Проблема внедрения онлайн-касс субъектами малого и среднего предпринимательства - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблема внедрения онлайн-касс субъектами малого и среднего предпринимательства

Филиппова К.А. 1
1БФ РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный закон №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» является основным нормативным правовым актом, определяющим порядок и правила применения кассового оборудования в сфере торговли на территории России. Положения закона напрямую затрагивают предпринимателей, использующих при осуществлении свой деятельности различные виды контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). Согласно данному закону, ККТ - это электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие их передачу в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники [1].

5 июля 2016 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определивший новый порядок применения ККТ. Главной его особенностью стала обязанность предпринимателей перейти на расчёты с применением, так называемых, онлайн-касс.

Онлайн-касса – аппарат с фискальным накопителем, который передает данные финансовых расчетов в режиме онлайн сначала фискальному оператору, а затем в контролирующий орган (ФНС). Таким образом, данные о движении денежных средств моментально передаются в контролирующие органы.

Цели данного нововведения предельно ясны: это создание автоматизированной системы учета доходов и расходов и контроля деятельности предпринимателей со стороны налоговых органов; обеспечение добросовестной конкуренции; сокращение теневого сегмента рынка. Введение ККТ подобного образца также является шагом на пути цифровизации экономики России.

Как и большинство нормативных правовых актов, закон № 54-ФЗ предусматривает ряд исключений. В статье 2 дан перечень организаций, освобождённых от обязательного применения ККТ. К ним относятся:

Кредитные организации;

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие определенные виды деятельности (продажа газет и журналов; обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий; торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой в розлив; ремонт и окраска обуви и др.);

ИП, применяющие патентную систему налогообложения (за некоторым исключением);

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях;

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах;

Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы;

ИП и организации, не работающие с физическими лицами и осуществляющие расчеты в безналичном порядке [1].

Переход к применению онлайн-касс предусматривал 3 основных этапа:

С 01 июля 2017 года – «основной» период. Все кассы обязаны подключаться к Интернету и отправлять электронные версии чеков в налоговую. Старая ККТ должна быть перерегистрирована или снята с учета. Регистрировать в ФНС можно только кассы нового образца;

С 01 июля 2018 года – начало применения онлайн-касс предпринимателями, для которых их использование до сих пор не было обязательным - ИП с наемными работниками (за исключением сферы услуг населению и некоторых других);

С 01 июля 2019 года — установить онлайн-кассы и выдавать фискальный чек должны все субъекты предпринимательской деятельности (за исключением перечисленных в ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ).

Однако, после своего вступления в силу закон вызвал волну негодования и возмущений в предпринимательской среде. Особенно остро обязанность перехода восприняли субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).

20 сентября 2017 года, всего после 2,5 месяцев с начала основного этапа, Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Калинин обсудил проблему перехода на онлайн-кассы на встрече с Президентом Российской Федерации. В ходе её проведения Калинин поделился мнением о том, что «…темпы, заложенные в действующем законе, чреваты тем, что это невозможно будет выполнить и бизнесу, и самим производителям <…> такое [огромное в масштабах всей страны] количество предпринимателей просто по своим компетенциям не успеет к установке: по подготовке сотрудников и так далее» [3].

В связи с этим было внесено предложение об изменении сроков перехода предпринимателей на применение ККТ нового вида в сторону их увеличения. «К примеру, что-то оставить на 2018 год, причём не на 1 июля, а, может быть, чуть позже (как показал опыт этого года, это было всё равно сдвинуто на осень), второй этап – на 2019 год и третий этап – на 2020 год. Это первое, что бы мы предложили, общаясь с бизнесом»- посоветовал Александр Калинин. В свою очередь, В.В. поддержал данное предложение, отметив, что «торговые предприятия должны перейти, как и договаривались, к середине следующего года <…> остальные виды бизнеса, в зависимости, конечно, от этих видов, можно перенести на год» [3].

В конечном итоге, инициатива «ОПОРЫ России» не осталась незамеченной. 23 мая 2019 года Государственная Дума приняла в третьем чтении проект закона, предусматривающий продление срока неприменения контрольно-кассовой техники для индивидуальных предпринимателей, применяющих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентную систему налогообложения и не имеющих работников до 1 июля 2021 года.

Помимо темпов перехода, субъекты МСП (в особенности микропредприятия) столкнулись с еще одной, более значительной проблемой – это размер финансовых издержек при установке и обслуживании ККТ.

Согласно данным ФНС России, по состоянию на 10.01.2020 г., в реестре малых и средних предприятий было за регистрировано 5 916 906 предприятий, из которых 5 675 756 - это микропредприятия. Это более 95% (!) от всех субъектов МСП, зарегистрированных в нашей стране. И именно эти предприятия столкнулись с наибольшими проблемами обязательного перехода на онлайн-кассы, главной из которых, как уже отмечалось выше, является цена установки и обслуживания нового оборудования.

Юрист правового департамента HEADS Consulting Константин Ханин считает, что для малого бизнеса новые правила торговли скорее пагубны, чем положительны. Поскольку изменения связаны с переоборудованием старой техники или покупкой онлайн-кассы, такие предприниматели понесут значительные расходы, а объемы их прибыли с трудом смогут покрыть подобные затраты [4].

По различным оценкам, цена перехода на онлайн-кассы варьируется в пределах от 30 тыс. до 60 тыс. рублей за одну единицу оборудования. В связи с нововведениями отпала необходимость в услугах центров технического обслуживания, а цена необходимого договора с оператором фискальных данных составляет примерно 3—4 тыс. рублей. (в Таблице 1 представлена средняя стоимость покупки и обслуживания ККТ, по данным ЮниКредит Банка.)

Таблица 1

Статьи расходов

Стандартные расходы на одну единицу ККТ (усредненные)

1

Покупка кассы нового образца

~ 30 тыс. рублей

2

Доставка и подключение

1,5 тыс. рублей

3

Приобретение/обновление кассового ПО

В зависимости от вида ПО / отрасли / поставщика

4

Заключение договора с ОФД

3 тыс. рублей / год

5

Заключение договора с оператором связи (Интернет)

4 тыс. рублей / год

6

Регистрация кассы в ФНС

2 тыс. рублей

7

Покупка КЭП (электронная подпись)

1,5 тыс. рублей

Итого

~ 42 тыс. рублей

Прибавив сюда расходы на обучение персонала работе с онлайн-кассами, которые составляют около 5 тыс. рублей, получим, что затраты уже приближены к 50 тыс. рублей. Конечно, для одних предприятий сумма в 50 тыс. рублей покажется незначительной, но для других она станет неподъемной.

Негативным моментом можно считать и постоянное давление со стороны государства, так как при применении ККТ информация о кассовых операциях будет сразу передаваться в контролирующий орган (ФНС). Это чревато тем, что при совершении малейшей непреднамеренной ошибки ответственность за ее совершение наступит значительно быстрее.

Отсутствие кассы нового образца или нарушение правил ее использования влечет наложение достаточно крупного административного штрафа. Так, за осуществление деятельности без применения ККТ нового образца, индивидуальные предприниматели заплатят штраф в размере 25-50% от суммы расчета, но не менее 10 тыс. рублей. Юридические лица при совершении того же правонарушения получат более солидный штраф - 75-100% от оборота без применения онлайн-кассы, но не менее 30 тыс. рублей. При совершении подобного правонарушения повторно, сумма штрафа может достигнуть 1 млн. рублей. Получается, что предприниматель или торговая организация будет находиться под постоянным контролем и испытывать непрерывное давление.

Хотя государство и пытается облегчить переход к применению ККТ нового образца путем предоставления льгот и отсрочек, однозначно можно сказать, что ряд субъектов предпринимательской деятельности просто не смогут вынести финансовой нагрузки, связанной с введением онлайн-касс и будут вынуждены уйти с рынка.

Список литературы:

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359//;

Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200743/;

Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ – (дата обращения: 28.01.2020).

Банки.ру – финансовый супермаркет. Вклады, кредиты, ипотека , страховые и инвестиционные продукты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.banki.ru – (дата обращения: 28.01.2020).

Просмотров работы: 16