровнем самооценки ребёнка;

- воспитывающие ситуации следует органично включать в учебный процесс, используя разнообразные приёмы для их создания.

В связи с этим необходимо решить ряд задач по разработке ситуаций успеха с использованием различных специфических приёмов:

1) для детей, обладающих заниженной самооценкой, пассивных и неуверенных в себе, подходят приёмы снятия страха перед предстоящей деятельностью, усиления мотивации деятельности и собственной исключительности;

2) для детей, обладающих завышенной устойчивой самооценкой, следует разрабатывать ситуации соотнесения и сопереживания;

3) для детей, обладающих завышенной неустойчивой самооценкой необходимо разрабатывать ситуации, касающиеся нравственного выбора, используя прием «даётся шанс» с авансированием доверия;

4) для детей, обладающих адекватной самооценкой полезно разрабатывать различные творческие ситуации;

Кроме того, требуется разработать алгоритм гармоничного включения в учебно-воспитательный процесс указанных воспитывающих ситуаций.

Индивидуализированную программу формирования адекватной самооценки учащихся начальных классов составляют различные воспитывающие ситуации, используемые для учащихся экспериментальной группы в тесной связи с выявленными у них характерными проявлениями самооценки и имеющимися позитивными особенностями, чем обосновывается необходимость использования именно этих ситуаций для формирования адекватной самооценки у данных детей.

При разработке содержания воспитывающих ситуаций следует придерживаться определённого алгоритма:

1. Необходимо чётко определить цель создания конкретной ситуации.

2. Обязательно следует учитывать индивидуальные проявления детской психики, связанные с особенностями самооценки, которые требуют создания воспитывающей ситуации.

3. Особое внимание стоит обратить на положительные особенности, характерные для данного ребенка, которые и будут положены в основу содержания создаваемой ситуации.

4. Требуется детально описать создаваемую ситуацию.

Воспитывающие ситуации могут использоваться на любом уроке при условии выбора наиболее удобного момента с продумыванием различных возможных вариантов включения их в урок, а в каких-то случаях могут быть использованы и реально существующие условия.

Цель контрольного эксперимента - повторное выявление уровня самооценки учащихся после проведения комплекса мер по программе индивидуальной коррекции.

Контрольное применение методики (А.С.Будасси)

Идеал Антиидеаал

Диаграмма 7. Сравнительны данные трёх этапов по методике А.С.Будасси

(в % к числу испытуемых), n=23 чел.

Из имеющихся результатов получаем соответствующие выводы и сопоставляем их с результатами, полученными на первом и втором этапах исследования:

По столбцу "Идеал":

- у 18 учеников адекватная самооценка (78%) – 1э - 13 (56%) – 2э – 16 (69%);

- у 5 учеников завышенная самооценка (22%) – 1э - 8 (35%) – 2э - 6 (26%);

- у 0 учеников заниженная самооценка (0%) – 1э - 2 (9%) – 2э – 1 (5%).

По столбцу "Антиидеал":

- у 16 учеников адекватная самооценка (69%) – 1э - 11 (48%) – 2э – 14 (56%);

- у 5 учеников завышенная самооценка (22%) – 1э - 7 (30%) – 2э – 6 (26%);

- у 2 учеников заниженная самооценка (9%) – 1э - 5 (22%) – 2э – 4 (18%).

Контрольное применение методики "Лесенка"

(Под ред. Т.Д. Марцинковской)

Диаграмма 8. Сравнительны данные трёх этапов по методике «Лесенка»

(Т.Д.Марцинковская) (в % к числу испытуемых), n=23 чел.

Из имеющихся результатов получаем соответствующие выводы и сопоставляем их с результатами, полученными на первом и втором этапах исследования:

- у 20 учеников адекватная самооценка (87%) – 1э - 16 (69%) – 2э – 18 (78%);

- у 3 учеников завышенная самооценка (13%) – 1э - 5 (22%) - 2э – 4 (18%);

- у 0 учеников заниженная самооценка (0 %) – 1э - 2 (9%) – 2э – 1 (4%).

Контрольное применение методики Дембо-Рубенштейн

Диаграмма 9. Сравнительны данные трёх этапов по методике

Дембо-Рубинштейн (в % к числу опрошенных), n=23 чел.

Из имеющихся результатов получаем соответствующие выводы и сопоставляем их с результатами, полученными на первом и втором этапах исследования:

- у 19 учеников адекватная самооценка (82%) – 1э - 13 (56%) – 2э – 16 (70%);

- у 4 учеников завышенная самооценка (18%) – 1э - 9 (39%) – 2э – 6 (26%);

- у 0 учеников заниженная самооценка (0%) – 1э - 1 (5%) – 2э – 1 (5%).

По завершении исследовательской работы на всех трёх этапах и проведения соответствующего анализа и математической обработки, положительный результат стал виден невооружённым глазом, что бесспорно подтверждает эффективность проделанной работы.

В процессе эксперимента по оказанию влияния учебной деятельности на формирование самооценки младших школьников при помощи методик «Идеал-Антиидеал» (А.С.Будасси), «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская), методики Дембо-Рубенштейн, было установлено, что у учащихся испытуемого 2 класса адекватная самооценка ещё недостаточно сформирована. В то же время при постоянном создании условий для оценивания детьми результатов собственной учебной деятельности, уровень успешности заметно возрастает. На констатирующем этапе эксперимента были выявлены значительные различия в уровне сформированности самооценки учащихся испытуемого класса. Данные, полученные в ходе этого этапа, создали практическую основу для проведения этапа, формирующего и корректирующего самооценку детей и успешность их обучения. На формирующем этапе после проведения общих мероприятий, направленных на формирование адекватной самооценки из учеников испытуемого класса была скомплектована экспериментальная группа детей с завышенной, заниженной и неустойчивой самооценкой, выделены индивидуальные особенности её проявления в поведении и взаимоотношениях, а также позитивные особенности детей, выражающиеся в определённых склонностях и интересах. После чего снова была проведена уже индивидуальная работа с указанными детьми. На контрольном этапе проанализирована результативностьсоставленной и применённой в ходе формирующего эксперимента индивидуализированной программы по формированию адекватной самооценки детей экспериментальной группы посредством создания различных воспитывающих ситуаций, с обоснованием их использования. На основе обобщённых данных исследования можно сделать вывод о том, что качественные изменения результатов, полученные в его ходе, свидетельствуют об успешности проведенного эксперимента.

Данное исследование посвящено решению актуальной проблемы формирования самооценки обучающихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. Наиболее эффективным путём решения этой проблемы является формирование самооценки на учебных занятиях при условии системности этой работы, построенной с учётом психо-физических особенностей детей данного возраста.

Процесс формирования самооценки очень сложен и зависим от множества факторов, поэтому для гармоничного развития личностных качеств младшим школьникам требуется постоянное внимательное отношение и профессиональное руководство со стороны учителей и психологов.

Особую сложность для педагогов и психологов, как совершенно справедливо отмечает Г.Х.Джиоева, представляет работа, направленная на достижение адекватности самооценки каждым учеником Именно поэтому формированием самооценки, а при необходимости и её коррекцией, следует активно заниматься уже в начальных классах [15].

Основной и очень существенной особенностью самооценки является возможность самосовершенствования, самоконтроля, саморегуляции и самостоятельной непредвзятой оценки собственной деятельности.

Школьникам достаточно сложно объективно оценивать свои учебные действия, поскольку у них уже мог сформироваться некий личный опыт проживания в ином режиме, когда оценочную функцию их деятельности и поведения осуществляли взрослые: родители, воспитатели, учителя, наставники и т. п. Однако под воздействием воспитывающих факторов самооценка младшего школьника постепенно приобретает самостоятельность и стабильность и берёт на себя мотивационные функции учебно-познавательной деятельности, являющейся на данном этапе для ребёнка основной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Джиоева Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника/Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018. Т.7. № 2 (23) – С.89-92

Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: конспект лекций / Е. Н. Каменская. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 252 с.

Михайленко Т. М. Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 438-441.

Тихомирова Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. И. Тихомирова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.

Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 207-209.

Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.

Просмотров работы: 252