Проблемы неполных семей - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблемы неполных семей

Егорова Е.П. 1
1УГПУ им И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях неустойчивой экономической ситуации, связанной с геополитическими изменениями в России, наблюдаются устойчивая тенденция к увеличению неполных семей изменению отношения к браку. В работе затрагиваются проблемы неполных семей и способы их решения в современных реалиях.

Хотелось бы обратить ваше внимание, что 2016 году предоставлены данные о 2,5-3 млн неполных семей, в которых детей воспитывают матери-одиночки. В результате получаем, что в общей численности матерей женщины, претендующие на официальный статус «матери-одиночки», составляли 7-8% в 1989 году, 10-12% — в 2002 году и 15-18% — в 2010 году. То есть, налицо как минимум двукратный рост относительного показателя за два десятилетия. По отношению к современному состоянию рост оказывается уже трехкратным. По данным статистики, число неполных семей выросло до 30%, всего их 6,2 миллиона. В стране 5,6 миллиона матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек. Так же стоит отметить, что около 9,5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей. [16; 50] Больше половины нерадивых родителей периодически не выплачивают своим детям алиментов, а каждый третий совсем не платит. Ситуация критическая, алименты не платят, такое количество брошенных детей при живых родителях!

В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных.

Объект исследования – Проблемы неполных семей.

Предмет исследования - социальная работа и государственная поддержка в неполных семьях.

Проблема исследования: как усовершенствовать деятельность по социальной и государственной поддержке неполных семей.

Цель исследования: теоретически обосновать наличие проблем в неполных семьях и определить пути решения этих проблем.

Теоретическая значимость состоит в том, что мы рассматриваем проблемы неполных семей, причины возникновения этих проблем, а также технологии социальной и государственной поддержки таким семьям.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в целях совершенствования деятельности специалистов в области прогнозирования, профилактики и решения проблем неполных семей.

Методы исследования: теоретические (обобщение) и эмпирические (анализ, синтез изученного педагогического, психологического, социального и социально- педагогического опыта работы, анкетирование, обработка полученных данных).

Неполная семья в современном обществе.

Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. [2;509]

Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Неполная семья — обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящий в браке.

Выделяются основные типы неполной семьи:

внебрачная;

осиротевшая;

разведенная;

распавшаяся.

Различают также отцовскую и материнскую семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.[14]

Семья выполняет следующие функции:

экономическая – заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

эмоциональная функция- удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

функция духовного общения- совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);

функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др.

Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.[16;58]

Причины возникновения неполной семьи в современном обществе.

Существование неполной семьи в настоящем обусловлено в основном следующими признаками: смертью одного из супругов, относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью, распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время ее удельный вес среди остальных причин не так высок. Внебрачная рождаемость занимает более значительное место в образовании неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля со стороны семьи и государства, а так же недостаток в области семейного и полового воспитания.

Таким образом из 17 млн семей около 6 млн — неполные. При этом 5 млн — это матери-одиночки. То есть, почти треть. Можно ли говорить о тренде? Для того, чтобы ответить на вопрос о тренде, необходимо уточнить, кто для служб социальной защиты является матерью-одиночкой. А это матери-одиночки, которые не были замужем на момент рождения ребенка, а также получившие статус в результате развода или смерти супруга, Так же статус какого-то количества матерей-одиночек фиктивен. Женщины оберегают его для сохранения социальных выплат, которые могут быть серьезным подспорьем в семейной жизни. Не хотелось бы говорить о кризисе традиционной полной семьи. Но уже сейчас можно говорить о том, что россияне стали гораздо спокойнее относиться к идеальным представлениям о семейной жизни. Сегодня все больше детей рождается у людей, состоящих в гражданских браках. И их матери, по сути, являются для государства матерями-одиночками.[22]

Нужно говорить сразу о нескольких факторах, под влиянием которых сложилась эта тенденция. Меняются стандарты достойного уровня жизни, родительство воспринимается гиперответственно, идеи «сознательного» родительства витают в воздухе. Не все мужчины готовы на этих условиях взваливать на себя ношу воспитания детей. Можно говорить о тенденции инфантилизации поколения «нулевых» и «десятых» годов. Теперь почти невозможно установить период наступления зрелости. Раньше таким моментом было завершение высшего учебного заведения, приобретение профессии. Теперь понятие профессии все сильнее размывается, пропагандируются идеи непрерывного образования, в этих условиях отцовство может показаться слишком поспешным шагом. Молодые женщины также испытывают это давление, но многие понимают, что репродуктивные функции и здоровье женского организма намного больше отражаются на здоровье ребенка, и с возрастом они не улучшаются.[16]

Но главным, как мне кажется, является общее значительное увеличение возраста женщин, которые решаются на рождение своего первого ребенка, а также увеличение возраста, в котором вступают в брак. Так, возраст первородящих матерей сегодня перевалил за 25 лет. Как правило, женщины в этом возрасте уже достаточно независимы экономически. С другой стороны, движение чайлдфри(англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей)). пока еще не слишком популярно в России, поэтому некоторые, не дожидаясь замужества, как говорится, «заводят ребенка для себя». Возможным оправданием является несовершенство и нестабильность нашей пенсионной системы, которые вызывают опасения остаться в старости в нищете и одиночестве. Число и процент осознанных матерей-одиночек гораздо больше, чем в предыдущее десятилетие. Все чаще встречаются женщины, которые стали матерями-одиночками не потому, что их бросил отец ребенка, а потому, что они сами предпочитают обходиться без.

Рост количества матерей-одиночек — большая проблема современного российского общества. Работающие самостоятельные матери, конечно, могут вырастить хороших детей, но в целом неполные семьи гораздо более уязвимы. Образцы отцовства, ответственного мужского поведения, становятся в российском обществе все более экзотическими и слишком идеальными, чтобы быть нормой.

Трудности существования неполных семей

Существует ряд проблем касающихся неполных семей:

Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.[6;378]

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из – за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.

Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.[14]

Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: “отец + мать + дети”; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.[10;90]

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.[15] Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.[8;63]

Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, при отсутствии отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях.

Исследователями предпринимались попытки определить факторы, способствующие разрыву замкнутого круга депрессии и безысходности, характерных для семей с низким доходом и неполных семей. Они обнаружили, что в случае, когда работающие матери в неполных семьях имели работу, которая им нравилась, их дети отличались более высоким уровнем самоуважения и более сильным чувством семейного единства и солидарности по сравнению с теми, чьи матери не работали либо работа вызывала у них сильную неприязнь. Работающие матери-одиночки оказывают особенно сильное влияние на своих дочерей, которые придают большое значение личной и материальной независимости, престижу семьи и отличаются в школе более высокой успеваемостью, чем дочери неработающих матерей из полных семей.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.[22]

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно. Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные семьи.

Основные направления решения проблем неполных семей.

Законодательные основы и правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в Российской Федерации.

Семья в современном обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами. В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.

К числу основных прав семей относится их право на меры дополнительной социальной поддержки. Неполные семьи, согласно Российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависят от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе.

Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца.[20]

Кроме единовременной страховой выплаты, дети-сироты имеют право на получение ежемесячной страховой выплаты вплоть до достижения ими 18-летнего возраста (учащиеся старше 18 лет — до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме, но не более чем до 23 лет). На получение ежемесячной страховой выплаты имеет право также один из родителей, вдова (вдовец) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми вплоть до наступления ими 18-летнего возраста. Если вдова (вдовец) в период ухода за детьми умершего стала нетрудоспособной, то право на получение страховых выплат сохраняется за ней и после окончания ухода за детьми.[20]

Неполные расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ, имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается законами субъекта Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ. [20]

Основаниями прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей являются:

— достижение подопечным совершеннолетия;

— устройство подопечного на полное государственное обеспечение в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другое аналогичное учреждение;

— передача ребенка в приемную семью, семью патронатного воспитателя, детский дом семейного типа;

— вступление подопечного в брак;

— объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

— освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;

— смена места жительства подопечного на другой субъект РФ;

— признание подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявление их умершими;

— смерть опекуна (попечителя), подопечного;

— возврат подопечного родителям.

В перечисленных случаях прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного производится на основании распоряжения органа опеки и попечительства, которое в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты. [21]

Следует особо отметить, что действующим законодательством предусмотрены дополнительные меры поддержки не только в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), но также отдельные льготы для их опекунов (попечителей). Так, в соответствии со статьей 264 Трудового кодекса РФ, гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются также в полном объеме на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Например, согласно статье 96 ТК РФ опекуны детей в возрасте до пяти лет могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Опекуны (попечители), имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), имеют право на установление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет опекунам (попечителям) предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни (ст. 262 ТК РФ). [21]

Особенность правового статуса неполных семей, образовавшихся в результате развода супругов, заключается в том, что несовершеннолетний ребенок из такой семьи обладает правом получать на свое содержание и воспитание алименты. Ребенок, чьи родители до своего расставания фактически проживали семьей без официального оформления своих отношений путем государственной регистрации брака (так называемый внебрачный союз), также имеет право на алименты в том случае, если отцовство его родителя является официально установленным — через добровольное признание отцовства путем указания в свидетельстве о рождении ребенка и в паспорте, или — через суд. [21]

По Семейному кодексу РФ, размер алиментов на несовершеннолетних детей определяется в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей, однако, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. [21]

Право детей на алименты вытекает из того, что, согласно статье 80 Семейного кодекса РФ, родители во всех обстоятельствах обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. При этом разводящиеся родители, в соответствии с главой 16 Семейного кодекса, вправе заключать соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов), т.е. определять свои отношения по этому вопросу без участия государства. В случае же, если такое соглашение супругами не достигается или не соблюдается (уклонение родителями (одним из родителей) от уплаты алиментов), алименты взыскиваются в судебном порядке.

Важно обратить внимание на то, что взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка является не столько правом, сколько обязанностью. Алиментная обязанность у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, совершеннолетними или несовершеннолетними, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет. Поэтому тот из родителей, который взял на себя основную ответственность за дальнейшее воспитание ребенка (как правило, это мать), должен предъявить иск о взыскании алиментов со второго родителя в суд. Если мать этого не делает, то тогда, согласно статье 80 Семейного Кодекса РФ, вместо нее предъявить такой иск должен сделать орган опеки и попечительства.

Таким образом, мать не может отказаться от алиментов, например, из ложного чувства гордости перед бывшим мужем, поскольку это ущемляет права ее ребенка. Впрочем, такие ситуации вообще возникают крайне редко. Зато ситуации, когда отец уклоняется от уплаты алиментов, наоборот, встречаются сплошь и рядом. Статистика по деятельности федеральной службы судебных приставов (ФССП) показывает, что на сегодня из 18 миллионов исполнительных производств около 1,5 миллионов (примерно 8,3%) приходится на алиментные обязательства. Уровень исполнения по этим делам составляет 73%. Остальные 27% решений не исполняются. Из этой статистики явствует, что примерно каждый четвертый отец-алиментщик уклоняется от уплаты алиментов и находится в розыске, а каждая четвертая неполная семья, имеющая право на алименты, их не получает. [23]

Розыск алиментщиков осуществляется федеральной службой судебных приставов при активном содействии МВД и Пенсионного фонда РФ. В отношении злостных неплательщиков алиментов применяются уголовно-правовые средства. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена специальная статья (ст. 157), согласно которой злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ. [23]

В Федеральном законодательстве особые меры социальной поддержки неполных семей сохранились лишь в двух законах. В статье 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» значится, что матерям-одиночкам, наряду с гарантией оплаты транспорта для их эвакуации из зоны отчуждения, была предусмотрена дополнительная оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке их имущества. К сегодняшнему дню, однако, эта статья имеет скорее историческое, нежели практическое значение. Закон РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». [20]

В статье 5 Закона «О занятости населения в РФ» одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, упомянуты как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работе (наряду с инвалидами, беженцами и вынужденными переселенцами, многодетными родителями и т.д.). Согласно данной статье закона, в отношении одиноких родителей несовершеннолетних детей должны осуществляться мероприятия, содействующие их занятости. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» [20]

Таким образом, одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики.

Социальная работа и поддержка неполных семей в Российской Федерации.

Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб)

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты неполных семей:

денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;

юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;

федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям[4]

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

В заключение я хотела бы сказать, что, анализируя проведенную работу, я пришла к неутешительным выводам.

В нашем обществе нуклеарная семья заняла прочную нишу.

Я считаю, что правильнее называть такую семью не неполной, а семьей с одним родителем. «Неполная» ассоциируется с неполноценной, ущербной, а это, на мой взгляд, вещи разные. Сама формулировка как бы утверждает: негативные последствия неизбежны.

Если мы рассмотрим ситуацию развода, которая является самым распространенным фактором появления неполных семей, то увидим, что большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями, так что «неполная семья» и «неблагополучная семья» - не синонимы. Все считают, что развод – катастрофа; что детям в распавшейся семье плохо. Под общественное мнение подстраивается самосознание – как супругов, так и детей, побуждая их считать себя все более несчастными. Большинство детей называют это событие самым сильным жизненным потрясением. Однако в долгосрочной перспективе почти все дети адаптируются к новым условиям.

И все таки, неполные семьи – это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи.

Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями.

Очень важно создать Центры помощи неполным семьям, так как таких семей очень много, необходимо повышать их уровень жизни, вести работу по созданию благоприятного психологического климата, оказывать консультационные услуги по интернету, так как не всегда есть возможность приехать в сам Центр, и решать различные проблемные вопросы жизнедеятельности такой семьи. Таких центров у нас в России не существует, помощь оказывается в рамках Центров социальной помощи семье и детям, где не всегда полноценно могут оказать помощь неполной семье.

Актуальность эффективной социальной защиты в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. Как говорится в пословице: «Как аукнется – так и откликнется». Это значит, что от качества воспитания детей зависит наше будущее. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане

Пока не заметно никаких факторов, разрушающих намеченную устойчивую тенденцию к увеличению числа неполных семей. И хочется отметить, что меры, которые предпринимает государство для укрепления института семьи, пока носят слишком пропагандистский и популистский характер. Речь идет не только об очевидных вещах, о печальном состоянии систем здравоохранения и образования, о смехотворных мерах поддержки молодых семей, но еще об отношении к детству вообще. Легко отметить контраст в отношениях к ребенку в российском обществе и за рубежом. Ребенок воспринимается как источник проблем, родительство — как подвиг.

Вероятно, это какие-то глубокие культурно-исторические травмы, которые не исцелить в одночасье установлением Дня семьи и верности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Федеральный закон «Об основах государственной поддержки семьи».

Литература:

Холостова Е.И. Социальная работа / Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие.-6-е изд. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009-860с.

Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / П.Д. Павленок. - М.: «Дашков и К0», 2006-596с.

Алексеев, Л.С. Справочное пособие по социальной работе / Алексеев Л.С. Бобкова П.В., Бурлак Г.Ю. и др. - М.: Юристъ, 2010 - 168 c.

Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А.К. Болотова. - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012 - 528 с.

Солтан Асхаков Справочник социального педагога С. Асхаков – М: «Феникс», 2014 - 448с.

Галкин, В.В., Зуева, Д.С., Волков, А.Е. и др. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / В.В. Галкин, Д.С. Зуева, А.Е. Волков и др. - М.: Издательский дом «Дело», 2016 - 104 с.

Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин.– СПб.: Речь, 2003 – 216 с.

Викторов О.И., Николаева Я.Г. Неполная семья и воспитание/ М.:2002 - 234с

Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье/ М.: Педагогика 2009-159с.

Елсуков А.Н., Бабосов Е.М., Данилов А.Н. и др. Социология. Учебное пособие для студентов вузов /Минск: ТетраСистемс, 2000 - 238с.

Пчелинцева Л.М. Комментрарий к Семейному кодексу РФ / М.: Норма, 2006 - 43 с.

Рашитова Л.К. Об основах и формах помощи членам неполных семей/ М.: 2007 - 86 с.

Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семье разведенных родителей. Учебное пособие /Савинов Л.И., Камышова Е.В. М.: Дашков и Ко, 2008 г., 154с.

Социологические исследования № 4 2016г. А.Е. Коннова / Социально-экономические факторы детского здоровья в России с 94-102

Социальная психология и общество № 4 2016г. Н.В. Нозикова /Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов с 56-63

17. Работник социальной службы № 2 2017 Е.С. Силантьева /Практика работы с семьями, состоящими на учете в отделении социальной помощи семье и детям с 59-65

18. Социальное обслуживание № 12 2016 А.А. Неизвестных /Совершенствование деятельности по профилактики семейного и детского неблагополучия ( на примере ГБУ Курганский Центр социальной помощи семьи и детям) с 51-62

19. Международный студенческий научный вестник № 5-4 2015 М.В. Иголкина, Е.Ю. Илалтдинова /Особенности работы социального педагога с неполными семьями в дошкольном образовательном учреждении.

Электронные ресурсы:

20. Справочноправовая система Консультант http://www.consultant.ru

21. Гарант — справочная правовая система // www.garant.ru.

22. Анна Семенец Россиянки выбирают растить детей без мужа Росбалт Москва https://www.rosbalt.ru/moscow/2017/02/10/1591028.html

23. ФССП: у порога возможностей нагрузка на приставов превышает нормы в пять, шесть раз" (интервью с Н.А. Винниченко, директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом России) (В. Дерновой, "Российская юстиция", N 12, декабрь 2005 г.)Система ГАРАНТhttp://base.garant.ru/5210898/#ixzz5oN9NnLDn

Просмотров работы: 4592