О РЕКЛАМЕ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

О РЕКЛАМЕ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Должичева Е.А. 1
1Российский государственный университет правосудия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нотариус, как представитель юридической профессии, призванный выполнять правовые функции, должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки и быть человеком с четко сформированными моральными устоями. Если для представителей некоторых профессий, прежде всего, важны их профессиональные навыки, то для нотариуса, так же, как и для адвоката, прокурора, судьи, высокого уровня квалификации будет недостаточно. В силу статуса и объема получаемой информации, значимости принимаемых решений нотариус должен придерживаться установленных морально-этических правил и ограничений.

Так, статья 6 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» закрепляет некоторые ограничения в деятельности нотариуса: «Нотариус не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; оказывать посреднические услуги при заключении договоров»1.

Помимо вышеуказанных ограничений Кодекс профессиональной этики нотариуса в Российской Федерации устанавливает еще один запрет: на рекламу нотариальной деятельности, это следует из главы 8 данного кодекса: «Любая реклама деятельности нотариуса запрещена».

На мой взгляд, данный запрет объясняется тем, что в настоящее время реклама не соответствует таким этическим и моральным нормам, как честность, беспристрастность и доверие, которые являются основополагающими началами деятельности нотариуса. Более того, цель рекламы – извлечение прибыли, тогда как нотариальная деятельность такой цели не преследует. С другой стороны, «Основы законодательства Российской Федерации о нотариусах» не предъявляют никаких требований к содержанию, форме рекламы или информации, разрешенной для публичного размещения.

К нотариусу, как представителю юридической профессии, предъявляются очень высокие профессиональные и моральные требования. Этика является основой практики нотариуса и доверия, которое граждане оказывают им. Он содержит фундаментальные ценности, такие как беспристрастность, честность, конфиденциальность и ответственность. Нотариус должен избегать ситуаций, связанных с конфликтом интересов, а также соблазном использовать известную ему информацию о личной жизни граждан. Особенности нотариальной деятельности, заключающиеся в ее целях и социальной значимости, в исключительно конфиденциальных и нотариально заверенных отношениях между нотариусами и теми, кто к ним обращается, придают этике нотариусов особенность, которая не всегда понятна даже представителям других юридических профессий.

Рассмотрим некоторые положения Федерального закона «О рекламе». Но перед этом, стоит отметить, что нотариальная реклама своих услуг понимается в более широком смысле, чем это дается в Федеральном законе «О рекламе» и в Налоговом кодексе РФ. Под ней понимается «практически любая деятельность, связанная с продвижением нотариальных услуг, оказываемых лично данным нотариусом, или с рекламой определенного имени нотариуса»2.

Итак, в статье 2 закреплены случаи, на которые ФЗ «О рекламе» не распространяется. Относительно рекламы нотариальной деятельности нужно выделить следующее: настоящий Федеральный закон не распространяется на «объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности»3.

Так, в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» нотариальная деятельность не является предпринимательской, соответственно, можно сделать вывод, что объявления нотариусов не носят рекламный характер.

Чеботарёва И.Ю. указывает на еще одно исключение, закрепленное в статье 2 Закона о рекламе, относящееся к рекламе нотариальной деятельности: вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Данное исключение «основывается на законодательстве в области защиты прав потребителей. В приведенном исключении следует отметить, что нотариальные услуги не носят гражданско-правовой характер, не подпадают под понятие «услуги», которое используется ГК РФ. Отношения «нотариус - клиент» не носят договорной характер, на них не распространяется законодательство в области защиты прав потребителей. Исходя из этого, указание на не рекламный характер вывески нотариальной конторы выглядит обоснованным»4.

Исходя из этого можно сделать вывод, что любое обращение внимания на себя нотариусом с помощью размещения объявлений, вывесок и т.д. не будет попадать под действие Закона о рекламе, а соответственно не будет носить рекламный характер. Однако Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации устанавливает: «нотариус не вправе распространять любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к конкретному нотариусу, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение его нотариальной деятельности. Любая реклама деятельности нотариуса запрещена»5.

На основании вышеизложенного следует сделать следующий вывод: в силу определенного статуса нотариуса, особой важности совершаемых им нотариальных действий понятие рекламы нотариальной деятельности является более широким, чем то, которое определено в Федеральном законе «О рекламе». К примеру, если выступление в телепередаче, дача интервью, написание статьи об успехах конкретного нотариуса и т.д. в соответствии с ФЗ «О рекламе» рекламой не являются, то согласно Кодексу профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации такие действия будут носить рекламный характер и, следовательно, будут считаться нарушением.

В заключение необходимо сказать, что реклама нотариальной деятельности должна иметь самостоятельное правовое регулирование, поскольку общие правила к ней неприменимы.

Список использованной литературы

"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

"Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации" (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016) (ред. от 23.04.2019)

Григорьева Т.А., Ткаченко Е.В., Фомичева Р.В., Щербакова Л.Г. Нотариат в Российской Федерации. (Бакалавриат). Учебное пособие. – М.: КноРус, 2019.

Чеботарёва И.Ю. Реклама и профессиональная деятельность юриста/ Чеботарёва И.Ю. // Новые технологии. – Майкопский государственный технологический университет (Майкоп). –2010. – № 01.

1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// СПС КонсультантПлюс

2 Чеботарёва И.Ю. Реклама и профессиональная деятельность юриста/ Чеботарёва И.Ю. // Новые технологии. – Майкопский государственный технологический университет (Майкоп). –2010. – № 01.

3 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О рекламе"// СПС КонсультантПлюс

4 Чеботарёва И.Ю. Реклама и профессиональная деятельность юриста/ Чеботарёва И.Ю. // Новые технологии. – Майкопский государственный технологический университет (Майкоп). –2010. – № 01.

5 "Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации" (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016) (ред. от 23.04.2019)// СПС КонсультантПлюс

Просмотров работы: 183