Организация социальной помощи малообеспеченным семьям - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Организация социальной помощи малообеспеченным семьям

Гордеева Д.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. К проблеме бедности и возможностей ее смягчения технологиями социального плана обращались и обращаются исследователи и практики различных отраслей знания.

Тема разработанности. Проблемы богатства и бедности, необходимости обеспечения социальной справедливости поднимались еще в работах античных мыслителей - Платона и Аристотеля. Социальное неравенство, его место в жизнедеятельности общества нашли отражение в учениях Т. Гоббса, Г. Спенсера, М. Вебера. Исследования причин бедности через призму классового подхода были предприняты К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями.

О необходимости исследования в этой области свидетельствует следующий документ: «Закон Ульяновской области от 31 августа 2013 года №160-ЗО "О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи»

Не смотря на то, что тема бедности исследовалась еще с древних времен, проблемы бедности и в частности малообеспеченных семей была и остается очень актуальной и даже порой кажется, что количество нуждающихся становиться все больше.

Тема социальной помощи очень актуальна на сегодняшний день, так как повышение благосостояния населения являлась и является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. В настоящее время негативное влияние на благосостояние семей оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические и рекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким образом, бедность - одна из наиболее актуальных и острых проблем современной России. Помогают же справляться с трудностями нуждающимся семьям - социальные работники.

1. Содержание и направления социальной работы с малообеспеченными семьями

1.1 Зарубежный опыт социальной работы с малообеспеченными семьями

В начале XXI в. значительно возросла роль международных норм в решении социальных проблем в различных странах мира. В центре внимания мирового сообщества стала борьба с нищетой и связанные с ней реформы социального обеспечения.

В настоящее время идет процесс объединения Европы. В связи с этим необходимо начать с проекта европейской Конституции. Полное официальное название - Договор о введении Конституции для Европы. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора 2009 г.1 Европейский Союз уважает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии основных прав Европейского Союза 2000 г., она "имеет ту же юридическую силу, что и основополагающие договоры Союза" (ст. 6 Договора о Европейском Союзе). Несмотря на то что текст Хартии не включен в Договор, ее положения являются обязательными. Данное изменение было включено для того, чтобы контролировать соответствие директив и положений документов Европейского Союза тем принципам, которые изложены в Хартии.

Преамбула Хартии как бы предваряет логику закрепления в тексте прав и свобод человека, составляющих правовой статус личности, вокруг семи основополагающих принципов-ценностей, представляющих собой единый комплекс: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства. Особо подчеркивается, что эти принципы основаны на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы.

Еще одним документом, имеющим огромное значение, является Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г. С 1 декабря 2009 г. Хартия вступила в силу для России.

Важно подчеркнуть, что Хартия является одним из немногих международных актов, в котором проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение и нравом на социальную помощь. Так, ст. 13 Хартии, одна из обязательных для ратификации, гарантирует предоставление социальной помощи "любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии ни добыть их своими собственными усилиями, ни получить их из других источников, в частности за счет выплат в рамках системы социального обеспечения". Кроме того, ст. 30 Хартии провозглашает право каждого человека на защиту от бедности и социального отторжения. В отношении заработной платы Хартия предусматривает, что все работники имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей (ч. 1).

Ряд основных понятий закреплен в Европейском кодексе социального обеспечения 1964 г.

Вопросы установления стандартов в области социальной защиты в той или иной мере нашли свое отражение и в других документах, например в Римском договоре 1957 г., в Маастрихтском договоре 1992 г., Амстердамском договоре 1997 г. (вступил в силу 1 мая 1999 г. после окончания процесса ратификации государствами-участниками и др.).

В 1967 г. шесть европейских государств подписали в Риме договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). К этому времени странами-участниками Римского договора уже было заключено более 80 двусторонних соглашений в области социального обеспечения, так и не устранивших неравенства заинтересованных лиц. Поэтому договор был направлен на расширение защиты прав трудящихся мигрантов и восполнение пробелов в национальном законодательстве о социальном обеспечении.

Первая группа норм социальной программы Римского договора провозглашает свободу миграции рабочей силы внутри ЕЭС, ликвидацию дискриминации но национальному признаку в вопросах найма, увольнения, заработной платы, условий труда, социального обеспечения и пр.

Вторая группа содержит положения о создании Европейского социального фонда в целях содействия лучшему использованию рабочей силы, разработки общих принципов профессионального обучения и региональной политики. По этим вопросам социальной политики органы ЕЭС получили право принимать решения, обязательные для выполнения всеми странами-участницами.

В третью группу можно объединить статьи договора о "социальной гармонизации" расходов на социальное обеспечение, которые входят в себестоимость продукции и значительно различаются в разных странах. Уровни заработной платы и социальных выплат в каждой стране обусловлены природными ресурсами, демографической ситуацией, степенью экономического развития, национальными традициями и другими факторами, выровнять которые посредством какой-либо глобальной акции невозможно. Указанные различия фактически компенсируются в процессе постепенного эволюционного изменения общих условий обмена. Поэтому ст. 117 Римского договора сформулирована очень осторожно. В ней говорится, что выравнивание условий жизни и труда будет результатом: функционирования "Общего рынка", способствующего гармонизации социальных систем; процедур, предусмотренных договором; сближения законодательных и административных положений.

В Европе была произведена постепенная реорганизация систем социального обеспечения. Выплата пособий перестала осуществляться по усмотрению местных органов власти, а их финансирование - из местных фондов, и были созданы системы социальной помощи, предоставляющие пособия по праву в соответствии с национальным или региональным законодательством. Финансирование таких пособий стало осуществляться одновременно за счет средств центральных и региональных бюджетов. Ни одна страна не приняла степень централизации системы социальной помощи, выбранную Великобританией в 1948 г., но к 1988 г. вся Западная Европа за исключением южных стран (Португалия, Испания, Италия и Греция) ввела системы, гарантирующие минимальный уровень доходов практически для всех групп населения с низкими доходами. Европейский Союз принял рекомендацию (92/441 EEC), направленную на то, чтобы такие системы были созданы во всех государствах, являющихся его членами.

Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально-экономическую политику как социальные государства.

Во многих странах с социально ориентированной экономикой законодательство располагает законом о минимально гарантированном доходе (пособии). Дания приняла такой закон в 1933 г., Великобритания - в 1948 г., ФРГ - в 1961 г., Голландия - в 1963 г., Бельгия - в 1974 г., Ирландия - в 1977 г., Швеция - в 1982 г., Люксембург - в 1986 г., Франция - в 1988 г. При соблюдении определенных условий оно может быть назначено на законных основаниях всем нуждающимся. Основное условие - сумма совокупного дохода должна быть меньше определенной величины. Срок выплаты пособия, как правило, не имеет фиксированных пределов и может периодически продлеваться по результатам регулярных проверок нуждаемости.

В настоящее время во многих странах Европейского Союза достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающегося ниже установленной планки, которые финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В странах центральной Европы такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.

В настоящее время государственная социальная помощь в Великобритании регулируется в основном двумя нормативными актами: Законом "О безработице" 1995 г. (Jobseekers Act 1995 (далее - JSA)) и Законом "О социальных пособиях и выплатах" (Social Securitv Contributions and Benefits Act 1992 (далее - SSCBA)).

Во Франции существуют две основные формы минимального социального обеспечения. Первая - минимальный доход интеграции в общество, предоставляемый на общих основаниях. Вторая распадается на три отдельных вида, каждый из которых действует в рамках различных социальных программ: пенсионного страхования, обеспечения по инвалидности и страхования по безработице.

По системе помощи безработным, исчерпавшим свои права в рамках страхования по безработице, предоставляется "пособие солидарности" при условии проверки нуждаемости, а также "пособие интеграции" лицам, находящимся в особых условиях: вдовам, разведенным и одиноким женщинам, имеющим на иждивении одного и более детей. Требования для предоставления "пособия солидарности" намного более строгие, чем в других европейских странах: необходимо иметь страховой стаж не менее пяти лет в течение 10 последних лет. Механизмы страхования по безработице и государственной помощи иногда дублируют друг друга.

Минимальный доход интеграции - это дифференцированное пособие: получателю выплачивается разница между установленным минимальным доходом (рассчитываемым с учетом количества членов семьи) и доходом его семьи. Это пособие также носит дополняющий характер, как и другие пособия, предоставляемые в рамках социальной помощи. Денежные выплаты дополняются различными видами помощи, такими как бесплатная медицинская помощь и предоставление жилья. Кроме того, если получатель трудится, то за ним сохраняется часть пособия 3.

Основные виды минимального социального обеспечения в Италии - это социальная помощь малоимущим в трудоспособном возрасте и социальные пенсии по старости. Хотя предоставление "минимальных для жизни средств" декларируется в итальянской Конституции, в Италии отсутствует всеобщее сходное, например, с немецкой системой социальной помощи, социальное обеспечение для людей в трудоспособном возрасте. Правовая регламентация этой проблемы лежит, как правило, в компетенции регионов, решающих вопросы предоставления социальной помощи в зависимости от собственного бюджета.

В Германии система социальной помощи предоставляет пособия при наличии нуждаемости во всех случаях, не охваченных какой-либо из существующих систем, либо тем, кто не имеет права на получение пособий по таким системам.

Государственная социальная помощь - это гарантированный государством прожиточный минимум, выплачиваемый городскими коммунами гражданам, оказавшимся в тяжелой материальной ситуации. Положения о государственной социальной помощи закреплены в различных законах. Основным можно назвать Закон "О социальной помощи" (Bundessozialhilfegesetz (BSHG)). Данный закон регулирует права и обязанности как получателя социальной помощи, так и социального ведомства, виды предоставляемой помощи, а также взаимоотношения с другими ведомствами.

Задача государственной социальной помощи - обеспечить попавшим в нужду людям достойную жизнь и в то же время помочь человеку вновь самостоятельно встать на ноги и жить, не прибегая к поддержке государства (§ 1 абз. 2 BSHG). Детали и процедуры описаны в социальном кодексе "Книга социальных законов". Всего, начиная с 1975 г., издано 10 книг, регулирующих различные правовые ситуации и процедуры.

Большинство получателей социальных пособий по основным видам социального страхования, т.е. пенсий, пособий по болезни, пособий по безработице, обычно не получают (дополнительную) государственную социальную помощь. Данный факт может служить показателем того, что уровень сохранения дохода, обеспечиваемый такими системами, вполне достаточен.

В праве социального обеспечения стран Восточной Европы все более широкое развитие получает институт государственной социальной помощи как часть социального обеспечения, осуществляемого в основном за счет государственных средств. В большинстве стран приняты новые законы о государственной социальной помощи, значительно расширившие сферу социальной помощи. Это выразилось в ряде стран в сужении обеспечения по социальному страхованию. В значительной степени расширение сферы социальной помощи вызвано произошедшим в последние годы имущественным расслоением общества и появлением значительных групп малообеспеченных граждан.

В 2000 г. Беларусь внедрила систему государственной социальной помощи в масштабах всей страны4.

Учет доходов при оказании государственной социальной помощи проявляется при выплате семейных пособий (надбавок на детей). Так, в Польше семейное пособие полагается в установленной твердой сумме, если средний месячный доход на одного члена семьи не превышает 50% от средней месячной заработной платы в стране; если этот доход выше, то размер пособия снижается на сумму превышения. Таким образом, пособие не выплачивается на детей в семьях с высоким доходом. В Чехии Законом о государственной социальной поддержке с учетом уровня обеспеченности семьи установлены три размера надбавок на детей: повышенный, который равен 0,32 суммы на личное потребление ребенка, устанавливаемой правительством, основной - 0,28 и пониженный - 0,14 этой суммы. Пособие не выплачивается, если доход в семье втрое превышает средний жизненный уровень в стране.

Принятый в Болгарии 7 мая 1998 г. Закон о социальной помощи делает акцент, прежде всего, на оказании материальной помощи малоимущим гражданам. Помощь оказывается путем предоставления ежемесячной помощи в денежной форме или в натуральной форме для пополнения до определенного минимума дохода обеспечиваемого, для удовлетворения основных коммунально-бытовых, медицинских, образовательных и других значимых потребностей, путем единовременной и периодической помощи в денежной форме или в натуральной для обеспечения сезонных, транспортных, медицинских и других неожиданно возникших жизненно важных потребностей.

При оказании социальной помощи главную роль играет доход лица. Так, для определения нуждаемости при оказании ежемесячной социальной помощи в денежной форме болгарский Закон установил дифференцированные коэффициенты минимального личного дохода (для лиц трудоспособного возраста, лиц пенсионного возраста, детей и т.д.) в пределах от 0,6 до 1,2 гарантированного минимального дохода, который устанавливается Советом министров. Социальная помощь оказывается в пределах разницы между гарантированным минимальным (с применением коэффициента) и личным доходом обеспечиваемого.

При начислении государственной социальной помощи в ФРГ принимаются в расчет практически все доходы заявителя и членов его семьи, за вычетом так называемой "свободной суммы". Если же граница дохода лежит ниже уровня прожиточного минимума, то социальное ведомство доплачивает лишь разницу. В том случае, если доход равен прожиточному минимуму или незначительно его превышает, выплачиваются лишь единовременные пособия.

Доходом, согласно § 76 В8ПО, являются все денежные поступления или поступления в иной форме, которые можно перевести в деньги, за исключением социальной помощи, некоторых пенсий и пособий. В доход включаются: заработная плата (оклад, гонорар), пособие по безработице и помощь по безработице, кредиты, пособие на детей, пособие па образование, бесплатное проживание и питание, доходы от сдачи в наем принадлежащей получателю жилплощади, доходы от аренды чего-либо, пенсия, алименты, доходы от сдачи квартиры в поднаем, жилищное пособие, проценты.

При расчете социального пособия (государственной социальной помощи) из суммы доходов вычитаются налоги, выплаты в обязательные страховки, необходимые затраты на работу (рабочая одежда, необходимая литература, расходы на проезд, детские деньги (в размере 10,25 евро при одном ребенке и 20,50 при двух и более детях), а также так называемая "свободная сумма" в размере 25% от размера регулярной ставки. Не может рассматриваться в качестве дохода, прежде всего, собственно социальная помощь и деньги по уходу, а также ряд иных пособий и пенсий. Эти деньги не принимаются в расчет при начислении социальной помощи и, соответственно, не ведут к ее сокращению. Вышеизложенное относится к лицам, получающим ежемесячную государственную социальную помощь, т.е. текущие и единовременные пособия. Для тех, кто имеет право только па единовременные пособия, границы дохода выглядят несколько иначе.

Во Франции учитываются все виды доходов, вне зависимости от их отношения к зарплате. Возможна ситуация, когда помощь предоставляется человеку без достаточного юридического обоснования. Но это совершается как жест солидарности со стороны лица или организации, не имеющих никаких обязательств перед адресатом помощи. Например, человек, испытывающий трудности, получает помощь от дальнего родственника, друга или от благотворительной организации. Вспомогательный характер социальной помощи во Франции требует, чтобы такая помощь была учтена как один из источников доходов лица, претендующего па получение социальной помощи, даже если она имеет минимальную периодичность.

Согласно Закону о социальной помощи населению в Болгарии (1991 г.) лица, обращающиеся за социальной помощью, не должны иметь сберегательных вкладов, долей участия, ценных бумаг на сумму, превышающую социальный минимум в трехкратном размере, а для пенсионеров и инвалидов - в шестикратном. При обращении за помощью в местные органы социальной защиты декларируется наличие сбережений, движимого и недвижимого имущества, свободной жилой площади. Помощь оказывается в адресном порядке только тем, кто по состоянию здоровья, а также семейным и другим обстоятельствам не в состоянии сам удовлетворить свои потребности. Более поздний Закон о социальной помощи, принятый в Болгарии 7 мая 1998 г., включает в себя дополнительные жесткие условия: обеспечиваемый имеет единственное жилье, не имеет недвижимости, которая может быть сдана внаем, не имеет относительно больших сбережений. Болгарский закон 2002 г. о семейных пособиях связывает право на ежемесячные пособия на детей до 18 лет с уровнем дохода на члена семьи.

В Белоруссии среднедушевой доход гражданина (семьи) исчисляется за три месяца, предшествующие месяцу обращения за государственной адресной социальной помощью. Расчет среднедушевого дохода гражданина и дохода семьи производится специалистом органа по труду и социальной защите (центра) в декларации о материальном положении гражданина (семьи) в соответствии с Положением о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода гражданина и дохода семьи для оказания государственной социальной помощи. Наличие имущества на нравах собственности, в том числе способного приносить доход, учитывается комиссией по оказанию адресной социальной помощи по данным декларации о материальном положении гражданина (семьи).

Таким образом, во многих странах в доход включаются достаточно разнообразные средства, получаемые претендентом на государственную социальную помощь, однако в некоторых предусмотрены "льготные" условия определения дохода. Например, в законодательстве Германии и Болгарии предусмотрена возможность наличия у заявителя определенной суммы, не включаемой в состав дохода.

При начислении социальной помощи в ФРГ, помимо учета доходов, от получателя ожидается, что он сначала использует имеющееся у него состояние (денежные накопления, ценности, которые могут быть проданы, и пр.). Исключение составляют лишь предметы, которые невозможно перевести в деньги, и так называемые "свободные суммы". К состоянию, прежде всего, относятся: сбережения в наличных деньгах, накопительные вклады в банках, акции, облигации и иные ценные бумаги, транспортные средства, квартиры и иная недвижимость, если в ней не проживает сам получатель или его ближайшие родственники, драгоценности, предметы антиквариата и искусства (если они не являются фамильными реликвиями). При этом весьма часто учитывается даже то, что было передано или подарено третьим лицам с целью исключения данного капитала при начислении социальной помощи. При этом получатель помощи обязан приложить максимум усилий для реализации своих правопритязаний в отношении вышеуказанных доходов. Например, пенсионер, живущий в Германии и получающий в России пенсию, обязан позаботиться о том, чтобы реально распоряжаться этими деньгами.

Разумеется, и тут существует целый ряд исключений. Так, к примеру, согласно § 88 Abs. 2 BSHG, предоставление социальной помощи не может быть поставлено в зависимость от наличия у заявителя небольших наличных сумм.

Во Франции, так же как и в ФРГ, при определении права на социальную помощь учитывается уже имеющийся капитал, причем как капитал, приносящий доход, так и капитал, доход не приносящий. Капитал, приносящий доход, отличается от непродуктивного капитала тем, что он учитывается по тому доходу, который он приносит, даже если его владелец не всегда извлекает из своей собственности прибыль, которую можно ожидать при хорошем применении этих средств. Капитал, не приносящий дохода, учитывается не по своей действительной стоимости, а по теоретически рассчитанной прибыли от него. Однако, как и в Германии, капитал исключается, если существует необходимость использования этого имущества для жизни его хозяина.

Основанием для принятия комиссией по оказанию адресной социальной помощи решения об отказе в ее назначении в Республике Беларусь могут служить наличие и количество товаров длительного пользования, не являющиеся объективно необходимыми для обеспечения нормальной жизнедеятельности гражданина (семьи), и факт их приобретения в течение года, предшествующего году обращения за государственной адресной социальной помощью. Кроме того, как было сказано ранее, наличие имущества на правах собственности, в том числе способного приносить доход, учитывается комиссией по оказанию адресной социальной помощи по данным декларации о материальном положении гражданина (семьи).

Сегодня политики и лица, ответственные за организацию социальной защиты в каждой из европейских стран, все больше и больше внимания обращают на системы защиты других стран. Системы, существовавшие десятилетиями, большинству людей показались не соответствующими новым обстоятельствам и возросшим требованиям. Все это приводит к научному исследованию путей реорганизации и, по возможности, качественному улучшению правового законодательства социальной защиты.

1.2 Опыт социальной работы с малообеспеченными семьями в Российской Федерации

Государственная социальная помощь - предоставление малообеспеченным семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

-поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

-адресного использования бюджетных средств.

-усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

-создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

-снижения уровня социального неравенства;

-повышения доходов населения.

-право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных средств, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.)

3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.)

4. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

5. Социальное государство / под ред. Н.А. Волгина - М: “Дашков и К”, 2003 г.

6.Введение в социальную работу / под ред. С.В. Тетерского - М: “Академический проект”, 2002 г., 334 с.

7. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова - М: “Академия”, 2004 г. - 288 с.

8. Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова - М: “Форум”, 2005 г., 326 с.

9. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / под ред. Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной - М: “Академия”, 2003 г., 224 стр.

10. Правоведение /под ред. Е.В. Магницкой, Е.Н. Евстигнеева - М: Инфра-М, 2001 г.

11. Право / под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинковича - М: Закон и право, Юнити, 1997 г.

12. Право социального обеспечения / под ред. Е.Е. Мачульской - М: “Книжный мир”, 1999 г., 411 с.

13. Российский статистический ежегодник / Стат. Сб. Росстат., М: 2007 г., 211 с.

14. Трудовое право России / под ред. Р.З. Лившица - М: Инфра-М, 1998 г.

15. Теория, история и методика социальной работы / под ред. П.Д. Павлёнка - М: “Дашков и К”, 2005 г., 560 с.

16. Теория медико-социальной работы / под ред. А.В. Мартыненко - М: МГСА, 2002 г. 243 с.

Просмотров работы: 48