Важнейшим элементом жизни общества и человека является природа. Россия - одна из немногих стран с богатейшими природными ресурсами: реки, озера, леса, горные массивы и многое другое. На протяжении столетий человек использовал природные ресурсы для различных нужд, а в последствии развития человечества природе наносится все больше и больше вреда. К сожалению, сейчас заботу об окружающей среде ставят на второй план, эта проблема все меньше интересует людей и практически ни как не решается. К тому же, родители не всегда стараются обратить внимание на экологическое воспитание, на формирование норм и ценностей своих детей. Поэтому одной из важнейших задач эколого-просветительских акций является проведение мероприятий, направленных на экологическое развитие граждан нашей страны, в первую очередь — молодежи. В зависимости от специфики деятельности или же от целевой аудитории, можно выбирать из множества эколого-просветительских акций: начиная от популяризации и передачи экологических знаний, и до благоустройства территории города.
Под понятием "просветительская акция" понимают массовое мероприятие, направленное на формирование и удовлетворение информационных, познавательных и интеллектуальных потребностей населения. Эта категория мероприятий содействует просвещению граждан, направленная на нераспространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений.
Экологическая акция рассматривается, как комплекс мер, направленных на организацию различного типа мероприятий, связанных с развитием экологического просвещения и воспитания, а также развитию у общества активной социальной позиции в отношении экологии.
Эколого-просветительские акции классифицирует по масштабности проведения.
Локальные - акции проводимые в рамках одного учебного заведения, направлены на формирование экологической грамотности обучающихся.
Муниципальные или районные - это акции более крупного масштаба, организуемые данным муниципалитетов.
Областные - это акции организуемые субъектом самостоятельно.
Государственные акции - акции, проходящие на всей территории страны.
Международные - акции, в которых участвуют несколько государств.
Все эти мероприятия направлены на формирование экологических знаний граждан, также обращают внимание на острые экологические и социальные проблемы общества, которые необходимо решать сообща.
Эколого-просветительские акции можно разделить на несколько направлений:
природоохранные акции - направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую ( или худшую ) сторону свое окружение;
просветительские акции - направлены на распространение и разъяснение информации о экологическом поведении.
агитационные - акции призывающие человека к соблюдению норм экологического поведения.
Экологические акции в школе – это одна из форм развития экологического воспитания подрастающего поколения. Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Так как акция это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств.
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой.
В результате занятий и внеурочной деятельности, у воспитанников будут развиты следующие качества:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной поставленной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народа;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Одно из эффективных направлений экологического воспитания подрастающего поколения – привлечение учащихся в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Рассмотрим некоторые варианты проведения эколого-просветительских акций.
1). Проведение просветительских лекций
Важная роль в эколого -просветительских акциях принадлежит лекционной деятельности, которая охватывает различные отрасли знаний. Эколого-просветительские лекции проводятся в следующих целях:
– познакомить слушателей с разнообразием природных ресурсов;
– углубить и расширить знания об экологическом поведении;
– сохранять и развивать общий культурный уровень.
В качестве лекторов можно приглашать видных ученых, педагогов, экологов и общественных деятелей. Также лекцию может провести кто-либо из волонтеров, если у него есть соответствующая компетенция (в первую очередь, надлежащее образование и знание темы) и умение интересно рассказывать о предмете. Тематика лекций также может быть самой разнообразной, но неизменно связанной с изучением и сохранением природных особенностей России
2). Экопоходы и просветительские поездки
Обучающееся могут прикоснуться к живой природе в увлекательных автобусных поездках . Поездки могут включать в себя:
– посещения памятников культуры;
– посещения заповедников;
– посещения памятников природы;
– экскурсии;
– просветительские лекции.
При этом следует не просто организовывать эколого-просветительскую поездку по красивым местам, но и предложить другим людям оторваться от повседневной суеты, прислушаться к течению жизни, познакомиться с иным мировосприятием и вынести для себя нечто новое. Просветительские поездки, позволят прикоснуться к природе и по-новому оценить важность ее сохранения. В поездки необходимо подготовить сопроводительный материал для раздачи участникам. Программы поездки могут быть в виде авторских, групповых и индивидуальных туров.
3). Показы эколого-просветительских фильмов и передач
В эколого-просветительских фильмах и передачах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Педагогам важно выбрать для показа те источники, где этот элемент ненавязчивый и деликатный.
4). Практическая деятельность
Привить интерес и получить новые знания к сбережению природы, могут быть следующие мероприятия:
- акция по изготовлению кормушек для птиц.
Учащиеся 1-4 классов на уроках труда могут изготавливать кормушки из различных материалов, также они могут творчески подойти к их изготовлению. Проведение различных конкурсов среди кормушек, что стимулирует у детей интереса к данной деятельности.
- акции по сбору принадлежностей для приютов с бездомными животными.
Учащиеся по возможности собирают необходимые для животных принадлежности, такие как: корма, крупы, лекарства и т. д. Такого рода акции прививают детям любовь к животным, а также милосердие и сострадание.
- субботник, мероприятия по озеленению пришкольной территории.
Принимая участие в данных акциях, ученики, заботятся о благоустройстве территории школы. Это и развитие эстетического вкуса, пропаганда здорового образа жизни и экологической культуры, воспитание личной ответственности за чистоту и уют во дворе школы и в родном городе.
- конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, газет на природоохранную тематику.
Подобными работами дети затрагивают очень важные экологические проблемы, тем самым обращая как и свое внимание, так и внимание взрослых.
- энергосберегающие акции.
Они направлены на стимулирование интереса обучающихся к проблеме изменения климата, энергосбережения и светового загрязнения.
Таким образом, проведение вышеперечисленных акций и активная позиция педагогов в вопросе передачи экологического поведения подрастающему поколению будет первым шагом к исправлению современной ситуации экологического кризиса.
Список используемых источников:
1. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования [Текст] / В.Ф. Базарнов. - Томск, 2007. - 65 с.
2. Дагбаева, Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета [Текст] / Н. Дагбаева. // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С.22-23.
3. Данилова, М.З. Занимательная экология [Текст] / М.З. Данилова // Воспитание школьников. - 2010. - № 5. - С.25-33.
4. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков[Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 64 с.