Психология общения в курсантских коллективах - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психология общения в курсантских коллективах

Кокарев А.М. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

От уровня культуры взаимоотношений зависят сплоченность воинских коллективов, поддержание в них уставного порядка, соблюдение требований воинской дисциплины, единоначалия и субординации, поэтому вопросам воинского этикета и культуры поведения военнослужащих уделяется много внимания в современной армии и на флоте. Для успешной учебы и работы курсантского коллектива немаловажное значение имеют сложившиеся в нём взаимоотношения. Взаимные антипатии и симпатии, эмоциональность и интенсивность контактов, и иные формы взаимодействия по-разному влияют на эффективность взаимоотношений и культуру общения в курсантском коллективе.

В жизни и деятельности курсантов военных училищ межличностное общение занимает существенное место. Оно представляет собой важнейшее звено их совместной жизнедеятельности, основу всей системы социально-психологических явлений, во многом определяет морально-психологический климат коллектива, в котором живет и развивается курсант как будущий офицер. Любые деформации общения существенным образом сказываются на результатах учебы, на самочувствии курсантов и на их военно-профессиональном становлении.

Межличностное общение в курсантских коллективах, понимаемое как процесс информационного и предметного взаимодействия курсантов, их взаимного эмоционального и волевого влияния друг на друга, необходимый для эффективной совместной деятельности и развития каждого курсанта представляет собой сложное, многогранное явление.

Общение, предпринимаемое курсантами с определенными целями, приводит к соответствующим результатам, которые могут совпадать, но могут и не совпадать с желаемым. Кроме того, в процессе общения развиваются и появляются в качестве результатов и иные, непредусмотренные и специально не планируемые явления.

Межличностное общение курсантов - процесс чрезвычайно динамичный. Вступать в него курсанты побуждаются определенными мотивами. Они должны постоянно наблюдать и интерпретировать действия и поведение в целом своего партнера / партнеров/, адекватно отвечать на них, контролировать себя. Это требует напряженного внимания, наблюдательности, сообразительности, умения прогнозировать поведение сослуживцев, быстрого принятия решений.

Наличие в едином процессе столь значительного числа отличных друг от друга явлений свидетельствует о существовании определенной структуры межличностного общения.

Большинство исследователей придерживаются в целом единой точки зрения, что основными в этой структуре являются перцептивный, информационный и интерактивный компоненты. Различия в подходах к структуре общения выражаются в выдвижении на передний план какого-либо из названных компонентов или некоторого их сочетания.

Представляется, что при подобном рассмотрении структуры общения, из поля зрения выпадает её важнейший элемент - мотивационно-целевой. Вступая в общение как в курсантской среде, так и за её пределами, курсанты преследуют как личные, так и социальные цели. Они порождаются условиями и требованиями воинской жизнедеятельности и обусловливаются специфическими мотивами общения. Именно мотивы определяют характер, направленность и иные показатели общения. Они занимают ведущее место в любой активности человека, в том числе и в коммуникативной. Без них ни один из компонентов общения не может быть адекватно ситуации истолкован и понят. В связи с тем, что мотивы и цели общения имеют сильное влияние друг на друга и тесно переплетены, видимо целесообразно предположить существование мотивационно-целевого компонента общения. Его существование вытекает из необходимости учета тех внутренних сил, которые побуждают курсантов к общению.

Безмотивного, немотивированного общения не существует. Как отмечается в психологической литературе, общение представляет собой "систему целенаправленных и мотивированных процессов". Для выяснения сущности межличностного общения, отмечает Г.М. Андреева, "недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и прочее". Эмпирически совершенно понятно, что даже простейшее приветствие одного военнослужащего другим обусловлено некоторым, пусть и не явным мотивом. Дополнительным доводом в пользу существования данного компонента служит отмечаемая в психологических исследованиях многозначность и многофункциональность мотивов общения. "Обычно в анализе предметной деятельности выделяется какой-либо один тип потребности, воплощающийся в её предаете. Общение имеет полимотивационный характер. Его мотивы могут определяться разными потребностями, а не только потребностью в самом общении.

Мотивы общения одного из партнеров не могут вполне определить характер и содержание всего процесса в целом. Вступая в коммуникативное взаимодействие, курсант встречает с другой стороны такого же сознательного человека, как и он сам, имеющего собственную мотивацию общения, не всегда совпадающую с его. Следовательно, для межличностного общения характерны взаимовлияние и взаимозависимость мотивов. Их соотношение колеблется в широких пределах: от полного совпадения - до прямого конфликта. В ходе исследования выяснялись мотивы общения более чем 600 курсантов. С помощью методов опроса, анкетирования, "неоконченного предложения" и других установлено, что основными источниками мотивов межличностного общения курсантов являются:

Собственные потребности, интересы курсанта, проявляющего инициативу в общении;

Потребности и интересы партнера /партнеров/ общения, побуждающие курсанта проявить инициативу в общении или включиться в него;

Потребности, связанные с совместно решаемыми задачами. ванных потребностях, влияет на выбор партнеров общения, на содержание и протекание самого процесса.

В зависимости от этого, процесс общения может иметь различные результаты: от установления подлинно дружеского общения, до отказа от контактов с некоторыми курсантами или конфликтного общения с ними.

Следует отметить, что мотивы, которые побуждают курсантов вступать в общение, порождаются прежде всего не самой по себе потребностью в общении, а необходимостью, связанной с задачами ведущей деятельности курсантов и конкретными условиями, в которых она осуществляется. Так как ведущей деятельностью курсантов в условиях вуза является учебно-профессиональная, то мотивы межличностного общения опосредованы именной ей.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсона, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она -результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают:

а) деятель,

б) «другой» (объект, на который направлено действие);

в) нормы (по которым организуется взаимодействие),

г) ценности (которые принимает каждый участник),

д) ситуация (в которой совершается действие).

Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия.

При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. Поэтому логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, т.е. в прямо противоположном направлении (см., например: Леонтьев, 1972). Направление же, предложенное Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (иными словами, всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта,

б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),

в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность),

г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец,

д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Щепаньский)

Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки, Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым.

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого - объединение «Хочу» и «Надо»).

Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого (I). Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (III), В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика (Крижанская, Третьяков, 1990). Аналогичный подход предложен и П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке снизу» (Ершов, 1972).

Второй показатель эффективности - адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной социальной психологии А.А, Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.) (Берн, 1988).

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией.

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии (Петровская, 1983).

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

Существует несколько классификаций общения.

В зависимости от различных признаков общение можно разделить на следующие виды:

1. Контактное - дистантное (по положению коммуникантов в пространстве

и времени);

2. Непосредственное - опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»);

3. Устное - письменное (с точки зрения формы существования языка);

4. Диалогическое - монологическое (в зависимости от переменной и постоянной позиции: я - говорящего и ты - слушающего);

5. Межличностное - массовое (с точки зрения количества участников).

Но в первую очередь общение подразделяют на бытовое и деловое, т. е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей. Эти виды общения взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Иногда невозможно провести чёткую грань между ними. В полной мере эта взаимосвязь проявляется в курсантском коллективе (учебной группе). Бытовые, дружеские отношения тесно переплетаются с деловыми, субординационными, т. к. некоторые курсанты, товарищи по группе, одновременно являются командирами отделений или всей группы. И если в аудитории, во время отдыха или во время обеда курсанты общаются с ними как товарищи по группе, друзья, то во время построений или во время службы в наряде курсанты должны беспрекословно выполнять их приказы и распоряжения. А то иногда можно наблюдать такие сцены:

Идёт построение, командир группы даёт команду «Смирно!». Половина группы выполняет приказ, остальная же её часть продолжает заниматься своими делами, разговаривать в строю. На замечание командира она не реагирует, либо командир может услышать в ответ: «Да ладно, забей, мы тут вчерашний футбольный матч обсуждаем, нас там впереди не слышно!». Они говорят это командиру как другу и считают, раз они вчера вместе ходили на тот самый матч, значит, командир должен их понять. И совсем в это время они не думают о том, что командир, командуя строем, выполняет свою служебную обязанность, а они, разговаривая в строю, вредят своему другу, ведь он за несоответствующее выполнение своих служебных обязанностей получит взыскание от своего начальства. (И какими бы друзьями с командиром не были эти курсанты, можно не сомневаться, что это взыскание отразится и на них!).

Или другая ситуация: служба в наряде. Если во время построения группой командует постоянный командир, то во время наряда старшим может быть назначен любой курсант (совсем необязательно, что это будет командир отделения). Вот тут может начаться невообразимое: некоторые курсанты почему-то считают просто дикой несправедливостью, когда ими начинает командовать, ни много ни мало, а собственный сосед по парте. «Как же так? Обидно! Несправедливо! Да он мне ещё и рубежный контроль не дал списать на прошлой неделе! Не буду я его слушать и делать ничего не буду! Пусть сам работает! А то, ишь, раскомандовался!» - думает курсант и отказывается работать.

Эти два примера показывают, что нельзя путать деловое общение с бытовым, дружеским. Не дал он тебе списать, ну не дай ему тоже в следующий раз, если уж ты такой злопамятный (хотя это качество совсем не украшает курсанта), но когда он назначен над тобой старшим при исполнении служебных обязанностей, ты обязан выполнять его требования.

Но как бы тесно эти два вида общения не были связаны в курсантском коллективе, попробуем разобраться каждом из них отдельно.

Бытовое общение.

Конечно же, этот вид общения преобладающий в жизни курсантского коллектива, так как такое общение - самое распространённое. Курсанты общаются между собой, т. е. вступают в контакт друг с другом, чтобы о чём-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать или чтобы просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удаётся?

Чтобы получить удовольствие от общения, необходимо правильно, культурно вести разговор, придерживаясь определённых правил общения.

Разговор будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

Обоюдное желание вести разговор.

Иногда можно наблюдать такую ситуацию в учебной аудитории: один курсант сидит сосредоточенно повторяет какую-то тему к семинару либо решает практические задания, а другой что-то рассказывает ему про новый видеофильм. Расспрашивает, видел ли курсант этот фильм, советует посмотреть, делится впечатлениями.

Первый курсант даёт ему односложные ответы, тем самым показывая, что он занят и что у него нет никакого желания вести этот разговор. Могут быть и другие причины нежелания разговаривать с собеседником: хандра, усталость, недомогание. В таких случаях не надо навязываться с разговором. Чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, прекратите разговор, подождите, когда у него появится необходимость в общении.

Способность найти общий язык.

Здесь в качестве примера можно привести такую ситуацию: один из курсантов углублённо изучает какой-то предмет, например, экономику, он занимался этой наукой раньше, до поступления в Университет,а сейчас углубляет свои знания, поэтому естественно, что его знания в этой области гораздо шире и глубже, чем у других курсантов, которые изучают курс Основ экономической теории. Соответственно, им совершенно незнаком и непонятен тот научный язык экономики и те термины, которыми объясняется их товарищ. В данном случае нормального общения по выбранной теме не получится, так как курсанты просто не поймут своего товарища, а ему будет неинтересно общаться с остальными по этой теме, так как ему для общения нужен человек с таким же уровнем знаний, как и у него самого. Поэтому он должен либо прекратить разговор на эту тему, либо объяснить остальным курсантам интересующие их вопросы на доступном для них языке.

Похожая ситуация получится, если кто-то из курсантов будет разговаривать со своими гражданскими друзьями о праве, нормативно-правовых актах, методах криминалистики, военной топографии или ещё какой-нибудь специальной дисциплине, выражаясь юридическим языком, а не обычным литературным. Они просто будут плохо понимать друг друга.

Умение удачно выбрать тему.

Обычно люди много говорят о том, что их интересует более всего. Курсанты - не исключение. Но если одни интересуются наукой, дисциплинами, изучаемыми в Университете, других больше привлекают компьютерные игры, видеофильмы, девушки. Естественно, предмет для обсуждения у каждого свой. Поэтому совершенно без толку пытаться объяснить решение мудрёной задачи по гражданскому праву тем курсантам, которые в то же самое время (когда вы решаете задачу) обсуждают, как пройти шестой этап какой-то новой компьютерной игрушки. Также совсем необязательно, прибыв в институт, трясти девушку из группы за руку и кричать: «Ты представляешь, «Спартак» выиграл у «Алании» 3:1!» Если она не интересуется футболом и не является ярым болельщиком, то она, скорее всего, вряд ли разделит с вами вашу радость (так как о «Спартаке» она, конечно, слышала, а вот с «Аланией» будет куда сложнее), скажет, что ей совершенно всё равно, 3:1 или 1:3 сыграл «Спартак», и вежливо попросит вас поделиться столь важной новостью с кем-нибудь другим.

Из всего этого следует, что, разговаривая с человеком, надо выбирать тему, которая будет интересна обоим собеседникам, так как иначе разговор вряд ли состоится. И уж, конечно, не стоит затрагивать неприятные для собеседника темы.

Из вышесказанного делаем вывод: успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседников, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих.

Деловые отношения в курсантском коллективе являются субординационными, т.е. отношениями подчинения. В группе курсантов существует командир группы и три командира отделения, один из которых является заместителем командира группы (обычно это командир первого отделения). Курсанты по всем интересующим их вопросам могут обратиться к командиру своего отделения либо к командиру группы. Командир разрешает те проблемы курсантов, находящихся у него в подчинении, которые он может решить в силу предоставленных ему полномочий. Для решения вопросов, которые не относятся к его компетенции, он может обратиться за помощью к руководству курса. И совсем необязательно курсантам для решения своим проблем идти самим «дружною толпою» к руководству курса, минуя при этом своего командира. (Можно представить себе, как будет выглядеть кабинет начальника курса, если туда нагрянут все курсанты для рассмотрения интересующих их вопросов.).

Если к командиру обращаются с каким бы то ни было вопросом, он должен разъяснить этот вопрос курсантам. В случае, когда несколько курсантов подходят к нему с одним и тем же вопросом (например, спрашивают расписание занятий или распорядок дня на следующий день), командиру целесообразно собрать всю группу и сделать объявление по интересующему курсантов вопросу. Если курсанты будут обращаться с этим вопросом и после сделанного объявления, не нужно кричать: «Вы мне все надоели со своими вопросами, каждый подходит и спрашивает одно и то же, к тому же я только что сделал объявление, вы, что в это время, ушами хлопали?» -нужно просто объяснить человеку это ещё раз либо, если командир действительно так устал отвечать на этот вопрос, ему следует посоветовать обратиться за разъяснениями к другим курсантам.

Самое явное проявление деловых, субординационных отношений в группе при построениях, когда командир непосредственно командует строем. Также хорошо эти отношения проявляются при назначении командиром курсантов в наряд. В этой ситуации командир должен проявлять такт, ему следует помнить (а лучше вести график) когда, куда и кого он ставил в наряд в последний раз. Иначе может случиться так, что одни курсанты в наряд ходят постоянно, другие же постоянно находят какие-то пути и способы, чтобы в них находить. Соответственно, и уважение в группе к ним теряется. Поэтому командиру следует строго следить за такими курсантами и не давать им увиливать от работы.

Командир должен быть примером для всей группы, хорошо учиться, а не получать высокие оценки за командирскую должность. Ко всем курсантам он должен относиться одинаково и не делать поблажек тем, кто ему наиболее симпатичен, или загружать работой тех, которые ему не нравятся. Также не должно быть такого явления, как «подхалимаж»: например, курсант предлагает довезти командира до дома на машине для того, чтобы тот не ставил его на следующий день в наряд и др.

Обратим особое внимание на культуру речи курсантов, которая является неотделимой частью культуры общения.

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

- богатство (разнообразие) речи,

- её чистота,

- выразительность,

- ясность и понятность,

- точность и правильность.

Как видно из данного определения, речевая культура не ограничивается только

понятием правильности речи. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике.

А сейчас порассуждаем о том, какими же качествами должна обладать речь курсанта.

Богатство словарного запаса курсанта.

Курсанту необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли чётко и ясно. Исследователи считают, что активный словарь современного человека включает в себя примерно 8-12 тыс. слов. К сожалению, словарный запас некоторых курсантов чрезвычайно беден.

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами. Если русский язык сравнить с другими языками, то он выгодно отличается по разнообразию и количеству способов образования новых слов. Также в русском языке, как ни в каком другом, существует огромное количество омонимов, синонимов, антонимов.... Так что у курсантов есть такая возможность общаться на чистом русском литературном языке, а большинство из них её не используют. Курсантам не рекомендуется употреблять так называемые речевые штампы, так как они делают речь бедной и невыразительной. Это избитые, постоянно применяемые слова, словосочетания, фразы. Например, очень распространёнными стали выражения-штампы, как развернуть мероприятие, нацелить внимание на выполнение задач, в деле повышения успеваемости, ввиду отсутствия др. Они лишают речь простоты, живости, эмоциональности, снижают эффективность устного слова.

Чистота речи.

Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие курсанты активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете, ну, по типу и др. Это производит очень неприятное впечатление. Часто на семинарских занятиях можно наблюдать такую картину: курсант выходит к доске, начинает отвечать, и весь его словарный запас куда-то пропадает, зато язык щедро снабжает речь такими фразами: «Это как её...», «Ну вы понимаете...», «Ну, в общем, значит...». Или курсант каждую высказанную мысль сопровождает присказками: «Ну вот...», «Вот так...», «Понимаете...» и др.

Такие слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, они просто засоряют речь говорящего, затрудняют её восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. В качестве примера можно привести случай, когда курсанты, вместо того, чтобы слушать ответ своего товарища, посчитали, сколько раз он произнес «Ну вот...» (за десять минут стояния у доски он произнес «заветную» фразу 17 раз!).

Слова-сорняки появляются в речи из-за волнения во время ответа, из-за неумения мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей. Поэтому курсантам стоит заранее дома во время часов самоподготовки готовиться к занятиям, проговаривать ответы на вопросы вслух, больше читать (желательно классическую литературу), чтобы пополнять свой словарный запас. Один из преподавателей сказал (хоть и грубовато), что курсант, как собака: всё понимает, а сказать не может. А ведь это совершенно точно: курсант перед семинаром, в перерыве, открывает учебник, читает параграф. «Всё понятно, - думает он, - ничего сложного, отвечу». Да, в параграфе, действительно, ничего сложного, но курсант выходит к доске и «плавает», потому что не может выразить своих мыслей обычным литературным языком. А ведь всё понимает. Поэтому стоит повторить ещё раз: читайте как можно больше! Пополняйте свой скудный словарный запас!

Кроме слов-паразитов и слов-сорняков речь курсантов засоряют жаргонные слова и выражения. Довольно часто можно слышать тюремную лексику. Порой послушаешь разговор курсантов и не поймёшь: вроде люди в погонах перед тобой, а разговаривают, как только что вернувшиеся из зоны. Что самое интересное, курсанты, употребляя те или иные выражения на тюремном жаргоне, сами часто не знают их значения. А многие такие жаргонные словечки уже просто вошли в разговорную речь курсантов, которые, употребляя их, даже не подозревают об их происхождении.

Ясность, понятность речи.

Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных терминов, иностранных слов, профессионализмов, неологизмов. Применение таких слов должно быть обязательно мотивировано. Поэтому курсант, употребляющий такие слова в своей речи (а употреблять их, а именно юридическую терминологию, должны все курсанты), должен сам хорошо знать их значение, уметь разъяснить их смысл. А то, например, отвечает курсант у доски на семинаре по истории государства и права. Сообщает всем, что в Англии источником права наряду со всеми прочими является судебный прецедент. Преподаватель просит объяснить его значение этого слова, а отвечающий не знает, что это такое, не может дать определения, сам не понимает значения этого слова, увидел в учебнике, повторил у доски и забыл. Поэтому, встречая незнакомый термин, следует найти ему объяснение в учебниках или словарях, а уж потом только использовать его в своей речи.

Точность речи.

Точность как признак культуры речи определяется умением чётко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Наиболее типичные ошибки в словоупотреблении - это употребление слов в несвойственном им значении; ошибки, связанные с сочетаемостью слов; ошибки в стилистической оценке слов и др. Например, многие неправильно употребляют выражения: играет роль и имеет значение. Иногда можно слышать такие фразы: это имеет большую роль или это играет огромное значение... Особое внимание следует обратить на явление омонимии. Употребление в речи омонимов, т. е. слов, различных по значению, но одинаковых по звучанию и написанию, может привести к смысловой неточности, двузначности высказывания, или даже к комическому эффекту. Так, фраза «Совместный отдых, как и труд, спаивает курсантов» явно вызовет нежелательную реакцию в курсантском коллективе. Поэтому в данном случае вместо слова спаивает лучше употребить сплачивает.

Правильность речи.

Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Какие же нормы русского языка следует знать? Это - грамматические нормы (правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций), лексические нормы (правила применения слов в речи), нормы произношения и ударения и др.

Общение курсантов со старшими офицерами (преподавателями и руководством курса) является деловым общением. Такое общение происходит в устной и письменной форме. Поговорим отдельно об отношениях курсантов с руководством курса и преподавателями.

Культура общения курсантов с руководством курса.

Общение курсантов с курсовым начальством происходит во время построений, проведения строевых подготовок или строевых смотров, проведения курсовых часов и при решении каких-либо проблем того или иного курсанта.

Во время построения курсанты должны выполнять команды начальника курса («Равняйсь!», «Смирно!», «Отставить!» и др.). При приветствии начальником курсантов, последние должны ответить «Здравия желаем, товарищ (звание)!»

Во время построений начальник курса доводит до личного состава необходимую информацию, итоги службы в наряде или успеваемости и др. Такое общение можно назвать односторонним, так как курсанты только принимают информацию, а сами никакой информации начальнику не дают. После доведения информации начальник курса интересуется, не возникли ли у курсантов вопросы по поводу услышанного. Тогда курсанты могут задать вопросы, если таковые возникли, а начальник курса даёт на них исчерпывающий ответ.

Во время проведения курсовых часов (которые обычно проводятся раз в месяц) начальник курса подводит итоги успеваемости курсантов, научной деятельности, их службы в наряде, отмечает отличившихся как в положительную сторону, так и в отрицательную. Курсанты, состоящие в совете курсантов курса, отчитываются о проделанной работе. Их выступления должны быть краткими и чёткими. Также они выносят на обсуждение курса предложения по дальнейшей работе. Такие предложения должны быть конкретными, а не общими и «размытыми», чтобы было понятно, какие конкретные действия будут предприняты. Так как, например, фраза, что нужно повысить успеваемость в такой-то группе, ничего сама по себе не значит, она не предусматривает никак конкретных действий. Как будет повышаться эта самая успеваемость - никому неизвестно. А вот, если сказать, что для повышения успеваемости будут проводиться дополнительные занятия, консультации с преподавателями, будут выделяться часы для самоподготовки в читальном зале или будут накладываться взыскания за получение неудовлетворительных оценок, тогда будет ясно, как в реальности будет проходить процесс повышения успеваемости.

При обсуждении всех этих вопросов в аудитории должно быть тихо; курсанты, желающие высказать своё мнение, не должны выкрикивать его с места, пытаясь перекричать других. Им следует попросить разрешения высказаться и только после полученного от начальника курса разрешения начать своё выступление.

Также важно отметить правила обращения к руководству курса и другим офицерам. Перед тем, как войти в кабинет начальника, следует постучаться, спросить разрешение войти, после этого представиться, попросить разрешения обратиться и потом излагать свой вопрос. Выглядеть это будет примерно так: разрешите войти, курсант ... группы рядовой милиции (или др. звание, например, сержант) Иванов, разрешите обратиться. После решения своего вопроса или получения необходимой информации перед тем, как уходить, следует спросить разрешения уйти. Если начальник сам вызывает курсанта, то все действия такие же, меняется только форма представления, она будет выглядеть так: курсант ... группы рядовой милиции Иванов по вашему приказанию прибыл.

Кроме устной формы общения с руководством курса, существует ещё и письменная. Это рапорты и объяснительные записки курсантов.

Рапорт пишется, когда курсанту нужно получить на что-то разрешение, либо сообщить о чём-то начальнику курса. Существует особая форма его написания. Чаще всего курсанты пишут рапорт на освобождение от занятий, службы в наряде или построений по каким-либо причинам. Многие курсанты при написании рапорта используют такие фразы, как мне нужно, я хочу, освободите меня от занятий, и указывают причину. Но рапорт это ещё не освобождение от занятий, а только просьба для такого освобождения, поэтому в рапорте должно обязательно присутствовать слово разрешите, а уж дальше курсант может высказать все свои соображения по поводу того, почему он не может быть на занятиях (на построении, в наряде) в то или иное время

Какова же форма написания рапорта? В правом верхнем углу указывается, кому адресован рапорт: в родительном падеже пишется сначала должность, потом специальное звание и фамилия и инициалы. Чуть ниже посередине листка пишется слово рапорт с маленькой буквы, и после него ставится точка. Далее чётко и кратко излагается суть рапорта. Ниже слева ставится дата, а справа - подпись курсанта.

В такой же форме пишется объяснительная записка. В ней обычно указывается, по какой причине курсант совершил какое-либо действие, за которое по Уставу предусмотрена дисциплинарная ответственность. Начальник курса рассматривает её и решает, какое взыскание наложить, либо вовсе не накладывает его. Главное условие при письменной форме общения - это грамотность курсантов. Нужно писать грамотно и орфографически, и пунктуационно, и стилистически. Нужно уметь чётко излагать свои мысли на бумаге.

Обратим внимание на общение курсантов с преподавателями. В основном такое общение проходит на лекциях, семинарских занятиях, деловых играх, научно-практических конференциях, диспутах, занятиях научного кружка, консультациях и т.д.

Во время лекций показателем культуры общения курсантов является умение слушать. Конечно, в большей мере это зависит от преподавателя, читающего лекцию. Если лекция интересна, содержит примеры из жизни, если лектор сам увлечен своим предметом, если он рассказывает, а не читает лекцию «по бумажке», естественно, курсанты будут увлечённо слушать его. Также у каждого преподавателя свои требования к аудитории: один требует только тишины («читайте, спите, только не разговаривайте!»), другие - обязательного конспектирования лекции, третьи - именно внимания, интереса к своему предмету, к читаемой лекции.

Вторая форма общения курсантов с преподавателями - это семинарские занятия. При такой форме общения курсанты являются уже не пассивной стороной в общении (как слушатель на лекции), а активной. Потому что на семинарах, в основном, уже должны выступать курсанты, а не преподаватели. А для того, чтобы достойно выступить на семинаре, необходимо подготовиться к семинарскому занятию дома или в часы самоподготовки в учебном заведении. Некоторые курсанты частенько не готовится к семинарам, и тогда преподавателю вместо того, чтобы слушать их ответы приходится заново читать лекцию по вынесенной на обсуждение теме. Естественно, у преподавателя портится мнение о группе, которая периодически не готовится к занятиям по его дисциплине. Чтобы этого не случилось, надо стараться готовиться к семинарским и практическим занятиям. При обсуждении темы семинара курсанты отвечают на поставленные вопросы, высказывают своё мнение. Конечно, при ответе нужно большое внимание уделять правильности речи. Стараться говорить правильно, литературным языком, без слов-паразитов и жаргонных выражений. При ответе на вопрос стараться высказываться по существу.

«Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убеждён в своей правоте, - выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить», - говорил Ф. Честерфилд.

Спор должен вестись спокойно, надо уметь выслушать оппонента, а не перебивать его, доказывая свою точку зрения. «Умение слушать - редкая способность и высоко ценится. Гораздо чаще стремятся перебить...» - пишет Д. Гранин в романе «Картина». Нетрудно заметить, что когда некоторые курсанты не соглашаются со своими оппонентами, они, как правило, прекращают слушать и ждут своей очереди высказаться, подбирают доводы и аргументы, готовят достойный ответ. А потом, когда начинают спорить, то увлекаются обоснованием своей точки зрения и тоже не слышат своего собеседника. А между тем, умение слушать - необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий.

В качестве письменной формы общения курсантов с преподавателями выступают различные контрольные работы, рубежные контроли, практические работы, рефераты, курсовые, научные работы. Правила написания научных, курсовых работ, рефератов, устанавливают преподаватели.

Особо подчеркиваем мысль о правилах обращения к преподавателям. Можно обращаться по имени отчеству, можно называть специальное звание или должность. Среди курсантов бытует такая ошибка: «если человек нам преподаёт - значит будем называть его товарищ преподаватель». А ведь преподаватель - это должность на кафедре, кроме неё ещё существуют и такие, как старший преподаватель, доцент и профессор. И уж вряд ли профессору очень понравится, если его назовут преподавателем (это всё равно, что к полковнику обратиться товарищ старший лейтенант). Так что, если к вам пришёл преподавать пожилой, умудрённый опытом полковник, генерал, подумайте, перед тем, как обратиться к нему товарищ преподаватель? Надо узнать точно, какую должность он занимает. И обращаться этически грамотно: «товарищ профессор…!»

Это основные моменты общения курсантов с преподавателями на занятиях. Также общение курсантов с преподавателями может проходить на конференциях, заседаниях кружков, во время консультаций…

Следует помнить фразу Черстерфилда об обращении:

«Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими - уважительно и непринуждённо».

Слово общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть:

- общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации;

- общая тема разговора;

- общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

И при всём этом должны соблюдаться правила общения, его культура. Причём в ответ на замечания относительно культуры их речи и общения они отвечают, что не собираются быть «ботаниками-интеллектуалами», говорят, что ведут себя естественно. А ведь ещё Ф. Ларошфуко подметил, что «юношам часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы». Поэтому необходимо вести себя вежливо, культурно, быть этичным в обращении с людьми. Важно постигать культуру общения, она очень пригодится в жизни и в последующей работе. Ведь отличительная особенность от других солдата правопорядка это прежде всего умение этично общаться с людьми.

Существует три сферы, в которых осуществляется формирование личности: деятельность, общение, самосознание. Деятельность выражается в совокупности действий, направленных на достижение определенных целей. Жить – значит действовать. Деятельность связывает личность с окружающими людьми и природой. Через деятельность человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности. В сфере деятельности осуществляется, изменение ее содержания и осмысление ее духовно-практической направленности, а также расширение видов социализации. В деятельности накапливается опыт, развивается мотивация поступков, формируются взгляды, суждения, оценки, крепнут творческие силы и способности. В общении происходит расширение социальных контактов, взаимодействий, углубление социального познания, психологического восприятия человека человеком, развитие навыков общения, усваиваются традиции, формируются идеалы. В сфере самосознания осуществляется познание самого себя, становление образа личности как активного субъекта социальной адаптации, осмысления своей социальной принадлежности, роли личности, формирование самоуважения, самооценки и т.д. Самосознание является результатом развития деятельности (игровой, познавательной, трудовой) и общения. Его формирование связано с процессом становления личности. Оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, эмоций, мотивов поведения, потребностей, статуса в окружающей среде, является высшим регулятором поведения. Самосознание побуждает к определенной деятельности, позволяет судить о своих возможностях, о долге и праве, является сдерживающим началом, от него зависят действия и поступки. Тем не менее, самый важный фактор по нашему мнению – это взаимодействие курсантов в воинском коллективе. «Взаимодействие» – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Главная особенность кроется в причинном взаимодействии, когда каждая из соприкасающихся сторон выступает как причина влияния одной стороны на другую и как следствие обратного воздействия противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а затем как следствие – общественные и психологические отношения между людьми. Взаимодействие курсантов в военно-учебном заведении, по своим социальным параметрам, ничем не отличается от студентов гражданского вуза и предполагает межличностные отношения в коллективе. Понятие «межличностный» указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, а также направленность данных отношений. Этим межличностные отношения и отличаются от отношения к себе, к сокурсникам, к преподавателям, к командирам, к предметам, к учебе и т.п. Понятие «межличностные отношения» переносит своё внимание на эмоционально-чувственный компонент взаимодействия между курсантами и основным при этом становиться фактор времени при анализе общения, ведь только постоянные межличностные связи при непрерывном общении возникает устойчивая связь друг от друга, вступивших в контакт курсантов. Следовательно, межличностные отношения – это взаимное направление отношений, которые складываются у курсантов, находящихся в процессе профессионального обучения. На эффективность межличностных отношений в курсантских подразделениях влияют социально-педагогические условия: 1) общие социально-педагогические условия (социальные, культурные, этнические); 2) специфические социально-педагогические условия (климат отношений в курсантском подразделении; состояние коммуникативной сферы в целом на факультете, состояние ценностно-мотивационной сферы, направленность информационной и культурной среды; организационно-педагогические условия и др.). Общие социально-педагогические условия обеспечения межличностного взаимодействия в группе включают:  воспитательную среду;  культурные ценности курсантов;  отношения друг к другу. К специфическим социально-педагогическим условиям относятся:  управление компонентами системы межличностных взаимодействий;  организация положительного общения в курсантском коллективе.

В настоящее время проведено большое количество исследований, посвященных различным аспектам межличностных отношений. Все исследования были проведены в силу сложившихся ситуаций в различных коллективах, а также с учётом того, что для полноценного изучения межличностного общения требуется знание принципов и норм морали отношений, соответствие ценностным ориентирам, которые базируются на целом ряде общечеловеческих нравственных ценностей: достоинстве, доброте, чести, доброжелательности, терпимости, доверия, бескорыстия. Процесс межличностного общения предполагает наличие нравственной культуры личности, высокий уровень сознания всех членов коллектива, отношение с однокурсниками, преподавателями и командирами. В процессе становления формируется основа культуры личности, включающая культуру самоопределения в жизни, культуру общения, экономическую, интеллектуальную, политическую (демократическую), правовую, экологическую, физическую, художественную, культуру труда и т.д. Суть процесса развития личности курсанта заключается в овладении профессиональной специальностью, мышлением в своей профессии, культурой профессионального общения. У человека развивается способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, поскольку при этом он глубже и всестороннее познает себя, самоопределяется, эффективно управляет собой, ориентирован на непрерывное саморазвитие, стремится к самореализации в любых видах деятельности, в том числе и выбранной профессии. Исследование показало, что самой главной является общение субъектов друг с другом. В общении курсант познает не только других, но и себя, приобретает опыт сосуществования в воинском коллективе. Общение способствует установлению различных по форме и видам связей с сокурсниками, преподавателями, командирами, стимулирует обмен опытом и знаниями, мнениями и может проявляться в форме дружеских взаимосвязей на фоне отношений в коллективе. Потребность в общении – это сложное образование, в котором влияют друг на друга два компонента: потребность в контакте и потребность в уединении. Общение курсантов в воинском коллективе – это обмен духовными ценностями, который происходит в форме словесного и эмоционального диалога личности, как со своими сверстниками, так и с преподавательским составом вуза. Этому обмену присущи возрастные особенности курсантов, и они оказывают как отрицательное, так и педагогически положительно направленное влияние на развитие, и жизнедеятельность коллектива, так и отдельных личностей. Общение – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности курсантов вуза, но и важное условие процесса становления военного специалиста. В различных психологопедагогических источниках выделяют следующие воспитательные функции общения:  нормативная, где общение выступает как нормативный процесс, отражающий социально-типическое поведение;  познавательная, где общение выступает как познавательный процесс, отражающий приобретение социального опыта;  эмоциональная, где общение выступает как процесс восприятие личностью других людей;  актуализирующая, где общение выступает как способ и средство социального утверждения личности, отражающее реализацию индивидуальных и типических сторон личности. Реализация личности в воинском коллективе происходит тогда, когда жизнь коллектива насыщенна, привлекательна, создает возможности для положительного общения с сокурсниками и вызывает желание общаться с ними дальше. Но мы с уверенностью можем сказать, эти условия далеко не всегда выполняются на практике. Общение – важнейшая составляющая эмоционального состояния человека. Все человеческие эмоции возникают и развиваются при общении людей, как в коллективе, так и вне его. Оно всегда определенным образом подержанно эмоциям. Благодаря этому люди в процессе общения передают друг другу не только определенный текст, но и эмоциональный подтекст, что сильно влияет на уровень получения знаний курсантами. Курсанты во время учёбы включаются практически во все виды межличностного общения с педагогами, командирами, сокурсниками-курсантами и другими людьми. Несмотря на тесную взаимосвязь общения, и отношений необходимо подчеркнуть, что эти отношения не всегда взаимно положительны. Система межличностных отношений в курсантском коллективе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности зачастую складывается стихийно. В большинстве случаев, будучи трудно различимой в педагогическом процессе, она организационно не оформлена, особенно в начальный период обучения в военно-учебном заведении. Всё выше изложенное свидетельствует о то, что необходим целостный педагогический анализ системы отношений курсантов внутри воинского коллектива, а также рассмотрение в качестве субъектов образовательного процесса не только педагога и курсантов, командиров и курсантов, но и воинский коллектив в целом.

Просмотров работы: 414