Участие в художественной самодеятельности курсанта – важный фактор формирования цельной и патриотичной личности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Участие в художественной самодеятельности курсанта – важный фактор формирования цельной и патриотичной личности

Гридин К.М. 1, Кожедуб Р.К. 1, Никишин А.В. 1, Висюлькина Е.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье исследуются аспекты формирования ответственной и патриотичной личности курсанта при его участии в художественной самодеятельности и общественной жизни коллектива.

Вспомним всем известные строки из стихотворения Лебедева-Кумача:

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Эти строки ёмко и точно отражают состояние души бойца, который недавно сражался в бою: длительная разлука с близкими, любимыми людьми, опасность, психологические и физические перегрузки и т.п. Поэтому в минуты привалов, между боями и военным бытом душа бойца всегда с радостью воспринимала выступления своих товарищей или профессиональных артистов где-нибудь на полянке или в помещении красных уголков. Из истории Великой Отечественной войны, 75-летие которой мы будем отмечать в мае этого года, а сам 2020 г. объявлен в нашей стране Годом Памяти, мы помним, как ждали на фронтах исполнения песен «Темная ночь», «Синий платочек», «Катюша», «В землянке» и др. Как писали в письмах своим близким строками стихотворения К. Симонова «Жди меня» и др. И это помогало восстановить душевное состояние бойцов, вдохновляло на бой против врагов, поднимало желание гнать и гнать фашистов из нашей страны:

Эти песни военные – нет вам цены!

Вы и жизнь сохраняли и память войны,

Скольким душу согрели, вдохновили на бой,

Тем врагов устрашая в атаке любой [1].

И в Великую Отечественную, и в других войнах и операциях хорошо прочитанные стихи, душевные песни, танцы действительно играли роль дополнительного оружия, чтобы крепко бить врага. Современные воины тоже люди с высокими физическими нагрузками, стрессами, житейскими проблемами и переживаниями. Поэтому важно, чтобы были люди, даже не профессиональные артисты, кто донесет военнослужащему элементы культуры, искусства, вдохновения.

В каждой воинской части, военном учебном заведении есть клуб, подразделения оркестра, другие структуры, где опытные воспитатели ведут работу. Авторы статьи хотят отметить о роли участия военнослужащих в активной творческой жизни военного института в формировании их твердой жизненной позиции, цельной личности настоящего военнослужащего и человека.

Жизнь курсанта военного вуза расписана по распорядку: нагрузки, требования дисциплины, занятия, физическая и боевая подготовка и т.п. Как же порой хочется просто почитать книгу, послушать любимые песни. И, как отмечают курсанты первых курсов, часто вспоминается школа, посещение кинотеатров, занятия любимым делом. Часто такие мысли могут начать отвлекать от военной службы. Поэтому для занятия военнослужащих в часы досуга есть клуб, основная задача которого поднимать культуру среди начинающих военных, проводить празднование памятных дат России, давать концерты, показывать фильмы, проводить КВН и т.п. Концерты известных коллективов не могут часто посещать многочисленные военные организации и части, поэтому из числа военнослужащих выискиваются талантливые обучающиеся, которые с большим желанием участвуют в мероприятиях художественной самодеятельности института. Воспитывая будущего профессионального офицера, в нем надо сформировать «организованность, мотив к службе, независимость, ответственность, осознанный риск, нравственную составляющую воинского долга, адаптивность поведения, профессиональное здоровье, критичность мышления, целеустремленность, познавательную активность, потребность в постоянном самосовершенствовании, духовность и общую культуру» [2, с. 73]. Выступая со сцены, сами самодеятельные артисты так же воспитываются. Авторы статьи отмечают о духовном и патриотическом становлении ансамбля «Форте» Вольского военного института материального обеспечения (далее – ВВИМО).

По воскресеньям на кафедрах, в подразделениях проводятся тематические утренники, лектории, олимпиады и викторины, круглые столы. Конечно же, привлекаются и сами курсанты. Они читают стихи, выступают в роли ведущих. Обобщая проведенное мероприятие, преподаватель отмечает особо творческих и талантливых военнослужащих. Они впоследствии могут пополнить команду КВН института, стать членами команды артистов клуба, готовящих и показывающих концерты к памятным датам, где важно показать именно культуру исполнения песен, танцев, культуру речи «в лучших традициях Российской армии строгое соблюдение речевого этикета органически связывалось с честью воина, честью мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались своды правил, в которых в четкой и нередко афористичной форме излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались «Правила учтивости офицера», у драгун «Чести напоминание», у улан – «Чести наставление» [3, с. 75].

К участию в художественной самодеятельности военнослужащие не принуждаются, важно, что они сами хотят проявить себя перед зрителями «именно психическая потребность быть востребованным, а не просто использованным формирует в сознании воина центральный интерес мотив-цель к росту профессионализма как основному содержанию военно-духовной деятельности» [3, с. 67]. В результате участия в публичных выступлениях курсанты отрабатывают работу голосом, смелость выступать перед аудиторией, манеру речи, голос и т.п. Это поможет им работать с людьми, четко отдавать команды, сформировать высокую ответственность. «Повышение ответственности военных кадров обуславливается следующими причинами:

а) всевозрастающей зависимостью успеха деятельности современного руководителя от уровня личной ответственности, отражающей его преданность делу, моральную чистоту, государственный подход к решению поставленных задач, умение подчинять личные интересы общественным;

б) повышением роли человеческого фактора, особенно морального духа в современной войне;

в) научно-технической революцией, обязывающей военных руководителей своевременно овладевать новой техникой и оружием» [4, с. 46].

Вырабатывая в себе высокую ответственность, личность в то же время достигает свободы «Чем свободнее личность, тем выше ее ответственность перед обществом за свои действия. Не может быть реальной свободы без такой ответственности. Свобода без ответственности – анархия. Следовательно, подлинная свобода – это подчинение своего поведения интересам прогрессивного общественного развития» [4, с. 49]. Принимая участие в художественной самодеятельности, курсанты ВВИМО обладают именно такой свободой – свободой проявления своих талантов, самовыражения для укрепления мира, силы армии, благополучия и процветания Родины. При этом, они показываю большой пример дружбы, сплоченности, который они приобретают и укрепляют здесь же на сцене, овладевая высшей стадией процесса воспитания – самовоспитанием. «Самовоспитание – это целеустремленная, активная деятельность воина, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление, устранение у себя отрицательных качеств» [5, с. 393]. Именно с таким посылом, занимаясь самовоспитанием курсанты станут высококвалифицированными специалистами, умеющими работать и с людьми, и над собой для дальнейшего развития.

Список использованных источников:

1. «Мы помним, мы гордимся» [Текст] / Е.А. Висюлькина, М.Г. Ефремова, [члены ЛИТО ВВИМО]. – Вольск: ВВИМО, 2019. – 114 с.

2. Селезнева, М.В. От подготовки специалиста в военном вузе к подготовке профессионала [Текст] / М.В. Селезнева // Военная мысль. – 2013. – № 5.

3. Ефремов, О.Ю., Зверев, С.Э. Коммуникативный кодекс военнослужащего [Текст] / О.Ю. Ефремов, С.Э. Зверев // Военная мысль. – 2015. – № 10.

4. Ильичев, Н.М. Формирование ответственности у военнослужащих [Текст] / Н.М. Ильичев // Военная мысль. – 2013. – № 9.

5. Военная педагогика: учеб. для вузов [Текст] / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2014.

Просмотров работы: 53