СOЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СOЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Шорин В.А. 1
1 УлГПУ имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Категория граждан, в которую входят пожилые люди, есть в каждой стране. Статистика пожилых людей в 2019 году насчитывала 962 млн. граждан старше шестидесяти лет. Практически каждый четвертый пенсионер проживает в Европе. Статистика пожилых людей уже сегодня позволяет делать прогнозы. К 2030 году их численность вырастет до 1,4 млрд. человек, 2050 – до 2,1 млрд., 2100 – 3,2 млрд. Также существенно увеличится количество тех, кому за 80. В 2019 году их было 137 млн. человек. К 2050 году показатель вырастет до 425 млн. человек, 2100 – 909 млн. Именно они определяют социально-психологические особенности довольно специфической культуры поведения пожилого человека и составляют предмет заботы и социальной поддержки государственными органами. Ведь с прекращением или ограничением трудовой деятельности гражданина изменяется его социальный статус, что и является основанием для выработки специальных методов поддержки и защиты.

Перед тем, как описать особенности общения с пожилыми людьми, стоит определиться с тем, кого в нашей стране относят к данной категории граждан.

Пожилой возраст принято делить на несколько частей: от 60 до 70 лет (адаптивный период). Характеризуется этот период привыканием к изменениям своего социального статуса. Период от 70 до 80 лет считается серединным, и в это время наступает старость. И последний период – постстарческий – начинается после 80 лет и заканчивается смертью человека [5, С. 19].

В основе общения с пожилыми людьми лежит природа возникновения конфликта, который возникает между социальным работником и пожилым человеком. Именно этот вид конфликта является основой для организации социальной работы с данной категорией граждан. В связи с этим, очень важно знать причины возникновения этих конфликтов, основные из которых описывает М.В. Вдовина в своей работе:

особенности личности (вспыльчивость, агрессивностьи т.п.);

межличностная несовместимость работника социальной службы и пожилого человека;

нарушение норм морали и права;

низкий уровень профессионализма социального работника;

неудовлетворенность пожилым человеком качеством обслуживания;

нерациональная организация труда социального работника;

неполнота или искажение информации;

барьеры коммуникации (проблемы диалога, взаимопонимания сторон и т.д.);

инновации (страх и непринятие нового, боязнь и нежелание изменения привычного образа жизни и пр.)

противоречивое влияние родственников пожилого человека и др.[1, С. 124]

Стоит отметить, что данные причины были выделены условно, т.к. в повседневной жизни нет какой-то одной причины, и конфликт может возникнуть сразу из-за нескольких взаимосвязанных причин. Это обуславливает необходимость использования комплексного подхода при профилактике конфликтов.

В современной прикладной конфликтологии разработаны различные методики регулирования конфликтов. Их условно можно разделить на методики, не приводящие квзаимному удовлетворению интересов конфликтующих,и методики, способствующие взаимовыгодному разрешению конфликта. Последние включают в себя: компромисс, предотвращение, управление, сотрудничество, переговоры, использование посредничества. Возможны и другие методики регулирования конфликтов, в целом, и конфликта с пожилым человеком,в частности [2].

На основании описанных выше причин конфликта между социальными работниками и пожилыми людьми, а также на основании описанных выше методов профилактики конфликтов можно выделить ряд особенностей общения с данной категорией граждан.

Пожилой человек в процессе общения хочет чувствовать свою значимость. Это выражается в том, что пожилой человек осознает, что он нужен своей семье, детям, внукам, что он может помочь своим профессиональным и жизненным опытом другим людям. Самое благородное выражение этой потребности – начало творческой деятельности для последующей самореализации.

В возрасте, который относится к периоду поздней взрослости, у пожилых людей возрастает роль эмоциональной связи с самыми близкими для них людьми: братьями и сестрами. Зачастую они даже начинают жить вместе, чтобы легче было заботиться друг о друге в случае болезни, а также, чтобы поддерживать и утешать друг друга. Общаясь друг с другом, они вспоминаю милые детские шалости, поднимая тем самым себе настроение. Однако, при длительном совместном проживании могут возникнуть проблемы эмоционального характера, которые также характерны для пожилых супругов.

В этом же возрасте резко возрастает роль дружественных отношений. Это обусловлено тем, что пожилой человек в связи с выходом на пенсию и возникающим чувством забытости и утраты хочет заменить эти чувства дружеской заботой и вниманием [3, С.39].

Всем известен тот факт, что люди пожилого возраста могут быть весьма разговорчивы. Это обусловлено тем, что у них с возрастом снижается информационная нагрузка и сужается круг социального общения. Позднее потребность в общении пожилые люди удовлетворяют в дружеском общении. Стоит отметить, что дружба у пожилых людей возникает либо с бывшими коллегами, которые также вышли на пенсию, либо с соседями. Такие отношения строятся на доверии и сходных интересах, чего порой нельзя добиться в отношениях с детьми и внуками.

Стоит также отметить, что многие ученые, которые занимались изучением особенностей общения с пожилыми людьми [4, 6], выделяют ряд установок, которые помогают приспосабливаться к проблемам людей пожилого возраста. Далее опишем их более подробно.

1. Установка конструктивного характера

Пожилой человек, который использует данную установку, уравновешенный, спокойный, его устраивает эмоциональная составляющая общения с окружающими людьми, он имеет хорошее чувство юмора и достаточно терпим, общаясь с другими. Старость его не пугает, так как он считает ее достойным завершением своей профессиональной деятельности. Он оптимистичен и смерть для него – это естественное явление, которое он воспринимает без особого отчаяния и сожаления. Он излучает положительную энергетику и доверяет другим людям.

2. Установка зависимости

Пожилой человек, который использует данную установку, пассивен и зависит от помощи других людей. Он не стремится к чему-либо и поэтому легко заканчивает свою профессиональную деятельность. Находясь в семье, пожилой человек чувствует себя в безопасности и ощущает внутреннюю гармонию. Он уравновешен, хотя и не совсем реалистично оценивает окружающую обстановку, бывает излишне оптимистичным и не практичным.

3. Установка защитного характера

Пожилой человек, использующий данную установку в общении, имеет, так называемую, «психологическую броню». Он самодостаточен и поглощен своей профессиональной деятельностью. Он согласен с общепринятым мнением и редко озвучивает собственное. Он не любит говорит о тех проблемах, которые он испытывает, и больше времени уделяет внешней стороне общения, чем своим внутренним переживаниям. Он боится смерти и свою беспомощность перед ней он маскирует бурной внешней деятельностью.

4. Установка враждебности

Присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению – близким, друзьям, обществу в целом.Они не реалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя

Характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненнымбалансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах итрудностях. Они не восстают против своей старости, напротив, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии иострой жалости к себе. Смерть рассматривается ими как освобождение от страданий.

Многие психологические особенности поздней взрослости можно объяснить тем, что утрата активности у пожилых людей, в молодости четко следовавших родительским сценариям, являетсяследствием того, что их родители не предусмотрели сценария длястарости. Человек теперь волен сам выбирать себе сценарии, но неумеет этого делать, сохраняя установку на то, что самому выбиратьопасно; поэтому прекращаются всякие формы активности, в том числе ведущие к общению[6, С. 85].

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что если учитывать ряд особенностей в общении с пожилыми людьми, а именно соблюдать нормы этики, преодолевать барьеры общения, учитывая возраст данной группы граждан, не нарушать принцип взаимозависимости в решениях и действиях, проявлять терпимость, вежливость, не отвечать агрессией на агрессию и т.п., то это позволит сохранить у пожилого человека чувство собственного достоинства и удовлетворенности.

Литература

Вдовина М.В. Регулирование конфликта между социальным работником и получателем социальных услуг // WschodnioeuropejskieCzasopismoNaukowe (EastEuropeanScientificJournal) | SOCJOLOGIA # IІІ, 2015. – С. 124-131.

Вдовина М.В. Семейная конфликтология: учебное пособие // Москва: Ин-т переподгот. и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы, 2011. – 264 с.

Гунзунова Б.А., Ревина Е.В. Психологические особенности людей пожилого возраста // В сборнике: Социальное самочувствие населения в социокультурном пространстве Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.С. Антонова. 2017. С. 38-42.

Ефремов А.Ю., Кобзарев Д.И. Психологические особенности общения с пожилыми людьми и инвалидами // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 63-65.

Зимний И.Б. Общие аспекты общения с пожилым населением // Профессиональное образование. Литруг. – 2009. – №5. – С. 18–21.

Хазова Н.А. Особенности общения с пожилыми людьми // Студенческий вестник. 2019. № 46-1 (96). С. 84-85.

Просмотров работы: 654