Ресоциализация осужденных исправительных учреждений - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Ресоциализация осужденных исправительных учреждений

Мулихова А.С. 1
1УлГПУ им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, предусматривается разработка механизма индивидуальной социальной работы с осужденными с момента их поступления в исправительное учреждение (далее - ИУ) уголовно-исполнительной системы в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации.

Социальная работа в период отбывания наказания направлена на выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи.

В оказании социальной помощи осужденному принимают участие все заинтересованные отделы и службы ИУ. От их скоординированных и целенаправленных действий напрямую зависит качество подготовки его к освобождению, снижение рисков совершения им новых преступлений и адаптации его в обществе после освобождения. Особое внимание должно уделяться организации и проведению с осужденным индивидуальной социальной работы. Научным сообществом под понятием «индивидуальная социальная работа с осужденным» понимается деятельность, направленная на оказание социальной помощи и поддержки, осуществление социальной защиты осужденного, создание предпосылок для его исправления и ресоциализации, а также для успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.
Ресоциализация - это комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Процесс ресоциализации направлен на возвращение освободившихся к жизни в социуме, приобретение ими нужных умений для жизни в обществе, соблюдение принятых норм и законодательства. Осуждённый, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества.
Индивидуальная социальная работа с осужденным состоит из трех этапов, последовательно сменяющих друг друга:

1. Начальный этап (пребывание осужденного в карантинном отделении ИУ, период адаптации к условиям отбывания наказания в ИУ, социальная диагностика).
2. Основной этап (решение индивидуальных социальных проблем, социальное консультирование, восстановление утраченных документов, восстановление и поддержание социально-полезных связей, оформление социальных пособий, оказание помощи в повышении образовательного уровня и профессиональной подготовки, содействие решению вопроса трудовой занятости).
3. Заключительный этап (подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, организация содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденного после освобождения).

Начальный этап отбывания наказания.

По прибытию осужденного в ИУ осуществляется его первичное обследование, формируется представление о нем: за что осужден, семейное положение, место жительства, наличие жилья, уровень образования, профессия, состояние здоровья и др. Для установления личного контакта большое значение имеет первоначальное знакомство с осужденным. Необходимо убедить осужденного в доброжелательном отношении к нему со стороны сотрудников ИУ и сформировать готовность правильно воспринимать социальные мероприятия, проводимые с ним в ИУ. Особое внимание должно обращаться на проблемы инвалидов, престарелых, пенсионеров, лиц, переведенных из воспитательных колоний, беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних, лиц, больных неизлечимыми или хроническими болезнями, не имеющих определенного места жительства или утративших родственные связи, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

На момент обращения за социальной помощью многие осужденные фактически не понимают, в чем конкретно она будет заключаться, в какой последовательности и в течение какого периода она будет предоставлена. С этой целью необходимо им разъяснить полномочия и функции групп социальной защиты осужденных ИУ. Для оказания помощи, осуществления непрерывного социального сопровождения осужденного с момента его поступления и до освобождения из ИУ, а также для выявления лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, разработки индивидуальных программ по их сопровождению сотрудником группы социальной защиты осужденных проводятся следующие мероприятия:

диагностика социальных проблем осужденного (в т.ч. индивидуальные трудные жизненные ситуации, проблемы со здоровьем, отношение к льготным категориям граждан, утрата, разрушение социально-полезных связей, наличие образования и трудовой занятости и др.); установление наличия у осужденного необходимых документов (паспорта, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, полиса медицинского страхования, ветеранских удостоверений, др.); привлечение осужденного к деятельности по решению вопросов социальной направленности; помощь в адаптации осужденного к условиям изоляции, информирование об условиях, имеющихся в ИУ, предъявляемых требованиях, действующем законодательстве. Для осуществления социальной диагностики осужденных используются следующие методы: ознакомление с перепиской осужденного, с материалами личного дела (анализ документов); наблюдение; анкетирование; проведение бесед с осужденным, другими сотрудниками ИУ, родственниками и знакомыми осужденного, представителями общественных и религиозных организаций, с которыми контактировал осужденный.

Основной этап отбывания наказания.
На данном этапе сотрудником группы социальной защиты осужденных определяется оптимальный вариант дальнейшей работы с осужденным в условиях изоляции, создаются предпосылки для его успешной ресоциализации и социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. По результатам диагностики на каждого осужденного заполняется социальная карта, разрабатывается индивидуальная программа, которая может содержать следующие разделы: краткое изложение социальных задач;формы и методы изучения личности, источники получения информации; перспективы развития личности (ожидаемый результат индивидуальной социальной работы) и пути их достижения;

промежуточный и конечный результаты.
Такая программа, как правило, должна составляться совместно с осужденным. При составлении программы должны учитываться рекомендации психолога, медицинского работника, учителя (преподавателя), иных сотрудников ИУ, а также представителей гражданского общества, членов семьи или близких родственников. Мероприятия, указанные в программе, должны быть конкретными и достижимыми. В ходе разработки индивидуальной программы сотрудник группы социальной защиты осужденных:
1) информирует о порядке законодательного регулирования тех или иных вопросов, связанных с оказанием индивидуальной помощи и решением имеющейся социальной проблемы;
2) разъясняет возможности сотрудников ИУ по оказанию индивидуальной социальной помощи осужденному; анализирует возможности внешних ресурсов, на которые может рассчитывать осужденный при получении социальной помощи, знакомит с этой информацией осужденного;
3) стимулирует осужденного на самостоятельное решение своих социальных проблем.

Для решения поставленных задач специалистом по социальной работе организуется взаимодействие в части обмена значимой информацией с сотрудниками отдела специального учета (по вопросам наличия, поступления документов, удостоверяющих личность, восстановления утраченных документов, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменения вида ИУ, а также перевода в другое ИУ); с начальниками отряда (по вопросам оказания помощи осужденному в восстановлении утраченных социально-полезных связей, разъяснения действующего законодательства, в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства при подготовке к освобождению от наказания); с психологами (по результатам проведения психодиагностического обследования, осуществления индивидуального психологического консультирования осужденного, психологической коррекции, изучения социально-психологической обстановки);
С целью содействия осужденному в восстановлении и укреплении социально- полезных связей сотрудник группы социальной зашиты осужденных оказывает ему помощь в поддержании семейных отношений, связей с родственниками, положительно характеризующимися знакомыми, бывшими коллегами, членами официально зарегистрированных общественных организаций и религиозных объединений, общественных и попечительских советов. Для этого он осуществляет переписку с родителями или родственниками осужденного, информирует их о проведении в ИУ родительских дней. Проводит интервьюирование прибывших на свидание родственников с целью получения дополнительной информации об осужденном, а также для повышения эффективности социальной работы с ним. Приглашает представителей общественных организаций и религиозных объединений с целью оказания помощи осужденному в восстановлении и укреплении социально-полезных связей. Следующее направление работы на данном этапе - это оказание консультативной помощи осужденному в подготовке необходимых документов, удостоверяющих личность, а также принятие мер по получению документов, подтверждающих право осужденного на социальное обеспечение. Необходимо выяснить у осужденного, что им ранее предпринималось для оформления документов, на каком этапе оно прервано. Нередко, со слов осужденного, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие льготы, потеряны, оформлены ненадлежащим образом или вообще не оформлялись.

В соответствии с этим сотрудником группы социальной защиты осужденных готовятся запросы в территориальные службы социальной защиты, здравоохранения, отделы внутренних дел, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации для уточнения соответствующей информации. На основании поступивших сведений готовится необходимый пакет документов для направления в соответствующие инстанции для решения вопросов, связанных с обеспечением прав осужденного на получение социальных пособий и получения документов, удостоверяющих личность.

Данное направление работы предполагает активную деятельность сотрудника группы социальной защиты осужденных за пределами ИУ, осуществляемую во взаимодействии со сторонними заинтересованными социальными службами. Если в течение времени пребывания в ИУ вопрос по оформлению социальных пособий не был решен по независящим от администрации ИУ причинам, осужденному доводится информация в какие инстанции ему необходимо обратиться после освобождения из мест лишения свободы для оформления и получения указанных пособий.

Заключительный этап отбывания наказания.

На данном этапе организуется подготовка осужденного к освобождению. Освобождение от отбывания наказания - не просто важное событие в жизни осужденного. Оно также затрагивает интересы его родственников, администрации ИУ и общества в целом, так как от подготовки осужденного к условиям жизни на свободе в значительной степени зависит характер дальнейшего его поведения, а в конечном итоге - состояние рецидивной преступности. Организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных ИУ с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб ИУ, а также могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам. С осужденным не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы организуются занятия в школе подготовки осужденных к освобождению (далее - школа), на которых рассматриваются различные вопросы бытового устройства освобождаемых лиц, иные жизненные проблемы. Тематику занятий целесообразно планировать по следующим направлениям: правовая подготовка; социальная подготовка; медицинская подготовка; социально- психологическая помощь; формирование жизненных ценностей, позитивной самооценки, самосознание осужденных, анализ жизненного пути; планирование личной жизни после освобождения. При планировании и организации занятий в школе сотрудник должен руководствоваться особенностями осужденных (пол, возраст и др.), ресурсами региона дислокации ИУ (ресурсы общественности), возможностями ИУ (наличие специализированных (специально оборудованных) помещений для проведения занятий с осужденными). Программа должна включать как общие темы, необходимые для изучения всеми категориями осужденных, так и специфические, учитывающие особые проблемы отдельных категорий осужденных. Изучение тем, предполагающих выработку умений, социальных навыков, предпочтительно организовывать с использованием активных методов. Для этого проводятся разнообразные социальные и социально-психологические тренинги, способствующие полноценному освоению осужденными основных социальных функций как необходимому условию исправления и социальной адаптации после освобождения, а также снижению чувства тревоги, страха, неуверенности в себе, которые они часто испытывают в связи с предстоящим новым жизненным этапом. Для проведения занятий в школе приглашаются сотрудники органов внутренних дел, работники службы занятости населения, органов социальной защиты населения, представители официально зарегистрированных в установленном порядке религиозных конфессий, попечительских советов и общественных советов при территориальных органах УИС, а также общественных наблюдательных комиссий субъектов Российской Федерации и др.

В рамках занятий в школе большое внимание уделяется вопросам трудового и бытового устройства осужденных после освобождения. Сотрудником группы социальной защиты осужденных оказывается содействие осужденным, освобождающимся из ИУ, в вопросах организации трудового и бытового устройства.

В целях этого он: проводит беседы с каждым осужденным, в процессе которых выясняет, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, разъясняет ему целесообразность возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения; устанавливает при необходимости контакты с родственниками осужденных или иными лицами с целью подготовки семьи или иных лиц к его предстоящему освобождению из ИУ; разъясняет положения действующего законодательства, касающиеся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформления документов и получения регистрации; организует информирование осужденных о реальных потребностях в рабочей силе тех или иных предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности; рассматривает заявления и принимается соответствующие решения по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным; организует взаимодействие с органами местного самоуправления, федеральной службы занятости и органами внутренних дел по избранному осужденными месту жительства, попечительскими советами, иными общественными и религиозными организациями (объединениями), работодателями в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых.

Грамотно организованная социальная работа в ИУ способствует успешной социальной адаптации осужденного после освобождения, включению его в трудовые отношения, восстановлению либо созданию социально-полезных связей, вхождению его в правопослушную социальную среду.
Литература.
1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., А. С. Сорвина. М.: Инфра-М, 2002. 427 с.
2. Ананьев, О. Г. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе: учебное пособие / О. Г. Ананьев, Г. В. Щербаков; под ред. В. Ю. Трофимова; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия права и управления. — Рязань: Академия ФСИН России, 2013. — 83 с.
3. Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» // «Бюллетень Минюста РФ». — № 3. — 2006.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
5. Гусаров П. Н. Технологии социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 273-276. — URL https://moluch.ru/archive/208/51129/ (дата обращения: 31.01.2020).

Просмотров работы: 894