Профилактика суицидального поведения среди подростков - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Сидехменова О.С. 1
1УлГПУ им.И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время подростковый суицид является одной из основных проблем нашего общества. В условиях современности процент детских и подростковых самоубийств неуклонно растет. Эта проблема актуальна как для всего мира, так и для России в частности.

Самоубийство( суицид) -осознанное лишение жизни самого себя. Самоубийством называют не только сознательные действия, приводящие к смерти, но и действия, в результате которых была совершена попытка лишить жизни себя и в силу обстоятельств не завершившаяся смертью человека.

Суицидальное поведение – более широкое понятие . Помимо суицида включает в себя суицидальные попытки , проявления и покушения.

По сравнению с понятием суицид, которое предполагает совершение действий с целью убить себя, суицидальное поведение включает в себя более обширное понятие. Это поведение , которое включает в себя не только реализацию замыслов, но и суицидальные тенденции .

Основные причины самоубийства в столь раннем возрасте – неудачные попытки справиться с навалившимися проблемами в школе и семье. Родители часто не понимают своих детей, навязывают им свое мнение. Своими действиями они оказывают серьезное эмоциональное давление на еще не сформировавшуюся психику ребенка, заставляя его решать свои проблемы самостоятельно, часто не пытаясь вникнуть в ситуацию и попытаться помочь. В школе же ситуация обостряется огромной загруженностью и возникающей из-за нее усталостью , проблемами в общении ,стеснением, замкнутостью.

В своей книге Д.С. Исаев и К.В.Шерстнев отмечают « Рост суицидов и суицидальных попыток связан с увеличением темпа нашей жизни, подростки, впрочем как и их родители , не справляются с кризисными ситуациями».[3]

Подростки очень чувствительны и восприимчивы ко всем событиям, нежели более взрослый слой населения. Суицид несовершеннолетних в основном является криком о помощи, который не был во время услышан окружающими, но также данный поступок может свидетельствовать о том, что подросток просто пытается привлечь к себе внимание.[4]

В научной литературе много исследований посвященных подростковому суициду. Есть много различных научных идей по его профилактике . Но все это отдельные исследования и единой концепции до сих пор не создано. Особенно мало изучена проблема работы социальных педагогов и социальных специалистов с детьми с суицидальным поведением в условиях общеобразовательной школы.

Факты говорят о том, что абсолютное большинство подростков, совершивших суицидальные попытки, были учащимися школ. Анализ внешних обстоятельств, ведущих к суицидальному срыву подростка, показывает, что одним из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные феномены, порожденные школьной жизнью: школьная дезадаптация, отставание в учебе, буллинг, конфликт с учителями и т.п. Здесь необходимы теоретические и экспериментальные исследования, которые помогли бы выявить высокий потенциал социального педагога, способный дать шанс подросткам, находящимся в неблагополучной ситуации развития, осуществить выбор – не на саморазрушение, а на жизнь.

Порочные методы воспитания, физическое и моральное насилие, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия, прежде всего сказывается на детях, как наименее защищенной части населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше времени не только в семье, но и в школе. От детей с девиантным поведением школы пытаются избавиться, а не решать их проблемы. Что тоже может привести к суициду.

Система профилактики и коррекции связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитивной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям , поведением становятся тем фундаментом , на котором может строиться программа помощи и поддержки подростков с суицидальными наклонностями.

Выделяют несколько видов профилактической работы с такими подростками.

Первичная профилактика. Меры, направленные на то, чтобы болезнь, процесс или проблема не появились. В общеобразовательном учреждении это могут быть различные информационные мероприятия для родителей и детей.

Вторичная профилактика. Меры, направленные на раннее обнаружение и прекращение (или изменение) к лучшему течению болезни, процесса или проблемы. Здесь начинается работа с конкретным подростом или группой подростков (нередки случаи групповых подростковых самоубийств). Также ведется работа с родителями. Привлекаются специалисты.

Третичная профилактика. Остановка или замедление течения болезни, процесса или проблемы и их последствий, даже если основное ( патологическое) состояние сохраняется. На данном этапе работы начинается взаимодействие со всеми системами профилактики. И работа проходит согласно приказу МВД России от 15.10.2013 № 845 « Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». Семья ставится на учет. Комиссия при администрации муниципального района дает рекомендации обращении к врачу. Со всеми членами семьи работает психолог.

Главное требование любой профилактической деятельности - это предоставление информации, которая непосредственно достигает адресата и вовлекает его в работу. При этом информация должна быть соответствующей реальности, полной, доступной и систематизированной.[1]

Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий ( внеклассные мероприятия, месячники и т.п.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность должна быть направлена на всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги, психологи, социальные педагоги).

Комплексный социально-педагогический подход в работе с данной категорией детей должен быть положен в основу разработки социально- педагогических технологий работы с ними.

При работе с детьми с суицидальными наклонностями несомненно нужно взаимодействие различных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу общеобразовательной организации. Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся все дети. Их главной задачей является выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

В данном случае работа ведется по таким направлениям.

- изучение и выявление причин суицидальных наклонностей детей и подростков (исследовательские)

-предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности (предупреждающие)

-организация специальной психологической и педагогической деятельности с подростками, входящими в группу риска ( коррекционно-развивающие)

-взаимодействие с другими специалистами (развивающие взаимодействие)

Несмотря на все предпринимаемые меры, количество положений, теорий и гипотез до сих пор нет той единой теории, которая объясняла полностью бы причину суицидов. Любое самоубийство имеет свои социальные и внутри личностные причины. Чаще всего близкие люди и родственники не могут объяснить мотивы пострадавшего. Поэтому необходима комплексность в решении этой задачи. Большая роль здесь отводится именно образовательным учреждениям.

Сегодня каждый специалист, работающий с подростком с суицидальными наклонностями должен владеть информацией о том, как уберечь ребенка от суицида. Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей разработаны методические рекомендации по профилактике суицида [5] Кроме того составлен алгоритм действий работников образовательных учреждений и родителей направленных на предотвращение суицидов среди несовершеннолетних [2]

Наша общая задача заключается в том, чтобы ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Задача чрезвычайно сложная и для ее решения необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях на всех социальных уровнях.

Литература

Адамова Л.И. Профилактика суицидального поведения.- М.: Эксмо, 2009

Алгоритм действий педагогов и родителей, направленных на предотвращение суицидов среди несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: http://chel.deti.eps74.ru/Publications/News/Show?id=199 (дата обращения: 05.02.2020)

Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев. - Самара, 2000.

Каршинбаева Г.А. Особенности суицидального поведения в полростковом возрасте/Г.А.Каршинбаева//Научный журнал «Молодой ученый».-2015-№7(87)

Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 N 07-149 «О направлении методических рекомендаций про профилактике суицида»

Просмотров работы: 14