УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Асланова Р.Ф. 1, Рубашенко С.А. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема адаптации актуальна на протяжении всей жизни человека. Потребность в ней возникает, когда человек появляется в новой для него среде, и привычное поведение становится неэффективным, необходимо преодолевать возникшие трудности, искать новый стиль поведения. Адаптация студентов к образовательному процессу остается психолого-педагогической проблемой в вузах. В постоянно развивающемся обществе меняются требования к подготовке выпускников школ. На данный момент высшее образование дает нам не только качественные знания, но и помогает раскрыть наши способности и реализовать наши проекты.

Для решения этой проблемы важным аспектом считается изучение адаптации студентов. Такая адаптация помогает в преодолении психологических барьеров.

Адаптация студента - фактор повышения эффективности его профессиональной подготовки и социального становления [1, с.6]. Сейчас процесс адаптации в вузах усложняется. Время адаптации и ее уровень влияют на усвоение учебного материала, психологический комфорт и уверенность в выборе будущей профессии.

Психологи, социологи и педагоги заинтересованы в психолого-педагогической адаптации, которая становится решением проблемы формирования необходимых компетенций у студента.

Адаптация - это процесс изменения характера взаимоотношений, отношения обучающегося к содержанию и организации учебного процесса в образовательном учреждении. Психическая адаптация связана с деятельностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов адаптации к окружающей среде и преобразования среды «для себя» [2, с.173].

Адаптация позволяет студентам не только адаптироваться к новым условиям, но и выявлять новые формы поведения и новые социальные роли. Благодаря этому процессу создаются условия для лучшей активности индивида в новой среде. Человек испытывает трудности в овладении предметом, если адаптация не происходит [3].

Вопрос адаптации студентов в вузе по-прежнему актуален. Адаптация студентов в вузе - это явление, включающее в себя такие аспекты, как социальный, психологический, педагогический и др.

Каковы же критерии результативности адаптации? Как проследить ее успешность?

Среди критериев в первую очередь отметим объективные, те, которые несложно отследить. Это академическая успеваемость, степень участия в различных формах общественной жизни, состояние здоровья, научная активность.

Существуют и субъективные критерии, к ним относят удовлетворенность деятельностью (окружением, ситуацией и др.), стремление к самосовершенствованию и самореализации, ведущие ценностные ориентации, самооценка, эмоциональная стабильность[1].

Все авторы единодушны в том, что показателями успешной адаптации является высокий статус студента в коллективе, а также психологическая удовлетворенность этим коллективом в целом и ее наиболее важными для него элементами (удовлетворенность учебной деятельностью и ее условиями, ее содержанием, организацией). Показателями низкой адаптации являются: неудовлетворенность коллективом, складывающимися формами и неформальными связями, учебным трудом, его организацией, бытом и др., что приводит к низким показателям учебы, а в некоторых случаях и к отчислению из вуза[4].

Чаще всего после поступления в вуз чувство эйфории исчезает в середине сентября. Приходит лень, меланхолия и депрессия. Почему это происходит?

Ответ должен быть найден внутри человека, потому что его мысли и действия являются результатом внутреннего дисбаланса, который возникает, когда окружающая среда и обычный распорядок дня резко меняются.

Этот процесс можно объяснить следующими причинами:

1. Новая среда. Некоторым людям трудно привыкнуть к новой обстановке, особенно когда в университете собираются студенты с разным социальным статусом. В итоге выходит комплекс неполноценности личности, неуверенности в себе, своих мыслях, чувствах и поступках. Иногда по этой причине студенты теряют желание посещать занятия, и сразу же уходит на второй план смысл в получении высшего образования.

2. Строгий учитель. В школе мы привыкли к тому, что учителя бегают за нами, чтобы мы хоть немного знали материал их предмета. В вузе лектора не волнует наша успеваемость. Его задача - прочитать лекцию, объяснить материал по этой дисциплине.

3. Конкуренция или естественный отбор. Трудно встретить в первый год новых друзей, с которыми вы останетесь на всю оставшуюся жизнь. Чаще всего выпускники школ только присматриваются только друг к другу. Возможно, позже будет сформирован примерный круг общения, но пока вам придется скучать.

4. Мне не нравится эта группа. Как только мы попадаем в совершенно незнакомый коллектив, где у всех совершенно разные взгляды на жизнь, убеждения, нам трудно найти собеседника.

Есть несколько советов, как быстрее адаптироваться.

Основным способом адаптации является принятие норм и ценностей новой для первокурсников социальной среды (группы, коллектива, преподавателей), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства), а также форм предметной деятельности (организация учебного труда, технология учебного труда, методы контроля знаний и др.).

Первый совет - социальная (общественная) деятельность. Чтобы проявить себя, вы должны активно участвовать в общественной деятельности. Это могут быть- КВН, студенческая весна, студенческая осень, студенческие организации, профессиональные организации. Эти мероприятия послужат хорошим социальным лифтом для студента. Благодаря напряженному режиму дня, процесс адаптации в университете пройдет быстро, едва заметно.

Второй совет - это спорт. Если вы занимались спортом в школе, то неплохо оставить это занятие в студенческой жизни. Если вы совмещаете спорт и учебу (приятное и полезное), то студенческая жизнь пройдет гладко, так как ежедневные нагрузки помогут избавить вас от проблем. Спорт всегда полезен для организма. Но это также поможет вам найти людей в духе. Таким образом, адаптационный период будет коротким, пройдет быстро и незаметно.

Совет третий - поиск друзей. Чтобы студенческая жизнь была беззаботной, нужно заводить новые знакомства. Для этого вы должны быть общительны и активны. Таким образом, на различных факультативах, секциях вы можете встретить своих единомышленников.

Что же еще важно? Необходимо осознание специфики вузовского обучения и, исходя из этого, нужно изменить и усовершенствовать свой стиль познавательной деятельности, приобрести умения и навыки учебного и исследовательского труда. Понять, что никуда не деться в вузе от значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом.

Человек способен адаптироваться в любом коллективе, нужно только найти правильный подход к новому коллективу, занять определенное место в обществе. Тогда учеба в Университете покажется легкой в компании лучших друзей на протяжении 4 лет бакалавриата.

Библиографический список

1. Смирнов А.А. Адаптация студентов и образ вуза: монография/ А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев; Яросл.гос. ун-т им. П.Г. Демидова.-Ярославль: ЯрГУ, 2010.-168с.

2. Архипова А. А. адаптация студентов как одно из условий самореализации личности / / педагогические науки. - 2007 год. - No3. - С. 173

3.Казначеев В. П. Современные проблемы адаптации: Учебник-М., 2000.

4. Лахтин, А.Ю. Теоретические основы проблемы адаптации студентов к обучению в вузе средствами физической культуры: монография / А.Ю. Лахтин; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2014. – 82 с.

Просмотров работы: 600