Вполне очевидно, что главной целевой установкой любой образовательной системы являются связанные между собой процессы обучения, воспитания и развития личности. Показателями, успешности для них будет являться непосредственно достигнутый результат позитивного характера, для достижения которого используются всевозможные разнообразные методы, средства, технологии обучения, а также научно-педагогические подходы, одним из наиболее востребованных среди которых сегодня является так называемый «системно-деятельностный» подход.
На сегодняшний момент времени, в образующихся и постепенно создаваемых и дорабатываемых условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, основополагающими становятся вопросы приобретения учащимися не только уже привычной систематизированной совокупности знаний, умений и навыков в их деятельности образовательного характера, содержания и наполнения, но также и новых личностных образований когнитивного характера, которые сегодня именуются так называемыми «компетенциями».
Понятия «компетентность» и «компетенции» заложены в саму основу системно-деятельностного подхода, который, отметим, также выполняет функцию фундамента для уже упомянутых федеральных государственных образовательных стандартов. Понимать под «компетенциями» ни что иное, как «определенный круг вопросов, явлений, в которых лицо обладает определенной осведомленностью, знанием, умением их применять», а под «компетентностью» понимаем уже свершившееся развитие личности и ее характеристику, Мы наблюдаем необходимость обращения к сути, сущности и формам уже упомянутого чуть выше так называемого системно-деятельностного подхода, тем более, что современные исследователи повсеместно подчеркивают его результативный и эффективный в плане его использования в действующей образовательной парадигме, при этом обращая внимание на богатую историю его развития и становления непосредственно в педагогической науке и образовательных структурах, уже с 1985 г., когда в отношении описываемого подхода было введено данное понятие особого рода.
Собственно, высокая теоретическая и практическая значимость рассматриваемого в данном параграфе подхода лишний раз подчеркивается тем, чьи научные изыскания были положены в основу системно-деятельностного подхода, а именно: Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многих других личностей отечественной педагогики, психологии и иных, смежных с ними наук, обращенными в первую очередь на достижение как можно более положительных результатов детского развития и включения детей в социальную жизнь в качестве развитых и полноценных личностей.[1]
Как мы уже сказали, системно-деятельностный подход при своем создании учитывал сложение и сращивание различных характеристик, методик и функциональных условий существования двух подходов с явной высокой степенью результативности, что и предопределило выделение основных сущностных черт исследуемого подхода, основным среди которых принято выделять базирование на понятии деятельности человека. От деятельностного подхода к системно-деятельностному подходу досталось особое и пристальное внимания на так называемую «взаимодеятельность», что есть, по сути, совместная деятельность воспитуемых, основанная на их общении и коммуникации как основного условия достижения поставленных результатов самых высоких уровней и степеней.
Отмечая универсализм данного подхода, еще А. Дистервег говорил о том, что учитель обязан быть не просто передатчиком знаний, но и полноценным организатором учебно-исследовательской деятельности, что, на наш взгляд, является адекватным видением образовательных процессов и процессов развития личности учащегося в современном мире. Помимо этого, системно-деятельностный подход исходит из того, что в результате образовательных процессов учащиеся должны овладевать предметными, метапредметными и личностными результатами, что вытекает из самих новых технологий и концепций построения образовательного процесса при учете современных новшеств и веяний в мировых системах образования.
Как мы уже сказали ранее, рассматриваемый и изучаемый нами подход ложится в основу образовательных стандартов, который на сегодня являются основными документами в условиях развития и перестроения российской системы образования. Под «универсальными учебными действиями» сегодня обычно понимают совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые направлены на обеспечение его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений при умении правильно и верно организовывать этот самый процесс.[2]
В современной образовательной парадигме (при учете сложения элементов и результатов действия системно-деятельностного и компетентностного подходов) наблюдается ситуация нового рассмотрения всех образовательных этапов, которые своей основной целью имеют достижения высокого образовательного уровня учащихся при отсутствии конфликтов в совмещении данных подходов, что отмечается специалистами в сфере образования, будь то практикующие педагоги, методисты или же иные работники сферы образования, которые имеют представление о том, как и на каких основах функционирует действующая система образования и на что она вообще нацелена в своей сути и процессах исполнения данной сути посредством конкретных шагов и ступеней.
Учитель на сегодняшний день помимо простой передачи знаний, умений и навыков, стремится к развитию личностных качеств. Это способность быстро ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, осваивать новые области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.[3]
Таким образом, подводя своеобразные итоги данному параграфу, мы можем с полной уверенностью сказать, что системно-деятельностный подход, являющийся основой федеральных государственных образовательных стандартов, направлен на изменение современной школьной системы образования РФ, потому, как имеет явные модернизационные направленности и наклонности при своем исключительно полезном и практическом характере.
Список литературы:
1) Аксенова, Н. И. «Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов»//Теория и практика образования в современном мире.2012.С.140-142
2) Холкина, Л.В. «Формирование метапредметных результатов обучения школьников на основе системно-деятельностного подхода»// Институт развития образования Республики Башкортостан.
3) Дозморова, Е.В., Новая система оценивания образовательных результатов, Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса// Сост. Т.В. Расташанская. Томск: ТОИПКРО, 2010