Профессиональная идентичность студентов - будущих психологов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Профессиональная идентичность студентов - будущих психологов

Бородина Г.Н. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рамках государственной образовательной политики основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного, ответственного, компетентного в своей профессии, готового к постоянному профессиональному росту, мобильности. Особую роль в формировании профессиональной идентичности студентов - будущих психологов играет высшее учебное заведение. Поскольку психология «становится самостоятельной практической дисциплиной», переживающей «прагматический бум» необходимо решать проблемы профессионализма психологов - практиков, полноценной подготовки будущих специалистов. При этом проблема достижения профессиональной идентичности психологами обостряется, возникают трудности в формировании профессионального психологического самосознания, откуда вытекает проблема эффективности деятельности психолога как профессионала. Подготовка специалиста, которая в конечном итоге состоит из полного овладения профессией, закономерно сопровождается изменением представлений человека о себе, своих способностях и слабостях, активном самоопределении и поиске своего места в профессиональном мире. Это делает значимым обращение к проблемам профессиональной идентичности.

Идентичность определяется как осознание личностью тождественности самой себе, а также осознание «непрерывности» во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это»[1].
Под идентичностью можно понимать чувство, совокупность знаний о себе и единство поведения, то есть она выступает как «сложный интегративный феномен». Согласно Л.Б. Шнейдер идентичность представляет собой синтез таких человеческих качеств, как тождественность, целостность и определённость, в уникальную структуру, присвоение и изменение которой (по Л.Б. Шнейдер – переструктурирование) происходит в результате адаптации и переориентации в постоянно меняющейся и трансформирующейся среде[2].
Детальное исследование Л.Б. Шнейдер описывает профессиональную идентичность как динамическую структуру, которая развивается на протяжении всей жизни, имеет нелинейный характер, переживает кризисные периоды и может иметь как прогрессивную, так и регрессивную динамику. В процессе приобретения профессиональной идентичности личность самостоятельно и осознанно осваивает смыслы выполняемой работы. В период обучения в ВУЗе профессиональная идентичность будущего психолога, по утверждению учёной, испытывает определенное влияние, - организующего и активизирующего характера, которые имеют познавательные и личностные задачи [3].

Для изучения профессиональной идентичности студентов – будущих психологов, исходя из результатов теоретического анализа психологической литературы по изучаемой проблеме, и в соответствии с задачами исследования нами было осуществлено эмпирическое исследование. Известно, что во время обучения в вузе происходит продвижение в профессиональном развитии. Основываясь на этом положении, мы предполагаем, что в ходе этого профессионального развития изменяется и профессиональная идентичность, а именно, чем выше курс обучения, тем выше уровень профессиональной идентичности студентов. Для достижения поставленных задач в данной работе использовался метод тестирования с помощью комплекса методик: Тест на профессиональную идентичность (Л.Б. Шнейдер); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов); опросник диагностики профессиональной идентичности студентов (А.А Озерина).

В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов Забайкальского государственного университета, в количестве 47 человек. Из них 14 студентов 1 курса, 12 студентов 2 курса, 11 студентов 3 курса и 10 студентов 4 курса, обучающихся по программам бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для исследования профессиональной идентичности студентов – будущих психологов, мы использовали методику изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). На основании качественного анализа мы выявили такие показателиу студентов 1 курса: сформированную профессиональную идентичность имеют 23%, статус профессиональной идентичности «Мораторий» имеют 54% студентов, 23% имеет статус профессиональной идентичности «Неопределённая». У 2 курса выявлены такие показатели:сформированную профессиональную идентичность имеют 25% студентов, статус профессиональной идентичности «Мораторий» имеют 58% студентов, 17% имеет статус профессиональной идентичности «Неопределённая». Среди студентов 3 курса сформированную профессиональную идентичность имеют 64%, статус профессиональной идентичности «Мораторий» имеют 27% студентов, и 9% имеет статус профессиональной идентичности «Неопределённая». На 4 курсе у студентов обнаружены следующие показатели: сформированная профессиональная идентичность у 60% студентов, статус профессиональной идентичности «Мораторий» выявлен у 40% студентов, студентов имеющих статус профессиональной идентичности «Неопределённая» не выявлено.

По результатам данной методики мы можем заметить, что статус профессиональной идентичности «Сформированная» студенты приобретают ближе к выпускному курсу.

С целью изучения профессиональной идентичности студентов – будущих психологов мы обратились к тесту на профессиональную идентичность Л.Б. Шнейдер. Результаты тестирования представлены в таблице:

Уровни профессиональной идентичности

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

очень низкий

14,3%

8,3%

0%

0%

средний

14,3%

16,7%

0%

0%

высокий

14,3%

25%

27%

40%

очень высокий (псевдо высокий)

57,1%

50%

73%

60%

Опросник диагностики проф. идентичности студентов А.А. Озериной позволил нам так же выявить статус профессиональной идентичности студентов – будущих психологов. Результаты данного исследования так же представлены в таблице:

Статус профессиональной идентичности

Достигнутый

Мораторий

Предрешённый

Диффузный

1 курс

57,1%

28,6%

14,3%

0%

2 курс

41%

25%

17%

17%

3 курс

73%

27%

0%

0%

4 курс

50%

40%

0%

10%

Можно отметить, что развитие структуры самосознания всё же имеет определённую динамику. Показатели достигнутой профессиональной идентичности ко 2 курсу снижаются, но затем, на 3-4 курсе, восстанавливаются, что свидетельствует о нормальном процессе развития профессиональной идентичности и подтверждает выдвинутую гипотезу.

Анализируя результаты, полученные комплексом методик, можно заметить, что «идеальной картины», где у всех студентов 4 курса была бы сформирована профессиональная идентичность, мы не обнаружили. Это может объясняться тем, что профессиональный выбор был сделан ими в своё время неосознанно.

На основе проведённого нами эмпирического исследования нам удалось достичь поставленную в настоящей работе цель и проверить выдвинутую гипотезу. В ходе профессионального развития изменяется профессиональная идентичность, а именно, чем выше курс обучения, тем выше уровень профессиональной идентичности студентов.

Полученные результаты мы можем оценить как предварительные, так как для глубины исследования стоит рассмотреть больше показателей, расширить выборку. Дальнейшая работа по данной теме предполагает разработку и реализацию развивающей психолого-педагогической программы, направленную на развитие профессиональной идентичности студентов – будущих психологов. В рамках проведённого исследования цель работы была достигнута, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.,1994. С. 118– 119

Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. С. 13

Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во Моск. соц.-психол. ин-та; Воронеж: Изд-во «МОДЕК», 2004. – 600 с
6

Просмотров работы: 88